Роль креативного образования в профессиональной адаптации выпускников вузов на рынке труда

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Сегодня высшее образование с полным основанием можно считать важнейшим ресурсом инновационного развития России. Знания и творческий потенциал работников становятся главным фактором эффективности экономической системы, без которого недостижим её технический и экономический прогресс, независимо от объемов средств, инвестированных в производственное оборудование и технологии. Исследования известных аналитических центров показали, что в настоящее время инвестиция в интеллектуальные фонды приносит в восемь раз большую прибыль, чем та же инвестиция в технику и материальные ресурсы [2]. Источником генерации нового знания выступает интеллектуальная активность человека — основанная на знании, осознанная нравственно ориентированная способность собирать, накапливать, перерабатывать всё возрастающие потоки информации. Особенность интеллектуальной экономики в том, что её главный ресурс — знания и информация, в отличие от всех прочих ресурсов, не характеризуется ни конечностью, ни потребляемостью в традиционном понимании. Основным условием, лимитирующим приобщение к нему, выступают специфические качества самого человека — способность к интеллектуальной активности.

Ключевые слова:

рынок труда, высшее образование, креативность, вуз, конкурентоспособный выпускник вуза, адаптация выпускников
Цитировать публикацию:
Роль креативного образования в профессиональной адаптации выпускников вузов на рынке труда – С. 284-289.

