Инновационное развитие высшей школы – залог успешного перехода к информационному обществу, основанному на знаниях

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Мир стремительно входит в эру информационного общества, претерпевая глобальные изменения в связи с бурным развитием информационно-коммуникационных технологий. Более того, экономика, основанная на знаниях, стала реальностью в ряде стран. Россия также является участницей процесса вхождения в информационную эпоху, занимая в нем, к сожалению, далеко не первые места.

Ключевые слова:

инновационное развитие, вуз, экономика знаний, инновации в образовании, информационное общество
Цитировать публикацию:
Инновационное развитие высшей школы – залог успешного перехода к информационному обществу, основанному на знаниях – С. 301-305.

Innovatsionnoe razvitie vysshey shkoly – zalog uspeshnogo perekhoda k informatsionnomu obshchestvu, osnovannomu na znaniyakh. , 301-305. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Мир стремительно входит в эру информационного общества, претерпевая глобальные изменения в связи с бурным развитием информационно-коммуникационных технологий. Более того, экономика, основанная на знаниях, стала реальностью в ряде стран. Россия также является участницей процесса вхождения в информационную эпоху, занимая в нем, к сожалению, далеко не первые места. Всемирный Экономический Форум (World Economic Forum) опубликовал Индекс сетевой готовности 2008-2009 года (Networked Readiness Index 2008-2009), характеризующий уровень развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в мире. В докладе The Global Information Technology Report 2008-2009 учтены данные по 134 странам, в том числе России и государствам бывшего СССР. В настоящее время индекс сетевой готовности считается одним из важнейших показателей потенциала страны и возможностей ее развития. Авторы исследования исходят из положения, согласно которому существует тесная связь между развитием ИКТ и экономическим благополучием, так как ИКТ играют сегодня ведущую роль в развитии инноваций, повышении производительности и конкурентоспособности, диверсифицируют экономику и стимулируют деловую активность, тем самым, способствуя повышению уровня жизни людей. В первую десятку наиболее развитых в этом отношении стран вошли: Дания, Швеция, Соединенные Штаты, Сингапур, Швейцария, Финляндия, Исландия, Норвегия, Нидерланды и Канада. [1,3] В частности, таким крупным странам, как Китай (46 место в рейтинге — поднялся на 11 позиций, впервые став лидером в группе стран БРИК), Индия (54), Бразилия (59) или Россия (74 — аутсайдер в группе стран БРИК), передовой датский опыт вряд ли поможет решить все проблемы. Чтобы добиться сопоставимых показателей общего технологического развития, крупным странам понадобятся более мощные усилия по развитию инфраструктуры и системы образования. Характерно, что в этом году из крупных стран в десятку лучших по Индексу сетевой готовности вошли только Соединенные Штаты. Как показывает опыт стран, занимающих передовые позиции в рейтинге использования ИКТ, успешное продвижение к информационному обществу требует: · осознания необходимости ускоренного перехода к информационному обществу как национальной идеи; · концентрации на решении этой задачи значительных финансовых и интеллектуальных ресурсов как непосредственно государственных, так и привлеченных от частных структур, благодаря созданному режиму наибольшего благоприятствования; · концентрации усилий на наиболее эффективных для каждой страны направлениях деятельности; · обновления форм, методов и содержания образования и системы управления им. Говоря об особенностях образования в информационном обществе важно учитывать факторы, действующие на людей и связанные с информатизацией мира. Одним из таких факторов является цифровой разрыв между странами, между регионами внутри стран и внутри регионов, между социальными группами и между отдельными людьми, между теми, кто успел или сумел включиться в информационное общество и теми, кому не удалось этого добиться. У первых — экономический и жизненный успех, культурный прогресс, чувство оптимизма и исторической перспективы. У вторых — прогрессирующее отставание, стагнация, чувство поражения и бесперспективности, которое провоцирует кризис морали, зависть и экстремизм. Это новый и важный фактор, действующий в мировом масштабе, при котором в рамках информационного общества одни страны, регионы и люди получают очень быстрое развитие, другие — более медленное. Сегодня разрыв между странами, народами, регионами и людьми только увеличивается, откидывая назад одних и делая богатыми других. Вторым существенным фактором является изменение понятия «инновация». В индустриальном обществе инновация возникает как закономерный результат классической цепочки: фундаментальные и прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, опытное производство, испытания, серийное производство, внедрение, распространение, то есть продажа. Только на этой, заключительной, стадии инновация начинает приносить доход, то есть завершается процесс обмена исходного знания, содержащегося в новшестве, на деньги как свидетельство востребованности обществом данного новшества. В информационном обществе не так, хотя на этот счет существуют различные точки зрения. Интернет с его огромной аудиторией, с его технологиями позволяет знания любого человека немедленно представить на миллиардный рынок и превратить их в инновацию, в обмен по схеме «знания как товар», в обмен на деньги. Это происходит потому, что доступ к этому знанию расширен и облегчен настолько, что оно с практически стопроцентной вероятностью находит тех, кто готов его реализовать. Вот главный фактор, который очень серьезно влияет на людей. Существует не один пример, когда люди, владеющие технологиями создания личного контента, становятся богатыми буквально за неделю. Для сравнения: если люди живут вне информационного общества, на это уходят годы или вообще знания могут никогда не реализоваться, не включиться в товарно-денежные отношения. Как следствие возникает третий фактор: бурное развитие сегодня получают не те страны, которые создают много знаний, а те страны и народы, которые используют много знаний. На самом деле, для промышленности, для