Методические подходы к классификации затрат и формированию центров затрат для реализации инновационной стратегии на машиностроительных предприятиях

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Для многих российских предприятий, столкнувшихся с острой конкуренцией, проблемой выживания в жестких условиях рынка, именно инновационная деятельность и ее результаты являются главным условием успеха и эффективности. Поэтому участники рыночных отношений, прежде всего те из них, которые занимаются производством, для обеспечения своей текущей и перспективной конкурентоспособности обязаны целенаправленно формировать и осуществлять свою инновационную политику.

Ключевые слова:

инновационная стратегия, машиностроительные предприятия, классификация затрат
Цитировать публикацию:
Методические подходы к классификации затрат и формированию центров затрат для реализации инновационной стратегии на машиностроительных предприятиях – С. 204-208.

Metodicheskie podkhody k klassifikatsii zatrat i formirovaniyu tsentrov zatrat dlya realizatsii innovatsionnoy strategii na mashinostroitelnyh predpriyatiyakh. , 204-208. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Для многих российских предприятий, столкнувшихся с острой конкуренцией, проблемой выживания в жестких условиях рынка, именно инновационная деятельность и ее результаты являются главным условием успеха и эффективности. Поэтому участники рыночных отношений, прежде всего те из них, которые занимаются производством, для обеспечения своей текущей и перспективной конкурентоспособности обязаны целенаправленно формировать и осуществлять свою инновационную политику. Как показывает практика многих российских предприятий, проблемы, которые возникают у них при осуществлении инновационной деятельности, связаны прежде всего с отсутствием стабильности на рынке, неожиданными техническими проблемами, а также лавинообразным ростом затрат на проект. Анализ инновационной активности, проведенный на Старооскольком заводе автотракторного электрооборудования показал, что основные проблемы в инновационной сфере связаны прежде всего с возможным ростом затрат при осуществлении проектов. В этой связи, на наш взгляд, необходима грамотная организация затрат, как информационная поддержка принятия и исполнения управленческих решений, нацеленных на решение задач инновационного характера. Для реализации этой цели важно организовать на предприятии четкую группировку затрат по видам деятельности. Наряду с этим интеграция технологических и коммерческих функций в подразделениях может оказать значительное стимулирующее влияние на внедрение инноваций. Объединив несколько близких по содержанию видов деятельности в один (например, финансовую и сбытовую деятельность или обслуживание производства и ремонт), мы сформировали таким образом сферы предприятия, которые наиболее полно характеризуют особенности производственно хозяйственной деятельности на предприятиях машиностроения. Для решения этой задачи мы разграничили затраты по семи сферам: 1. разработка новых изделий и подготовка производства (инновационная); 2. материальная сфера (заготовка и приобретение); 3. для исчисления себестоимости (производство); 4. обслуживание производства и ремонт; 5. контроль; 6. финансово-сбытовая деятельность; 7. управление (для принятия решений). Рассмотрим одну из сфер «разработка новых изделий и подготовка производства (инновационная)». На предприятиях машиностроения немаловажным фактором роста конкурентоспособности товара является обеспечение высокого технического уровня, конкуренто- и патентоспособности разрабатываемых конструкций изделий на основе современных достижений науки и техники, совершенствование технологической подготовки производства. Классификация затрат, используемая в разработке новых изделий и подготовке производства, представлена на рисунке 1. Данную сферу можно отнести к инновационной деятельности, которая во многом определяет стратегию развития предприятия и является основным двигателем экономического роста. Это сложный комплекс организационных, технических, технологических, ресурсных мероприятий, при котором решения зачастую принимаются в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды.

