Социально значимые инвестиции как этап посткризисного развития предприятий

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Современный этап развития инвестиционной политики российских предприятий характеризуется с одной стороны осмыслением причин и результатов кризиса 2008 г., а с другой стороны, активным инвестированиемсо стороны государства, когда оно через госкорпорации вкладывается в компании вплоть до их покупки и большое внимание отдается развитию предприятий, реализующих социально значимые инвестиционные проекты. Такую специфику развития процесса инвестирования в России следует учитывать при разработке действенной инвестиционной политики.

Ключевые слова:

инвестиции, кризис, социальные инвестиции
Цитировать публикацию:
Социально значимые инвестиции как этап посткризисного развития предприятий – С. 43-49.

Sotsialno znachimye investitsii kak etap postkrizisnogo razvitiya predpriyatiy. , 43-49. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Современный этап развития инвестиционной политики российских предприятий характеризуется с одной стороны осмыслением причин и результатов кризиса 2008 г., а с другой стороны, активным инвестированиемсо стороны государства, когда оно через госкорпорации вкладывается в компании вплоть до их покупки и большое внимание отдается развитию предприятий, реализующих социально значимые инвестиционные проекты. Такую специфику развития процесса инвестирования в России следует учитывать при разработке действенной инвестиционной политики. Предприятия и частные инвесторы в современных условиях все чаще вкладывают денежные средства в социально значимые проекты, в частности связанные со сферой жилищно-коммунального хозяйства, электроэнергетики, строительства социального жилья, проекты, связанные с развитием малого бизнеса в моногородах и др. Такие проекты представляются интересными из-за возможной диверсификации бизнеса, получения стабильной выручки в условиях кризиса и падающего рынка, доли на незанятом рынке, где практически отсутствует конкуренция, поддержки государства или местной администрации, которая в целом позитивно влияет на деятельность компании. Среди крупных корпораций различных отраслей бизнеса сейчас, пожалуй, нельзя назвать ни одной, которая не реализовывала бы инвестиционных проектов, имеющих помимо коммерческой также и социальную значимость. Однако часто предприятия не могут правильно оценить, надо ли вкладывать деньги в такие проекты либо это не является эффективным. При оценке таких инвестиционных проектов необходимо учитывать специфические особенности, присущие социально значимым проектам (срочность, состав потребителей услуг и др.) и проблемы отраслей бизнеса, в которых они реализуются. Инвестиционные проекты, имеющие социальную значимость, привлекают инвесторов так же потому, что они имеют крупный гарантированный рынок сбыта. Главной предпосылкой успешной реализации является получение потребителями очевидных и осязаемых преимуществ от соответствующего воплощения. Социально ответственные инвестиции — это емкое и комплексное понятие, которое включает в себя создание стабильной деловой среды, снижение операционных рисков, улучшение финансовых показателей, повышение производительности труда и в конечном итоге увеличение рыночной стоимости компании в долгосрочной перспективе. Инвестиционная привлекательность социально-значимых проектов, определяется главным образом наличием изобретений и законченных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), потенциально могущих стать эффективными нововведениями. Положение каждой фирмы определяется, прежде всего, ее способностью приспосабливаться к меняющимся условиям конкурентной борьбы, возможностями осуществлять активную инновационную деятельность. Для реализации инновационного потенциала разные эксперты предлагают ряд моделей управления инновационным потенциалом фирмы, общая суть которых сводится к разработке стратегии, в рамках которой предлагаются различные цели и в соответствии с ними происходит планирование инноваций и оценка потенциала предприятия и осуществляется текущий контроль за этими процессами. Реализацию инновационного потенциала при осуществлении социально значимых инвестиций осложняет тот факт, что основой экономических отношений до сих пор остается система бюджетного дотирования предприятий, оказывающих социально значимые услуги. Управление производством таких услуг производится централизовано, почти не развита конкуренция. Потребители не имеют возможности влияния на количество и качество представляемых им услуг. Любое частный инвестор столкнется с проблемой ведения совместной деятельности с государственным предприятием, управление которым отличается