К вопросу о проблемах инновационного образовательного процесса в вузах и путях их решения

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Стремление к постижению мира заложено в человеке на биологическом уровне. К сожалению, учебный процесс в существующей форме нередко это желание притупляет, предлагая к освоению «замороженные» идеи. В итоге вместо творчества молодые люди, будучи сначала школьниками, затем студентами, вынуждены изучать отчеты о том, как познавали мир другие люди. Если при этом наблюдается недостаток внимания со стороны взрослых наставников и отсутствие педагогов-лидеров, то уже значительно страдает нравственное и интеллектуальное наполнение учебного процесса, а о творческой атмосфере порой не может быть речи.

Ключевые слова:

вуз, высшая школа, инновации в образовании
Цитировать публикацию:
К вопросу о проблемах инновационного образовательного процесса в вузах и путях их решения – С. 292-301.

K voprosu o problemakh innovatsionnogo obrazovatelnogo protsessa v vuzakh i putyakh ikh resheniya. , 292-301. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Стремление к постижению мира заложено в человеке на биологическом уровне. К сожалению, учебный процесс в существующей форме нередко это желание притупляет, предлагая к освоению «замороженные» идеи. В итоге вместо творчества молодые люди, будучи сначала школьниками, затем студентами, вынуждены изучать отчеты о том, как познавали мир другие люди. Если при этом наблюдается недостаток внимания со стороны взрослых наставников и отсутствие педагогов-лидеров, то уже значительно страдает нравственное и интеллектуальное наполнение учебного процесса, а о творческой атмосфере порой не может быть речи. При традиционных формах подачи материала в высших учебных заведениях — лекция, семинар — господствует иллюзия воздействия на слушателя через текст, а не активное действие. По критериям педагогичности такой учебный процесс зачастую является не образовательным процессом, а некоторым взаимным присутствием студента и преподавателя в едином времени и пространстве. Подача и усвоение учебного материала не упражняют пользователей в проблемном мышлении и, соответственно, постановке вопросов студентом преподавателю. В результате преподаватель утрачивает потребность в диалоге, а подчас даже испытывает дискомфорт при наличии «особо пытливых» студентов в аудитории, а, по сути, от осознания собственной неспособности преодоления затруднений в профессиональной деятельности. Итак, следует посмотреть правде в глаза: в общей совокупности учебный процесс как таковой мало напоминает образовательный, а педагоги — экскурсоводов в мире знаний. Более широкий взгляд на проблему дает понимание: повышение уровня образования населения является одной из ключевых задач обеспечения экономической стабильности и безопасности РФ. Сюда же относится настойчиво формирующееся мнение о необходимости смены критериев успешности развития регионов и отдельных территорий — с уровня развития промышленного производства на уровень качества жизни. Говоря об этом, нельзя не отметить, что политико-демографическая ситуация в стране имеет ряд опасных тенденций. В частности, продолжается деградация качества жизни населения (стагнация или даже снижение индекса развития человеческого потенциала) [1]. Одним из основных факторов, влияющих на неудовлетворительный результат, наряду с финансово-экономическим кризисом, «утечкой мозгов» и пауперизацией, является тенденция к деградации систем образования [2]. В свою очередь, следствием этого процесса является уменьшение реальной роли знаний и образования в целом, непонимание значения знаний как информационного фактора производства и, в конечном итоге, противодействие поиску либо внедрению новых форм организации образовательного процесса. Конечно, необходимость реформирования системы образования определяется целями, стоящими перед обществом и институтами, регулирующими его развитие. Вместе с тем этот процесс требует адекватной образовательной политики, экономического, правового и социального обеспечения целей реформирования, а также соответствующего финансирования, совершенствования управления и планирования. Размеры доклада не позволяют в полной мере осветить все перечисленные вопросы. В предлагаемом материале рассматриваются отдельные аспекты необходимости трансформации образовательной системы Российской Федерации и, в частности, назревшая важность либерализации образовательного процесса. В конце 80-х — начале 90-х г.