Электронная коммерция в социальных сетях: рынок приложений для социальных сетей

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Буквально за год в России возник новый многомиллионный рынок в электронной коммерции социальных сетей — рынок приложений для социальных сетей.

Ключевые слова:

электронная коммерция, электронная торговля, социальные сети
Цитировать публикацию:
Электронная коммерция в социальных сетях: рынок приложений для социальных сетей – С. 256-261.

Elektronnaya kommertsiya v sotsialnyh setyakh: rynok prilozheniy dlya sotsialnyh setey. , 256-261. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Буквально за год в России возник новый многомиллионный рынок в электронной коммерции социальных сетей — рынок приложений для социальных сетей. Приложение для социальной сети представляет собой программу (виджет) разработанную сторонним разработчиком на технологии flash встраиваемую в социальную сеть. У программы имеется доступ к данным пользователей установивших приложение на свою личную страницу в социальной сети: фотографии, видео, аудио список друзей и т.д. По сути, приложение является дополнительным функционалом для социальной сети, возможности и мониторизация которого ограничены лишь правилами социальной сети Основной рынок приложений для социальных сетей в России сейчас поделён между 2-мя социальными сетьми:

  • vkontakte.ru с аудиторией более 60 миллионов человек (2007 одобренных приложений)
  • мой мир на mail.ru с аудиторией более 40 млн. человек (по количеству приложений точных данных нет)
  • Среди деловой интернет-тусовки «В контакте» с его половиной российского трафика считается отдельной империей. В апреле 2008 года «империя» открыла очередь на присягу. Разработчикам сторонних приложений стал доступен API сайта, то есть программный интерфейс, обеспечивающий взаимодействие соцсети и приложений. «Весной 2009 года на сайте „В контакте“ была пустыня, и возникшие приложения набирали огромную аудиторию буквально за месяц»,- вспоминает Юрий Безнос, независимый разработчик. Его приложение «Переводчик» работает со словами и фразами почти из 50 языков. Сегодня число установок «Переводчика» подошло к 2 млн. «Нигде еще я не мог бы собрать аудиторию такого размера, в такие сроки и с такими ресурсами», — говорит Юрий. Например, авторы приложения «Коктейль другу», с помощью которого можно виртуально распить с френд-листом «Дом Периньон» или водку «Журавли», тоже были в шоке от темпов роста детища. Запустив его в конце мая, киевлянин Артем Насенюк рассчитывал получить к июню 50 тыс. пользователей, но в первый же день перевыполнил этот план. В октябре 2009 года в «Коктейле» состояли больше 2,5 млн. человек. Mail.ru и «В контакте», долями в которых владеет Digital Sly Technologies, делят рынок игр в социальных сетях объемом около $30 млн. в год. Mail.ru отменила для разработчиков игр комиссию с доходов, а «В контакте» попросила их не размещать результаты своего труда в конкурирующих проектах. Mail.ru сообщила, что больше не будет взимать комиссию с доходов разработчиков приложений для социальных сетей. Она готова бесплатно рекламировать лучшие из приложений и даже вкладывать деньги в их разработку. Компания объявила об этом вскоре после того, как социальная сеть «В контакте» предложила разработчикам принять меры для того, чтобы их приложения не могли работать «в других социальных сетях СНГ». Сообщение такого содержания опубликовал основатель «В контакте» Павел Дуров, объяснив это желанием привести размещение приложений на веб-сервисах в пределах территории СНГ к единому стандарту. Mail.ru же решила не извлекать краткосрочную прибыль из рынка приложений для социальных сетей, пока он находится на ранней стадии развития, а инвестировать в него, говорит ее гендиректор Дмитрий Гришин. Введет ли Mail.ru комиссию заново, когда она сама привлечет достаточно разработчиков, а рынок вырастет, Гришин не говорит. Раньше комиссия, которую Mail.ru взимала с разработчиков от продажи игр и других приложений, составляла в среднем 50%, сказал близкий к этой компании источник. Аналогичные условия и у «В контакте», сообщили два менеджера компаний — производителей игр. Крупнейшая китайская социальная сеть QZone, по собственным данным, заработала на рекламе всего 12% выручки, а остальное — на приложениях (абсолютные цифры она не раскрывает). В России рынок игр для социальных сетей составит по итогам 2009 г. $30 млн., оценивают основатель выпускающей такие игры компании Drimmi Никита Шерман и вице-президент по развитию бизнеса холдинга Astrum Online Всеволод Леонов. Astrum уже адаптировала игру «Легенда: Наследие драконов» для сети «В контакте» и разрабатывает еще около 20 игр для соцсетей, говорит он. Пока же около половины рынка занимает всего одна игра — «Счастливый фермер» от компании I-Jet, приносящая около $1 млн в месяц, говорит Шерман (в I-Jet не ответили на запрос «Ведомостей»). Игры такого типа, так называемые виртуальные миры, самые привлекательные: именно они удерживают верхние строчки в топ-100 