Бизнес-идея как фактор инновационного развития вуза

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Инновационная деятельность в рамках высшего учебного заведения подразумевает, прежде всего, производство знаний как специфического интеллектуального капитала. Тем не менее, знания могут и не представлять коммерческой ценности до тех пор, пока не будет доказана их способность приносить прибыль.

Ключевые слова:

инновации, инновационная деятельность, бизнес-идея, инновационное развитие, высшая школа, инновации в образовании
Цитировать публикацию:
Бизнес-идея как фактор инновационного развития вуза – С. 56-59.

Biznes-ideya kak faktor innovatsionnogo razvitiya vuza. , 56-59. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Инновационная деятельность в рамках высшего учебного заведения подразумевает, прежде всего, производство знаний как специфического интеллектуального капитала. Тем не менее, знания могут и не представлять коммерческой ценности до тех пор, пока не будет доказана их способность приносить прибыль. Следовательно, организация эффективного научно-исследовательского процесса в вузе требует не просто выработки новых знаний и постоянной генерации интеллектуальной собственности, а еще и производства коммерчески развиваемых, потенциально востребованных на рынке бизнес-идей. Бизнес-идея представляет собой совокупность умственных заключений, потенциально материализуемую в образе некоего объекта или некоей технологии. Вместе с тем, очевидно, бизнес-идея представляет собой первый и, пожалуй, наиболее важный этап инновационной деятельности. Процесс генерации бизнес-идеи отличается от производства идеи ровно на столько, на сколько «чистая» наука отличается от прикладных исследований. Условно можно выделить четыре основных стадии жизненного цикла бизнес-идеи: постановка задачи, поиск путей ее решения, выбор одного из них и конкретное оформление бизнес-идеи, культивация бизнес-идеи. Стадия постановки задачи является ключевой. Именно здесь необходимо выявить сущностную сторону решаемой задачи. Т. Мак-Найт приводит следующие основные способы подобного поиска «заготовки» для будущей бизнес-идеи: выявить неудовлетворенную насущную потребность, найти источники раздражения потребителей, найти неиспользуемые ресурсы, отреагировать на появление новой технологии со стороны конкурента, найти новую технологию или применить существующую, представить и описать желаемое состояние, удивить потребителя. Данный этап обязателен для всех направлений инновационной деятельности вуза, за исключением тех, в рамках которых осуществляется совместная коммерческая деятельность учебного заведения и конкретного предприятия — в этом случае организация-партнер выступает поставщиком уже готового проектного задания, выполняя за вуз постановку задачи. Вторая стадия жизненного цикла бизнес-идеи подразумевает поиск путей решения задачи, поставленной в начале исследования. Здесь осуществляется поиск и анализ доступных технологий и способов решения задачи, изучаются уже имеющиеся решения, анализируется патентная база, рыночная среда и т.д. Результатом данного этапа должен стать комплекс возможных решений задачи, каждый из которых необходимо подвергнуть дальнейшему анализу. Данный этап определяет возможные пути развития, при этом всегда оставляя альтернативу. Переход от второго к третьему этапу — конкретному оформлению бизнес-идеи — является моментом, разграничивающим понятие идеи и бизнес-идеи. В данном случае у субъекта инновационной деятельности появляется два варианта. При первом варианте можно выбрать конкретное понравившееся оформление идеи и начать ее реализацию. При достижении необходимых результатов можно продолжать поиск путей развития данного решения и его оптимизации с целью получения более высоких результатов. Подобная идея совершенно необязательно будет связана с рынком, она интересна, прежде всего, субъекту исследовательской работы, которую в таком случае даже трудно называть инновационной. Второй вариант — инициация начальных процессов коммерциализации будущего инновационного продукта, которая заключается в установлении обратной связи идеи с рынком. Если идея соответствует рыночным ожиданиям потребителей, то она будет выведена на