всей инновационной системы совершенно неважно, где созданы знания, в какой именно стране. Мы знаем примеры стремительного развития таких стран как Финляндия, Южная Корея, Сингапур и другие. Их научный вклад сравнительно невелик, но они получают мощное развитие за счет использования знаний. [2] Что же необходимо делать с учетом указанных факторов для формирования общества, построенного на знаниях? Прежде всего — это уметь создавать новые знания. Задача университетов все более состоит в том, чтобы наряду с передачей студентам имеющегося набора современных и востребованных знаний, обучению их возможности извлекать эти знания из моря информации в Интернете, библиотеках, необходимо научить их эти знания создавать. А для этого необходимо все большее сращивание учебной и научной сторон деятельности университетов, усиленный поиск творчески одаренной молодежи, стимулирование ее интереса к науке и творчеству, развитие ее способностей. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) создают для такого поиска неограниченные, ранее небывалые возможности. Второе необходимое умение — умение превращать новые знания в инновации. Для этого в первую очередь необходимо уметь создавать свой личный контент, знания в электронном виде, выложенные через веб-технологии на сайты на всеобщий рынок Интернет. Для этого подразделения контента должны стать ключевыми в каждом современном университете. Превращение знания в инновацию в информационном обществе все чаще не требует многолетних усилий и сотенных коллективов. Из стен университета уже может выходить не просто специалист, но специалист со своим делом. Пройдя через новые составляющие университета, такие как технопарки, бизнес-инкубаторы, студент может создавать свое дело и выходить в жизнь со своим бизнесом. Это возможно реализовать в рамках разнообразной деятельности университетов и, конечно, через Интернет. Нужно научить студента капитализировать свои знания, продавать их, знать, как образуются цены, знать механизмы обращения знаний в деньги. В конечном итоге, люди должны знать электронные деньги, электронную коммерцию, уметь эффективно работать и общаться в сетях. Нужно уметь работать в компаниях, командах, когда люди находятся в разных странах, на разных континентах и общаются на разных языках. Примеров тому более чем достаточно, в частности, когда человек, живущий в Новой Зеландии, и человек, живущий в США, создают один общий продукт и продают, никогда не встречаясь. Новые технологии требуют умения объединяться в новое сообщество вне зависимости от географии, от времени и места нахождения людей, и этому надо учить. Причем учить не после того, как получено высшее профессиональное образование, а в ходе самого образовательного процесса, благо, технологии для этого стремительно развиваются. В современном понимании давать качественное образование означает давать такое образование, которое является базой для жизни и творчества в информационном обществе. Качественное образование — это не только передача глубоких знаний, но и формирование таких знаний и навыков, потребность в которых порождается именно информационным обществом Практика показывает, что традиционным учебным заведениям необходимы перемены, и осуществить их исключительно силами профессионального образовательного сообщества невозможно. Если страна не хочет застрять в прошлом, то приведение системы образования в соответствие с современными требованиями должно быть осознанно как важнейшая национальная цель, на достижении которой общество и государство концентрируют необходимую политическую волю, материальные и интеллектуальные ресурсы. [4] Именно так поступали страны, которые являются сегодня лидерами мира знаний. Дания, второй год подряд занимающая в рейтинге первую позицию, представляет собой перспективную площадку для внедрения высоких технологий и развития сетевой инфраструктуры. «Дания имеет четкую правительственную концепцию использования ИКТ, что привело к впечатляющему уровню проникновения Интернета и компьютеров, созданию систем электронного правительства и появлению динамично развивающегося электронного бизнеса, — говорится в исследовании. — Хорошо развитый внутренний рынок вместе с акцентом на непрерывное образование заложили основу для развития высокотехнологичных отраслей». [1] Россия, конечно, далеко не Дания, но когда начиналась программа «Электронная Россия», казалось, появилась какая-то надежда. Но в конченом итоге для университетов это вылилось в ситуацию, когда имеется провод и Интернет. Номинально создана единая образовательная среда, однако на практике обмена знаниями не происходит, так как через Интернет нечего посылать, нет электронных образовательных ресурсов, нет репозитариев, нет стандартов (отсюда обилие доморощенных некачественных продуктов и почти полное отсутствие учебных объектов повторного использования). Если для средней школы хоть что-то делается, то для высшей школы в нашей стране нет методик преподавания с использованием ИКТ, о разработке новой педагогики электронного обучения никто и не помышляет, педагогические кадры для современного высшего образования не готовятся. Силами отдельных университетов эти проблемы не решить, нужна общегосударственная программа. Если мы не хотим застрять в XX веке и просто реставрировать систему образования, годившуюся для индустриальной эпохи, но намерены двигаться вперед по пути построения информационного общества и экономики, основанной на знаниях, то необходимо принять новую образовательную парадигму и понять, что ключевым элементом модернизации образования являются современные информационные и коммуникационные технологии, используемые для электронного обучения в широком смысле слова.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Доклад The Global Information Technology Report 2008-2009
2. «Готовность России к информационному обществу. Оценка ключевых направлений и факторов электронного развития». Аналитический доклад/ Под ред. С.Б. Шапошника. – М.: Институт развития информационного общества, 2004.
3.http://www.weforum.org/en/initiatives/gcp/Global%20Information%20Technology%20Report/index.htm
4. Высшее профессиональное образование и кадровая политика в современной России//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 25 (313), 2006