Налоговый потенциал субъекта РФ формируется под воздействием комплекса экономических и институциональных факторов.Ключевым интегральным фактором при этом является экономический потенциал региона, определяющий объем налоговых ресурсов, которые могут быть через систему налогообложения трансформированы в налоговые доходы бюджета. Институциональные факторы составляют принципы, правила, нормы, нормативы и иные институты бюджетной и налоговой сферы, упорядочивающие структурно-функциональное взаимодействие субъектов налогообложения. В данной связи целесообразно предварить оценку налогового потенциала РСО — Алания анализом уровня развития и структурных особенностей экономического потенциала республики и ее институциональной сферы.
Налоговый потенциал субъекта РФ формируется под воздействием комплекса экономических и институциональных факторов.Ключевым интегральным фактором при этом является экономический потенциал региона, определяющий объем налоговых ресурсов, которые могут быть через систему налогообложения трансформированы в налоговые доходы бюджета. Институциональные факторы составляют принципы, правила, нормы, нормативы и иные институты бюджетной и налоговой сферы, упорядочивающие структурно-функциональное взаимодействие субъектов налогообложения. В данной связи целесообразно предварить оценку налогового потенциала РСО — Алания анализом уровня развития и структурных особенностей экономического потенциала республики и ее институциональной сферы. Северная Осетия-Алания — республика с развитой промышленностью и многоотраслевым сельским хозяйством. На 1 января 2009 г. число зарегистрированных юридических лиц составило 8966 (на 2045 ед. или на 29,5% больше, чем в 2005 г.), 17631 индивидуальных предпринимателей (127,7% от уровня 2005 г.) и 527 крестьянских (фермерских) хозяйств (277,8% от уровня 2005 г.) Анализ показателей развития социально-экономического развития республики Северная Осетия — Алания в последние годы (таблица 2.1.) свидетельствует об их позитивной динамике в 2005-2007 гг. и некотором ухудшении в 2008 г. под влиянием экономического и финансового кризиса. Таблица 2.1 — Основные показатели развития социально-экономического развития республики Северная Осетия — Алания в 2005 — 2008 гг. [1]
Показатели | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. |
Валовой региональный продукт, млрд. руб. | 31, 64 | 37,42 | 42,80 | 53,67 |
Объем промышленного производства, млрд. руб. | 16,84 | 19,53 | 23,30 | 20,42 |
Объем продукции строительства, млрд. руб. | 3,29 | 3,43 | 7,49 | 11,40 |
Объем продукции сельского хозяйства, млрд. руб. | 9,19 | 9,53 | 10,65 | 14,84 |
Оборот розничной торговли, млрд. руб. | 17,10 | 23,09 | 28,84 | 37,41 |
Оборот оптовой торговли, млрд. руб. | 8,34 | 5,32 | 6,26 | 6,56 |
Внешнеторговый оборот, млн. долл. | 114,90 | 175,30 | 193,10 | 163,60 |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. | 4, 80 | 6,56 | 12, 61 | 16,35 |
Численность экономически активного населения, тыс. чел. | 330 | 330 | 311 | 316 |
в т.ч. численность занятых в экономике, тыс. чел. | 301,0 | 301,0 | 296 | 295 |
численность безработных, тыс. чел. | 29 | 29 | 26 | 31 |
Фонд заработной платы наемных работников предприятий и организаций, млрд. руб. | 8, 83 | 10,58 | 13,18 | 16,30 |
Валовой региональный продукт в номинальном выражении вырос в исследуемый период с 31,64 до 53,67 млрд. руб. Индекс физического объема валового регионального продукта составил в 2005 г. — 106,2%, 2006 г. — 109,7%, 2007 г. — 112,4%. В 2008 г. индекс физического объема валового регионального продукта снизился до 106,1% (на 6,3 п.п. от уровня 2007 г.) Изменения в области финансов предприятий республики характеризуются данными таблицы 2.2. Таблица 2.2 — Основные показатели финансов предприятий Республики Северная Осетия-Алания [2]
Показатели | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. |
Сальдированный финансовый результат, млрд. руб. | 1,14 | 1,18 | 1,27 | 0,07 |
Сумма прибыли по прибыльным организациям, млрд. руб. | 0,70 | 2,22 | 1,88 | 0,90 |
Удельный вес прибыльных предприятий, % | 51,0 | 55,2 | 59,6 | 56,8 |
Кредиторская задолженность, млрд. руб. | 12 ,75 | 10,52 | 11,16 | 10,55 |
из нее — просроченная задолженность, млрд. руб. | 3, 98 | 3,96 | 3,57 | 3,50 |
Дебиторская задолженность, млрд. руб. | 9,44 | 9,46 | 9,90 | 10,94 |
из нее — просроченная задолженность, млрд. руб. | 3,15 | 702 | 2,69 | 3,20 |
