Создание конкурентоспособных промышленных кластеров как основа устойчивого регионального развития: взгляд через призму национальной экономической безопасности

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В настоящее время в условиях сохранения в мировой экономике негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса обеспечение устойчивого в долгосрочной перспективе, поступательного развития имеет важнейшее значение для всех без исключения государств мира, в том числе, несомненно, и для Российской Федерации.

Ключевые слова:

экономическая безопасность, национальная безопасность, экономика региона, промышленные кластеры
Цитировать публикацию:
Создание конкурентоспособных промышленных кластеров как основа устойчивого регионального развития: взгляд через призму национальной экономической безопасности – С. 91-95.

Sozdanie konkurentosposobnyh promyshlennyh klasterov kak osnova ustoychivogo regionalnogo razvitiya: vzglyad cherez prizmu natsionalnoy ekonomicheskoy bezopasnosti. , 91-95. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




В настоящее время в условиях сохранения в мировой экономике негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса обеспечение устойчивого в долгосрочной перспективе, поступательного развития имеет важнейшее значение для всех без исключения государств мира, в том числе, несомненно, и для Российской Федерации. Учитывая же нарастающее отставание нашей страны в экономическом отношении не только от развитых, но и от целого ряда развивающихся стран, приходится констатировать, что достаточно высокий, стабильный и, что наиболее важно, сбалансированный экономический рост является единственным залогом сохранения Россией роли одного из ведущих участников международных отношений. Очевидно, не будет преувеличением сказать, что обеспечение такого роста отечественной экономики является на сегодняшний день важнейшей задачей государственной власти, делового и научного сообществ. Однако на этом пути существует ряд препятствий, ухудшающих перспективы устойчивого социально-экономического развития страны и угрожающих национальной экономической безопасности России. Одна из главных проблем — наличие существенных дисбалансов в региональном развитии Российской Федерации. Для современной России характерно крайне неравномерное развитие регионов. Различия в экономическом потенциале, а, следовательно, и в уровне жизни населения регионов Российской Федерации достигают на сегодняшний день критической величины. Так, согласно статистическим данным, в последнем перед началом мирового финансово-экономического кризиса 2007 году более 50% промышленного роста России обеспечивалась 12 регионами. Что касается денежных доходов населения, то разрыв между наиболее богатыми и наиболее бедными регионами в этом отношении составлял около 10 раз. [1] Невнимание к этой проблеме может не только отрицательно сказаться на темпах экономического роста, но и привести к возникновению социальной напряженности в обществе, попаданию отдельных регионов в сферу экономического (а затем и политического) влияния других государств и, в конечном итоге, к возникновению угрозы территориальной целостности России. Следовательно, задача обеспечения устойчивого в долгосрочной перспективе сбалансированного развития регионов является применительно к нашей стране первостепенной задачей национальной экономической безопасности. За счет чего предполагается достигнуть необходимого результата? Этот вопрос является ключевым во всех отношениях, так как от ответа на него зависит инструментарий решения обозначенной задачи. В последнее время часто приходится слышать мнение, в том числе и в выступлениях государственных служащих высокого ранга, что залогом успешного развития России является построение постиндустриальной экономической модели, основанной на создании наукоемкой продукции, уникальной по своему качеству, и информационных технологиях. Эта идея заслуживает самой высокой оценки. Однако, к сожалению, зачастую в околонаучных кругах ей сопутствует убеждение, что наша страна может совершить качественный рывок в своем развитии только за счет создания упомянутой экономической модели, без развития традиционных секторов экономики. Такое мнение представляется не до конца проработанным с научной точки зрения и крайне опасным, если взглянуть на него через призму национальной экономической безопасности. Причина — огромные территориальные размеры страны, кардинальные климатические, экономические, социальные, культурные различия ее регионов. В результате, повышенное внимание к «новым» отраслям экономики в ущерб традиционным может привести к высоким темпам развития одних регионов при одновременной деградации других. Наглядными иллюстрациями этого служат депопуляция регионов Дальнего Востока и Европейского Севера России. Какой же вариант решения поставленной ранее по ходу доклада задачи можно предложить? Представляется, что наиболее эффективным будет являться решение проблемы обеспечения устойчивого сбалансированного регионального развития России через создание региональных кластеров, опирающихся на сложившиеся в конкретных регионах конкурентные преимущества при одновременном постепенном повышении экономической