более низкой эффективностью, в результате чего осуществление проекта будет более рискованным. Оценку социально-значимых инвестиционных проектов следует проводить в зависимости от их классификации, используя различный набор финансовых показателей для каждого типа инвестиционных проектов. В зависимости от масштаба инвестиций можно выделить малые, традиционные, крупные и масштабные. Если первые типы проектов можно оценивать по упрощенной системе показателей оценки коммерческой эффективности, то для последних групп следует учитывать такие параметры, как финансовые потоки в случае отказа от проекта, социальная и бюджетная эффективность, налоговый мультипликатор и др. В зависимости от поставленных целей система показателей оценки инвестиционного проекта также может отличаться. Так, если наряду с коммерческими одной из задач является экологический или социальный эффект, то при оценке такого проекта вместо традиционных показателей чистого денежного дохода или внутренней нормы прибыли следует использовать показатель «индивидуального тарифа», который широко используется естественными монополиями. Смысл этого показателя в минимизации прироста стоимости услуг при осуществлении инвестиций с привлечением частного капитала по сравнению с их текущей стоимостью при условии оказания данных услуг государственными организациями. Если минимальна цена реализации услуг (тариф), при которой проект рентабелен (тариф), меньше существующей цены на данную услугу при ее оказании государственными компаниями, то такой проект признается эффективным. В противном случае используется метод «теневых цен», то есть аналитическим путем определяется вероятная рыночная цена и путем подстановки ее в модель выявляется степень эффективности проекта. При этом необходимо осуществлять переговоры с администрацией региона о компенсации разницы между «теневой» и действующей ценой государственных компаний на аналогичную услугу, чтобы не допустить роста тарифов в рамках проекта. Например, частная транспортная компания планирует осуществить инвестиционный проект в сфере ЖКХ — вывоз мусора из контейнеров жилых домов определенного района. Для этого планируется учреждение дочернего общества с ограниченной ответственностью с определенной долей в его уставном капитале со стороны государственной компании, обслуживающей ЖКХ в данном регионе. Просчитав финансовый план по инвестиционному проекту, инвестор пришел к выводу, что при действующем тарифе на вывоз мусора проект не является коммерчески эффективным, но в другом регионе (или стране), где подобные проекты осуществляется, действует более высокая цена, при которой проект эффективен. Пересчитав данную цену с учетом потребительских цен и уровня экономического развития рассматриваемого региона, инвестор вычислил «теневую цену», которая могла бы сложиться в данном регионе, если бы существовал открытый рынок на данные услуги. При подстановке данной цены в финансовый план инвестиционный проект оказывается эффективным. Однако местная администрация не заинтересована в повышении цены на данную услугу для населения, и чтобы осуществить проект, инвестор может рассчитывать на компенсацию разницы в стоимости услуг от государственной компании-партнера, с которой он учредил дочернее общество. Такая компенсация может быть получена, например, в виде более высокой доли первоначальных инвестиций со стороны данной компании при реализации проекта. Социально-значимые инвестиционные проекты, как правило, носят долгосрочный характер. При анализе долгосрочных проектов важным аспектом их оценки является правильное определение ставок дисконтирования, принимаемых для их оценки, а также прогнозирование соотношения темпов роста цен на сырье, готовую продукцию, то есть использование дефлированных цен в расчетах. При реализации инвестиционных проектов, отличающихся повышенной продолжительностью проектного цикла (30 и более лет), возможно применение комбинированного подхода к учету инфляции. Его суть состоит в следующем: — на основе публикуемых Минэкономразвития РФ данных прогнозов изменения цен определяются коэффициенты инфляционной корректировки по различным элементам денежных поступлений и выплат по производственной и инвестиционной деятельности; — если горизонт прогноза меньше продолжительности проектного цикла (суммы продолжительностей инвестиционной и эксплуатационной стадий), то принимается допущение о сохранении динамики цен за пределами имеющегося прогноза; — рассчитываются дефлированные цены по необходимым элементам денежных поступлений и выплат с учетом принятого допущения. Цели, которые ставятся разработчиками социально значимых инвестиционных проектов ориентированы как правило не на прямое извлечение