Развитие инновационных финансовых продуктов в период финансового кризиса

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В настоящее время не подлежит сомнению то обстоятельство, что основные сферы жизнедеятельности общества развиваются за счет инновационных технологий. Путь постоянного обновления всей деятельности на рынке является сегодня самым привлекательным. Однако до сих пор, в различных отраслях науки, в том числе и в экономических, спорным моментом является само определение «инновации».

Ключевые слова:

инновации, финансовый кризис, финансовые инновации, финансовые продукты
Цитировать публикацию:
Развитие инновационных финансовых продуктов в период финансового кризиса – С. 99-102.

Razvitie innovatsionnyh finansovyh produktov v period finansovogo krizisa. , 99-102. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




В настоящее время не подлежит сомнению то обстоятельство, что основные сферы жизнедеятельности общества развиваются за счет инновационных технологий. Путь постоянного обновления всей деятельности на рынке является сегодня самым привлекательным. Однако до сих пор, в различных отраслях науки, в том числе и в экономических, спорным моментом является само определение «инновации».

Термин «инновация» является синонимом понятий «нововведение» или «новшество», и может использоваться наряду с ними. Понятие «нововведение» принято считать русским вариантом английского слова innovation. Буквальный перевод с английского означает «введение новаций» или, в нашем понимании этого слова, «введение новшеств». Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Понятие «инновация» применяется ко всем новшествам, как в производственной, так и в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах деятельности. С экономической точки зрения под инновациями понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.

Анализ научной литературы показал, что ряд ученых подразделяет нововведения на продукт-инновации и процесс-инновации. В качестве классификационного признака в этом подходе используется объект изменений: принципиально новый продукт или совершенствуемый способ производства ранее освоенных изделий.

Продукт-инновациипозволяют обеспечивать рост прибыли как за счет повышения цены на новые продукты, так и за счет увеличения объема продаж. Однако данные факторы в стратегии предприятия являются нестабильными, так как оно не в состоянии в течение длительного времени получать дополнительную прибыль за счет конкурентов. Вслед за этим неизбежно возникают фирмы, производящие аналогичный товар с меньшими издержками. Влияние фактора объема продаж возможно в случае, когда фирма внедряется в соответствующий сегмент рынка, формируя собственную нишу, и переключает спрос по данному продукту на себя.

Процесс-инновации позволяют улучшить экономические показатели за счет оптимизации использования ресурсов и производственных мощностей и организации перспективных технологий.

Проведенное нами исследование экономической категории «инновации» показывает, что последняя имеет прямую зависимость от таких составляющих финансового рынка, как рынок капитала, инвестиций, риска, финансовых ресурсов и т.д. В зависимости от степени взаимодействия инновационных продуктов с данными категориями, можно говорить о сферах реализации этих продуктов на финансовых рынках. В контексте нашего исследования инновации, реализуемые на финансовых рынках, можно разделить на две группы:

1. Внедрение новых инструментов на финансовые рынки. Примером такого внедрения можно назвать, ставшие сегодня уже традиционными, производные финансовые инструменты — свопы, фьючерсы, форварды, а также инновационные финансовые продукты рынка деривативов — свопционы, кредитные деривативы, инновационные лизинговые опционы и т.д.

2. Новое (инновационное) сочетание инструментов финансового рынка, позволяющее конструировать различные инновационные финансовые продукты с целью увеличения доходности, привлечения инвестиционных ресурсов, страхование возможных финансовых и инновационных рисков, финансово-кредитного обеспечения инновационной деятельности субъектов и т.д. В качестве примера такого сочетания выступают инновационный лизинг, венчурное финансирование, форфейтинг, франчайзинг, выпуск специализированных ценных бумаг и другие.

Финансовая деятельность любого экономического субъекта многогранна и представляет собой совокупность взаимосвязанных направлений, приоритетным из которых в стратегической перспективе является конструирование, моделирование и реализация различных финансовых продуктов, обеспечивающих наилучший конечный финансовый результат и экономическую устойчивость развития организации.

Финансовые инструменты понимаются в отечественной и зарубежной теории и практике как средство вложения, приобретения и распределения капитала, как платежное средство и как средство кредита. Финансовый инструмент — это любой договор, в результате которого одновременно возникают актив у одной организации и финансовое обязательство различного характера у другой, то есть их выбор в конечном итоге влияет на активы и обязательства организаций.

Финансовые продукты в ходе их реализации через определенные механизмы взаимодействия участников финансовых рынков выступают в качестве особенной финансовой услуги. Они характеризуются потребительной стоимостью, обладающей существенными свойствами финансов, вызывающей спрос и предложение и соответственно предназначенной как товар для купли-продажи.

С осени 2008 года значительно возросла волатильность курсов мировых валют и цен на финансовые активы. В динамике цен на финансовые активы, недвижимость и сырьевые товары наблюдался тренд к снижению, обусловленный уменьшением спроса, недостатком ликвидности на рынках и ухудшением финансовых результатов деятельности корпораций и банков.

