Инструменты обеспечения конкурентоспособности компаний

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Обеспечение конкурентоспособности предпринимательской деятельности в условиях оздоровления российской экономики и создание условий для ее устойчивого роста на фоне усиления конкурентной борьбы как на внешнем, так и на внутреннем рынке возможно только при высоком уровне конкурентоспособности национальной экономики и ее субъектов. Возрастающая роль конкурентоспособности предприятий в контексте национальной конкурентоспособности обусловила актуальность рассмотрения этой проблемы в рамках конференции.

Ключевые слова:

конкурентоспособность, сбалансированная система показателей, конкурентный анализ рынка наукоемкого промышленное оборудование, ССП
Цитировать публикацию:
Инструменты обеспечения конкурентоспособности компаний – С. 85-87.

Instrumenty obespecheniya konkurentosposobnosti kompaniy. , 85-87. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Обеспечение конкурентоспособности предпринимательской деятельности в условиях оздоровления российской экономики и создание условий для ее устойчивого роста на фоне усиления конкурентной борьбы как на внешнем, так и на внутреннем рынке возможно только при высоком уровне конкурентоспособности национальной экономики и ее субъектов. Возрастающая роль конкурентоспособности предприятий в контексте национальной конкурентоспособности обусловила актуальность рассмотрения этой проблемы в рамках конференции.

В экономической науке существует множество подходов к определению конкурентоспособности, а также выявлено многообразие факторов, влияющих на конкурентоспособность исследуемого объекта. Поэтому возникают противоречия в вопросах обеспечения конкурентоспособности и ее оценки у одних экономических агентов по отношению к другим.

На наш взгляд обеспечение конкурентоспособности предприятий (фирм) возможно за счет проведения наиболее полной оценки как внутренней деятельности компании, так и внешнего ее окружения. Признавая важность влияния макроэкономических условий на конкурентоспособность компаний, тем не менее, мы предполагаем, что основные причины повышения ее уровня лежат внутри фирмы. Налаженное управление, правильно выбранные стратегия и бизнес-модель, а так же позиционирование бренда компании на рынке, активная инновационная политика влияют на эффективность фирмы в той же мере, что и экзогенные факторы.

Между тем конкурентоспособность следует рассматривать не только как способность победить конкурента, но и как способность бизнеса решать свои задачи в постоянном взаимодействии с субъектами внешней среды. При таком понимании конкурентоспособность определяется не самим бизнесом, а субъектами внешней среды, так как именно они содержат в себе возможности для того, чтобы компании могли решать свои задачи. То есть ситуация такова, что субъекты внешней среды выступают источниками конкурентоспособности для бизнеса.

На основе представленных выше предпосылок строится анализ конкурентоспособности компаний. В работе представлены две методики, позволяющие проанализировать конкурентоспособность компании с позиции влияния на нее как эндогенных, так и экзогенных факторов: оценка на основе ССП и на основе ключевых компетенций компании.

Методика определения конкурентоспособности компаний на основе сбалансированной системы показателей (ССП) представляет собой идеальное сочетание анализа всех составляющих финансово-экономической, производственно-сбытовой, маркетинговой и организационной деятельности предприятия. Эффективное выполнение всех бизнес-процессов позволяет компаниям продавать свой товар (услугу) по рыночным ценам с нормальной прибылью, что и обеспечивает им должный уровень конкурентоспособности.

Все описанные выше виды деятельности представляют собой четыре составляющие ССП: финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы и персонал. С помощью выделенных для каждого модуля показателей (KPI), которые будут характеризовать эффективность деятельности, определяется его весомость в общем механизме выработки стратегии создания стоимости компании. Методологическим основанием для использования показателей эффективности в качестве измерителей конкурентоспособности является предпосылка о том, что на конкурентном пространстве более эффективная, производительная фирма сможет вытеснить с рынка других конкурентов, обеспечив для потребителя более доступные цены.

Модули ССП равноценны между собой, максимальное значение, которое они могут иметь это 1/4, в этом заключается простота использования методики. Для того чтобы полностью использовать все преимущества данной системы оценки, необходимо интегрировать ее в систему менеджмента. ССП в итоге должна заменить бюджет компании и стать операционной системой для нового процесса стратегического менеджмента. Место ССП в системе стратегического менеджмента выглядит следующим образом.

Как мы видим, разработка стратегии бизнес-подразделений предшествует формированию системы показателей (ССП), то есть является основным фактором, оказывающим влияние на разработку показателей оценки конкурентоспособности компании. В свою очередь полученные результаты оценки влияют на разработку стратегии внутри каждого бизнес-подразделения, что позволяет перейти к выработке общей конкурентной стратегии компании.

Для оценки на основе ключевых компетенций мы определяем конкурентоспособность как способность компаний реализовывать продукты и услуги по рыночным ценам и получать необходимую для успешного воспроизводства прибыль посредством эффективной комбинации четырех основных аспектов ведения бизнеса: сущности бизнеса (миссии и стратегии), ключевых компетенций, а также имеющихся в распоряжении актуальных активов и инфраструктуры. То есть мы обращаем внимание на то, что компания не сможет достичь успеха в создании ценностей для потребителей, если основные элементы бизнес-процессов не функционируют как единое целое.

Для конкурентной оценки деятельности необходимо провести анализ пяти ключевых аспектов бизнеса:

- способа мышления;

— целей компании;

— конкурентной среды;

— сегментации рынка;

— позиционирования бренда.

Представленная методика оценки деятельности позволит компаниям проводить конкурентный анализ деятельности, выявляющий ключевые компетенции, сущность бизнеса, с целью осуществления расширенного воспроизводство и получения необходимой прибыли. При этом появляется возможность изучения и расширения своей конкурентной бизнес-среды в рамках сегментирования рынков и позиционирования бренда. С помощью методики мы оцениваем субъекты внешней среды, которые выступают источником конкурентоспособности для бизнеса.

На наш взгляд, конкурентоспособность необходимо обеспечивать на основе анализа как внутренних, так и внешних факторов. Данная предпосылка основывается на том, что конкурентоспособность — это экономическая категория, которая не может быть описана каким-либо одним индикатором или показателем. Правильно проведенный анализ позволяет акцентировать внимание на основополагающих факторах, которые обеспечивают эффективность функционирования компаний.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. – СПб.: Питер, 2003.
2. Соловьев Б.А. Маркетинг: Учебник – М. Инфра-М, 2006.
3. Шкардун В.Д. Маркетинговые основы стратегического планирования: Теория, методология, практика. - М.: Дело; АНХ, 2008.