прибыли, а на снижение рисков производства и оказания услуг населению, поэтому эффективность проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам его участников. Это: — показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников; — показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального или местного бюджета; — показатели экономической эффективности, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, что выходят за пределы прямых финансовых интересов участников и допускают стоимостное измерение. Для крупномасштабных (существенно затрагивающих интересы города, региона или всей России) проектов рекомендуется обязательно оценивать общественную эффективность. В процессе исследования проектов производится оценка их социальных и экологических последствий, а также затрат, связанных с социальными мероприятиями и охраной окружающей среды. Для оценки крупных и масштабных проектов важна оценка общественной эффективности наряду с показателями коммерческой выгоды. Общественная эффективность оценивается при реализации глобальных, народнохозяйственных и крупномасштабных проектов с целью выявления соответствия проекта целям социально-экономического развития общества. Если общественная эффективность проекта отрицательна, его осуществление признается нецелесообразным. Если же таковая положительна, производятся расчеты коммерческой эффективности. В настоящей статье вопросы оценки общественной эффективности не рассматриваются, в силу того, что это отдельная тема. Другим важным показателем при оценке социально значимых инвестиционных проектов является учет последствий отказа от осуществления проекта и всех наиболее существенных последствий проекта в смежных сферах экономики включая социальную и экологическую. Отказ (откладывание во времени) реализации проектов может привести к увеличению социальной напряженности вследствие бытовой неустроенности населения; упущенной выгоде для консолидированного бюджета, промышленных потребителей из-за наличия ограничений роста деловой активности; возникновения ущербов из-за роста вероятности возникновения аварийных ситуаций. Поэтому при проведении конкретных расчетов денежных поступлений и выплат по проекту их следует сравнивать не с уровнем, достигнутым на момент начала реализации проекта (сценарий «до проекта»), а денежными поступлениями и выплатами в сценарии отказа (откладывания во времени) от осуществления проекта. То есть эффект проекта складывается из суммы прироста сальдо денежного потока в сценарии «с проектом» по сравнению со сценарием «до проекта» и предотвращенного ущерба, возникающего в случае отказа от инвестиций. При определении эффективности проекта должны учитываться все последствия его реализации, как непосредственно экономические, так и внеэкономические (внешние эффекты, общественные блага). Внешние эффекты — это экономические и внеэкономические последствия во внешней среде, возникающие при производстве товаров и услуг, но не отраженные в их рыночных ценах; общественные блага — те виды благ, потребление которых одним субъектом не препятствует их потреблению другими (чистый атмосферный воздух, научные знания и т.д.) Внешние эффекты могут быть как отрицательными (например, потенциально возможный риск возникновения чрезвычайной ситуации в случае аварии), так и положительными (рост налоговых выплат в консолидированный бюджет, а также рост доходов смежников, обусловленный инвестициями в строительство социально-значимых инвестиционных проектов). Впрочем, не все последствия реализации проекта в смежных сферах экономики могут быть выражены в денежной форме. В тех случаях, когда сделать это не представляется возможным (в частности, при учете общественных благ) целесообразно обратиться к экспертным оценкам. Другим важным аспектом оценки социально значимых инвестиционных проектов является учет наличия разных участников, несовпадения их интересов и различных оценок стоимости капитала. Он выражается в индивидуальных значениях нормы дисконта. Суть настоящего принципа состоит в том, что при согласовании интересов участников рассматриваемых проектов (государство, инвесторы) следует исходить из их долгосрочного характера их взаимодействия. Например, крупные инфраструктурные проекты отвечают не только финансовым (через налоговый мультипликатор), но и стратегическим интересам государства, что делает процесс их учета более сложным и может потребовать оценки целесообразности предоставления определенных преференций при осуществлении приоритетных проектов, ожидаемая эффективность которых ниже среднерыночного уровня. Актуальность применения подобного подхода к согласованию интересов существенно повышается в связи с тем, что реализация