Творческие индустрии как новый фактор стратегического развития территорий

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В связи с эволюцией концепции конкурентоспособности в условиях глобализации и постиндустриального развития определились новые конкурентные условия. Вектор конкуренции изменился от использования главным образом сравнительных национальных преимуществ к использованию динамично меняющихся конкурентных преимуществ, основанных на научно-технических достижениях, инновациях на всех стадиях продвижения товара, использовании человеческого капитала, преимуществ организационного управления. Территориально выделяется не только страновая конкурентоспособность, но и микроконкурентоспособность стран (регионов, муниципальных образований). Конкурентоспособность на микроуровне складывается из агрегированных показателей, которые могут быть выделены в две группы: стратегия и поведение компаний («качество фирм») и микроэкономическая среда («качество предпринимательской среды»).

Ключевые слова:

конкурентоспособность, глобализация, творчество, постиндустриальное общество
Цитировать публикацию:
Творческие индустрии как новый фактор стратегического развития территорий – С. 59-62.

Tvorcheskie industrii kak novyy faktor strategicheskogo razvitiya territoriy. , 59-62. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




В связи с эволюцией концепции конкурентоспособности в условиях глобализации и постиндустриального развития определились новые конкурентные условия. Вектор конкуренции изменился от использования главным образом сравнительных национальных преимуществ к использованию динамично меняющихся конкурентных преимуществ, основанных на научно-технических достижениях, инновациях на всех стадиях продвижения товара, использовании человеческого капитала, преимуществ организационного управления. Территориально выделяется не только страновая конкурентоспособность, но и микроконкурентоспособность стран (регионов, муниципальных образований). Конкурентоспособность на микроуровне складывается из агрегированных показателей, которые могут быть выделены в две группы: стратегия и поведение компаний («качество фирм») и микроэкономическая среда («качество предпринимательской среды»). Концепция конкурентоспособности представляет концептуальную структуру установления связей между корпоративной конкурентоспособностью и состоянием национальной, региональной и муниципальной экономики в контексте возрастающей глобализации. Таким образом, основная стратегическая цель развития территории — поддержание и повышение уровня жизни на основе роста производительности бизнесов; формирование предпринимательского климата определяющего конкурентоспособность бизнеса. В условиях постиндустриального развития меняется характер экономики: стоимость продукта на три четверти связана с креативностью, и наиболее передовой инновационный бизнес идет туда, где для него есть ресурс, а главный его ресурс — это люди. Территории, которые втягиваются в «экономику знаний», создают добавленную стоимость за счет высокой компетенции человеческого капитала. Поэтому в современных условиях территория понимается не только как пространственная, природно-ресурсная, экономическая, инфраструктурная (др.) категория, но имеет социальную, в первую очередь историко-культурную и экологическую оценку, что формирует качество и условия проживания. Соответственно, пространственная организация постиндустриального развития и «экономика знаний» определяют не единственно технологическое развитие, но предъявляют повышенные требования к среде обитания своего ключевого ресурса — человека, формируют абсолютно новые условия быта. Таким образом, в условиях глобальной конкуренции стран и регионов чрезвычайно важно иметь не только конкурентоспособные технологии и бизнесы, но и, главное, территории, способные (в силу своих качественных особенностей) принять эти технологии и бизнесы. Современные особенности инновационного развития российских регионов связаны с преодолением последствий гиперконцентрации и монополизации производства в рамках отдельных территориальных единиц, депрессивности инфраструктурных и сервисных отраслей. Проблемы, связанные с устаревшей системой расселения и неэффективной ее пространственной организацией определили современное депрессивное состояние территорий. Новая система расселения и пространственная организация в регионах формируется стихийно и определяется аутсорсинговыми инвестиционными проектами, позволяющими существенно изменить экономическую ситуацию. Под реализацию этих проектов привлекаются квалифицированные трудовые, финансовые ресурсы территорий, в том числе и бюджетные, стягиваются инфраструктурные возможности. Местные стратегии социально-экономического развития имеют укороченные горизонты. Аутсорсинговые проекты обеспечивают тактические преимущества развития местной экономики за счет экстенсивного распространения технологий, закрепляют в качестве специализации территорий производства, которые являются «новыми» только для этих территорий. Полученный в результате их реализации тактический успех, связанный с восстановлением уровня производства территории, ограничивает