крупнейшей социальной сети мира Facebook, констатирует Шерман. Темпы роста этого рынка будут взрывообразные — в два-три раза за 2010 г., прогнозирует Леонов. Astrum пока наблюдает за борьбой социальных сетей, комментирует Леонов ситуацию вокруг Mail.ru и «В контакте», но, как сильный разработчик игр, всегда будет в выигрыше. Без контента социальным сетям не выжить, уверен Шерман, и это делает разработчиков приложений важным звеном между сетями и пользователями: они никогда не будут зависеть от одной, пусть и крупной площадки. Пока российские разработчики зарабатывают в сети «В контакте», они зависят от нее, не согласен менеджер другого разработчика игр. В том, что правила размещения приложений в социальных сетях будут стандартными, нет ничего плохого и логично, что этим занялся сильный участник рынка — «В контакте», говорит гендиректор производителя игр Alawar Entertainment Александр Лысковский. Но было бы лучше, если бы разработали этот стандарт несколько игроков, считает он. Представитель «В контакте» не ответил на запрос «Ведомостей». Стремясь запрыгнуть в только что тронувшийся поезд, в начале октября инвестиционная компания AddVenture выделил $300 тыс. на финансирование стартапов, создающих приложения на платформах соцсетей. По $2-3 тыс. на старт одного приложения достаточно, считает Елена Масолова, еще столько же можно вложить на последующие версии программы, если она покажет себя с лучшей стороны. У Масоловой, рассчитывающей заработать не менее 20 руб. на каждый вложенный рубль, есть все основания не быть расточительной. Только что она вернулась с конференции в Стэнфордском университете, которую устроил fbFund, учрежденный сетью Facebook для финансирования наиболее перспективных приложений к ней же. Фонд емкостью $10 млн. на инвестиции пока тратит копейки. «Я была удивлена, узнав у разработчиков приложений, что они получили в среднем $10-15 тыс. на все расходы»,- признается Елена. Впрочем, низкая цена входного билета оборачивается против венчурного капитала: в активе fbFund только 30 неярких проектов из 350 тыс. apps (приложений), насчитываемых сегодня в Facebook. Соцсеть и не стремится налагать на себя функции инвестора, рассматривая fbFund как репутационную затею и предпочитая получать 50% прибыли независимых приложений. По оценкам члена совета директоров Facebook Марка Андреессена, до дележа с платформой выручка разработчиков apps в этом году составит около $500 млн. (плюс 300% к результату 2008-го). $250 млн. из них получит соцсеть, что составит примерно 60% всех ее доходов, не считая прибыли производителя игровых приложений Playfish, долей в котором владеет Facebook. И это лишь часть многомиллиардного оборота apponomics — экономики приложений, размножающихся прежде всего на социальных хабах. Отец монетизации сервисов «Мамбы» и «Одноклассников» Никита Шерман уже ходит с сотрудниками своего нового стартапа на ланч в «Ереван плаза». Однако об инвесторах компании по созданию приложений для соцсетей он говорит с осторожностью: «Не все бумаги еще подписаны. Компания будет принадлежать мне — ради своего бизнеса я и ушел из „Одноклассников“. Но с привлечением стороннего капитала». Заручившись финансовой поддержкой, Шерман намерен занять самую обжитую нишу — игровые сервисы. "$300 тыс. совершенно недостаточная сумма для прорыва на рынке",- комментирует он инициативу конкурентов из AddVenture. И напоминает, что в компанию Zynga, лидера игрушек на Facebook, было вложено $39 млн. Но оно того стоит. «Игры легко монетизировать. Сегодня рынок социальных игр оценивается в $500 млн, через два-три года он вырастет до $10 млрд за счет числа играющих. Еще в 2008 году играли 50 млн пользователей сетей, в 2009-м — уже 250 млн»,- убеждает Шерман. «Мы на рынке мух-дрозофил, где приложения в силу своей примитивности быстро умирают, но их рождается еще больше»,- добавляет Алиса Чумаченко, вице-президент по маркетингу и рекламе холдинга Astrum Online Entertainment. Управляющий парнер студии PRC Игорь Веретенников объясняет предпочтение соцсетей разработчиками тем, что ни одна мобильная платформа в России не может дать 45 млн пользователей. «iPhone у нас 400 тыс., а смартфонов Nokia не более миллиона — это маленькие рынки»,- считает он. Кроме того, функциональные возможности приложений на компьютерных устройствах значительно выше возможностей мобильных. Приложения в последних — это все-таки продукты, рассчитанные на общение тет-а-тет с телефоном, продолжает перечислять платформенные преимущества соцсетей Елена Масолова, а социальные сети дают простор взаимодействия в онлайне. Вероятно, соцсети — самый легкодоступный и привлекательный сегмент будущего рынка платформ, первый фронт атаки стартаперов. Друзья Елены Масоловой, даже не имея образования программистов, сумели сделать приложение «Домик у моря», став посредниками между теми, кто хочет снять жилье в Крыму или Таиланде. Затраты на такой продукт невелики. Иной масштаб у многопользовательской онлайн-игры. Например, приложение «Счастливый фермер» стартовало в апреле