Повышение инвестиционной привлекательности малых городов РФ - эффективный путь улучшения социально-экономического положения регионов РФ и России в целом

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Россия — самая большая страна в мире, богатая не только природными ресурсами, но и мощным интеллектуальным потенциалом. Однако, к сожалению, Россия — это богатая страна с бедным народом, с огромной, но слабо освоенной территорией. И очевидно, что нашей экономике не хватает инвестиционных ресурсов.

Ключевые слова:

Россия, бизнес-инкубаторы, устойчивое развитие, инвестиционная привлекательность, малые города
Цитировать публикацию:
Повышение инвестиционной привлекательности малых городов РФ - эффективный путь улучшения социально-экономического положения регионов РФ и России в целом – С. 51-55.

Povyshenie investitsionnoy privlekatelnosti malyh gorodov RF - effektivnyy put uluchsheniya sotsialno-ekonomicheskogo polozheniya regionov RF i Rossii v tselom. , 51-55. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Россия — самая большая страна в мире, богатая не только природными ресурсами, но и мощным интеллектуальным потенциалом. Однако, к сожалению, Россия — это богатая страна с бедным народом, с огромной, но слабо освоенной территорией. И очевидно, что нашей экономике не хватает инвестиционных ресурсов. Все субъекты РФ обладают разным уровнем инвестиционной привлекательности, поэтому степень их развития различна. Достаточно привести в пример наши наименее успешные регионы, чтобы понять, что они неприглядны для инвесторов. А что уже говорить о малых городах, «глубинках», уровень отставания которых катастрофичен, и в некоторых регионах он измеряется многими десятилетиями. В России население малых городов составляет 2/3 от общей численности населения страны, большая часть из них с хронически отсталой экономикой и социальной сферой. Радикальное изменение системы управления общественно-экономическим развитием ведет лишь к обострению этой проблемы и требует разработки эффективных подходов к ее решению. Проблемой малых городов давно озабочено государство, но до сих пор, принимаемые целевые программы не приносят желаемого результата. Стабильное развитие региона во многом зависит от устойчивости сложившейся системы расселения. В современных условиях имеет место увеличение количества экономических функций региона, автоматически вызывающее рост требований к экономике малых городов и административных районов, жизнедеятельность которых определяет социально-экономическое благополучие. Именно привлечение инвестиций в малые города будет способствовать активному освоению территории, развитию инфраструктуры, улучшению социально-экономического развития малых городов, субъектов, в которых они находятся, а, следовательно, и развитию России в целом. Привлечение инвестиций в малые города России также предоставит им конкурентные преимущества и будет является мощнейшим средством их роста. В основном инвестиционная привлекательность малых городов зависит от инвестиционной привлекательности столицы и крупных городов субъекта РФ, в состав которого они входят. И в своем большинстве они не интересны для инвесторов. Собственный инвестиционный потенциал малых городов недостаточен, поэтому имеется потребность во внешних инвестиционных ресурсах. Повышению инвестиционной привлекательности малых городов России препятствуют основные проблемы: 1. неблагоприятная демографическая ситуация и возрастная структура 2. зависимость предприятий малых городов от градообразующих предприятий 3. низкий уровень развития социальной инфраструктуры 4. отсталость промышленности 5. низкая конкурентоспособность 6. высокий уровень износа основных фондов 7. низкий уровень заработной платы Для повышения инвестиционной привлекательности малых городов России необходимо разрабатывать федеральные и региональные программы повышения инвестиционной привлекательности малых городов. Меры, принимаемые для повышения инвестиционной привлекательности малых городов, должны быть систематизированы и иметь комплексный характер, объединяя усилия всех уровней государственной власти, а также руководителей предприятий малых городов РФ. В данной статье предлагаются основные мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности малых городов: 1. Создание крупных предприятий и социально- значимых объектов в малых городах. Как показывает зарубежный опыт, некоторые из крупнейших мировых компаний были созданы в небольших городах, которые в конечном итоге превратились из мест, откуда уезжали молодые жители в поисках лучшей доли, в энергично развивающиеся города и поселки, которые привлекают работников со всей страны. 2. Создание рабочих мест в малых городах, обучение и привлечение высококвалифицированных кадров, для этого: — создание технопарков и ученых городков, бизнес — инкубаторов; — разработка программ доступного собственного жилья и предоставление жилья, находящегося в собственности предприятия; — улучшение и создание социальной инфраструктуры. 3. Предоставление государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности, осуществляющих свою деятельность на территории малых городов. Государственная поддержка должна осуществляться субъектом РФ, в состав которого входит малый город. Основные формы и методы государственной поддержки инвестиционной деятельности: a) Проведение экспертизы инвестиционных проектов: экспертиза проводится с целью определения степени влияния результатов реализации инвестиционного проекта на социально-экономическое развитие малого города и решение его актуальных задач. b) Предоставление льгот по налогам и сборам: льготы по региональным налогам и налогу на прибыль организаций в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта РФ. c) Предоставление субсидий из бюджета субъекта РФ, в состав которого входит малый город на возмещение части затрат: — на уплату процентов по кредитам, полученным для реализации инвестиционных проектов; — на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным