Обоснование стратегии коммерциализации результатов НИОКР в технических университетах

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Коммерциализация и трансферт технологий лежат в основе инновационных процессов. Именно коммерциализация и трансферт технологий в условиях создания экономики знаний должны стать основным предметом внимания и целью инновационной деятельности инновационно активных технических университетов.

Ключевые слова:

НИОКР, внедрение инноваций, инновационный процесс, коммерциализация инновационных проектов
Цитировать публикацию:
Обоснование стратегии коммерциализации результатов НИОКР в технических университетах – С. 51-56.

Obosnovanie strategii kommertsializatsii rezultatov NIOKR v tekhnicheskikh universitetakh. , 51-56. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Коммерциализация и трансферт технологий лежат в основе инновационных процессов. Именно коммерциализация и трансферт технологий в условиях создания экономики знаний должны стать основным предметом внимания и целью инновационной деятельности инновационно активных технических университетов.

Инновационный процесс — это последовательное преобразование нового фундаментального знания, идеи, изобретения, то есть новшества в прикладные знания, имеющие технологическую направленность, опытно-конструкторские разработки, макетные и опытные образцы новой или усовершенствованной техники, готовую новую или усовершенствованную товарную продукцию, то есть это процесс преобразования новшества в нововведение или инновацию, ее тиражирование и доведение до рынка или потребителя.

Инновационный процесс носит циклический характер, и он является законченным, если проходит последовательно все основные стадии:

1. Генерация идей, проведение фундаментальных и поисковых научных исследований, получение патентов. Эта стадия инновационного процесса называется стадией концептуального решения проблемы создания будущей инновации. Здесь начинается процесс технологического трансферта.

2. Проведение прикладных научных исследований, выполнение опытно-конструкторских разработок, создание макетных и опытных образцов новой или усовершенствованной техники и технологии.Эта стадия инновационного процесса называется стадией технического решения проблемы создания будущей инновации; начинается процесс коммерциализации результатов научных исследований, изобретений, ноу-хау и набирает силу процесс технологического трансферта.

3. Решение проблем инвестиций, проведение маркетинговых исследований, производство инновационной продукции, передача коммерческой продукции на рынок или заказчику, обеспечение диффузии нововведения (инновации). Эта стадия инновационного процесса называется стадией завершения технологического трансферта или коммерциализации результатов научных исследований, изобретений, ноу-хау.

Полный инновационный цикл можно представить условно состоящим из двух подциклов:

— получение новшества — это концептуальное и техническое решение проблемы создания инновации;

— получение нововведения — это маркетинг, производство и передача на рынок инноваций потребителю, то есть завершение полного инновационного цикла, процессов технологического трансферта и коммерциализации результатов научных исследований, изобретений, разработок и ноу-хау.

На рисунке 1 показана обобщенная схема полного цикла создания инновации.

Наиболее целесообразно в вузах осуществлять технологический трансферт и коммерциализацию результатов НИОКР с помощью технопарка, основные функции которого показаны на рисунке 2.

Технологический трансферт и коммерциализация интеллектуальной собственности являются одними из главнейших его функций, ибо технопарк является идеальной средой, в которой реализуется полный цикл инновационного процесса, в котором идет успешное «выращивание» малых и средних инновационных фирм — «переносчиков» технологии из университета, НИИ, КБ, научного центра в промышленную среду, экономику или на рынок инновационной продукции. Например, технопарк — это среда, где формируются взаимозаинтересованные группы по созданию технологий, состоящие из ученых, инноваторов, инвесторов и производителей.

В целом для всех организаций характерны следующие пути коммерциализации технологий. В зависимости от характеристик продукта и рынка изобретение может быть продано какой-либо компании, лицензировано или на его основе может быть создано малое инновационное предприятие (МИП). При этом изобретатель является частью процесса принятия решения. Последние две стратегии на сегодняшний день являются основными формами коммерциализации результатов НИОКР — научно-технической продукции (опытный образец/технология) (НТП) в вузе.

Рассмотрим реализацию стратегии создания МИП, на базе которого НТП может быть отработана и доведена до уровня промышленного применения, что существенно повышает ее привлекательность для последующего внедрения на крупном промышленном предприятии; при этом сохраняется возможность самостоятельного развития МИП до уровня среднего или крупного предприятия. Основываясь на опыте Томского государственного университета, можно выделить следующие 5 этапов реализации инновационных проектов по созданию МИП:

1. Этап опытно-конструкторской разработки (ОКР). Основной целью инновационного проекта на стадии ОКР является снятие наиболее существенных технологических рисков, апробация и отработка технологии. В некоторых случаях именно на этой стадии осуществляется проведение «решающего» эксперимента. Все работы на данном этапе осуществляются в рамках вуза. Основной проблемой является привлечение дополнительного финансирования, необходимого для завершения ОКР. Источниками такого финансирования являются программы и гранты российских и зарубежных фондов или средства частных инвесторов (бизнес ангелов).

2. Этап определения рыночных возможностей. Цель данного этапа — определение наиболее перспективных рыночных возможностей коммерциализации НТП. Одним из основных критериев принятия решения о коммерциализации в форме МИП является масштабность НТП. Создание МИП принято считать целесообразным, если НТП является платформенной технологией, то есть на базе, которой можно создать несколько различных продуктов для разных рынков. Подобный характер НТП подчеркивает необходимость проведения детальных маркетинговых и патентных исследовании с целью четкого определения продукта, который предприятие будет производить в первый год своего существования. На данном этапе проводится «упаковка проекта» для поиска стартового финансирования и формирования команды для запуска проекта.

