Этапы подготовки выхода прорывной инновации на рынок

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В последнее время на государственном уровне широко обсуждаются возможности перехода российской экономики на инновационный путь развития, при этом особый акцент ставится на необходимости внедрения инноваций, способных обеспечить технологический прорыв. Однако само понятие таких инноваций, а также особенности продвижения их на рынок не являются детально проработанными.

Ключевые слова:

инновации, инновационное развитие, инновационные циклы, прорывные инновации, длинные циклы
Цитировать публикацию:
Этапы подготовки выхода прорывной инновации на рынок – С. 165-170.

Etapy podgotovki vyhoda proryvnoy innovatsii na rynok. , 165-170. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




В последнее время на государственном уровне широко обсуждаются возможности перехода российской экономики на инновационный путь развития, при этом особый акцент ставится на необходимости внедрения инноваций, способных обеспечить технологический прорыв. Однако само понятие таких инноваций, а также особенности продвижения их на рынок не являются детально проработанными. В зарубежной и отечественной литературе предлагается большое количество классификаций инноваций по различным основополагающим признакам. И хотя практически все исследователи отмечают, что существует особый вид инноваций, который вызывает значительные изменения в развитии мировой экономики и приводит к переходу на новый технологический уровень, не существует единого термина для его обозначения. Как правило, используются различные термины: радикальные, базисные, технологические, эпохальные, прорывные и даже подрывные. При этом таким терминам, как радикальные, технологические и базисные инновации даются разные определения в разных работах, что неизбежно приводит к определенной путанице в определении предмета исследования. С нашей точки зрения наиболее удачным является термин прорывная инновация, который достаточно точно отражает сущность этого явления. Прорывные инновации — крупнейшие изобретения, которые становятся основой революционного прорыва в технике, формирования новых ее направлений, создания новых от­раслей. Совокупность таких инноваций обеспечивает переход к новому технологическому укладу. Для того чтобы прорывная инновация была воспринята экономикой необходимы определенные условия, которые определяются так называемыми длинными циклами экономической конъюнктуры, примерно, которые были открыты и исследованы великим русским экономистом Н. Д. Кондратьевым в 1920-х годах [2]. В его исследованиях была всесторонне обоснована закономерность связи между «повышательными» и «понижательными» стадиями этих циклов и волнами крупных технических изобретений и их практическим использованием. В соответствии со схемой предыдущих укладов революционные инновации развиваются в период депрессий, поэтому современный мировой экономический кризис может стимулировать появление прорывных идей, которые необходимо целенаправленно выявлять с учетом тенденций мирового развития и продвигать. Наиболее важным этапом продвижения прорывных инноваций является подготовка. Он состоит из трех последовательных этапов. На первом этапе продвижения прорывной инновации на рынок как и любого другого продукта проводится исследование рынка. Однако в данном случае имеются существенные отличия, так как традиционное исследование рынка предполагает анализ данных о конкурентах (аналогах), о клиентах, и соответствующие сравнение. В ситуации с прорывными инновациями у продукта/технологии нет аналога, и фактически объектом исследования является еще несуществующий рынок еще несуществующего товара и возникает вероятность подмены реального рынка желаемым. Основной задачей на этом этапе является выявление потенциальных потребителей и, главное, их проблем, которые можно было бы решить при помощи прорывной инновации, в этом случае базой для сравнения могут стать существующие способы решения проблемы потребителями (рис. 1). Рисунок 1. Исследования рынка прорывных инноваций Для этого необходимо проанализировать, какие существуют способы выполнить проблему в данный момент. При этом потребители, нашедшие способ решения проблемы каким-то другим способом являются первыми кандидатами в потребители, при условии, что инновация предложит существенно более дешевый способ ее решения. Поэтому на этом этапе необходимо проанализировать все способы решения проблемы, выявить конкурентов, предлагающих такие способы, а также проанализировать затраты потребителя на решение проблемы и степень его удовлетворенности соотношением затраты/качество, определить наиболее успешных конкурентов. При этом немаловажную роль сыграет стоимость перехода на новую технологию, поскольку если компании вложили значительные средства в существующую технологию, они согласятся на дополнительные затраты только при существенной прибыли в перспективе. Также при оценке потенциального рынка прорывной инновации необходимо проанализировать количество так называемых непотребителей, которые не вообще не решают данную проблему, поскольку существующие способы решения являются для них недоступными в силу цены или по каким-то другим причинам. Они могут стать потребителями прорывной инновации, если она будет им доступна. Здесь будет необходимо придумать, как заинтересовать этих людей использовать данную инновацию. В связи с тем, что отличительной чертой прорывных инноваций является возможность их широкого применения в различных отраслях народного хозяйства, необходимо постоянно возвращаться к этапу определения проблем, которые могут быть решены при помощи прорывной инновации у новых групп потребителей в том числе и других отраслях. Вторым этапом подготовки продвижения прорывной инновации на рынок является определение концепции прорывной инновации (рис. 2). При разработке стратегии продвижения прорывной инновации необходимо проанализировать тенденции мирового развития науки и экономики, применение цитат-индекса, а также коннект-индекса позволяет выявить наиболее актуальные разработки на сегодняшний момент, а также на перспективу. В эту базу должны войти разработки в данной области, области применения, стадии разработки, а также сравнительный анализ. Фактически эта база данных будет позволять проводить анализ не только спроса, но и предложения. В ней будут отражены те потребители, имеющие проблему, которую можно решить при помощи данной инновации, и которые стали бы использовать ее, если бы им были предложены более выгодные условия. Так же эта база будет включать информацию о «непотребителях», которые не осознают такой проблемы, но могли бы заинтересоваться, если до них донести, что в их жизни появятся дополнительные удобства и это не потребует от них дополнительных значительных затрат. Рисунок 2. Определение концепции прорывной инновации На основе созданной базы данных осуществляется генерация идей. При проведении этой работы можно обратиться за помощью к нескольким категориям специалистов. На данном этапе используются следующие методы маркетинговых исследований: · Кабинетные исследования; · Полевые исследования; · Глубинные интервью с представителями целевой аудитории, прежде всего с теми, кто уже нашел способы решения проблемы. · Экспертные интервью. Итоговым шагом на этом этапе становится мозговой штурм с целью выбора наиболее перспективных направлений работы на ближайшую и более долгосрочную перспективу. Анализируя существующие способы решения проблемы, необходимо выявить те выгоды и недостатки, которые получают потребители именно от этого способа, здесь можно предложить использование бенчмаркинга как инструмента формирования цикла непрерывного совершенствования еще на стадии разработки продукта. Концепция бенчмаркинга предполагает итерационные действия по выявлению ключевых факторов успеха, поиску наилучшей практики и внедрению ее у себя. Постоянная обратная связь и позволит создать продукт, который завоюет рынок. Третьим этапом подготовки выхода прорывной инновации на рынок является разработка маркетинговой стратегии, первым шагом при этом должно стать определение параметров прорывной инновации (рис. 3). Рисунок 3. Разработка маркетинговой стратегии прорывной инновации