социально значимых инвестиционных проектов часто является неотъемлемым элементом реализации приоритетных национальных проектов. Частный инвестор помимо минимизации своих рисков и получения дохода не ниже ставки дисконтирования заинтересован в сотрудничестве с органами местного самоуправления и государственными корпорациями, формирующем его позитивный имидж. Поэтому при осуществлении социально значимых инвестиционных проектов поле согласования долгосрочных интересов их участников значительно шире, чем при реализации типичных коммерческих проектов. Принцип эффективной реализации социально значимых инвестиционных проектов заключается в минимизации стоимости предлагаемой продукции (услуги) для потребителя. При этом может быть использован показатель индивидуального тарифа и метод «теневых цен» при оценке потока доходов. Индивидуальный тариф представляет собой такую стоимость продукта (услуг) для потребителей, при которой инвестор получает требуемую доходность инвестиций. То есть, говоря языком показателей экономической эффективности, эта такая расчетная цена на услуги, которая при заданной ставке дисконтирования обращает чистый дисконтированный доход (ЧДД) в нуль. Принцип реализации социально-значимых инвестиционных проектов на основе показателя индивидуального тарифа и метода «теневых цен» заключается в следующем: — производится оценка эффективности инвестиций, результатом которой является определение индивидуального тарифа для проекта; — в случае если полученная величина индивидуального тарифа меньше действующей цены на аналогичные услуги, реализуемые государственными предприятиями в данном регионе, проект считается эффективным и его реализация позволит снизить стоимость социально значимой продукции (услуг); — в случае превышения индивидуального тарифа над уровнем действующих цен производится расчет «теневых цен» путем аналитического определения той цены, которая могла бы сложиться на данном рынке, если бы он был открытым. Такой анализ делается на основе приведения цен на открытых рынках данной продукции (услуг) других регионов (стран) к уровню потребительских цен и особенностям экономического развития конкретного региона; — производится стандартная оценка инвестиционного проекта, при подстановке в модель «теневой цены» рассчитываются показатели ЧДД, внутренняя ставка доходности и др. — если проект коммерчески эффективен для инвестора, то начинается процесс согласования с государственными компаниями и местной администрацией схемы возможного финансирования такого проекта — например, субсидирование части инвестиций в проект, разницы в ценах, организация совместных предприятий и т.д., чтобы такой проект был выгоден инвестору и привел к минимальному повышению цены на продукцию (услуги) для потребителя. — если при рассчитанной «теневой цене» проект коммерчески неэффективен для инвестора, то его реализация невозможна. Для инвестиционных проектов с привлечением капитала от бюджетных организаций (в виде субсидий или участия в капитале и. др.) следует рассчитывать также бюджетную эффективность, при оценке которой нужно учитывать так называемый «эффект мультипликатора», который выражается в том, что при реализации проекта налоговые обязательства перед бюджетом возникают не только у непосредственных его участников, но и у смежников — поставщиков, покупателей, у работников компании (по налогу на доходы физических лиц). Рыночные и специфические риски, связанные с инвестиционными проектами можно заложить в ставку дисконтирования. Для социально-значимых инвестиционных проектов они представлены в таблице 1. Оценочная ставка дисконтирования, которую целесообразно применять в настоящее время для таких проектов, составляет порядка 16%. Она складывается из безрисковой ставки (действующей ставки рефинансирования) и соответствующих надбавок за риск. Наиболее существенные риски инвестирования вытекают из основных проблем отраслей, в которых производится реализация проектов (высокий износ основных фондов и дефицит квалифицированных кадров), долгосрочности проектов, издержек тесного сотрудничества с администрацией регионов при реализации проектов. Таблица 1 Определение ставки дисконтирования при оценке социально-значимых инвестиционных проектов

1Безрисковая процентная ставка9%
2Риск инвестиций в отрасли с высоким износом основных фондов. Заключается в возможном убытке или снижении эффективности проекта в результате сбоев и поломок в сетях обеспечивающих транспортировку продукции потребителю3%
3Технологический риск. Заключается в том, что при внедрении инновационных технологий при недостатке квалифицированных кадров эти технологии могут неправильно эксплуатироваться1%