В 2005-2007 гг. сальдированный финансовый результат (прибыль — убыток) возрос с 1,14 млрд. руб. до 1,27 млрд. руб. в 2007 г., общая сумма прибыли предприятий — с 0,70 млрд. руб. до 1,88 млрд. руб., доля прибыльных организаций в их общем числе — с 51,0% до 59,6%. В 2008 г. финансовые показатели существенно ухудшились. Сальдированный финансовый результат сократился до 0,07 млрд. руб., прибыль — до 0,9 млрд. руб. От всей прибыли, полученной в отраслях экономики, 60,6% пришлось на обрабатывающие производства. Удельный вес убыточных предприятий составил 43,2%, в том числе в промышленности — 51,4%, в отраслях транспорта и связи — 81,8%, в строительстве — 43,5%. В 2009 г. влияние кризиса негативно сказалось на динамике большинства социально-экономических показателей развития республики. По оценкам, индекс промышленного производства уменьшился до 100,5%. Кризис наиболее остро затронул предприятия цветной металлургии и обрабатывающих отраслей. Почти наполовину снизили индекс производства предприятия винно-водочной промышленности. Объем валовой продукции сельского хозяйства вырос на 3,0 п.п. (против 39, 3 п.п.) в 2008 г. Скорректированы прогнозы по объемам инвестиций в экономику и социальную сферу; они, по оценкам, составят 85,0% от уровня 2008 г. или 14,4 млрд. руб. вследствие сокращения средств из федерального бюджета на реализацию утвержденных до кризиса целевых программ, а также переноса реализации некоторых инвестиционных проектов. Правительством республики был принят ряд первоочередных мер, которые позволили не допустить разрастание кризиса. Так, в бюджете 2009 г. на поддержку республиканских предприятий было предусмотрено в 1,7 раза больше средств, чем в 2008 г. В кризисных обстоятельствах особое внимание было уделено поддержке малого бизнеса, темп роста которого в сравнении с показателями 2008 составил 106,0%; созданы «Фонд микрофинансирования малых и средних предприятий РСО-А» и «Гарантийный фонд РСО-А». Вместе с тем по крупным и средним организациям ожидается отрицательный сальдированный финансовый результат, ориентировочно, 700 млн. руб. (в основном за счет коммунального сектора и предприятий алкогольной отрасли). Возрастет доля убыточных предприятий в реальном секторе экономики до 47,7% (против 43,2% в 2008 г.) [3]. Сложившаяся социально-экономическая ситуация в республике отражает, с одной стороны, особые условия, сложившиеся на Юге России, а, с другой стороны, специфические проблемы, характерные для регионов с низким уровнем развития. Сопоставление подушевых индикаторов социально-экономического развития в Российской Федерации, Южном федеральном округе и Республике Северная Осетия — Алания свидетельствует о том, что показатели регионов Юга России уступают среднероссийским, а РСО-А, в свою очередь, имеет более низкие показатели, чем в среднем по ЮФО (таблица 2.3). Таблица 2.3. — Подушевые индикаторы социально-экономического развития в Российской Федерации, ЮФО и РСО — Алания в 2005 — 2008 гг. [4]
| 2005 г. | 2008 г. |
РФ | ЮФО | РСО-А | РФ | ЮФО | РСО-А |
ВВП (ВРП) на душу населения, тыс. руб. | 151,106 | 56,483 | 44,333 | 293,437 | 96,506 | 76,453 |
Инвестиции в основной капитал на душу населения, тыс. руб. | 25,232 | 14,839 | 8,471 | 61,743 | 39,610 | 23,284 |
Удельный вес убыточных организаций, % | 36,4 | 33,8 | 49,0 | 28,3 | 26,7 | 43,2 |
Среднедушевые денежные доходы, тыс. руб. | 8,112 | 5,333 | 4,690 | 14,939 | 10,874 | 9,838 |
Средняя начисленная заработная плата, тыс. руб. | 8,555 | 5,800 | 4,722 | 17,290 | 11,734 | 9,151 |
При этом, если по ряду индикаторов за 2005 — 2008 гг. разрывы сократились (инвестиции в основной капитал, денежные доходы населения, начисленная заработная плата), то по такому интегральному показателю, как ВРП, они увеличились. Так, в 2005 г. валовой региональный продукт был ниже среднего показателя по РФ в 3,41, а в 2008 г — в 3,83 раза. Соотношение ВРП республики с соответствующим показателем по Югу России практически не изменилось. Доля убыточных предприятий в РФ в 2005 г. была выше в 1,34 раза, чем в среднем по РФ, и в 1,45 раза, чем в ЮФО; в 2008 г. эти разрывы возросли и составили, соответственно 1,52 и 1,62 раза. В хозяйственном комплексе республики имеются серьезные проблемы, усугубляющиеся в кризисных условиях. К ним, прежде всего, следует отнести: — нерациональность территориальной и отраслевой структуры экономики. Территориальная организация характеризуется неравномерностью размещения промышленных производств и локализацией их в основном в г. Владикавказе. Отраслевая структура складывается под влиянием, с одной стороны, политики поддержания прежних регионообразующих предприятий, а, с другой стороны, доминирующей роли организаций винно-водочной отрасли; — сверхнормативный физический и моральный износ основных производственных фондов большинства промышленных предприятий, использование низкопродуктивных энергозатратных и материалоемких технологий, не позволяющих выпускать конкурентоспособную