Реформирование экономического образования: проблемы и необходимость

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В современной России происходит модернизация всех уровней образования, что во многом связано с переходом организации национального образовательного процесса на принципы Болонской декларации. Высшие учебные заведения — это институты общества, которые являются как хранителями традиций данного общества, так и катализаторами перемен практически во всех сферах социальной и экономической жизни любого социума.

Ключевые слова:

высшее образование, высшая школа, экономическое образование, Болонская декларация
Цитировать публикацию:
Реформирование экономического образования: проблемы и необходимость – С. 289-291.

Reformirovanie ekonomicheskogo obrazovaniya: problemy i neobkhodimost. , 289-291. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




В современной России происходит модернизация всех уровней образования, что во многом связано с переходом организации национального образовательного процесса на принципы Болонской декларации. Высшие учебные заведения — это институты общества, которые являются как хранителями традиций данного общества, так и катализаторами перемен практически во всех сферах социальной и экономической жизни любого социума. Влияние вузов распространяется на следующие основные области общественной жизни: - политическую, участием в формировании как состава политической элиты страны и регионов, так и ее целеустремлений, ментальностей; — демографическую, формированием социальных предпочтетий, касающихся как образа жизни в целом, так и навыков семейной жизни в частности, влияющих на показатели рождаемости и смертности населения; — экономическую, влиянием на состояние рынка труда, квалификацию рабочей силы, предпочтений и требований к уровню доходов и условиям труда и отдыха, социальным гарантиям; — культурную, влиянием на культурный климат страны и регионов, спрос и предложение населения на товары и услуги культуры и образования. Экономическая сфера является одной из наиболее приоритетных при подготовке специалистов высшей квалификации, так как обеспечивает устойчивое развитие как экономики отдельных хозяйствующих субъектов, так и устойчивое экономическое развитие страны. Происходящие глобальные изменения в системе управления хозяйствующими субъектами, адаптация функциональных управленческих подсистем бухгалтерского учета, статистики, экономического анализа к международным стандартам также потребовали инноваций в сфере высшего и послевузовского профессионального образования в этих областях. Преобразования направлены, прежде всего, на интеграцию образования, науки и производства с целью приоритетного развития научных исследований, инновационных разработок, ориентированных на становление экономики и общества, основанных на знаниях. (1) Формирование нового проекта образовательных стандартов третьего поколения связано не только с повышением уровня преподавания общеобразовательных и специальных дисциплин, но и качественным переосмыслением читаемых курсов. Наиболее востребованы в условиях рыночных отношений аналитические кадры, которые сегодня имеют возможность получать квалификацию экономист по специальности «Экономика и управление на предприятии», «Финансы и кредит» и «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Аналитическая функция в системе управления предприятием занимает одно из центральных мест и позволяет принимать оптимальные управленческие решения. Управленческие решения и действия должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем анализе. Ни одно организационное, техническое и технологическое решение или мероприятие не должно осуществляться до тех пор, пока не обоснована его экономическая целесообразность. Тем более, что в экономических службах современных предприятий расширяется использование экономико-математического аппарата, новейших программных продуктов, компьютерной техники, информационных баз данных, справочно-поисковых информационных систем. Недооценка роли управленческого анализа, ошибки в планах и управленческих действиях могут принести существенные потери. Именно анализ позволяет формировать всю необходимую деловую информацию: маркетинговый анализ — о рынках; производственный анализ — об основных доходах и расходах по подразделениям; финансовый — о финансовых обязательствах, доходности и движении капитала. (2) В учебных панах по подготовке специалистов экономических специальностей в последние годы появились дисциплины, которые позволяют повысить качество подготовки аналитических кадров: функционально-стоимостной анализ, финансовый анализ, финансовый анализ в антикризисном управлении. Однако реальные потребности российских предприятий требуют подготовки специалистов, которые бы занимались построением эффективной системы оценки и контроля принимаемых управленческих решений на основе данных бухгалтерского, оперативного и статистического учета. Это потребует дальнейшей трансформации учебных планов основных направлений экономической специальности, а возможно и создание новых наиболее востребованных специальностей в аналитической области. В Методических рекомендациях по разработке финансовой политики предприятия говорится: «Одна из задач финансовой реформы — переход к управлению финансами на основе анализа финансово-экономического состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям, и поиск путей их достижения». (3) Результаты исследований показывают, что только около 50% современных российских предприятий используют методику комплексного и системного анализа, еще менее 10 % компаний используют программы и приложения по экономическому анализу, а средние и малые предприятия, к сожалению, практически не проводят аналитические процедуры, что затрудняет, а в некоторых случаях, и не позволяет создать эффективную систему оценки и контроля принимаемых управленческих решений. Управленческий персонал этих компаний вынужден полагаться на опыт и знания менеджеров, которые зачастую имеют очень размытое представление о таких областях экономических знаний как бухгалтерский учет, экономический и управленческий анализ, аудит. Основные причины такого построения системы управления предприятием: неоправданная экономия финансовых ресурсов на аналитических кадрах, а также отсутствие профессиональных аналитиков. При этом в подготовке профессиональных кадров немаловажную роль играет обеспеченность аудиторий и лабораторий образовательного учреждения необходимым оборудованием, компьютерной техникой и т.д., но без высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава кафедр добиться высокого результата невозможно. Долговременное поддержание высокого качества подготовки специалистов возможно не только путем профессиональной переподготовки профессорско-преподавательского состава кафедр, но и путем получения второго и третьего смежного профессионального образования. Наиболее целесообразным решением этой задачи является сотрудничество преподавателей кафедр и профильных предприятий и организаций, ведущие специалисты которых - выпускники кафедр данного образовательного учреждения. Таким образом, снабжая своих выпускников знаниями и навыками, необходимыми для успешного карьерного роста, кафедры получают доступ к ресурсам, обеспечивающим их собственное долгосрочное и устойчивое развитие.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Совершенствование системы подготовки и аттестации кадров высшей квалификации. Предложения Минобразования России и РАН. Поручение Президента РФ от 06.01. 2005г. № пр. 27
2. Н.А.Казакова, Предпосылки становления новой экономической специальности – аналитика // Экономический анализ: теория и практика. №7, 2008, С.56-59
3. Приказ Минэкономики России от 01.10.1997г. №118