Роль интеллектуального капитала в обеспечении инновационного развития предприятий

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Перспектива развития цивилизованных государств в условиях перехода к постиндустриальному производству связана с решением проблем сохранения, наращивания, грамотного использования и умелой коммерциализации интеллектуального потенциала как одного из важнейших стратегических факторов экономического роста. Во всем мире идет процесс формирования и развития новой отрасли общественного производства — индустрии так называемых «информационно-интеллектуальных продуктов». В этой ситуации основным направлением повышения эффективности становится технологическое обеспечение творческой инициативы в рамках разработки и использования ресурсосберегающих, энергосберегающих и других аналогичных им технологий, а главным стратегическим направлением — развитие рынка информационно-интеллектуальных продуктов и услуг.

Ключевые слова:

инновационное развитие, интеллектуальный капитал, нематериальные активы
Цитировать публикацию:
Роль интеллектуального капитала в обеспечении инновационного развития предприятий – С. 356-361.

Rol intellektualnogo kapitala v obespechenii innovatsionnogo razvitiya predpriyatiy. , 356-361. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Перспектива развития цивилизованных государств в условиях перехода к постиндустриальному производству связана с решением проблем сохранения, наращивания, грамотного использования и умелой коммерциализации интеллектуального потенциала как одного из важнейших стратегических факторов экономического роста. Во всем мире идет процесс формирования и развития новой отрасли общественного производства — индустрии так называемых «информационно-интеллектуальных продуктов». В этой ситуации основным направлением повышения эффективности становится технологическое обеспечение творческой инициативы в рамках разработки и использования ресурсосберегающих, энергосберегающих и других аналогичных им технологий, а главным стратегическим направлением — развитие рынка информационно-интеллектуальных продуктов и услуг. По мнению Э. Брукинга, интеллектуальный капитал — это термин для обозначения нематериальных активов, без которых компания не может существовать, усиливая конкурентные преимущества. Составными частями интеллектуального капитала являются: человеческие активы, интеллектуальная собственность, инфраструктурные и рыночные активы. Под человеческими активами подразумевается совокупность коллективных знаний сотрудников предприятия, их творческих способностей, умения решать проблемы, лидерских качеств, предпринимательских и управленческих навыков [1]. Составные части интеллектуального капитала, согласно точке зрения В. Л. Иноземцева: первое — человеческий капитал, воплощенный в работниках компании в виде их опыта, знаний, навыков, способностей к нововведениям, а также к общей культуре, философии фирмы, ее внутренним ценностям; второе — структурный капитал, включающий патенты, лицензии, торговые марки, организационную структуру, базы данных, электронные сети [4]. Именно интеллектуальный капитал задает темп и характер обновления технологии производства и его продукции, которые затем становятся главным конкурентным преимуществом на рынке. «Интеллектуальный капитал — это система капитальных устойчивых интеллектуальных преимуществ данной компании или фирмы на рынке» [2]. Б.Б. Леонтьев придерживается определения интеллектуального капитала, данного Л. Эдвинсоном, согласно которому интеллектуальный капитал состоит из трех составляющих: человеческого капитала, организационного (или структурного) капитала и клиентского капитала, каждый из которых может бы заёмным или собственным. Человеческий капитал представляет собой знания, опыт и способности конкретных физических лиц как единую экономическую ценность данного объекта бизнеса. Этот капитал неотчуждаем от его обладателей. Структурный капитал — все, что остается на предприятии, связанное с интеллектуальным потенциалом, после ухода персонала с работы домой. Сюда относятся интеллектуальная собственность, информационные системы, система финансовых взаимоотношений, инструкции, положения, стандарты, награды, грамоты, призы, которые получило предприятие. Клиентский капитал — это система капитальных, надежных, долгосрочных доверительных и взаимовыгодных отношений предприятия со своими клиентами, покупателями. По сути это комплексный сложный нематериальный актив. Сюда относятся бренды, клиентура, фирменное