Rol kreativnogo obrazovaniya v professionalnoy adaptatsii vypusknikov vuzov na rynke truda. , 284-289. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Сегодня высшее образование с полным основанием можно считать важнейшим ресурсом инновационного развития России. Знания и творческий потенциал работников становятся главным фактором эффективности экономической системы, без которого недостижим её технический и экономический прогресс, независимо от объемов средств, инвестированных в производственное оборудование и технологии. Исследования известных аналитических центров показали, что в настоящее время инвестиция в интеллектуальные фонды приносит в восемь раз большую прибыль, чем та же инвестиция в технику и материальные ресурсы [2]. Источником генерации нового знания выступает интеллектуальная активность человека — основанная на знании, осознанная нравственно ориентированная способность собирать, накапливать, перерабатывать всё возрастающие потоки информации. Особенность интеллектуальной экономики в том, что её главный ресурс — знания и информация, в отличие от всех прочих ресурсов, не характеризуется ни конечностью, ни потребляемостью в традиционном понимании. Основным условием, лимитирующим приобщение к нему, выступают специфические качества самого человека — способность к интеллектуальной активности. Общество, в котором знания становятся капиталом и главным ресурсом экономики, вправе предъявить более высокие требования к высшему профессиональному образованию. Однако российская образовательная система сегодня слабо ориентирована на подготовку мыслителей и инноваторов, способных создавать конкурентоспособные интеллектуальные продукты, соответствующие высокому статусу профессионала и обеспечивающие стабильное социально-экономическое развитие страны. Эта проблема имеет следствием, в том числе, и низкую профессиональную адаптацию выпускников российских вузов на рынке труда. По данным социологических опросов ежегодно из более чем миллиона выпускников только 40-47% трудоустраиваются по полученной специальности. Развитие рыночной экономики, модернизация производства, появление новых наукоемких технологий приводит к изменению профессионально-квалификационной структуры спроса на рынке труда и к повышению требований работодателей к качеству персонала. Выпускники вузов вступают в трудовую деятельность, будучи совершенно к ней не готовыми, прежде всего потому, что большинство из них имеют знания, умения и навыки применения типовых технологий к типовым ситуациям, но остаются беспомощными в случае возникновения ситуации нестандартной. Система высшего образования ориентирована преимущественно лишь на транслирование знаний, тогда как по данным научных исследований деловая состоятельность лишь на 15% обуславливается профессиональными знаниями, а на 85% — личными качествами и способностями. Причина неуспеха многих начинающих работать молодых специалистов состоит в отсутствии у них профессионального мышления, современной культуры социально обусловленного общения, навыков адаптации к быстро изменяющимся социально-экономическим условиям. Со стороны экономики уже давно наблюдается рост потребности в социальной компетенции специалистов. Исследования в области рынка труда привели к следующей формуле: сегодня необходим переход от хорошего специалиста к хорошему сотруднику [3]. Понятие «хороший сотрудник», конечно, включает специальную профессиональную подготовленность. Но помимо этого оно предполагает наличие таких качеств, как ответственность, умение работать в команде, адекватная самооценка личностных качеств, самостоятельность в принятии решений, наличие профессиональных социально-этических установок, готовность к перегрузкам и стрессовым ситуациям, умение из них выходить. Именно эти качества в последнее время всё чаще встречаются среди ключевых требований к кандидатам на различные, в том числе управленческие должности. В то же время регулярно проводимые опросы студентов стабильно демонстрируют их диаметрально противоположные оценки необходимых специалисту личностных и профессиональных качеств. Первопричина обозначенных проблем связана с тем, что традиционно студент является объектом образовательной деятельности, тогда как образование может быть эффективным лишь тогда, когда студент становится его субъектом, т.е. не его учат, а он учится. Процесс, организованный самым совершенным образом, не достигнет своей цели, если студент не мотивирован учиться. В отечественной системе студент изначально не ориентирован на самообразование, тогда как по данным социологических исследований 75% знаний студент получает именно через самообразование. Сегодня нередко построение образовательной траектории осуществляется молодым человеком исключительно в рамках минимизации трудозатрат по получению диплома, и в результате молодой дипломированный специалист терпит неудачи в процессе поиска работы. Рынок образовательных услуг сегодня слабо связан с рынком труда и формируется, в основном, с ориентацией на удовлетворение запросов абитуриентов и их родителей. Осуществляемый в настоящее время переход к уровневой системе высшего профессионального образования усугубляет проблему профессиональной адаптации в силу сокращения сроков подготовки специалистов и неоднозначного отношения со стороны профессиональных сообществ к бакалаврам и магистрам. На уровне вузов решение проблемы профессиональной адаптации выпускников возможно через приближение характера и содержания образовательной деятельности к требованиям современной жизни. Высшее профессиональное образование должно способствовать формированию у студентов профессиональной направленности, интереса к избранной профессии, понимания ее общественного смысла и личностной значимости, сознательного и творческого к ней отношения, специфического профессионального поведения, профессиональной этики, мастерства, зрелости, индивидуального стиля, ответственности и надежности. Всё это служит предпосылками социально-профессиональной мобильности и конкурентоспособности специалиста. Сегодня образование должно реализовывать концепцию человеческого капитала, который включает профессионализм специалиста, развитые индивидуальные способности, интеллектуальный потенциал, профессионально значимые личностные характеристики. Для его формирования необходима соответствующая образовательная среда, методология и организация образования, его воспитательный потенциал, что требует применения новых интенсивных образовательных технологий, творческих подходов к построению образовательного процесса. Главным из них является переход от образования предметно-информационного к профессионально-деловому, от констатирующего к опережающему и перспективному, от репродуктивного к креативному. Креативное образование — образование, ориентированное на развитие творческих способностей человека и закрепление в его профессиональном сознании установок на поиск инноваций, анализ проблем и вариантов деятельности, мотивирующее самостоятельное осмысление действительности, самопознание собственной индивидуальности, превращение знаний в потенциал мышления и саморазвития [1]. Креативное образование характеризуется такими признаками, как системологическое построение образовательного процесса, ориентированность образовательных технологий на развитие творческого потенциала, разнообразие методов обучения, сбалансированность теоретических знаний и практических навыков, проблемность и непрерывное развитие знаний, активное участие студентов в формировании образовательных программ, мотивация креативности. Практический опыт демонстрирует необходимость создания адекватной современным социально-экономическим условиям многоуровневой непрерывной системы креативного инновационного образования, конечной целью которой является формирование культурной, интеллектуально развитой, психически и физически здоровой личности, устойчивой к дестабилизирующим факторам и агрессивным вызовам развивающейся социально-экономической среды. Использование такой системы позволит сформировать в учебном процессе ведущие черты творческой личности: креативность, духовность, интеллект, профессионализм, укрепить нравственное и физическое здоровье, а также обеспечить саморазвитие, самодисциплину и самореализацию. Высшее профессиональное образование должно базироваться на принципах креативизации, то есть ориентироваться в первую очередь на развитие навыков и умений, а также на формирование у студентов определенного отношения к деятельности и их реального поведения, что достигается путем изменения логики и содержания дисциплин, трансформации методики презентации знаний, компьютеризации и информатизации образования, новой его методологии и организации. Интенсификация образования должна осуществляться за счет использования в учебном процессе разнообразных технологий, в том числе активных, основанных на принципах развивающего обучения, информационных, мультимедийных. Особое значение приобретает разнообразие используемых методических приемов. Любой метод имеет свои преимущества и недостатки, но именно гармоничное и обоснованное их сочетание позволяет привести к наилучшему результату и дает ощутимый эффект в области креативного образования. Особое внимание следует обратить на установление интегративных связей между различными дисциплинами на основе логической преемственности тематических разделов, а также междисциплинарных аспектов учебных курсов. Междисциплинарный подход позволяет обеспечить полноту и системность знаний, целостное восприятие изучаемой научной области, что создает благоприятные условия для погружения в контекст будущей профессии. В креативном образовании наиболее комплексным и результативным методом является обучение действием, которое осуществляется в виде решения реальных профессиональных задач, анализа и проигрывания конкретных ситуаций, совместной деятельности учебной группы, самостоятельной работы. Существенно возрастает роль активного обучения, при котором студент является не пассивным слушателем, усваивающим и повторяющим, а активным творцом знаний и решений, формирующим свое профессиональное поведение. Важнейшее место в учебном процессе должно быть отведено самостоятельной работе — средству формирования самостоятельности как личностной характеристики будущего специалиста, повышающему его познавательную, социальную и профессиональную мобильность, создающему у него активно преобразовательное отношение к окружающей действительности и к самому себе. Именно в процессе самостоятельной работы студент становится творцом знаний, здесь можно наиболее успешно реализовать междисциплинарный подход, поощрение творчества, связь теории с практикой. Самостоятельная работа способствует формированию положительного отношения к труду, работоспособности, увлеченности работой, реалистичности в оценке собственных возможностей, самоорганизации, ответственности за принимаемые решения, ориентации на совместную деятельность, стремления добиваться результата. Одной из стратегических целей самостоятельной работы в вузе является активизация жизненной позиции студента и превращение его в специалиста, психологически и функционально подготовленного к профессиональной деятельности. Таким образом, реализация модели креативного инновационного образования будет способствовать решению проблемы профессиональной адаптации выпускников вузов и позволит подготовить востребованных рынком труда молодых специалистов, способных задать свой инновационный темп в социально-экономическом развитии России.

[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Калужской области в рамках научно-исследовательского проекта («Адаптация молодежи к социальным рискам современной России в пространстве региона (на примере Калужской области)»), проект 10-03-59314 а/Ц.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Коротков Э.М. Управление качеством образования. – М.: Академический проспект: Мир, 2006 г.
2. Ловецкий Г.И., Детюк В.И., Ловецкий Н.Г. Методология инновационного развития системы профессионального образования региона на примере Калужской области. – Калуга: Полиграф-Информ, 2005.
3. Филатова М., Волкова Л. Социальные компетенции и современное образование// Высшее образование в России. - 2007, №11.