г. прошлого века практически все страны мира начали активное реформирование систем образования [3]. В качестве основной цели ставился их перевод на интенсивный путь развития. Это предполагало повышение качества образовательного процесса, интенсификацию и оптимизацию методов и форм обучения таким образом, чтобы данный процесс не был простым актом передачи знаний («учитель 4 обучаемый»), а был направлен на максимальное раскрытие творческих способностей слушателя (потребителя образовательных услуг). Не секрет, что во многих вузах данную проблему прямо или косвенно ощущают, понимают и в качестве компенсации предлагают студентам и слушателям творчество в буквальном смысле: организуют всевозможные танцевальные секции, фотостудии, конкурсы красоты и т.п. Стало считаться, например, что в курсе «Экономика предприятия» творческим элементам практически нет места. В соответствии с таким подходом большинство базовых образовательных дисциплин представляют некий статичный монолит подачи знаний. Но из подобных «кирпичей» может складываться только определенная — ординарная — конструкция образовательного процесса. Чтобы убедиться, что это может быть не так, для начала изучим нормативную основу образовательного процесса в вузе. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по той или иной специальности устанавливает требования к минимуму (выделено автором) содержания основной образовательной программы подготовки специалиста, которая, в свою очередь, состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. На факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения и не являющиеся обязательными для изучения студентом, отводится не менее 450 часов образовательного минимума. Также возможно объединение базовых дисциплин в междисциплинарные курсы. Таким образом, исходя из минимума содержания основной образовательной программы и набора факультативных дисциплин (в размере не менее 450 часов), каждый студент все же имеет номинальное право выбора индивидуальной образовательной траектории в рамках получаемой квалификации. В рамках же дополнительного профессионального образования подобные возможности представляются еще более широкими для слушателя. Этому способствует базовая идея государственного образовательного стандарта специальности, что, кроме предметов федерального и национально-регионального компонентов основной и дополнительной образовательной программы подготовки специалиста, содержание образовательного процесса в целом должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной ГОС ВПО. Например, основными видами профессиональной деятельности экономиста-менеджера являются: организационная, управленческая, экспертная, нормативно-методическая, аналитическая, консультационная, предпринимательская. А специалист по антикризисному управлению может адаптироваться к таким видам профессиональной деятельности, как: организационная, управленческая, финансово-хозяйственная, аудиторская, банковская, консультационная, научно-методическая, научно-исследовательская, нормативно-правовая. Выпускник вуза непременно должен соответствовать требованиям к уровню профессиональной подготовленности специалиста. В частности, по циклу общих профессиональных и специальных дисциплин специалист по антикризисному управлению должен: уметь ставить стратегические цели и формулировать практические задачи, связанные с реализацией на предприятии профессиональных функций; находить решения типовых задач, в том числе в нестандартных ситуациях, и решать нестандартные задачи, возникающие в работе; самостоятельно работать на должностях, требующих аналитического подхода; владеть необходимыми навыками практической работы на предприятиях промышленности, строительства и торговли, в финансовой и банковской сфере; оценивать формы взаимоотношений предприятия с любыми финансовыми институтами; обладать способностью переоценивать накопленный опыт, приобретать новые знания в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики, приобретать новые знания, используя современные информационные технологии. Воистину не зря Джон Хиббен, президент Принстонского университета, говорил: «Образование — это умение правильно действовать в любых житейских ситуациях». И многие специалисты, исходя из личного образовательного опыта, согласятся с