Маркетингоориентированный механизм управления регионом как основа его устойчивого развития

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В условиях трансформационной экономики одной из основных задач регионального территориального управления становится задача повышения качества использования имеющихся и привлечение на территорию новых ресурсов. Новое качество управления территорией может быть достигнуто за счет использования принципов маркетинга в управлении территорией. Маркетинговый подход в региональном управле­нии направлен на поддержание притягательности, престижа территории в целом, привлекательности сосредоточенных на территории ресурсов для человека при проживании и ведении деятельности на конкретной территории. Маркетинговый подход в региональном управлении позволяет определить и далее дать оценку фак­торов конкурентоспособности, уточнить миссию и цели управления территорией.

Ключевые слова:

устойчивое развитие, экономика региона, развитие региона, маркетинговоориентированное управление
Цитировать публикацию:
Маркетингоориентированный механизм управления регионом как основа его устойчивого развития – С. 28-31.

Marketingoorientirovannyy mekhanizm upravleniya regionom kak osnova ego ustoychivogo razvitiya. , 28-31. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




В условиях трансформационной экономики одной из основных задач регионального территориального управления становится задача повышения качества использования имеющихся и привлечение на территорию новых ресурсов. Новое качество управления территорией может быть достигнуто за счет использования принципов маркетинга в управлении территорией. Маркетинговый подход в региональном управле­нии направлен на поддержание притягательности, престижа территории в целом, привлекательности сосредоточенных на территории ресурсов для человека при проживании и ведении деятельности на конкретной территории. Маркетинговый подход в региональном управлении позволяет определить и далее дать оценку фак­торов конкурентоспособности, уточнить миссию и цели управления территорией. Все эти данные свидетельствуют о том, что в настоящее время в повсеместно сложились предпосылки для применения на практике принципов регионального маркетинга, особенно в социально ориентированных регионах. Активизация собственной маркетинговой политики в регионах обусловливается ростом в них социальной направленности, реализация процесса согласования интересов возможно при ориентации системы органов управления региона на маркетинговую стратегию, распределении прав и ответственности между уровнями хозяйствования, следовании соглашениям о предметах ведения центра и территории. В условиях значительного расширения самостоятельности регионов появляется реальная возможность гибкого согласования макро-интересов и интересов региона; региональных интересов и микро-интересов хозяйствующих субъектов. Сущность маркетингоориентированного механизма управления регионом сводится к поддержанию, обеспечению, формированию конкурентоспособности региона во внешней среде на межрегиональном уровне. С точки зрения методологического аспекта региональный маркетинг представляется в виде конкретного процесса, имеющего определенные этапы развития, в совокупности определяющего закономерный целенаправленный процесс развития территории, формирующийся под действием региональных факторов на основе сложившихся региональных условий и образующийся региональной специфики. В рамках методологического аспекта региональный маркетинг определяется как сложносоставной процесс, имеющий свои параметры, определяющий свои условия параметров входа и выхода протекающего процесса. В качестве параметров входа процесс региональный маркетинг служат качественные и количественные параметры, определяющие структуру и содержание региональной экономической системы, такие как политико-правовые, экономические, социокультурные, технологические. В качестве параметров выхода процесса регионального маркетинга принимаются результаты положения региона во внешней среде, уровень его социально-экономического развития, уровень жизни населения и т.д. Содержанием процесса регионального маркетинга и формирующего его результатом можно считать такие маркетинговые инструменты как маркетинговый анализ и синтез, исследования внешней и внутренней среды, а также такие инструменты продвижения, такие как брендинг, рекламные продукты и их субституты, мероприятия, стимулирующие спрос, прямой маркетинг в целях формирования общественного мнения. В геополитическом аспекте региональный маркетинг представляется как инструмент региональной экономики, реализуемый органами государственной власти в целях представления региона как интегрального хозяйственно-промышленного комплекса в виде совокупности ресурсного, промышленного, интеллектуального, человеческого, инновационного потенциала. Таким образом, региональный маркетинг определяет политический статус и положение региона с точки зрения его презентабельности и имиджа как субъекта РФ, с другой стороны в геополитическом смысле региональный маркетинг представляется как форма реализации положения региона в геополитическом пространстве, где основные геополитические преимущества региона представляются региональным маркетингом в виде конкурентных преимуществ. Такие геополитические конкурентные преимущества являются значимыми составляющими конкурентоспособности региона, таких как конкурентоспособность промышленности, конкурентоспособность продукции, инновационность технологий. В свою очередь региональный маркетинг выступает в качестве сглаживания внутрирегиональных диспропорций посредством комбинирования геополитических и других составляющих региона. Экономический аспект механизма регионального маркетинга представляет регион как совокупного участника межрегионального рынка, вступающего в рыночные отношения на основе товарообмена посредством которого производится обмен ценностями в целях получения совокупного регионального дохода. В итоге экономическая сущность