Антимонопольное регулирование естественных монополий как фактор развития региональной экономики

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Стратегические задачи проведения антимонопольной политики и развития конкуренции в регионах были сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 08.02.2008г. в выступлении на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года.

Ключевые слова:

естественные монополии, экономика региона, антимонопольное регулирование
Цитировать публикацию:
Антимонопольное регулирование естественных монополий как фактор развития региональной экономики – С. 24-28.

Antimonopolnoe regulirovanie estestvennyh monopoliy kak faktor razvitiya regionalnoy ekonomiki. , 24-28. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Стратегические задачи проведения антимонопольной политики и развития конкуренции в регионах были сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 08.02.2008г. в выступлении на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года»: 1. … решая задачу радикального повышения эффективности нашей экономики, мы должны создать стимулы и условия для продвижения целого ряда направлений... 2. … развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей... Такого же мнения придерживаются российские предприниматели, для которых «поддержание благоприятной конкурентной среды» в регионах РФ является второй по значимости задачей государства в экономике, уступающей по своей важности лишь такой фундаментальной обязанности власти, как «формирование законодательных условий деятельности бизнеса, обеспечение их безусловного и справедливого применения» [1]. Антимонопольное регулирование — это комплекс административных и экономических мер, осуществляемых для обеспечения условий формирования конкурентной среды и защиты конкуренции. В соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» «естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров» [2]. В настоящее время полномочия государства в отношении регулирования деятельности естественных монополий распределены между двумя федеральными органами исполнительной власти — Федеральной антимонопольной службой и Федеральной службой по тарифам. Естественная монополия как объект государственного регулирования — это сфера экономической деятельности, где конкуренция - или экономически неэффективна, - или невозможна в силу специфики технологического процесса производства товаров (услуг), - или противоречит интересам общества (государства). Подобное определение четко отражает объективность государственного регулирования естественной монополии. Главным признаком естественной монополии является неделимость инфраструктуры, из него вытекают ее остальные признаки: - субаддитивность издержек; - однородность и незаменяемость продукции; - эндогенность структуры отраслевых компаний как вертикально-интегрированных; - социальная (общественная) значимость. Естественная монополия как объект государственного регулирования делится на естественно-монопольное ядро, идентифицируемое на основе экономических и технологических границ рынка, и смежный естественно-монопольный сегмент, выделяемый, исходя из социальных и стратегических границ рынка, выбранных для себя обществом. Принципиально важно, что естественная монополия включает в себя и сферы, являющиеся потенциально конкурентными, но ограничиваемые обществом. Идентификация сфер деятельности на основе границ рынка определяет и механизмы их государственного регулирования (табл. 1). Таблица 1. Типы границ естественных монополий

Сферы деятельностиТип границХарактеристикаМеханизмы государственного регулирования
ОсновнойДополнительные
Естественно-монопольное ядроЭкономическиеКонкуренция экономически неэффективнаЦеновоеПраво входа на рынок
ТехнологическиеКонкуренция невозможна в силу технологии процессаТехническоеПраво входа на рынок
Смежный естественно-монопольный сегмент (конкуренция возможна)СоциальныеКонкуренция неэффективна с точки зрения общественной полезностиСубсидированиеЦеновое, Право входа на рынок, Антимонопольное
СтратегическиеКонкуренция противоречит интересам государстваПраво входа на рынокАнтимонопольное, Ценовое
Таким образом, регулирование естественных монополий напрямую влияет на качество конкурентной среды в регионе посредством: - ценового (тарифного) регулирования; - инвестиционных программ, которые определяют технологические возможности по доступу к товарам субъектов естественных монополий; - регулирование доступа к товарам субъектов естественных монополий для развития эффективной конкуренции между их потребителями в соответствующих секторах, а также устранение инфраструктурных ограничений для экономики в целом. Проблем в антимонопольном регулировании естественных монополий на сегодняшний день много. Стоит только обратить внимание на динамику нарушений в сфере естественных монополиях выявленных антимонопольными органами за период с 2005-2007 г. (табл. 2). Количество выявленных нарушений с каждым годом возрастает [3]. Таблица 2. Динамика нарушений в сфере естественных монополиях выявленных антимонопольными органами за период с 2005-2007 г