мнением автора доклада: реализация приведенных в предыдущем абзаце требований имеет значительные (мягко говоря) сложности для аналогичного же числа выпускников. Следует признать: нормативные требования в области высшего профессионального образования, реальные итоги в результате его получения и активно растущие ожидания потребителей услуг новоиспеченных специалистов (читай — работодателей) слишком часто не совпадают. Никто не посмеет сегодня оспорить: образование — это инвестиции в завтрашний день. И если смычка «плохой студент — плохой специалист» является индивидуальной проблемой, а с задачей отсева плохих и лишних молодых специалистов тактически справляется рынок, то отбор лучших — это стратегическая государственная цель [4]. Соответственно среди субъектов образовательного процесса в рамках перечисленных подходов формируются отличные друг от друга задачи, решаемые и контролируемые слабо зависимыми между собой «кредиторами». Параллельно с этим отметим: явное выделение привилегированных учебных заведений — факт. Противоречие между элитарным и массовым образованием осознается всеми, включая родителей абитуриентов. Есть примерно 20 российских университетов, за выпускниками которых стоит очередь работодателей. Остальные же молодые специалисты либо не получат той заработной платы, на которую рассчитывают, либо пополнят ряды соискателей на бирже труда [5]. По некоторым данным, от 20 до 30% образовательных программ вузов, представленных на российском рынке, не дают даже минимально необходимых для профессиональной деятельности навыков [6]. Но, вопреки растущему разрыву в уровнях подготовки специалистов, появился даже особый феномен — корпоративные университеты, похожие скорее на курсы повышения квалификации внутри крупной компании, но никак не на полноценное образование. Работодатели отмечают, что по уровню знаний выпускники отдельных учебных заведений стали значительно уступать тем, кто пришел пять-шесть лет назад. И заметьте, речь идет не о трудностях профессиональной адаптации, но о низком уровне профессиональной подготовки [7]. Ведь уровень социальной ответственности и внимания к клиенту у молодых специалистов, а также качество результатов работы можно повысить, «обучая» непосредственно на производстве. Но достойный уровень образования, правильная организация личных финансовых потоков и степень надежности должны приобретаться на стадии профессиональной подготовки, т.е. в основном во время обучения в вузе. Недаром Российский союз промышленников и предпринимателей еще в 2005 году выступил с инициативой проводить профессиональный экзамен для выпускников образовательных учреждений всех уровней с целью получения независимой оценки их подготовки. Однако следует закончить перечисление проблем, ибо весь «горизонт» давно вскрыт. Вузы, прорабатывая свой «подведомственный слой», подтягивают недостаточный уровень знаний у «плохих» студентов, в основном, при помощи информационно-технических образовательных технологий. Хранение лекций на серверах, увеличение форм текущего контроля инфокоммуникационными средствами, модульные системы, компьютерное тестирование, возможности выбора преподавателей студентами (в особо продвинутых вузах) и т.п. — это, вне сомнения, необходимые новации в образовательном процессе. Но вместе с тем необходимо осознать и признать — это новые формы упаковки старого продукта. На взгляд автора доклада, проблема состоит не только в недостаточно высоком уровне подачи знаний в том или ином конкретном вузе, нерадивом отношении студентов и слушателей к получению всесторонней информации, но и в реальном отсутствии индивидуальной образовательной траектории в рамках получаемой квалификации. Автор доклада предлагает к рассмотрению алгоритм системной либерализации процесса дополнительного профессионального образования. Интерес именно к данному образовательному сегменту объясняется имеющейся повсеместно относительно единообразной системы ДПО, а также учетом сложностей предлагаемых нововведений в основном сегменте. Рис.1. Алгоритм системной либерализации процесса дополнительного образования В соответствии с представленным на рис. 1 алгоритмом вуз может составлять пакеты индивидуальных конфигураций образовательного процесса. По итогам набора слушателей будут определяться реальные потребности по всему спектру предлагаемых образовательных услуг. Эти цифры, скорее всего, будут отличаться от официальной статистики. В результате полученных данных должно быть определено: - количество потребителей образовательных услуг; - годовой объем работ по реализации образовательных услуг, программ, курсов и т.