4Региональный риск. Инвестирование в социально-значимые проекты тесно связано с взаимодействием с администрацией регионов и органами местного самоуправления. Требуется их лояльность, риск заключается в возможной смене руководства региона2%
5Политический риск. Заключается в том, что проекты имеют долгосрочный характер и реализуются вместе с государственной поддержкой. Риск связан с изменением политической ситуации в долгосрочном плане в результате чего инвестор может вообще не получить никаких доходов1%
6Итого ставка дисконтирования16%
Если рыночные и остаточные специфические риски находят свое отражение в величине ставки дисконтирования, то основные специфические риски неполучения доходов по проекту учитываются непосредственно в денежных потоках. Состав исходной информации, используемой при обосновании эффективности реализации социально значимых проектов, целесообразно стандартизировать, а ее сбор и первичную обработку производить исходя из оптимального соотношения «точность/время» (то есть дополнительные затраты времени на сбор и обработку информации целесообразны в том случае, если они обеспечивают адекватный прирост ее точности). При определении структуры инвестиций в социально-значимые проекты рассматривают различные соотношения между собственными, заемными и бюджетными средствами, используемыми для их реализации. Эти данные нужно моделировать в различных сценариях в зависимости от процентных ставок, объема субсидирования и других параметров. Источниками информации здесь являются, с одной стороны, предложения различных банков и инвестиционных компаний, а с другой — внутреннее финансовое состояние предприятия, на базе которого планируется осуществление инвестиционного проекта, форма реализации такого инвестиционного проекта, степень предоставления различных гарантий и др. факторы. Так, инвестиционный проект может быть реализован путем организации новой компании с участием в том числе местной администрации в ее уставном капитале, это могут быть инвестиции путем выделения кредитов по льготным ставкам существующему предприятию или путем приобретения части акций существующего предприятия. Возвратность вложенных средств может быть гарантирована залогом каких-либо активов или гарантиями. Правильно организованный контроль и мониторинг на эксплуатационной фазе инвестиционных проектов позволит обеспечить их реализацию без существенных отклонений от прогнозных значений. Здесь наиболее важными направлениями является разграничение ответственности и повышение прозрачности при распределении и использовании ресурсов на инвестиционной и эксплуатационной фазах реализации проектов. Для этого можно использовать модель организации внутреннего контроля, предложенную Комитетом организаций-спонсоров комиссии Трэдвей по внутреннему контролю (COSO). Подход COSO был использован для разработки предложений по системе внутреннего контроля во многих компаниях в период кризиса. В нем уделяется большое внимание идентификации зон потенциального конфликта интересов менеджмента и персонала, подготовке управленческих отчетов на систематической основе, построению корпоративной культуры и системы управления рисками. Таким образом, инвестиционная политика при экономической нестабильности должна быть социально значимой. Это обеспечит предприятиям гарантированный сбыт в условиях падающего рынка, а также диверсификацию бизнеса. При выборе инвестиционных проектов их следует оценивать, учитывая внешние эффекты и применяя индивидуальные значения нормы дисконта. При этом должен обеспечиваться принцип минимизации стоимости услуг для потребителя, однако проект должен быть коммерчески эффективен и не дотироваться за счет других проектов. Эффективность реализации таких проектов повышается при проведении контроля и процедур мониторинга на основе модели COSO.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Частным инвесторам в ЖКХ необходимы гарантии на региональном уровне // Деловая пресса, номер 10 (384) от 09.03.2007 г.
2. Матвиенко С.В. Формирование и развитие региональных и макрорегиональных инновационных систем: финансовое, кадровое и организационное обеспечение. – СПб.: СПбГИЭУ, 2007.
3. Приказ ФСТ РФ от 15.08.2006 N 187-э/4 (ред. от 18.11.2008) «Об утверждении методики определения размера специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для финансирования программ газификации».
4. Марголин А.М. Инвестиции. Учебник. – М.: РАГС, 2006.
5. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: теория и практика: Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 2001.
6. «Internal Control — Integrated Framework». Committee of Sponsoring Organizations (COSO) - http://www.coso.org/IC-IntegratedFramework-summary.htm (14/10/2010).