инициативы разработки долгосрочных стратегических планов социально-экономического развития. Важным источником возможностей развития территорий становится наличие «повышенного» человеческого потенциала — плотной системы расселения, позитивной демографической структуры, подвижного, квалифицированного и способного адаптироваться к технологическим изменениям населения. Это предполагает смещение акцентов региональной политики от поддержки занятости в вертикальных промышленных структурах к стимулированию автономной динамики уже существующих местных производственных систем. Государство уходит из производственной политики, чтобы сопровождать развитие локально организованных производственных систем и развивает их автономную способность самоорганизовываться. Тем не менее, в практической действительности встраивание территории в цепочку создания добавленной стоимости является залогом пусть не стратегического, но тактического развития. Привлечение на территорию через механизмы аутсорсинга новых производств стимулирует развитие существующих, позволяет увеличить их инвестиционные возможности. Процессы аутсорсинга выступают как организационно-экономический механизм, осуществляющий реальное управление инвестиционными процессами и проектами в условиях дефицита инвестиций, и являются формой улучшения финансового состояния и реструктуризации предприятий, формирующих экономический базис территории. Создание аутсорсинговых производственных структур позволяет решить проблему базовых отраслей, обеспечить мультипликативный эффект для местной экономики и повысить привлекательность производств для местного населения. Реализация аутсорсинговых проектов на территории обеспечивает ей скорее тактические выгоды, нежели формирует стратегические конкурентные преимущества. Важнейшей функцией аутсорсинга для бизнеса является тиражирование технологий (преимущественно на экстенсивной основе) на территориях с низкими операционными издержками, концентрация на технологически трудоемких неинновационных процессах, требующих рутинности и монотонности, эксплуатация местной технологической и общехозяйственной инфраструктуры, использование налоговых льгот, либеральное экологическое законодательство и др. В стратегической перспективе аутсорсинговые проекты лишены долгосрочной инновационной составляющей развития, поскольку несут на территории технологии новые относительно уровня производственного и экономического развития самих территорий. В общемировом глобализированном аспекте, как правило, это не технология в полном смысле ее понимания, а некоторые ее результаты, транслированные на экстенсивной основе к местным условиям. Тактический успех трансфера подобных технологий на территорию ограничивается временным лагом появления других территорий-конкурентов с инвестиционным статусом реципиента с более низкими операционными издержками и прочими привлекательными сравнительными преимуществами. Уход компании-аутсорсера с территории может создать условия для полномасштабного кризиса, связанного со спадом производства, ростом безработицы, сокращением доходов территории, ухудшением структур повседневности и высоким износом местной инфраструктуры, оттоком трудовых ресурсов. Поэтому тактический успех социально-экономического развития территорий, связанный с локализацией аутсорсинговых проектов, должен быть конвертирован в качество местной среды. Это означает, что по мере сворачивания на территории этих проектов необходимо будет не корректировать, но перестраивать стратегию развития. В перспективе основными носителями стратегических перспектив станут не столько крупные промышленные предприятия, сколько малый инновационный бизнес. Динамизм малых предприятий — не единственное их преимущество. Растет, особенно в высоких технологиях, их вклад в экономическое развитие. На наш взгляд, развитие промышленных сетей малых предприятий не вступает в конфликт с задачами развития вертикальных корпораций. Между разными категориями предприятий устанавливаются новые отношения. Появление новых технологий и новая информационная техника позволяют выносить центры принятия решений, обеспечивая руководство в режиме реального времени. Работа в телекоммуникационном режиме меняет традиционный порядок пространственного размещения. Наличие развитой инфраструктуры сервиса, консультационных услуг, поставщиков комплектующих (в структуре сети) снизит издержки и повысит конкурентоспособность корпораций. Наличие развитой системы сопутствующего бизнеса (сервис, консультации и т.