для реализации инвестиционных проектов; — на уплату купонных выплат по облигационным займам, направленным на реализацию инвестиционных проектов. d) Предоставление инвестиционного налогового кредита: субъектам инвестиционной деятельности могут предоставляться инвестиционные налоговые кредиты. e) Предоставление государственных гарантий: субъектам инвестиционной деятельности при реализации инвестиционных проектов могут предоставляться государственные гарантии за счет средств бюджета субъекта РФ на конкурсной основе. f) Предоставление бюджетных кредитов: для оказания государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности в реализации инвестиционных проектов, направленных на решение приоритетных задач социально-экономического развития города, могут выделяться бюджетные кредиты из бюджета субъекта РФ на возвратной и возмездной основе. g) Предоставление бюджетных инвестиций: бюджетные инвестиции за счет средств бюджета субъекта РФ осуществляются путем финансирования объектов, находящихся в собственности бюджета субъекта РФ и долевого участия субъекта РФ в уставном (складочном) капитале юридических лиц. 4. Обеспечение доступности и открытости информации об инвестиционном потенциале малых городов. Информацию об инвестиционном потенциале малых городов РФ и государственной поддержке развития предпринимательства в малых городах необходимо публиковать во всероссийских и международных изданиях, что позволит привлекать, как российские, так и зарубежные инвестиции и предоставит возможность инвестору ознакомиться с конкурентными преимуществами малых городов России. Проведение «круглых столов» с участием заинтересованных сторон — для продвижения малых городов и привлечения инвестиций. 5. Проведение конкурсов инвестиционных проектов, предназначенных для реализации в малых городах и проведение инвестиционных ярмарок малых городов России. Проведение открытых, бесплатных конкурсов инвестиционных проектов, подготовленных для их реализации в малых городах РФ для отечественных и зарубежных организаций, и частных лиц. А также проведение инвестиционных ярмарок малых городов России для привлечения инвесторов, путем демонстрации инвестиционной привлекательности. 6. Разработка программ повышения инвестиционной привлекательности властями малых городов в соответствии с конкурентоспособными преимуществами территории, учитывая специфику субъекта РФ, в состав которого они входят. Каждый субъект РФ имеет свои специфические особенности, касающиеся наличия природных богатств, отраслевой направленности, наличия крупных предприятий на его территории и т.д. Именно в соответствии с особенностями субъекта РФ, в состав которого входит тот или иной малый город и должна составляться программа повышения инвестиционной привлекательности властями малых городов. 7. Разработка федеральных программ содействия социально-экономическому развитию малых городов России. Программы соответствуют приоритетным задачам социально-экономического развития страны и позволят получить многосторонний эффект во всех сферах жизнедеятельности общества. 8. Обучение органов исполнительной власти в малых городах по привлечению инвесторов. Органам исполнительной власти часто не хватает знаний по маркетингу города. Не всегда они владеют технологиями работы с инвесторами и правильного позиционирования города, не всегда смотрят на свои города «глазами инвестора». Также необходимо проводить семинары с населением по основам предпринимательства в малых городах. 9. Активное изучение органами государственной власти и руководителями предприятий положительного зарубежного опыта в области привлечения инвестиций в малые города и его дальнейшее применение. Применение зарубежного опыта не является непременным условием успешного развития малых городов России. Он может быть и не востребован из-за различия в местных условиях, специфики территории и других причин, но решение о его использовании должно приниматься после его анализа. Малые города России являются также социокультурными центрами, имеют давние историко-культурные традиции. И не случайно, что более половины малых городов имеют государственный статус «исторических». Среди малых городов есть немало поражающих своей архитектурой, в таких городах необходимо принимать меры по улучшению инвестиционного климата в отрасли туризм. Направления развития экономики территории должны стать результатом обоснования направлений развития города с позиции интересов социально-экономической системы данной территории и интересов субъекта РФ, в состав которого он входит. В целом, малые города должны расширить набор выполняемых функций и иметь не только промышленную направленность, открывая возможность развития территории за счет инноваций. Чем выше инвестиционная привлекательность территориальной единицы, тем больше инвесторы заинтересованы во вложении средств в его экономику. А чем больше денег поступает в экономику территориальной единицы, тем лучше она развита и тем выше уровень жизни в ней. Чем больше инвестиций будет поступать в малые города, тем выше будет инвестиционная привлекательность регионов. Повышение инвестиционной привлекательности малых городов России — действенный способ улучшения социально-экономического положения регионов РФ и России в целом. Меры по активному освоению территории, инфраструктуры и жилья постепенно будут стимулировать внутренний спрос, переведут экономику и внутренний рынок на принципиально новый уровень, достойный нашей страны. Создание механизмов инновационного развития России, безусловно, даст позитивный импульс всей мировой экономике.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. ООН в Беларуси. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://un.by/ru/undp/gcompact/17-03gb.html
2. Концепция «Федеральной целевой программы социального и экономического развития малых и средних городов Российской Федерации на 2009-2012 г.г. и до 2017 г.»
3. Жданов В.П. Инвестиционные механизмы регионального развития. - Калининград: БИЭФ, 2001 .- 355 с.