Существенные изменения в институциональной структуре экономики, процессы интеграции и глобализации, изменение структуры активов хозяйствующих субъектов, финансовый кризис определяют необходимость использования принципиально новых (инновационных) финансовых продуктов.

Следствием ухудшения экономической ситуации и преобладания негативных прогнозов развития экономики является снижение общей активности организаций. Общий объем расходов на инновации в стране сократился более чем на 75% и составил около 35 млрд. рублей за первый квартал 2009 года. При этом изменилась общая структура расходов, если по данным на август 2008 года отношение государственных и частных вложений составляло соответственно 73 и 27 процента, то сейчас оно составляет 87% и 13% соответственно.

В разработанной правительством Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года реального рынка в инновационном развитии не намечается как по прогнозируемым масштабам, так и из-за отсутствия механизма инновационного развития у государственных ведомств и незаинтересованности в этом отечественного капитала вследствие его искусственного генезиса, слабой ориентированности и побудительности либерально-монетаристской политикой «модернизации снизу», слабости и неинновационности государственного сектора.

Поскольку кризис начинался как финансовый, первый и самый сильный удар пришелся на банковскую систему. В 2009 году она столкнулась с несколькими вызовами. Первый и главный — прекращение роста ресурсной базы банков, второй — ухудшение качества активов, третий — снижение прибыльности и тем самым уменьшение собственного капитала. Эти факторы можно обосновать следующим примером: соотношение выданных кредитов и полученных депозитов выросло со 106 до 120%, таким образом, общий разрыв между объемом выданных кредитов и полученных депозитов достиг более 1 трлн. рублей. На рисунке 1 представлена динамика привлечения денежных средств в банковскую систему.

В конце 2009 года продолжилось снижение темпов роста банковской системы и давления на ликвидность при ухудшении качества активов и кредитного портфеля. В целом банковский сектор понес убытки, поэтому потребуется помощь государства для его рекапитализации.

Перечень финансовых продуктов, предлагаемых коммерческими банками сегодня, характеризуется значительным количеством и разнообразием. Не без основания можно утверждать, что именно коммерческими банки являются основной движущей силой процесса создания новых финансовых продуктов, в частности новых финансовых инструментов, что объясняется тем, что предложение финансовых услуг, то есть финансовое посредничество — основная цель их деятельности.

Для привлечения и удержания своих клиентов коммерческие банки все чаще предлагают новые продукты. Дело больше не ограничивается депозитами под приблизительно одинаковые проценты. Депозит не защищает денежные средства от инфляции. Поэтому вкладчикам нужны другие способы сбережения самых ликвидных активов. Банки не стоят в стороне и выпускают на рынок новые комбинированные продукты.

Появление производных финансовых инструментов явилось результатом активной инновационной деятельности на рынке ценных бумаг, которая была связана с расширением инвестирования фиктивного капитала, не функционирующего непосредственно в процессе производства и не являющегося ссудным капиталом. Непосредственными причинами появления производных финансовых инструментов стали повышенная подвижность курса иностранных валют; курсов традиционных ценных бумаг; процентных ставок по заемным средствам; рост стоимости драгоценных металлов.

Производная ценная бумага — это, как правило, бездокументарная форма выражения имущественного права или обязательства, возникающего в связи с изменением цены лежащего в основе данных ценной бумаги биржевого актива.

Иными словами, производные ценные бумаги — это ценные бумаги на какой-либо ценовой актив:

1) на цены товаров (зерно, нефть, цветные металлы, золото);

2) на цены основных ценных бумаг, то есть на индексы акций, облигаций;

3) на цены кредитного рынка, то есть на процентные ставки контрактов;

4) на цены валютного рынка (валютные курсы).

К производным ценным бумагам в традиционном классическом их понимании относятся:

а) фьючерсные и форвардные контракты (товарные, валютные, индексные, процентные);

б) свободно обращающиеся и биржевые опционы.

Таким образом, мировой финансовой кризис явился стимулом для разработки и развития инновационных финансовых продуктов банков, благодаря чему данные кредитные организации смогут не только вернуть клиентов, но и привлечь новых. Что будет способствовать росту прибыли и конкурентоспособности банковской системы, которая является основополагающим звеном всей экономики нашей страны.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Аюпов А.А. Конструирование и реализация инновационных финансовых продуктов. – М.: NOTA BENE, 2007.
2. Аюпов А.А. Производные финансовые инструменты: Учебное пособие. – Тольятти: ТГУ, 2008.
3. Васильев Д. Опционы как инструмент снижения рисков // Рынок ценных бумаг, 2008, №22.
4. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. проф. Л.Н. Оголевой — М.: ИНФРА-М, 2001.
5. Любимцев Ю. На пути к инновационной эволюции финансовой системы России // www.innovation.ru.
6. Миркин Я.М. Англо-русский толковый словарь по банковскому делу, инвестициям и финансовым рын-кам / Я.М. Миркин, В.Я. Миркин. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
7. www.cbr.ru
8. www.fiabank.ru
9. www.innovation.ru