3. Предорганизационный этап. В рамках этапа формируется команда управления будущим предприятием, подготавливается бизнес-план, осуществляется поиск инвестора, проводятся переговоры с потенциальными лицензиатами и инвесторами, осуществляется выбор стратегического партнера. Основной целью данного этапа является подготовка к организации и запуску производства. Происходит регистрация предприятия и оформление передачи предприятию прав на использование принадлежащей вузу интеллектуальной собственности.

4. Этап организации производства. На этапе организации производства решаются вопросы, связанные с арендой помещения и оборудования, предоставлением услуг бизнес-инкубатора и/или технопарка. Осуществляется установка, наладка и пробный запуск оборудования, выпуск и реализация пробной партии нового продукта.

5. Этап устойчивого развития.В случае последовательного прохождения выделенных этапов коммерциализации НТП в форме МИП предприятие выходит на стадию успешного развития. В случае необходимости проводится поиск инвестора для развития и расширения производства. Осуществляется мониторинг исполнения лицензионных договоров.

Для реализации всех этапов необходимо создавать экспертно-аналитическую систему управления и анализа показателей структурных подразделений и университета в целом по различным направлениям деятельности, позволяющую отслеживать тенденции развития научных направлений, выявлять перспективные разработки и научно-технические идеи, эффективно распределять финансовые потоки университета. Этапы управления инновациями в ТГУ от проведения НИОКР до создания МИП представлены на рисунке 3.

Обоснование выбора стратегии коммерциализации может осуществляться на основе инновационного потенциала, которым обладает НТП. Критерии инновационного потенциала таковы: качество продукта, рыночный потенциал, осуществимость и ресурсообеспеченность технологии. Нами предложена анкета для определения оценок по каждому критерию. Данную анкету можно использовать и для обоснования выбора стратегии коммерциализации НТП. Ясно, что если оценки первых двух критериев невелики, то есть если НТП незначительно отличается от аналогов либо хорошо известен, потенциальный рынок НТП мал, а конкуренты — компании — лидеры в отрасли, в данной ситуации осуществлять коммерциализацию НТП не имеет смысла, даже при высокой готовности технологии производства и ресурсообеспеченности. Таким образом, если инновационный потенциал НТП определяется третьим и четвертым критериями, рекомендуется попробовать перенести разработанные технологические приемы на разработку или доработку другой НТП с принципиально новыми качествами или функциями либо попробовать внедрить технологию в уже применяемую с целью оптимизации технологических операций и ресурсов.

Если потенциал НТП определяется первым и вторым критериями, то в этом случае можно говорить о возможности коммерциализации НТП, поскольку конкурентоспособность и значительный рыночный потенциал являются залогом ее успешной осуществимости. Так лицензионное соглашение имеет место в случае необходимости финансирования для продолжения научно-исследовательских работ по разработке и доработке технологии для производства, поиска решения задачи ресурсообеспеченности.

Если имеет место готовая к внедрению технология, а также высокая ресурсообеспеченность, при высоких оценках первого и второго критерия, рекомендуется стратегия создания МИП. Причем данная форма коммерциализации, имеет стратегическое преимущество, которое заключается в возможности расширения ассортимента изделий на базе разработанной НТП, когда авторы разработки будут «собственниками» малого инновационного предприятия. Обобщение вышеприведенного анализа инновационного потенциала НТП, позволяющего обосновать выбор стратегии коммерциализации, представлено в таблице 1.

Таблица 1

Обоснование (критерии) выбора стратегии коммерциализации НТП

Критерии инновационного потенциалаУровень выраженности критерия
46810
Качество продуктахх
Рыночный потенциалхх
Осуществимость технологиих х
Ресурсообеспеченность технологиих х
Стратегия: перенос разработанных технологических приемов на разработку или доработку другого НТП с принципиально новыми качествами или функциями либо внедрение технологии в уже применяемую с целью оптимизации технологических операций и ресурсов.
Качество продукта хх
Рыночный потенциал хх
Осуществимость технологии х х
Ресурсообеспеченность технологии х х
Стратегия: лицензионное соглашение имеет место в случае необходимости финансирования для продолжения научно-исследовательских работ по разработке и доработке технологии для производства, поиска решения задачи ресурсообеспеченности.
Качество продукта х х
Рыночный потенциал х х
Осуществимость технологии х х
Ресурсообеспеченность технологии х х
Стратегия: если имеет место готовая к внедрению технология, а также высокая ресурсообеспеченность, при высоких оценках первого и второго критерия, рекомендуется стратегия создания МИП.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Шукшунов В.Е. Коммерциализация интеллектуальной собственности и трансферт технологий. – М.: Ассоциация «Технопарк» - 2005
2. Дунаевский Г.Е., Коверников Я.Б., Хитяева Д.А., Архипова К.К., Масловский В.И. Порядок коммерциализации научно-технических разработок в классическом университете// ИННОВАЦИИ.- 2006, №8 (95).
3. Канивец П.И. Выбор стратегического партнера инновационной компании методом анализа иерархий при реализации высокодоходных венчурных проектов // Исследование закономерностей формирования рыноч-ной инфраструктуры отраслей промышленности: Сборник научных трудов /Под общ. ред. проф. В.И. Свешникова. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2008.
4. Власов В.А., Дмитриенко В.П., Клименов В.А., Негруль В.В., Селиванова Е.Е., Мейснер М.Н. Роль университета в формировании региональной инновационной системы на примере Томского политехнического университета // ИННОВАЦИИ.- 2006.-№ 8 (95).
5. Канивец П.И., Курушина О.П. Методика экспертного анализа и оценки рейтинга перспективности коммерциализации научно-технических разработок // Известия КБНЦ РАН. - №2 (28). – Нальчик, 2009.