д.; - количество педагогов, методистов, разработчиков и прочих специалистов, необходимых для поведения работ; - необходимое материально-техническое обеспечение работ, перечень учреждений и организаций, на базе которых будут эти работы организованы, в том числе с целью выявления дефицита; - определение организационных, правовых и прочих нормативных мероприятий по обеспечению всего объема образовательных услуг. Структура и состав того или иного пакета образовательного процесса в каждом конкретном случае будут различными. Алгоритм предлагает логику определения структуры и содержания пакета, дает основу создания принципиальной конфигурации пакета, исходя из общего состояния дел и необходимой глубины модернизации в том или ином вузе и муниципальной образовательной системе [8]. Предлагаемый вниманию алгоритм позволяет учитывать особое географическое положение региона (читай — вуза) на фоне огромных размеров территории России и совокупно иных стран, заинтересованных в получении образования в нашей стране. В этом смысле особенно важен правильный выбор приложения усилий в области развития регионального образования. Не секрет, что трудности в его учете значительно тормозят необходимые социально-экономические преобразования. Алгоритм позволяет учитывать в достаточном объеме своеобразие региональных типов образовательных учреждений и их систем, т.е. национально-региональный компонент. Наибольшие проблемы, по мнению автора доклада, состоят в реальном представлении о положении и своеобразии региональных центров образования по отношению к центрам развития (мировым и российским), транспортным путям, распространенности и доступности различных видов ресурсов и т.д. И если культурно-историческое и социальное региональное своеобразие вполне возможно довести до необходимого охвата с помощью специализированных пособий и уровня квалификации профессорско-преподавательского состава, то изучение экономического своеобразия в полной мере этим не обеспечить. Посредством входного мониторинга и выбора внесистемной организационной стратегии, предлагаемыми алгоритмом для внедрения, формируется и запускается технология мышления и технология обучения слушателей, нуждающихся в охвате коррекционными мероприятиями. У вуза накапливается банк данных таких слушателей, плюс подтягивается общий уровень «плохих» студентов в виде первичного багажа знаний, необходимых для полноценной базовой учебы в вузе. Посредством алгоритма возможно выделение студентов, нуждающихся в перманентной реабилитации на протяжении нескольких курсов обучения, до их полноценной интеграции в образовательный процесс. В заключение отметим: наиболее опасной тенденцией является то, что в системе управления образованием (как на уровне городов и регионов целом, так и на уровне отдельных учебных заведений) отсутствует идеология реформ. Стагнация или даже деградация индекса развития человеческого потенциала может стать одним из основных факторов, препятствующих эффективной интеграции российской экономики в глобальную. Автор доклада разделяет мнение о том, что «представители педагогического корпуса не являются адептами модернизации образования» [9]. Верно и то, что «во многих городах и регионах России до сих пор не сделаны исходные шаги по оценке потенциала существующих образовательных учреждений и их трансформации; практически нет инновационных, в истинном значении этого слова, учебных программ; слабо ведется работа по консолидации интеллектуального потенциала, созданию новых типов учебных заведений, способных стать участниками разработки подобных программ» [10]. Конечно, в этом проявляется тот факт, что «мы живем после 15-летнего перерыва, когда востребованность науки была нулевой [11]». В результате положение высшей школы и интеллектуальный потенциал общества в целом значительно пострадали. Имеющаяся повсеместно система дополнительного профессионального образования требует качественно углубленной диверсификации, включая активное развитие довузовского формата. Предлагаемый вариант либерализации образовательного процесса позволит максимально полно использовать плоды указанной диверсификации для актуализации получаемых слушателями знаний.