наименование, каналы сбыта, лицензионные и другие договоры. Сущность интеллектуального капитала как экономической категории можно определить как систему отношений различных экономических субъектов по поводу рационального, устойчивого его воспроизводства на основе прогрессивного развития науки в целях производства конкретных товаров, услуг, дохода, повышения жизненного уровня, решения проблемы неравномерности мирового и регионального развития на основе персонифицированных экономических интересов субъектов [5]. Интеллектуальному капиталу присуща более высокая ступень развития по сравнению с уже известными функциональными формами капитала, критерием чего является более устойчивый уровень экономического роста общества, эффективности его структур. Интеллектуальный капитал, развиваясь на основе предшествующих форм капитала, вбирает в себя их основные свойства и одновременно имеет собственное содержание, определяемое спецификой его функций: — наличие и прогрессивное развитие интеллектуальной собственности; — становление креативного типа мышления работников, предпринимателей, научных деятелей, управляющего персонала, формирующего и реализующего основные модели воспроизводства каждой конкретной экономической системы и их совокупности; — преимущественное формирование в данной системе капитала интеллектуального центра, охватывающего постепенно всю совокупность факторов производства, распределения, обмена и потребления. Проблемы формирования и использования интеллектуальных ресурсов тесно связаны с эффективностью реализации инновационных проектов и программ в рамках стратегических планов предприятий и организаций. Реализация инновационных процессов, связанных с разработкой новых технологий, новых видов продукции, услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, маркетингового или иного характеров, требует не только затрат ресурсов, но и использования специальных организационно-экономических инструментов. В этой связи интеллектуальный капитал становится не только необходимым ресурсом для реализации нововведений, но и эффективным организационно-управленческим инструментом развития предприятия и повышения его конкурентоспособности. Наука выступает базой для инновационного развития предприятия и во многом обусловлена спросом с его стороны. В целом уровень развития науки и наукоемкого производства определяет научно-техническое развитие страны. Официальная статистика не содержит полных сведений, характеризующих объемы, динамику и направления развития отечественного рынка интеллектуальной собственности. В соответствии с отчетом Роспатента за 2008 г. динамика подачи заявок на объекты промышленной собственности в 2004-2008 гг. характеризуется незначительным снижением количества заявок на выдачу патентов на изобретения. Ежегодно число регистрируемых лицензионных договоров о передаче прав на использование изобретений составляет лишь около 1 % от числа действующих патентов. В странах с рыночной экономикой этот показатель в 30-40 раз больше. Так что специалисты характеризуют рынок ИС в России как зарождающийся. Рассмотрим некоторые особенности и ха­рактеристики отечественного рынка интеллектуальных продуктов. Товаром на рынке интеллектуальных продуктов выступают результаты исследований и разработок, комплекты конструкторской и технологической документации, оригинальные технические решения и программное обеспечение. Главное потребительское качество интеллектуального товара — его способность приносить дополнительную прибыль благодаря новым знаниям о наиболее эффективных способах удовлетворения запросов потребителей. Наибольший интерес на рынке вызывают результаты интеллектуальной деятельности в виде технологий, включающих изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, программы для ПК, ноу-хау, т.е. различные объекты правовой охраны, существенно повышающие коммерческую ценность товара. При продаже технологий особое значение приобретает их передача в совокупности с консультационными и инжиниринговыми услугами, оборудованием, системой сбыта и сервисного обслуживания продукции, выпускаемой по продаваемой технологии. Спрос на интеллектуальные продукты определяется реальностью их коммерческого использования для получения дополнительной прибыли посредством использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности при выпуске и реализации продукции, а также продажи прав на использование объектов интеллектуальной собственности на основании лицензионного договора. Спрос на интеллектуальные продукты считается малоэластичным, так как на рынок выходит продукция, которая, как правило, не имеет аналогов: она или независима, или практически незаменима. Следовательно, ценовая политика оказывает на объем сбыта ограниченное влияние. Конкурентоспособность интеллектуального продукта может определяться следующими факторами [3]: 1. степенью правовой защиты; 2. техническим уровнем интеллектуального продукта; 3. степенью новизны; 4. особенностями целевого рынка; 5. ценой по сравнению с ценой на сходную продукцию, т.