рынок. Результатом выбора этого варианта, несомненно, станет потенциально успешная бизнес-идея. Ключевым вопросом создания бизнес-идеи является обеспечение ее реальной связи с рынком, достижение рыночного отклика. Для этого необходимо соблюдать несколько основных правил и принципов. Во-первых, в инновационной деятельности вуза необходимо опираться на рыночные методы принятия управленческих решений. Принятие решений по организации такой деятельности должно быть гибким и адаптивным, учитывать сиюминутные изменения рынка. В идеале необходимо выделить все инновационные подразделения вуза в отдельную коммерческую структуру. Заметим, что в настоящее время вузы могут становиться учредителями малых инновационных предприятий. Во-вторых, для постоянной обратной связи бизнес-идеи и рынка необходимо уже на ранних стадиях инновационной деятельности привлекать в проект маркетологов, специалистов по рекламе и продвижению будущего товара либо услуги. В-третьих, обеспечению связи с рынком способствует понимание того, что бизнес-идея — это потенциальное конкурентное преимущество вуза как организации, делающее его привлекательным для заказчика. Именно поэтому охрана интеллектуальной собственности должна начинаться уже с момента создания бизнес-идеи. В-четвертых, необходимо понимать, что генерация бизнес-идеи — чрезвычайно трудоемкий процесс, один из самых сложных в инновационной деятельности наряду с коммерциализацией готового продукта (которая к тому же оказывается от него зависимой). Исследователями отмечается, что лишь 7-10 % идей могут считаться действительно оригинальными, не имеющими никаких нарушений авторских прав, а также потенциально коммерчески востребованными. Такое положение дел, прежде всего, связано с недостаточной проработкой первой и второй стадий жизненного цикла бизнес-идеи. Одной из причин является отсутствие культуры патентоведения в современной России и нераспространенность патентно-правового консультирования. И как следствие многие важные и не очень идеи одновременно зреют у десятков исследователей и ими же решаются. Сегодня вузам необходимо самостоятельно действовать в указанном направлении, поскольку никаких специальных государственных инициатив в данной сфере не вносится. Еще одной причиной проблем современного российского инновационного процесса является широкомасштабное (также восходящее к советским принципам) применение психологии «изобретено не нами» (или «not invented here»): при прочих равных условиях чужое предложение кажется хуже собственного. В этом случае начинается разработка не новой и не оригинальной идеи. Кроме того, необходимо учитывать, что раз бизнес-идее присущи рыночные характеристики конкурентоспособности, коммерческой привлекательности и т.д., неизбежны и явления обесценивания, морального и физического старения, вытеснения другими, более перспективными идеями и т.п. Из этого фактора вытекает, что управление реализуемыми бизнес-идеями должно быть адаптивным, актуализируемым. Все вышесказанное позволяет утверждать, что понятие бизнес-идеи тесно связано с понятием идеосферы бизнеса, поскольку фактически бизнес-идея определяет все остальное — и сущностные характеристики идеи, и способы ее разработки и превращения в инновационный продукт, и особенности ее правового статуса, и тому подобные характеристики. В общем случае идеосферу бизнеса можно представить как совокупность некоторых экзогенных и эндогенных характеристик бизнес-идеи, формирующих ее сущностное поле. В качестве эндогенных характеристик выступают технология, интеллектуальный капитал, внутреннее управление правами на разработанный инновационный продукт (управление эндоправами), внутренний технологический аудит бизнес-идеи, система управления персоналом, вытекающая из бизнес-идеи (способ построения, организационная структура, характер взаимоотношений между участниками проекта и т.п.). Экзогенными в данном случае являются готовые лабораторные и промышленные образцы, потребительские свойства продукции, контроль за соблюдением своих прав (управление экзоправами), внешняя продуктовая стратегия (экзостратегия) и т.