Распределение экономических ресурсов (Аспект территориальной неравномерности распределения иностранных инвестиций в Российской Федерации)

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Состояние дел в вопросе привлечения иностранных инвестиций в некоторые регионы России и в страну в целом, требует необходимости позитивной оценки данного процесса. Сложившееся на сегодняшний день неравномерное размещение иностранных инвестиций по регионам является характерной чертой поступления данного капитала в страну, тем самым, ущемляя экономические интересы ряда регионов, где так остро стоят вопросы занятости населения и социальной стабильности. Кризисные явления в мировой экономике, конечно же, существенно отразились на снижении потока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в страну, но не изменили долевое соотношение их по территориям.

Ключевые слова:

иностранные инвестиции, инвестиции, инвестиционная политика, ввп, экономика региона
Цитировать публикацию:
Распределение экономических ресурсов (Аспект территориальной неравномерности распределения иностранных инвестиций в Российской Федерации) – С. 37-40.

Raspredelenie ekonomicheskikh resursov (Aspekt territorialnoy neravnomernosti raspredeleniya inostrannyh investitsiy v Rossiyskoy Federatsii). , 37-40. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Состояние дел в вопросе привлечения иностранных инвестиций в некоторые регионы России и в страну в целом, требует необходимости позитивной оценки данного процесса. Сложившееся на сегодняшний день неравномерное размещение иностранных инвестиций по регионам является характерной чертой поступления данного капитала в страну, тем самым, ущемляя экономические интересы ряда регионов, где так остро стоят вопросы занятости населения и социальной стабильности. Кризисные явления в мировой экономике, конечно же, существенно отразились на снижении потока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в страну, но не изменили долевое соотношение их по территориям.

Наибольший интерес у иностранных компаний проявился в формировании своих производственных активов в сырьевых регионах, крупных промышленных центрах, территориях с развитой инфраструктурой и со сложившимся высоким потребительским рынком (такие, как Москва, Санкт-Петербург и др.).

Потребность в совершенствовании государственного регулирования процессов привлечения иностранных инвестиций обусловила растущий интерес отечественных исследователей к обоснованию его эффективных форм и методов.

Определенную роль в решении такой задачи способен сыграть анализ современного зарубежного опыта. Цель его проведения — выявление основных подходов к организации государственного регулирования международного инвестиционного сотрудничества и инструментов его осуществления.

Обратимся, прежде всего, к Китаю, учитывая, во-первых, известное сходство его стартовых позиций с нашей страной, во-вторых, превращение этой страны в 1993 г. во второго в мире после США получателя прямых иностранных инвестиций ПИИ, а в 2000-е годы — в лидера по фактическому использованию этих инвестиций.

Акцентируя внимание на объемах и динамике ПИИ, отметим, что их приток вырос с практически нулевой отметки в начале реформ (конец 70-х годов ХХ века) до 40-45 млрд. долл. в год во второй половине 90-х годов ХХ века. В 2008 г. этот показатель достиг абсолютного рекорда и составил 86,42 млрд. долл.

Предварим оценку действий китайских властей, связанных со стимулированием ПИИ, систематизацией основных результатов такой деятельности, чтобы убедиться в продуктивности подходов, реализованных государством. Обратим внимание на следующие основные эффекты, полученные в Китае.

1. ПИИ внесли вклад в рост ВВП благодаря своему положительному влиянию на общую производительность факторов производства.

2. Наибольший вклад в рост ВВП внесли предприятия со стопроцентным иностранным капиталом. Они стали наиболее динамичными и производительными фирмами в экономике Китая. Объем их производства в промышленном секторе рос в четыре раза быстрее аналогичного показателя других предприятий, а производительность труда почти вдвое превысила уровень, достигнутый компаниями государственного сектора.

3. ПИИ создали новые рабочие места. Занятость на предприятиях со стопроцентным иностранным капиталом за 90-е годы выросла в четыре раза, составив 6 млн. человек. Всего на предприятиях с участием иностранного капитала на 2008 год занято 16,2 млн. чел.

4. ПИИ создали новый сектор экономики, ориентированный на экспорт. Благодаря ему рост внешней торговли Китая начиная с 1978 г. в 4,5 раза превысил аналогичный показатель всей мировой торговли. Ключевую роль в этом достижении сыграли предприятия со стопроцентным иностранным капиталом. Начиная с 1985 г. их доля в экспорте выросла с 1 до 50 %, на них пришлось свыше половины общего роста экспорта.

5. ПИИ обеспечили доступ Китая к современным мировым технологиям. Об этом, в частности, свидетельствуют такие данные. Предприятия с участием иностранного капитала производят 80 % всего объема высокотехнологической продукции (которая составляет ныне пятую часть экспорта), идущей на экспорт.

6. Иностранные инвестиции позволили КНР не только устранить импортную зависимость большинства отраслей, но и стать одним из ведущих поставщиков их продукции на рынки развитых стран (речь, например, идет о микросхемах, полупроводниках, станках для текстильной промышленности, металлообработки, о бытовой электронике, медикаментах).

Как видим, ПИИ обеспечили множество эффектов, позволяя Китаю успешно решать ряд ключевых социально-экономических задач регионов и страны в целом (устойчивый и значительный тем роста ВВП, доступ к мировым технологиям, достижениям современного менеджмента, повышение занятости и др.).

Обратим внимание на существенные характеристики реализованного властями этой страны подхода к стимулированию иностранных инвестиций. В их числе отметим следующие:

1. Обеспечение политической стабильности, преемственности и предсказуемости экономической политики государства.

2. Поэтапный доступ иностранных инвесторов на все большую территорию страны, в новые отрасли и сферы народного хозяйства.

3. Повышение уровня разнообразия форм использования иностранных инвестиций. Если в начале реформ основной формой являлись совместные предприятия, то, со второй половины 90-х годов ХХ века — предприятия, целиком, принадлежащие иностранному капиталу.

4. Смена приоритетов форм государственной поддержки процессов привлечения иностранных инвестиций. Так, в 80-е — середине 90-х годов ХХ века для стимулирования объемов и динамики прироста инвестиций государство использовало преференции для иностранных инвесторов, которые включали налоговые льготы и специальные привилегии.

5. Концентрация иностранных инвестиций в регионах, представляющих повышенный интерес для самого государства и зарубежных участников.

6. Децентрализация государственных полномочий по поддержке процессов привлечения иностранных инвестиций.

7. Мониторинг результатов деятельности государства по стимулированию процессов привлечения иностранных инвестиций и необходимая коррекция ее содержания. В качестве примера обратим внимание на эволюцию позиции государства относительно экономических зон.

Грамотная инвестиционная политика Правительства Российской Федерации и региональных органов власти может служить значительным прогрессом в регулировании вопросов привлечения крупных иностранных капиталов в страну и выравнивании региональной структуры поступления инвестиций. Изменить неравномерность инвестиционных потоков могут дать дополнительные законодательные, финансовые и налоговые нормативно — правовые обеспечения, в управлении инвестиционными ресурсами, как на федеральном, так и на региональном уровнях.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Кутер М. И., Луговской Д. В., Мамедов Р. И. Амортизационная политика – элемент учетной политики организации в обеспечении финансовой стратегии собственника // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. – № 29.
2. Петрикова Е.М. Роль амортизационной политики предприятия как инструмента стимулирования инвестиций в обновление основных фондов // Финансы и кредит. – 2007. – № 34 (274).
3. Соколов М. М. Изменения в амортизационной политике как особая форма налогового воздействия на развитие экономики // Все о налогах. – 2008. – № 3. – С. 23 - 29.