е. имеющую приблизительно такие же технические характеристики; 6. потенциальной возможностью расширения рынка, т.е. заложенным в интеллектуальный продукт потенциалом развития. В последнее время в России отмечается рост числа изобретений, однако по абсолютному их количеству наша страна по-прежнему находится на низком уровне. При этом можно отметить, что тенденции на российском рынке интеллектуальной собственности отличаются от общемировых. В мире основной объем покупаемых лицензийсоставляют исключительные лицензии, а в России — в основном патентные или неисключительные. Хотя процесс регистрации лицензионных соглашений в настоящее время стабилизировался и отмечается ежегодный устойчивый рост этого показателя, устойчивость приобретает и другая тенденция — снижение доли передаваемых исключительных прав в общем их числе. Также в развитии отечественного рынка интеллектуальных продуктов наблюдается повышение активности иностранных компаний, которые становятся все более заинтересованными в перспективном обеспечении правовой охраны своей интеллектуальной собственности (ИС). Как правило, эти компании приобретают исключительные права для подавления возможных конкурентов, так как отечественные производители зачастую работают по технологиям, непроверенным на патентную чистоту или незаконно позаимствованным за рубежом. Инновационные компании выступают в качестве организаций, генерирующих новые знания, применяя их в области дизайна, производства, торговли и предоставления услуг. Практически все виды продукции включают в себя овеществленные знания от сложного производственного оборудования до бытовой техники. При этом объектом управления становятся «неосязаемые» интеллектуальные активы организации. Сегодня фирмы, в отличие от периода индустриализации, отслеживают появление новых научных знаний еще на этапе проведения фундаментальных исследований и стремятся первыми получить позитивные результаты в свое распоряжение. В итоге такого соперничества научно-технический прогресс постепенно трансформировался в научно-техническую гонку. Доля капитализации знаний в суммарном показателе капитализации среднего современного высокотехнологичного предприятия достигла 85% [9]. При этом самыми ценными знаниями являются те, что могут обрести форму охраняемой интеллектуальной собственности в виде изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, товарных знаков, программ для ПК, баз данных и т.п. В основе инновационной деятельности лежат новые знания. Долгое время производство знаний как инновационный процесс рассматривалось в основном как феномен, имеющий отношение лишь к тем отраслям, для которых характерны так называемые высокие технологии, изготовление новых образцов продукции непосредственно на базе конкретных научных исследований и технических разработок, технологические новации. Однако практика опровергла такой узкий подход к эффективному управлению, доказав, что не может быть отраслей, производств и компаний, не использующих новые знания в изготовлении продукции, оказании услуг и самих методах управления. Инновационные процессы — это непременное условие развития всех сфер деятельности в эпоху технологической и информационной революций.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Брукинг, Э. Интеллектуальный капитал: Ключ к успеху в новом тысячелетии /Пер. с англ. под ред. Л.Н. Ковачи. - СПб.: Питер, 2001.- 288с.
2. Леонтьев, Б.Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе.- М.: Издательский центр «Акционер», 2009. – 200 с.
3. Зинов, В.Г. Управление интеллектуальной собственностью: учеб. пособие. - М.: Де-ло, 2003. - 512 с.
4. Иноземцев, В.Л. За пределами экономического общества.- М.: «Academia-HayKa», 1998. - 640 с.
5. Кириченко, В. Защита и передача прав на объекты интеллектуальной собственности при их коммерциализации // В. Кириченко Интеллектуальная собственность. - 2004. - №12. С. 3-7.
6. Климов, С.М. Интеллектуальные ресурсы общества. - СПб.: ИВЭСЭП: Знание, 2002. - 199 с.ине