д. Возникновение идеосферы бизнеса происходит не спонтанно, а в результате процесса «выращивания», «культивации» бизнес-идеи. Этот процесс непосредственно способствует окончательному оформлению бизнес-идеи. Оформленная бизнес-идея, по сути, представляет набор следующих характеристик: — четко распознанная проблема, потребность, возможность на конкретном рынке; — представление о желаемой (предполагаемой) технологии решения данной проблемы (реализации потребности, возможности); — оценочные сведения о требуемых ресурсах; — представление о желаемом конечном инновационном продукте (инновационной услуге); — знание о востребованности конечного продукта (услуги) конкретными заказчиками. Очевидно, что оформленная бизнес-идея уже несет в себе зачатки идеосферы бизнеса. Такая идея уже имеет потенциально высокую стоимость, поскольку позволяет отвечать на конкретные вопросы: для кого (чего) осуществляется инновационная разработка, каким образом ведутся НИОКР, с помощью каких ресурсов обеспечивается непрерывность инновационного процесса и каким должен быть итоговый инновационный продукт, а также кто потенциально захочет заплатить за право пользования им. Тем не менее, остается неясным, насколько осуществима подобная бизнес-идея на практике. Дальнейшее развитие идеосферы бизнеса происходит в процессе культивации бизнес-идеи, который также имеет самое непосредственное отношение к определению коммерциализуемости будущей разработки. Здесь важно, прежде всего, получить непосредственное подтверждение осуществимости бизнес-идеи. Лучше всего данной задаче будет соответствовать создание прототипа целевого инновационного продукта: лабораторного образца будущего инновационного продукта, конкретно реализуемой инновационной услуги и т.п. Создание оформленного прообраза будущего инновационного продукта невозможно без осуществления НИОКР. В то же время несомненно, что на данном этапе бизнес-идея может не представлять существенного интереса для потенциального инвестора. Дело в том, что заявленный результат совершенно необязательно означает его достижимость, даже если технология достижения представляется правдоподобной. В этом случае вуз должен обеспечить самостоятельное финансирование начального этапа проработки бизнес-идеи, четвертой стадии ее жизненного цикла — культивации бизнес-идеи. На этой стадии важно, прежде всего, доказать потенциальному потребителю и инвестору, что бизнес-идея жизнеспособна и реализуема. Непосредственное осуществление НИОКР в рамках вуза приводит к постепенному оформлению внутренней составляющей идеосферы будущего бизнеса (оформление эндо-идеосферы). Здесь происходит коррекция оформленной ранее бизнес-идеи, поскольку на пути реализации избранной технологии исследования разработчики выявляют «подводные камни» и находят обходные пути решения поставленной задачи. Чрезвычайно важно обеспечить связь с рынком уже на данной стадии. Для этого большинству современных вузов, особенно осуществляющих инновационный поиск необходимо взаимодействовать с компетентными рыночными специалистами — маркетологами, PR-менеджерами и специалистами по рекламе. Все эти факторы определяют фактическую коммерциализуемость бизнес-идеи, а также оформляют экзо-идеосферу будущего бизнеса. Главной задачей культивации бизнес-идеи как последней стадии ее жизненного цикла является выявление ее рыночной перспективы, оформление идеосферы будущего бизнеса, подготовка лабораторного образца будущего инновационного продукта. В заключение отметим, что бизнес-идея является необходимым условием осуществления эффективной инновационной деятельности вуза, она в самом начале инновационного процесса подразумевает определение потенциальной коммерциализуемости будущего инновационного продукта.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Антонец В.А. Инновационный бизнес: формирование моделей коммерциализации перспективных разработок: Учебное пособие / В.А. Антонец и др.; под ред. К.А. Хомкина. М.: Дело, 2009.
2. Губанов А.В зоне горения идей / А. Губанов // Эксперт Урал. 2001. № 14 (27).
3. Колесников А.Н. Организация венчурного инвестирования инновационных бизнес-идей в учебных заведениях / А. Н. Колесников, С. А. Филин // Инновации. 2005. № 2 (79).
4. Мак-Найт Т.А полетит? Как узнать, есть ли у вашей бизнес-идеи крылья, прежде чем вы прыгнете / Пер. с англ. - СПб.: Символ-Плюс, 2007.