Инновации в социальной сфере организации: сущность, виды, отличительные характеристики

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Функционирование организаций в условиях инновационно ориентированной экономики формирует необходимость системного подхода к инновационному менеджменту в отечественных компаниях (организациях, фирмах), что предусматривает активизацию инновационных процессов не только в технологической и экономической, но и в социальной сфере фирмы.

Ключевые слова:

инновации, социальная сфера
Цитировать публикацию:
Инновации в социальной сфере организации: сущность, виды, отличительные характеристики – С. 319-322.

Innovatsii v sotsialnoy sfere organizatsii: sushchnost, vidy, otlichitelnye kharakteristiki. , 319-322. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Функционирование организаций в условиях инновационно ориентированной экономики формирует необходимость системного подхода к инновационному менеджменту в отечественных компаниях (организациях, фирмах), что предусматривает активизацию инновационных процессов не только в технологической и экономической, но и в социальной сфере фирмы. Согласно мнению Ф. Никсона инновация представляет собой совокупность производственных, технических и коммерческих мероприятий, ведущих к появлению на рынке новых и усовершенствованных промышленных процессов и оборудования [2]. Й. Шумпетер определяет инновацию как новую научную и организационную комбинацию производственных факторов, созданную предпринимательским духом. При этом, инновация рассматривалась Й. Шумпетером как новая функция производства, «новая ее комбинация» [5]. Современный экономический словарь определяет инновации как нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также внедрения этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности [4]. Балабанов И. Т. подчёркивает, что инновация это материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методы планирования, приемы анализа и т. п. [1]. Таким образом, первоначальные взгляды на инновационные процессы в организации были сконцентрированы лишь только на технологических нововведениях, а современные исследования в области инноваций уделяют важное значение нововведениям и в экономической, организационной, социальной сферах функционирования компании. Инновации в социальной сфере организации представляют собой сознательно организуемые нововведения или процессы, реализуемые компанией в соответствии с изменяющимися условиями её функционирования и имеющие целью эффективное использование социального потенциала организации. В философском плане инновации в социальной сфере организации рассматриваются как нововведения в социальном управлении компанией, способствующие разрешению противоречий, возникающих в условиях неоднородности персонала и нестабильности внешней среды, сосуществования различных культурных систем, повышения уровня информатизации общества, усиления процессов инновационного развития производственной сферы, при которых многие из традиционных форм и методов социального менеджмента оказываются несостоятельными. Процесс развития любой социальной общности, в том числе и организации, идет через обновление и обуславливает создание предпосылок для формирования новых нетрадиционных компонентов в социуме, инновационных способов социальной деятельности, при этом формой этого общественного развития являются нововведения. Исходя из этого, в основе необходимости развития социальных инноваций организации лежит невозможность решить возникающие проблемы с помощью традиционных методов, изменения лишь структуры потребностей сотрудников организации, ценностей организационной культуры. Неразрешенность тех или иных социальных проблем и даёт импульс к разработке новых средств и норм в социальной сфере отечественных компаний. В соответствии с нашим мнением, социальная сфера любой организации может быть представлена совокупностью факторов внутренней и внешней социальной среды, изменение которых и будет формировать необходимость инновирования направлений социальных инвестиций фирмы. Основной целью инновационной деятельности в социальной сфере компании является: — решение социальных проблем организации; — формирование сбалансированного функционирования компании в условиях нестабильной экономической среды; — развитие организационной культуры фирмы; - повышение качества трудовой жизни персонала за счет более полно­го удовлетворения потребностей сотрудников; - модернизация системы социальных отношений, как с сотрудниками компании, так и с внешними субъектами стратегического взаимодействия; - повышение уровня социальной ответственности организации и др. Выделяют следующие области инноваций в социальной сфере организаций: - совершенствование и создание методов управления и лидерства; - улучшение рабочей атмосферы, мотивации и систем информирования; - вовлечение рядовых сотрудников и партнёров к управлению фирмой; — внедрение усовершенствованных систем обучения и адаптации персонала; — улучшение социальных условий жизни работников, условий безопасности и гигиены труда; - разработка технологий управления организационным поведением работников; - формирование условий для развития креативного мышления персонала организации; - развитие системы отношений с субъектами внешнего взаимодействия; - совершенствование процессов и систем управления социальными инновациями в организации. Исходя из этого, социальные инновации организации могут быть весьма разнообразными, что связано с вариативностью факторов их определяющих и специфики социальных процессов. Можно предложить следующие классификационные признаки и виды инноваций в социальной сфере организации: — среда реализации (внутренние и внешние); — степень охвата социальных факторов (комплексные и локальные); — период реализации (тактические и стратегические); - форма реализации (вещественные, организационные, культурные) — составляющие социальной сферы организации (персонал, условия труда, социально-трудовые отношения, социальная инфраструктура, организационная культура, формирование взаимоотношений с субъектами стратегического взаимодействия, социальная ответственность). Инновации в социальной сфере организации характеризуются определённой спецификой и имеют по сравнению с технологическими, следующие отличительные особенности: - являются результатом коллективного творчества, — имеют большую неопределенность последствий; - характеризуются сложностью оценки их эффективности; — наличие «временного лага» между внедрением инновации и проявлением её эффекта; - имеют более широкую сферу применения; - при их реализации отсутствует обязательное сопровождение требования нового технического оснащения; - характеризуются совмещением стадии изготовления и проектирования, что ускоряет инновационный процесс. Согласно нашему мнению, необходимость развития инновационных процессов в социальной сфере организации обусловлено тем, что именно они часто являются основой инноваций и изменений в научно-технической сфере компаний.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент. 1-е издание, СПб.: Питер, 2001 год.
2. Никсон Ф. Роль руководства предприятия в обеспечении качества и надежности: Пер. с англ. — М.: Изд-во стандартов, 1990.
3. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. - М.: Инфра-М - 2007.
4. Современный экономический словарь. Режим свободного доступа. slovari.yandex.ru/dict/economic/article.
5. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. — М.: Эксмо, 2007.