Рисунок 1- Классификация затрат, используемая в разработке новых изделий и подготовке производства Сюда включены четыре вида работ: — затраты по оснащению и организации работы цехов; — затраты по улучшению технологии производства и качества продукции; — затраты на производство и приобретение машин и оборудования; — затраты на повышение квалификации сотрудников. Мы выстроили классификацию таким образом, что виды работ, выделенные здесь, закреплены за определенными отделами. Тем самым, можно проследить, какой отдел или служба за какую группу затрат отвечает, учитывая, что они являются их носителями или, во всяком случае напрямую влияют на них, так как наделены соответствующими полномочиями. Так, например, в «затратах по оснащению и организации работы цехов» принимает участие специальное конструкторское и технологическое бюро (СКТБ). В свою очередь, в осуществлении «затрат по улучшению технологии производства и качества продукции и затрат на производство и приобретение машин и оборудования» задействованы отдел главного конструктора, экспериментальный участок и СКТБ. «Затраты на повышение квалификации сотрудников» — это характерная и необходимая группа затрат в данной классификации, так наличие или отсутствие ее напрямую влияет на конкурентоспособность выпускаемой продукции. Введение в практику машиностроительных предприятий вышеизложенного механизма классификации затрат по сферам в системе управленческого учета позволит сделать его более детализированным и оперативным, что дает возможность своевременно использовать фактическую себестоимость производимых изделий и прогнозировать ее в целях управленческого учета. Наряду с вышеизложенным, также необходим контроль величины накладных расходов, необоснованный рост которых негативно сказывается на результатах деятельности предприятия. Для этого необходимо повысить аналитичность данных по этим затратам. Несмотря на явные преимущества учета по центрам затрат, в машиностроительном комплексе такая процедура пока не нашла широкого применения. Препятствующим фактором является, прежде всего, неразвитость методических подходов к применению этой процедуры. Формирование центров затрат производится по тем же направлениям, как и при формировании представленных выше сфер по классифицируемым группам затрат, при соблюдении главного условия, что на каждую структурную единицу предприятия ложатся только те расходы, за которые она может отвечать и контролировать. Структура центра затрат «Разработка новых изделий и подготовка производства (инновационный)» представлена на рисунке 2. Центр затрат представляет собой несколько подразделений внутри предприятия, объединенных по признаку близости выполняемых их работ и степени ответственности за них. Руководитель центра затрат отвечает только за затраты. На данный центр затрат будут списываться только общехозяйственные расходы, так как цеха в структуру центра не входят. В перечень функций отделов, включенных в данный центр входит перечень работ по обеспечению и усовершенствованию технологического процесса изготовления, в частности: Рисунок 2- Структура центра затрат: «Разработка новых изделий и подготовка производства (инновационный)» — изготовление оснастки, определение величины необходимого объемов приобретения инструментов; — разработка технологического процесса изготовления изделий (деталей); — разработка чертежей деталей (конструкторской документации); — проведение работ по созданию новой технологии; — научно — исследовательские разработки. После обособления центров затрат предприятия и закрепления за ними определенных видов расходов, за которые должен нести ответственность конкретный менеджер, определяют нормативную или максимально допустимую величину затрат. Их фактическую величину учитывают на основе первичных документов в абсолютной сумме или путем выявления и алгебраического суммирования отклонений от норм. Анализируя полученные данные по каждому центру, можно принимать управленческие решения по контролю затрат (табл. 1). Таблица 1 — Распределение накладных расходов по подразделениям, входящим в центр затрат «Разработка новых изделий и подготовка производства (инновационный)»

Статьи затратподразделения
СКТБОНРИШООГТОГК
Зарплата и ЕСН+++++
Расходы на командировки+++++
Амортизация+++++
Затраты по проведению испытаний продукции предприятия+++++
Сертификация продукции++
Материалы на проведение хим. анализа зав. лаборатории + +
Экспертиза системы менеджмента качества
И т.д.
Организация учета по центрам затрат, в частности в области инновационной стратегии, позволяет децентрализовать управление затратами, наблюдать за их формированием на всех уровнях управления, использовать специальные методы контроля расходов с учетом особенностей деятельности каждого подразделения, выявлять виновников непроизводительных затрат, существенно повысить экономическую эффективность хозяйствования, а также относительно просто осуществлять инновации при меньших потерях и с большей отдачей.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Васильева И.Н. Варианты создания детальной входной информации для распределения накладных расходов по центрам затрат // Международная научно-практическая конференция «Образование, наука, производство и управление». – Т. 3. – Старый Оскол: СТИ МИСиС, 2006. – С. 20-24.
2. И.Н. Васильева, А.Ф. Виноходова Управленческий учет на предприятиях машиностроения при организации нормативно-аналитического метода: Монография. – Старый Оскол: ООО «ТНТ», 2008. – 2224 с.
3. Справочник экономиста-менеджера: В 2-х ч. / под ред. А.А. Рудычева, А.М. Адамчука. – 2-е изд., перераб. И доп. – Старый Оскол: ТНТ, 2009. – Ч. II. – 516 с.