регионального маркетинга сводится к формированию системы подходов и предложений по обеспечению рентабельности товарообменных операций на межрегиональном уровне, которые подразумевают проявление сущности регионального маркетинга в таких экономических категориях как затраты и доход. С одной стороны, региональный маркетинг и его экономическая сущность определяет и мотивирует цели и задачи регионального процесса расширенного воспроизводства, ориентированных на снижение затрат на всех стадиях регионального процесса и минимизации совокупного регионального продукта, что в свою очередь определяет потенциал конкурентоспособности за счет внутренних факторов региона и формирует нижний уровень рентабельности региональной экономики. Таким образом, региональный маркетинг предопределяет такую экономическую категорию как совокупные региональные издержки, что в свою очередь является показателем конкурентоспособности и главнейшим показателем инвестиционной привлекательности региона. Таким образом, РМ в качестве своей внутренней задачи экономической сущности создает условия и мотивы для формирования оптимальных региональных совокупных издержек производства (следовательно, оптимизация функций). С другой стороны экономическая сущность регионального маркетинга проявляется во внешней среде на межрегиональном уровне и формирует условия и методы образования наибольших доходов продуктов и результатов расширенного процесса воспроизводства во внешней среде, наименьших издержек. В итоге экономическая сущность регионального маркетинга характеризуется таким интегральным системным показателем, который заключается (измеряется) соотношением наибольших доходов и наименьших издержек, когда в итоге совокупный региональный доход в результате реализации методов и инструментов регионального маркетинга закономерно превышает алгебраическую сумму доходов отдельных региональных предприятий и организаций в случае их индивидуального, обособленного от региона позиционирования во внешней среде как сугубо отдельных участков рыночных отношений. Социальная сущность регионального маркетинга проявляется в формировании отношений в коллективе как совокупности людей, обладающих квалификацией и профессиональных навыков, формирующих своим трудом региональный продукт. Такие отношения определяются внешними и внутренними связями как в социальных группах, так и каждого члена социальной группы в направлении достижения целей региональной экономической системы, выражающейся в отношении к труду и результатам производства, ресурсосбережению, оптимизации производственных процессов, улучшения качества продукции, что в итоге предопределяет повышение конкурентоспособности региона в целом во внешней среде. В итоге социальная сущность регионального маркетинга проявляется в способствовании и развитию среди населения региона стремлений к повышению своей квалификации, углубления профессионального опыта, расширения общих и специальных навыков и умений, необходимых для реализации в процессе расширенного воспроизводства и получения наилучших качественных результатов. Такой подход способствует развитию (овладению) дополнительными специальными знаниями, росту образованности, стремлению к внутреннему развитию и совершенствованию, что в целом повышает культурный уровень населения региона, что в итоге приводит к изменению социального статуса населения, его социальной структуры и формированию передовых социально-экономических отношений в обществе, в целом построенных на основе высокой нравственности, добропорядочности, ориентации на духовные ценности, что в целом формирует благоприятную социально-экономическую среду для развития как всего общества, так и его членов. Иновационно-технологический аспект регионального маркетинга определяет направленность региональной экономики в направлении удовлетворения перспективных потребностей рынка посредством интегрирования промышленного потенциала рынка и формирования ведущих комплексов на основе межорганизационных связей с целью выявления и формирования перспективных, инновационных предложений, синтезирования новых товарных групп с целью удовлетворения будущих и перспективных потребностей рынка в ограниченные сроки. Роль регионального маркетинга сводится к внешней задаче — выявлению перспективных потребностей рынка и к внутренней задаче — маркетинговому анализу промышленного комплекса региона с целью выявления возможностей и условий реализации и выработки товарных групп на инновационной основе. В итоге можно заключить, что система регионального маркетинга, являющегося основой формирования региональной промышленной политики на инновационной основе формируется посредством представления результатов воспроизводственных процессов во внешней среде в совокупности правовыми, экономическими, геополитическими условиями и факторами, существующими в региональной экономике. Сам процесс регионального маркетинга ориентируется и направляется, исходя из имеющегося ресурсного потенциала региона посредством административных рычагов и государственной коррекции в направлении удовлетворения перспективных потребностей внешней среды продуктами и услугами региона, сформированными с использованием инновационных подходов. Такой подход является основой маркетингоориентированного механизма управления регионом, который позволит обрести повышенные, эксклюзивные параметры конкурентоспособности намного опережающие параметры аналогичных и схожих предложений, имеющихся на рынке, что в целом позволит достичь конкурентоспособность региона в ближайшем и отдаленном будущем и на этой основе сформировать благоприятный, долгосрочный имидж региона, что в целом позволит создать предпосылки для социально-экономического развития отраслей народной экономики и формирования достойного уровня жизни населения.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Ростовская область 2006: Стат. сб./ Ростовстат.-Ростов-н/Д, 2007.- 961с.
2. Савалей В.В. Региональная экономика и финансы./ В.В. Савалей, Т.П. Филичева: Владивосток, 2000.