Система региональных счетов как инструмент региональных экономических исследований

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Современная региональная экономическая система как объект познания многомерна. Для нее характерны сочетания иерархичности управления и активности отдельных систем, процессы интеграции и дифференциации во внутренней и внешней среде, конкурентное взаимодействие с другими региональными системами. Однако как сами региональные власти, так и приходящие в регион внешние субъекты хозяйствования вынуждены работать в среде постоянной информационной недостаточности. Следствием узости информационно-аналитической базы исследований «региональной составляющей» является отсутствие у заинтересованных лиц реальной картины происходящих в регионе процессов, мешающее выполнению краткосрочных и долгосрочных задач преобразования общества. Несмотря на усиление учетно-аналитической функции в региональных экономических системах, практика отражения в регистрах учета многообразия ресурсов, факторов и результатов деятельности таких систем представляет собой значительные сложности. Приходится анализировать большое количество объективных и субъективных факторов, учитывать многообразные специфические условия функционирования составных элементов системы.

Ключевые слова:

региональная экономика, система региональных счетов, СРС
Цитировать публикацию:
Система региональных счетов как инструмент региональных экономических исследований – С. 17-20.

Sistema regionalnyh schetov kak instrument regionalnyh ekonomicheskikh issledovaniy. , 17-20. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Современная региональная экономическая система как объект познания многомерна. Для нее характерны сочетания иерархичности управления и активности отдельных систем, процессы интеграции и дифференциации во внутренней и внешней среде, конкурентное взаимодействие с другими региональными системами. Однако как сами региональные власти, так и приходящие в регион внешние субъекты хозяйствования вынуждены работать в среде постоянной информационной недостаточности. Следствием узости информационно-аналитической базы исследований «региональной составляющей» является отсутствие у заинтересованных лиц реальной картины происходящих в регионе процессов, мешающее выполнению краткосрочных и долгосрочных задач преобразования общества. Несмотря на усиление учетно-аналитической функции в региональных экономических системах, практика отражения в регистрах учета многообразия ресурсов, факторов и результатов деятельности таких систем представляет собой значительные сложности. Приходится анализировать большое количество объективных и субъективных факторов, учитывать многообразные специфические условия функционирования составных элементов системы.

Современная экономическая наука предлагает для решения указанных задач познавательные и преобразовательные возможности системы региональных счетов (СРС), которая является не формальным снимком состояния региона, а инструментом, с помощью которого можно оценивать развитие территории. С ее помощью можно анализировать не столько динамику отдельных показателей, сколько движение региона в целом: качество принимаемых региональными властями управленческих решений, соответствие этих решений требованиям и задачам времени, эффективность использования средств региона, в том числе бюджетных.

Общественная потребность в системе региональных счетов как инструменте региональных экономических исследований определенным образом структурирована. Выделим в данной структуре два различных уровня потребностей (см. рисунок 1).

Во-первых, это потребность в учетно-аналитической информации самого региона как интегрального субъекта и собственника всех нематериальных активов, находящихся в составе СРС. Главным фактором, детерминирующим возникновение информационных потребностей в СРС, является общественное производство. Согласимся с научной позицией М. Кущева, который определяет информационные потребности региона как объективно существующие потребности в общей и специфической информации, обусловленные эндогенными факторами развития региональной хозяйственной системы и использующиеся для достижения целей ее устойчивого социально-экономического развития [1].

При исследовании внутренних потребностей региона в учетно-аналитической информации необходимо учитывать, что ее стратегической целью является обеспечение требуемого уровня осведомленности резидентов региональной системы через создание необходимой инфраструктуры, без которой невозможно эффективное функционирование экономических систем любого масштаба и уровня. Обеспечение информированности, в свою очередь, осуществляется через удовлетворение информационных потребностей субъектов региональной системы.

К факторам, влияющим на формирование внутрирегиональных информационных потребностей, относятся: географическая среда, экономические и социальные условия, национальные, исторические и культурные особенности, обычаи делового оборота, социально-демографические факторы (особенно образовательный уровень), территориальное размещение участников рынка и т.д. К факторам, свойственным самим потребителям и влияющим на их информационные потребности, относятся: область их деятельности, характер выполняемой работы, место работы, должностные обязанности, а также направленность и широта кругозора потребителей, стаж работы, знание языков, уровень информационной ориентации и др.

