Антимонопольное регулирование естественных монополий как фактор развития региональной экономики
Ключевые слова:
естественные монополии, экономика региона, антимонопольное регулирование
Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Стратегические задачи проведения антимонопольной политики и развития конкуренции в регионах были сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 08.02.2008г. в выступлении на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года»: 1. … решая задачу радикального повышения эффективности нашей экономики, мы должны создать стимулы и условия для продвижения целого ряда направлений... 2. … развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей... Такого же мнения придерживаются российские предприниматели, для которых «поддержание благоприятной конкурентной среды» в регионах РФ является второй по значимости задачей государства в экономике, уступающей по своей важности лишь такой фундаментальной обязанности власти, как «формирование законодательных условий деятельности бизнеса, обеспечение их безусловного и справедливого применения» [1]. Антимонопольное регулирование — это комплекс административных и экономических мер, осуществляемых для обеспечения условий формирования конкурентной среды и защиты конкуренции. В соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» «естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров» [2]. В настоящее время полномочия государства в отношении регулирования деятельности естественных монополий распределены между двумя федеральными органами исполнительной власти — Федеральной антимонопольной службой и Федеральной службой по тарифам. Естественная монополия как объект государственного регулирования — это сфера экономической деятельности, где конкуренция - или экономически неэффективна, - или невозможна в силу специфики технологического процесса производства товаров (услуг), - или противоречит интересам общества (государства). Подобное определение четко отражает объективность государственного регулирования естественной монополии. Главным признаком естественной монополии является неделимость инфраструктуры, из него вытекают ее остальные признаки: - субаддитивность издержек; - однородность и незаменяемость продукции; - эндогенность структуры отраслевых компаний как вертикально-интегрированных; - социальная (общественная) значимость. Естественная монополия как объект государственного регулирования делится на естественно-монопольное ядро, идентифицируемое на основе экономических и технологических границ рынка, и смежный естественно-монопольный сегмент, выделяемый, исходя из социальных и стратегических границ рынка, выбранных для себя обществом. Принципиально важно, что естественная монополия включает в себя и сферы, являющиеся потенциально конкурентными, но ограничиваемые обществом. Идентификация сфер деятельности на основе границ рынка определяет и механизмы их государственного регулирования (табл. 1). Таблица 1. Типы границ естественных монополий
Сферы деятельности | Тип границ | Характеристика | Механизмы государственного регулирования | |
Основной | Дополнительные | |||
Естественно-монопольное ядро | Экономические | Конкуренция экономически неэффективна | Ценовое | Право входа на рынок |
Технологические | Конкуренция невозможна в силу технологии процесса | Техническое | Право входа на рынок | |
Смежный естественно-монопольный сегмент (конкуренция возможна) | Социальные | Конкуренция неэффективна с точки зрения общественной полезности | Субсидирование | Ценовое, Право входа на рынок, Антимонопольное |
Стратегические | Конкуренция противоречит интересам государства | Право входа на рынок | Антимонопольное, Ценовое |
Нефть и нефте-продукты | 2005 | 2006 | 2007 | ||||||
Рассмотрено заявлений | Выявлено нарушений | Возбуждено дел | Рассмотрено заявлений | Выявлено нарушений | Возбуждено дел | Рассмотрено заявлений | Выявлено нарушений | Возбуждено дел | |
99 | 54 | 59 | 89 | 60 | 48 | 86 | 114 | 198 | |
электро-энерге-тика | 2005 | 2006 | 2007 | ||||||
Рассмотрено заявлений | Выявлено нарушений | Возбуждено дел | Рассмотрено заявлений | Выявлено нарушений | Возбуждено дел | Рассмотрено заявлений | Выявлено нарушений | Возбуждено дел | |
1714 | 716 | 549 | 1973 | 862 | 720 | 2543 | 953 | 835 | |
Газ | 2005 | 2006 | 2007 | ||||||
Рассмотрено заявлений | Выявлено нарушений | Возбуждено дел | Рассмотрено заявлений | Выявлено нарушений | Возбуждено дел | Рассмотрено заявлений | Выявлено нарушений | Возбуждено дел | |
277 | 94 | 75 | 234 | 91 | 85 | 544 | 187 | 152 |
[1] Массовый опрос российских предпринимателей и топ-менеджеров частных компаний по теме «Состояние делового климата в России» проведен Всероссийским центром изучения общественного мнения по заказу Российского союза промышленников и предпринимателей в сентябре — октябре 2007 года. [2] Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», ст. 3. [3] Доклад ФАС о состоянии конкуренции в Российской Федерации www.fas.gov.ru [4] Сафаров Г. Г., Барыкин С. Е. Экономики и финансы энергетического комплекса. СПб.: А-Принт, 2008.

Издание научных монографий от 15 т.р.!
Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
2. Савалей В.В. Региональная экономика и финансы./ В.В. Савалей, Т.П. Филичева: Владивосток, 2000.
Antimonopolnoe regulirovanie estestvennyh monopoliy kak faktor razvitiya regionalnoy ekonomiki. , 24-28. (in Russian)