[1] Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — экономический индекс, применяемый ООН для характеристики и сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей различных стран. В 1992 г. РФ занимала 52 место, но уже к 1995 г. вследствие экономических реформ опустилась на 114 (ИРЧП составил 0, 771). Лишь в 2000 г. начался перелом, и к 2004 г. ИРЧП вырос до 0,795, что позволило России подняться до 57 места. Но затем снова падение: в 2005 г. — 62 место, 2007 г. — 67, 2008 — 73, хотя в абсолютном выражении индекс все-таки вырос и составил 0,806. В настоящее время его рост вновь замедлился. (Источники: К.Дымов. Мировая табель о рангах // Аналитический веб-журнал. [сайт]. URL: globoscope@gmail.сом; UN Human Development Report Office statistics. [сайт]. URL: http://hdr.undp.org/statistics. Дата обращения 13 ноября 2009 г.). [2] По мнению специалистов, данная тенденция может быть не преодолена к 2020 году. (Источник: Казанцев А.А. Россия и постсоветское пространство в 2020 г.: прогнозы американских аналитиков / Материалы образовательного проекта «Российские ворота в глобальный мир», руководитель д.и.н. В. М. Сергеев, НОУ ВПО Национальный институт «Высшая школа управления», 2005-2006 г.г.) [3] По мнению автора статьи, это вызвано тем, что в 1970 — 1980-е г.г. в странах Западной Европы, Северной Америки и Японии начался процесс нового пространственного развития и соответствующей ему политики. Было выявлено, что источником экономической самоорганизации и движущей силой экономики может выступать желание людей жить и работать в том или ином регионе, причем независимо от наличия в нем крупного индустриального производства. Как следствие, в экономически развитых странах были заложены новые принципы пространственной организации: от представления развития как роста индустрии к развитию как гармонизации условий жизни и работы людей, т.е. улучшению качества жизни. В результате региональная организация стала опираться не только на хозяйственные и административные основания, но и на культурные. В таких условиях региональная политика в области образования может стать необходимой и достаточной базой в части создания локальных образовательных конкурентов, изначально настроенных на инновационный стиль своей работы и задающих соответствующую планку качества образовательных услуг. В частности, аналогичный способ применялся в Великобритании при реформировании системы школьного образования. [4] Министр образования А.Фурсенко приводит цифру, что «действительно учатся не более 25% студентов». А руководитель Федерального агентства по делам молодёжи В. Якеменко считает, что «подавляющее число молодых людей укрылось в вузах и сидит там до окончания «срока»,… давая себе возможность ничего не делать… 5,5 миллионов студентов ничего не делают». (Источник: Кампус, 2009. №5 (20). С.49). [5] Таким станет, например, каждый пятый молодой москвич, имеющий высшее образование. А на встрече со студентами в Хабаровске в 2009 году Президент РФ Д. Медведев озвучил цифру: свыше 100 тысяч выпускников столкнутся с проблемой трудоустройства. [6] В.Пьянкова. Требуются технари / Студенческий меридиан, 2008. №4. С.16. [7] Для целей настоящей публикации используем следующие определения: 1. Профессиональная адаптация — вхождение в профессию, освоение социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование качеств и опыта. 2. Профессиональная подготовка — приобретение профессиональных знаний, навыков, умений. Источник: Российская энциклопедия социальной работы / под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. В 2-х т. Т.2. М: 1997. С.172. [8] Справедливости ради, следует отметить, что в ряде вузов используют нестандартные приемы в организации образовательного процесса. В частности, в МГТУ им. Н.Э. Баумана в рамках высшего интегрированного образования используется система обеспечения доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для обучения предлагается 13 (!) специальностей. В основе системы — поступление в вуз без привязки к какой-то определенной из них. Лишь через год, после профориентационных проб, диагностики успеха и с учетом желаний, студенты распределяются по специальностям. Именно за эту систему вуз получил медаль ЮНЕСКО и премию Президента РФ в 1999 и 2000 годах. [9] Баскаев Р.М. Аспекты обновления системы управления образованием в ХХI веке. / Педагогические науки, 2006. №4. С.21. [10] Баскаев Р.М. Аспекты обновления системы управления образованием в ХХI веке. / Педагогические науки, 2006. №4. С.21 [11] Ю. Лужков. Выступление на II фестивале науки. / Студенческий меридиан, 2008. №1. С.8.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Доклад The Global Information Technology Report 2008-2009
2. «Готовность России к информационному обществу. Оценка ключевых направлений и факторов электронного развития». Аналитический доклад/ Под ред. С.Б. Шапошника. – М.: Институт развития информационного общества, 2004.
3.http://www.weforum.org/en/initiatives/gcp/Global%20Information%20Technology%20Report/index.htm
4. Высшее профессиональное образование и кадровая политика в современной России//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 25 (313), 2006