продукцию; — нестабильное финансовое положение многих предприятий, особенно в электроэнергетике и цветной металлургии; — снижение численности занятых в экономике, сохранение более низкого (по сравнению с РФ и ЮФО) уровня реальных доходов населения; — риски, обусловленные неблагоприятной военно-политической обстановкой и периодически обостряющейся социально-политической напряженностью в других субъектах Южного федерального округа, значительно снижающие инвестиционную привлекательность республики. Этот комплекс проблем препятствует эффективной реализации экономического потенциала республики и влияет на ее налоговый потенциал. Созданная в республике разветвленная сеть предприятий винно-водочной отрасли длительное время определяла величину налоговых доходов регионального бюджета, при том, что часть доходов данных структур выводилась из-под налогообложения. В 2008 г. практическая остановка легального производства спирта (24,9% к уровню 2007 г.) и ликероводочных изделий (24,1%) вследствие потери части рынка из-за введения региональных административных барьеров и сокращения объемов легального выпуска готовых изделий, привела к значительному сокращению поступлений акцизов на спирт, алкогольную продукцию и вина, их удельный вес в доходах регионального бюджета снизился с 24,0% в 2005 г. до 7,0% в 2008 г. Начиная с 2007 г., бюджет республики испытывал серьезные проблемы с поступлением доходов. Если в 2006 г. доходы консолидированного бюджета были исполнены на 100 %, то в 2007 г. — на 97 %, в 2008 г. — на 74%, а ожидаемая оценка исполнения в 2009 г. — 73%. Индикаторы бюджетной сферы РСО-А неустойчивы (таблица 2.4.). Таблица 2.4. — Основные индикаторы бюджетной сферы Республики Северная Осетия-Алания [5]
Показатели | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. |
Доходы консолидированного бюджета, млн. руб. | 9831,9 | 11416,8 | 14217,6 | 20202,0 |
в % к валовому региональному продукту | 31,1 | 30,5 | 33,2 | 38,4 |
Расходы консолидированного бюджета, млн. руб. | 10238,3 | 11316,8 | 15043,5 | 19785,2 |
в % к валовому региональному продукту | 32,4 | 30,2 | 35,1 | 36,9 |
Профицит (+), дефицит (-) консолидированного бюджета, млн. руб. | — 406,4 | 100,0 | -825,9 | 416,8 |
в % к валовому региональному продукту | -1,3 | 0,3 | -1,9 | 1,5 |
Состояние бюджетной сферы РСО-А зависимо от федеральных трансфертов. По статистическим данным, бюджет РСО-А 2008 г. на 68,9 % состоит из финансовой помощи из федерального бюджета РФ [6]. Данные по структуре доходов консолидированного бюджета республики представлены на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 — Безвозмездные перечисления в структуре доходов консолидированного бюджета РСО-А [7] Как видно, в 2005 — 2007 гг. доля безвозмездных перечислений в структуре доходов консолидированного бюджета РСО-А уменьшалась, однако в 2008 г. она возросла до 71,1%. Очевидно, благодаря финансовой помощи из федерального бюджета, консолидированный бюджет РСО-А в 2008 г. удалось свести с профицитом. С учетом вышеизложенного, можно сделать вывод о необходимости разработки и реализации комплексного подхода, обеспечивающего эффективную реализацию имеющегося в республике налогового потенциала.
[1] Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Стат. сб. / Росстат. — М., 2009. — www.gks.ru. [2] Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Стат. сб. / Росстат. — М., 2009. — www.gks.ru. [3] Кучиев З. Динамику роста удалось сохранить. — Газета «Северная Осетия. — №243. — 31.12.2009 г. [4] Российский статистический ежегодник. 2009: Стат.сб./Росстат. — М., 2009. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Стат. сб. / Росстат. — М., 2009. — www.gks.ru. [5] Регионы России Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Стат. сб. / Росстат. — М., 2009. — www.gks.ru. [6] Социально-экономическое положение РСО-А за январь-декабрь 2008 г. Стат. сборник Росстата по РСО-А. — Владикавказ, 2009. — С. 57. [7] Регионы России Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Стат. сб. / Росстат. — М., 2009. — www.gks.ru.
1. Пивкин В.М., Чиндяева Л.Н. Экологическая инфраструктура сибирского города (на примере Новосибирской агломерации). – Новосибирск: Сибпринт, 2-е издание, дополненное, 2005. – 194 с.
2. Проект Концепции развития туризма в Новосибирской области до 2015 года. {Электронный ресурс}. – Режим доступа: http://tourism.feldgendler.ru/node/637
3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистсики по Новосибирской области. {Электронный ресурс}. – Режим доступа: http://www.novosibstat.ru/digital/region5/default.aspx
Nalogovyy potentsial respubliki Severnaya Osetiya – Alaniya: faktory formirovaniya i otsenka. , 150-155. (in Russian)