самостоятельности субъектов федерации. Под кластером в общеэкономическом смысле понимается группа взаимосвязанных между собой компаний, расположенная на определенной территории. Каждый субъект федерации, безусловно, располагает такими компаниями, взаимодействующими на основе экономической выгоды. Однако зачастую такое взаимодействие носит локальный характер и не отличается системностью. Как следствие, региональные предприятия оказываются не в состоянии конкурировать с крупными компаниями, расположенными в столичных городах и отдельных высокоразвитых регионах, и с зарубежными корпорациями, которые обладают неизмеримо большими масштабами и возможностями в плане ведения бизнеса. В итоге распределение финансовых потоков складывается не в пользу предприятий регионального уровня. Для того чтобы переломить эту ситуацию, необходимо стремиться к достижению такого положения, когда регионы буду в состоянии функционировать на условиях самоокупаемости, основанной на производстве на местных предприятий продукции, способной успешно конкурировать как на внутрироссийском, так и на мировом рынке. А это, в свою очередь, возможно только благодаря использованию возможностей различных предприятий регионального уровня на основе кооперации между ними, осуществляющейся при поддержке региональных властей под общим контролем федерального центра. Для создания условий для такой кооперации, являющейся важнейшим условием создания конкурентоспособных региональных кластеров, представляется эффективным принятие следующих мер. 1. Проведение последовательного укрупнения регионов Российской Федерации в плане слияния регионов-доноров и регионов-реципиентов. Данная мера пользуется поддержкой на уровне руководителей государства и время от времени применяется последние годы, однако, учитывая положительный эффект от такого объединения для развития территории, более активное проведение подобной политики выглядит достаточно перспективным. 2. Наделение регионов Российской Федерации большей экономической самостоятельностью посредством придания большего статуса Федеральным округам. Иными словами, необходимо делегирование Полномочным представителям Президента РФ в Федеральных округах помимо надзорных функций еще и полномочий и ответственности в области экономического развития подконтрольных регионов. Характерный пример — назначение А.Г. Хлопонина полпредом в созданном Северокавказском Федеральном округе с задачей стимулирования экономического роста и увеличения инвестиционной привлекательности региона. Продолжение этой практики, очевидно, может быть достаточно эффективным. 3. Определение базовых региональных кластеров и предоставление составляющим их предприятиям поддержки как на региональном, так и, возможно, на федеральном уровне. В качестве иллюстрации здесь можно привести достаточно успешный пример создания кластера нефтегазового машиностроения и сервиса в Тюменской области при непосредственной поддержке губернатора С.С. Собянина (в настоящее время — 1-ый заместитель Председателя Правительства РФ). Основываясь на традиционной специализации региона в сфере нефте- и газодобычи, областным руководством было принято решение о поддержке развития сопутствующих отраслей промышленности, целью которого было обеспечение нефтяных и газовых месторождений региона техникой и технологиями, предлагаемыми тюменскими производителями и подрядчиками. В качестве конкретных мер такой поддержки применялись, в частности, различные налоговые льготы компаниям кластера, частичное субсидирование процентной ставки по кредитам на модернизацию производства, информационная поддержка региональной администрации. [2] Данный опыт, безусловно, представляет интерес в использовании и в других регионах при создании там конкурентоспособных кластеров. В качестве примеров перспективных региональных кластеров наряду с уже упоминавшимся кластером нефтегазового машиностроения и сервиса в Тюменской области можно предложить: · кластер судостроения и судоремонта на Дальнем Востоке; · кластер производства высокотехнологичной наукоемкой продукции в Московской области (на основе потенциала таких научных центров, как Зеленоград, Дубна и других); · кластер агропромышленного комплекса в Южном Федеральном округе. Развитие этих и других региональных кластеров, предприятия которых в состоянии выпускать конкурентоспособную продукцию, в перспективе должно привести к экономическому росту в регионах, основанному, не на благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре или дотациях федерального центра, а, прежде всего, на росте внутреннего регионального производства. Это является важнейшим условием устойчивого экономического развития и социальной стабильности на региональном уровне. А это, в свою очередь, крайне необходимо с точки зрения обеспечения национальной экономической безопасности России.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Есть и первые, есть и отстающие. Неравномерность социально-экономического развития регионов усиливается. /Российская бизнес-газета. № 615. 2007.
2. Шумков В.М. Формирование конкурентоспособного кластера нефтегазового машиностроения и сервиса в Тюменской области /Доклад Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области. Тюмень. 2008.