Нефть и нефте-продукты200520062007
Рассмотрено заявленийВыявлено нарушенийВозбуждено делРассмотрено заявленийВыявлено нарушенийВозбуждено делРассмотрено заявленийВыявлено нарушенийВозбуждено дел
99545989604886114198
электро-энерге-тика200520062007
Рассмотрено заявленийВыявлено нарушенийВозбуждено делРассмотрено заявленийВыявлено нарушенийВозбуждено делРассмотрено заявленийВыявлено нарушенийВозбуждено дел
171471654919738627202543953835
Газ200520062007
Рассмотрено заявленийВыявлено нарушенийВозбуждено делРассмотрено заявленийВыявлено нарушенийВозбуждено делРассмотрено заявленийВыявлено нарушенийВозбуждено дел
27794752349185544187152
Пожалуй, одна из самых острых проблем на сегодняшний день, с которой столкнулись антимонопольные органы — стремительный рост цен и тарифов на продукцию российских естественных монополий. Это катастрофическим образом подрывает разные сферы производства в регионах. Возьмем, например — обрабатывающую промышленность. В условиях экономического кризиса все естественные монополии — производители газа, электроэнергии, а также железнодорожники — в разы повышают цены на свою продукцию, намного опережая инфляцию. В результате, выживание газовиков и железнодорожников оборачивается упадком и вероятной гибелью обрабатывающих отраслей промышленности, которые очень сильно от этих тарифов зависят. В европейских и других западных странах из-за кризиса цены на газ упали в 2-3 раза, в России же они выросли на 16%. Теперь, ОАО «Газпром» выдвигает принцип «равной доходности» от продажи газа в России и на мировом рынке. Даже если реализация этого принципа будет медленной, к 2015 году, как добивается «Газпром», то все равно, это будет означать «убийство» российской промышленности. При этом, в случае роста цен на нефть до $120 за баррель, цены на газ, которые «Газпром» хотел бы привязать к нефтяным, возрастут в пять раз. Для решения этой проблемы и ряд других, необходимо совершенствование системы регулирования естественных монополий. На наш взгляд, нужно реализовать следующие мероприятия: 1) внесение изменений в закон от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», предусматривающих уточнение понятия субъекта естественной монополии, определение статуса реестра субъектов естественных монополий, определение порядка контроля экономической концентрации, разграничение полномочий органов регулирования естественных монополий, введение метода экономически обоснованной доходности инвестированного капитала в качестве одного из методов тарифного регулирования субъектов естественных монополий и организаций коммунального комплекса; 2) внедрение в систему регулирования ряда отраслей метода экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, метода сравнительного анализа и других «квази-конкурентных» (т.е. создающих эффект конкурентной мотивации у предприятий, осуществляющих деятельность в естественно-монопольной среде) механизмов. Система экономически обоснованной доходности инвестированного капитала предусматривает установление долгосрочного тарифа, обеспечивающего приемлемую норму доходности на вложенный капитал, а также механизма, стимулирующего снижение издержек и поддержание определенного уровня качества оказания услуг. 3) обеспечение эффективности закупочной деятельности субъектов естественных монополий путем установления обязательных требований к проведению торгов по закупкам товаров и услуг. Такие процедуры должны обеспечивать прозрачность и состязательность проведения торгов, что сократит издержки субъектов естественных монополий и будет способствовать снижению роста тарифов; 4) повышению эффективности субъектов естественных монополий будет способствовать выделение из сферы их деятельности отдельных видов работ, которые могут быть произведены сторонними компаниями на конкурентной основе; 5) необходимо активизировать работу по развитию конкуренции в сопряженных с естественными монополиями сферах, в том числе посредством разделения субъектов на осуществляющих конкурентные и естественно-монопольные виды деятельности. Одним из важных шагов к осуществлению данной задачи является разработка методик по ведению раздельного учета указанных видов деятельности. Кроме того, роль государства, соответственно, должна усиливаться в тех секторах деятельности естественных монополий, где механизм рынка не справляется, а именно в социальном регулировании деятельности естественных монополий. Роль государства также важна в проведении общей экономической политики, поскольку реструктуризация субъектов естественных монополий не может рассматриваться в отрыве от промышленной политики государства, энергетической стратегии и общеэкономической программы развития на перспективу. Считаем необходимым реформирование естественных монополий осуществлять преимущественно через частичную, косвенную приватизацию, путем повышения эффективности управления государственными акционерными компаниями. Крупные сетевые инфраструктурные объекты естественных монополий целесообразно сохранить в государственной или долевой (государственно-частной) форме собственности как основу госсектора страны [4].

[1] Массовый опрос российских предпринимателей и топ-менеджеров частных компаний по теме «Состояние делового климата в России» проведен Всероссийским центром изучения общественного мнения по заказу Российского союза промышленников и предпринимателей в сентябре — октябре 2007 года. [2] Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», ст. 3. [3] Доклад ФАС о состоянии конкуренции в Российской Федерации www.fas.gov.ru [4] Сафаров Г. Г., Барыкин С. Е. Экономики и финансы энергетического комплекса. СПб.: А-Принт, 2008.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Ростовская область 2006: Стат. сб./ Ростовстат.-Ростов-н/Д, 2007.- 961с.
2. Савалей В.В. Региональная экономика и финансы./ В.В. Савалей, Т.П. Филичева: Владивосток, 2000.