К инновациям, которые обеспечат переход к шестому технологическому укладу, относятся материалы с заранее заданными свойствами, то есть предполагается, что создаются материалы, удовлетворяющие запросы потребителей. На втором этапе при определении концепции прорывной инновации были выявлены ключевые факторы, которые важны для выполнения «поручения», на этом этапе определяется, какие именно параметры может иметь разрабатываемая прорывная инновация. На основе заданных параметров проводится НИОКР данного продукта, а также проводится оценка эффективности инновации. При оценке эффективности имеет смысл говорить о тех эффектах, которые даст инновация при ее коммерциализации.

Следующим шагом является определение целевой аудитории. В случае с прорывной инновацией, как мы уже говорили, речь может идти о двух категориях потребителей. Обе категории потребителей могут начать пользоваться прорывным продуктом, если это не потребует от них значительных финансовых и других затрат. Эти факторы необходимо учитывать при формировании ценовой политики. По выполнении этих действий разрабатывается маркетинговая стратегия прорывного продукта, которая будет содержать такую информацию, как бизнес-модель, рынки сбыта и концепция позиционирования, выбор партнеров, ценовая политика. Теперь можно заниматься финансовым обеспечением проекта и приступать к его коммерческой разработке. По мнению великого экономиста 20-го века Й. Шумпетера [3] внедрение инноваций в экономику вызывает так называемый «вихрь созидательного разрушения», который подрывает равновесие прежней экономической системы и вызывает уход с рынка устаревших технологий и отживших организационных структур, а также приводит к появлению новых жизнеспособных отраслей, в результате чего и происходит небывалый рост экономики и благосостояния людей. Внедрение таких инноваций достаточно затратный процесс, однако он приносит существенный экономический эффект, поэтому государственная поддержка развития именно этого вида инноваций может не только устранить экономическое отставание России, но и обеспечить ей лидирующее положение в мировой экономике.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Клейтон М. Кристенсен Дилемма инноватора. Как из-за новых технологий погибают сильные компании– М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004. – 240 с.
2. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. – М.: «Экономика», 2002. – 767 с.
3. Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М. : «Прогресс», 1982. – 455с.
4. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. – М: «Экономика», 2004. – 444с.