прошлого года в социальной сети «В контакте» и с тех пор принес около $20 млн, рассказал «Ведомостям» Алексей Костарев — основатель компании I-Jet, которая издала игру. Это абсолютный рекорд для российского рынка игр для соцсетей, объем которого в 2009 г. составил около $30 млн, говорит Никита Шерман — основатель разработчика игр Drimmi (конкурент I-Jet). «Счастливый фермер», по словам Костарева, был разработан китайской компанией Elex. I-Jet лицензировала игру в России. Она, говорит Костарев, серьезно переработала структуру игры, перевела ее на русский язык и добавила «интригующее» условие: пользователю надо пригласить в игру трех друзей. За первые две недели «фермер» набрал 1 млн. игроков. «Счастливый фермер» позволяет игрокам выращивать растения и животных на собственной виртуальной ферме; игра бесплатная, но пользователи могут совершать покупки, за которые расплачиваются «голосами», а «голоса» они покупают у «В контакте» за настоящие деньги (путем посылки sms или с помощью электронных денег). Затраты I-Jet на игру Костарев подсчитать затруднился: менеджеры компании работают параллельно над несколькими проектами. Расходы на локализацию и серверы сравнительно невелики — Шерман из Drimmi оценивает их в несколько десятков тысяч долларов. $20 млн. делятся между социальными сетями, издателем и разработчиком, рассказывает Костарев. «В контакте» забирает около половины выручки, четверть издатель отчисляет разработчику, четверть оставляет себе — такую раскладку дает источник в крупном производителе игр. Костарев это не комментирует. Игры стали серьезным инструментом монетизации трафика социальных сетей. Они составляют существенную часть доходов «В контакте», рассказывает исполнительный директор сети Лев Левиев: выручка от игр «примерно равнозначна по объему» выручке от рекламы и от платных сервисов. По оценке ИК «Финам», на игры приходится 20-25% выручки «В контакте», а саму выручку инвесткомпания оценивает в 1-1,2 млрд. руб. (около $38 млн.). В 2010 г. российский рынок игр для социальных сетей вырастет втрое — примерно до $100 млн., прогнозирует вице-президент Mail.ru по развитию международного бизнеса Всеволод Леонов. Mail.ru, купив этой зимой разработчика игр Astrum Online, уже тоже зарабатывает на играх для соцсетей. У нее своя игрушка — «Любимая ферма», она приносит Mail.ru более $1 млн. в месяц при затратах на разработку в несколько десятков тысяч долларов, говорит менеджер Mail.ru. Всего у Mail.ru 77 таких игр, но «ферма» - самая популярная. Есть свои «фермы» и у американцев. В 2009 г. Farmville от американской Zynga стала самой популярной игрой в Facebook, в феврале в нее играли 22,5 млн. пользователей. Всего Zynga заработала в 2009 г. более $100 млн., а ее конкурент Playfish — около $50 млн. (данные Sharepost). Кратный рост месячных и квартальных прибылей приложений сопровождается рисками. Правила игры устанавливает платформа, к которой с этой точки зрения предъявляются требования предсказуемости. «Монетизацией своего основного приложения „Переводчик“ я занялся только в сентябре, так как все лето правила размещения приложений менялись несколько раз в месяц, и это очень сильно влияло на планирование какой-либо монетизации»,- рассказывает Юрий Безнос. Весной он потратил много сил на создание механизма рекомендаций учебной, языковой литературы. Предполагалось, что пользователь сможет не только ознакомиться с товаром, но и купить его. Это требовало перехода на внешний сайт — книжный магазин. А уже в начале лета стало ясно, что все переходы на внешние сайты «В контакте» объявит вне закона как уводящие трафик. Если Безнос потерял только время, то Игорь Веретенников — деньги. Несколько его приложений, общее число установок которых, по данным журнала Секрет Фирмы, составляло около 6 млн., а доход от них — около 700 тыс. руб. в месяц, были ориентированы на рекламу внешних ресурсов. Так что после запрета ссылаться на сайты-заказчики рекламы создатели приложений потеряют целый сегмент рынка. Но они готовы списать эти потери на смутное время рождения нового рынка — с его заоблачными прибылями и нежданными убытками. Пока в России конкурируют только приложения, а не платформы, apponomics остается зоной высокорискового «фермерства». Из вышесказанного можно сделать вывод, что рынок электронной коммерции приложений для социальных сетей в России пока ещё свободен для индивидуальных разработчиков и начинающих IT компаний, но в ближайшее время могут придти игроки с крупными инвестициями и ситуация может кардинально измениться т.к. входной билет на столь лакомый рынок подорожает в несколько раз.



    Издание научных монографий от 15 т.р.!

    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
    В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



    Источники:
    1. Газета “Ведомости” - 24.03.2010, 51 (2569), 03.11.2009, 208 (2478)
    2. Журнал «Секрет Фирмы» № 11 (292) от 02.11.2009
    3. http://habrahabr.ru
    4. http://www.webplanet.ru/business
    5. http://mail.ru
    6. http://vkontakte.ru