Во-вторых, это потребности в учетно-аналитической информации многообразных ее пользователей, которые получают к ней доступ на основе трансакций (купли-продажи). При этом не имеет значения, находятся ли такие пользователи на федеральном уровне или на других уровнях. Российские аутсайдеры региональных экономических систем имеют разный доступ к информационным ресурсам региона, качество полученной деловой информации практически не отвечает условиям рынка, а именно, достоверности и актуальности. Региональный рынок деловой информации, являясь вторичным по отношению к бизнесу, слаб, и сегодня мы наблюдаем, отсутствие на рынке серьезных баз данных, деловых изданий и контент — проектов, ориентированных на бизнес, если только они не принадлежат монополистам, не являются рекламными площадками или политически ангажированными проектами. Таким образом, основные источники информации о региональном развитии для российских предпринимателей — это ресурсы и услуги, предлагаемые в основном на коммерческой основе.

Информация, предоставляемая Госкомстатом России, является основой для формирования значительной части информационных ресурсов органов государственной власти. Однако, по нашему мнению, командный принцип разработки, наполнения и использования информации СРС превращает ее в формальность. Потенциальное участие федерального центра в создании методических основ и нематериальных активов СРС должно отражаться через соинвестирование и формирование смешанных прав собственности (федеральной и региональной). Необходимость интеграции информационной, аналитической, экспертной, прогнозной составляющей работы всех служб и структур региональных органов управления и координация их деятельности очевидны с точки зрения управляемости и ресурсной обеспеченности. Столь же очевидны и логически обоснованы принципы построения децентрализованной региональной информационной системы. Формирование региональной информационно-аналитической системы, имеющей распределенные источники информации, распределенных пользователей и распределенные компоненты — локальные банки данных, является одной из задач в концепциях информатизации и совершенствования систем управления регионов страны.

Поэтому вопросы развития системы региональных счетов сегодня актуализируются. Эта информационная база призвана решить такие задачи, как: отразить валовой выпуск товаров и услуг, промежуточное потребление и добавленную стоимость региона; охарактеризовать важнейшие стоимостные, отраслевые и секторальные пропорции и соотношения экономики региона; исследовать процесс образования доходов в экономике региона, выявить динамику и структуру доходов по труду, доходов от собственности, прибыли и смешанных доходов; исследовать формирование валовых и чистых сбережений региона как важнейших источников финансирования капитальных вложений, накопление национального имущества региона в разрезе секторов; проанализировать межотраслевые, межрегиональные и международные экономические взаимосвязи изучаемого региона; охарактеризовать финансовые потоки между резидентами и нерезидентами; выявить влияние факторов роста экономических результатов, определить интенсивность и эффективность общественного производства региона.

В счетах региона должны отражаться результаты всех видов экономической деятельности — производство материальных благ и услуг; формирование первичных и вторичных доходов, всех видов трансфертов; использование доходов и накопление имущества. Таким образом, информационные возможности СРС позволяют проанализировать основные экономические процессы, имеющие место в регионе, и их результаты.

В обобщенном виде СРС должна содержать упорядоченную определенным образом информацию обо всех хозяйствующих субъектах, участвующих в экономическом процессе региона: юридических лицах (предприятиях, корпорациях, банках, страховых компаниях, учреждениях образования, здравоохранения, органах регионального государственного управления и др.) и домашних хозяйствах; экономических операциях, связанных с производством материальных благ и услуг, а также операциях, связанных с распределением и перераспределением доходов, конечным потреблением населением, накоплением активов и с другими аспектами экономического процесса изучаемого региона; экономических активах и пассивах, формирующих национальное богатство региона (основные фонды, материальные оборотные средства, финансовые активы и др.).

[1] См. М.В. Кущев. Многопараметрическая оценка эффективности информатизации региональной экономики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Волгоград. 2007. С. 10.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Ростовская область 2006: Стат. сб./ Ростовстат.-Ростов-н/Д, 2007.- 961с.
2. Савалей В.В. Региональная экономика и финансы./ В.В. Савалей, Т.П. Филичева: Владивосток, 2000.