д.) позволяет существенно снизить затраты на создание новых производств и повысить конкурентоспособность уже существующих. В этом случае крупные компании выполняют роль ядра, а малый и средний бизнес, который развивается вокруг них ускоренными темпами, становится важным плательщиком в бюджет и основным источником развития территории. Между разными категориями предприятий устанавливаются новые отношения. Совокупность производственных единиц составляет континуум или производящую ткань. Этот образ ткани выдвигается на передний план при анализе производящих систем. Он иллюстрирует сложность отношений между экономическими акторами, которые затрагивают не только рыночные отношения. В условиях формирования долгосрочных приоритетов развития локальных территориальных экономических систем особенную актуальность приобретают аспекты структурного и пространственного развития муниципальных образований и региональных экономик. Пространственное развитие основано на поиске лучшего размещения производства и видов деятельности относительно источников сырья, энергии, конкретных ресурсов и друг друга, а также потребителей в рамках отдельных территорий. Структурообразующее развитие является продолжением пространственного и определяет формирование прогрессивной специализации территории, оптимизацию пропорций видов деятельности и инфраструктур с позиций включения территории во внутри- и межрегиональные цепочки стоимости. Роль пространственной экономики в региональном развитии с позиций накопления человеческого капитала (human capital) рассматривается К. Карлсоном и В. Цангом. Предлагаемая ими модель описывает динамическую взаимозависимость между накоплением человеческого капитала, региональным разделением труда и пространственной структурой экономики. Анализ на основе этой модели позволяет оценить то, как различия в человеческом капитале и состоянии рынка труда оказывают влияние на общее экономическое пространство. Известный американский социолог Ричард Флоридадоказывает, что постиндустриальная экономика рождает новую породу людей. Независимые профессионалы, которых Р. Флорида описывает как новый, восходящий «творческий класс», в настоящем становятся более влиятельной силой. Эти люди не ориентированы на корпоративную карьеру, они свободно мигрируют между компаниями и городами, выбирая места с наиболее благоприятными условиями для жизни и работы — в том смысле, как они это понимают. Американский исследователь Дэниел Пинк назвал данный феномен «нацией свободных агентов». Для них принципиальна определенная «плотность» культурной среды, творческая обстановка и новое качество жизни, формируемое «экономикой знаний». Они объединяются в неформальные сети, которые для них важнее, чем формальные организации. Именно к этому классу относятся и представители творческих индустрий, включенные в разнообразные творческие проекты. Похожую мысль высказал советник британского агентства Arts and Business Эндрю Мак-Илрой: «Творческая экономика — это в первую очередь люди; и развитие творческих индустрий — своего рода человеческая алхимия. Сегодня все пытаются выяснить, какие надо создать условия, чтобы искусственно вызвать в наших городах эффект, который в эпоху Возрождения возник сам собой. Я лично не знаю ни одного рецепта, который давал бы надежные результаты. Тем не менее, это происходит». Творческие индустрии развиваются, прежде всего, в форме малого бизнеса и как объясняет директор Института популярной культуры Манчестерского университета Джастин О'Коннор, такая форма институционализации возникла в Великобритании благодаря программе поддержки малого предпринимательства, создававшей очень выгодные условия для всякого, кто хотел открыть малый бизнес. В современных условиях меняется характер экономики. В эпоху индустриализма опорный каркас расселения и пространственного развития территорий формировался вокруг месторождений сырья, ресурсных источников, создаваемых производств, транспортных и торговых магистралей. Основой организации экономики в современных условиях является обладание специфическими знаниями и креативными способностями. Инвестиционный процесс в этой экономике в основном сводится к инвестированию в формирование информационной компетентности и креативных способностей, то есть к инвестированию в образование, формированию «экономики знаний» и культивированию человеческого капитала (профессиональных компетенций). Территории, которые втягиваются в «экономику знаний», основную добавленную стоимость создают за счет высокой компетенции человеческого капитала.

*Исследования проведены при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Правительства Калужской области (проект №09-02-59215 а/Ц).



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Архангельская Н. Где живет свободный агент // Эксперт. – 2008, №7.
2. Васильев С.В. Развитие депрессивных территорий (опыт Западной Европы). – М.: 2003.
3. Княгинин В. Концепция пространственного развития в РФ. Приложение к докладу «Россия. Пространственное развитие» // http://www.archipelag.ru/agenda/povestka/evolution/development/supplement.
4. Куренков Ю., Попов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике. // Вопросы экономики. - 2001, №6.
5. Мак-Илрой Эндрю. Культура и бизнес. Путеводитель по фандрейзингу. - М.: Классика ХХI, 2005.
6. О’Коннор Дж. Культурная политика как влияние: Экспорт идеи «творческих индустрий» в Санкт-Петербург // Творческие индустрии в России. Культурные стратегии: Экспертный клуб. Вып. 3. - М.: Институт культурной политики, 2004.
7. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Пер. с англ. - М.: Классика XXI, 2005.
8. Karlsson C. The role of universities in regional development Endogenous human capital and growth in a two-region model / C. Karlsson, W. Zhang // The Annals of Regional Science. – 2001.