Модель управления взаимодействием малых и крупных предприятий в промышленности субъекта Российской Федерации

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В последнее время актуальной становится проблема трансформации механизма интеграции крупного и малого секторов в промышленности [1; 2, 2-3], а также моделирования управления этим процессом на уровне субъекта Российской Федерации. Под интеграцией обычно понимается процесс: 1) производственного и технологического объединения предприятий; 2) углубления их взаимодействия и развития разносторонних связей между ними; 3) эффективного совместного использования ресурсов и потенциала каждого участника взаимодействия; 4) оказания финансовой, организационной и имущественной поддержки друг другу; 5) создания благоприятных условий осуществления совместной предпринимательской деятельности; 6) снятия существующих на этом пути барьеров [3,133].

Ключевые слова:

промышленные предприятия, интеграция предприятий в наукоемких отраслях
Цитировать публикацию:
Модель управления взаимодействием малых и крупных предприятий в промышленности субъекта Российской Федерации – С. 103-107.

Model upravleniya vzaimodeystviem malyh i krupnyh predpriyatiy v promyshlennosti subyekta Rossiyskoy Federatsii. , 103-107. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




В последнее время актуальной становится проблема трансформации механизма интеграции крупного и малого секторов в промышленности [1; 2, 2-3], а также моделирования управления этим процессом на уровне субъекта Российской Федерации. Под интеграцией обычно понимается процесс: 1) производственного и технологического объединения предприятий; 2) углубления их взаимодействия и развития разносторонних связей между ними; 3) эффективного совместного использования ресурсов и потенциала каждого участника взаимодействия; 4) оказания финансовой, организационной и имущественной поддержки друг другу; 5) создания благоприятных условий осуществления совместной предпринимательской деятельности; 6) снятия существующих на этом пути барьеров [3,133]. Основные группы противоречий, выявленные автором в области интеграции крупных и малых предприятий в промышленности, приведены на рисунке 1. Как видно из рисунка, основные группы противоречий, объективно и субъективно существующих в области экономической интеграции производственных структур крупного и малого секторов, следующие: 1) функциональные; 2) имущественные; 3) финансовые; 4) технологические; 5) управленческие (административные); 6) организационные; 7) социальные; 8) психологические факторы. Автор разработал модель управления взаимодействием крупных и малых предприятий в промышленной сфере на федеральном уровне, которая учитывает и реагирует на противоречия, которые существуют в интеграционном процессе (рис. 2). Содержание конкретной модели управления взаимодействия крупных и малых предприятий зависит от многих составляющих, в частности: · от формы интеграции; · от принадлежности участников интеграционного процесса к определенной сфере деятельности (отраслевой принадлежности); · от величины хозяйствующих субъектов взаимодействия; · от количественного состава хозяйствующих субъектов взаимодействия; · от генезиса (родственности) интегрированных предпринимательских структур; · от количества взаимосвязей; · от степени экономической и финансовой устойчивости субъектов крупного и малого предпринимательства; · от временных рамок (долговременности) сотрудничества; · от используемых средств и инструментария управления интеграционным процессом; · от поставленных целей и прогнозируемого уровня эффективности интеграции. На основании анализа практики взаимодействия крупных и малых предприятий в регионах автор разработал модель управления взаимодействием крупного и малого секторов в промышленности на уровне субъекта Российской Федерации (рис. 3). Автор разработал рекомендации по совершенствованию государственного управления этим интеграционным процессом в промышленной сфере субъекта Российской Федерации, которые включают в себя: - разработку и реализацию региональной промышленной политики в области поддержки интеграции крупного и малого бизнеса; - принятие законодательства, ориентированного на стимулирование крупного бизнеса к взаимодействию с малыми предприятиями; — создание промышленных кластеров и промышленных округов, ядром которых являются крупные предприятия с сетью малых фирм; — развитие региональных и отраслевых центров субконтрактации, владеющих информацией о потребностях и об узких местах крупных предприятий; - привлечение малых фирм в рамках субконтрактационного взаимодействия к выполнению государственных и муниципальных заказов; — осуществление мониторинга потребностей в интегрировании крупных и малых предприятий в промышленности субъекта Российской Федерации; — комплексную поддержку реализации целевых проектов взаимодействия крупных и малых предприятий на уровне субъектов Российской Федерации и промышленных городов; — разработку и реализацию региональной экспортной политики в рамках взаимодействия крупных и малых предприятий. В зарубежной практике кооперационные и субподрядные отношения субъектов предпринимательства регламентируются специальным законодательством, направленном на защиту интересов малого сектора [4,11-13]. В России соответствующего законодательства нет, хотя национальная система субконтрактации объединяет свыше 30 региональных и местных центров субконтрактации и имеет деловые связи почти с 7 000 промышленными предприятиями в нашей стране и за рубежом [5]. В отдельных субъектах Российской Федерации и промышленных городах, к примеру, в Екатеринбурге, Томске и Ярославской области, разработаны целевые программы по поддержке малого производственного сектора и его взаимодействию с крупными предприятиями. Таким образом, можно сделать следующие выводы: а) целесообразно принять на федеральном уровне законодательный акт о государственном регулировании и стимулировании интеграции крупных и малых предприятий; б) в субъектах Российской Федерации, в экономике которых значительную роль играет промышленная составляющая, рекомендуется разработать и принять в форме нормативных актов целевые программы по взаимодействию малого производственного сектора с крупными предприятиями; в) в промышленных субъектах Российской Федерации и крупных городах необходимо создать региональные и городские центры субконтрактации, ориентированные на интеграцию малых и крупных предприятий.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономиче-ский словарь. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007
2. Шумтепер, Йозеф Алоиз Теория экономического развития. Капитализм, социа-лизм и демократия. Серия: Антология экономической мысли. – М.: Изд-во «Эксмо», 2007.
3. Райнерт Э. Забытые уроки прошлых успехов // Эксперт. Специальный выпуск. – № 1 (687) – 28 декабря – 10 января 2010 г.