Изменение сущности финансового посредничества банков как вида предпринимательской деятельности

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Кризисные явления в российской банковской системе зримо свидетельствуют о наличии внутренних причин данного положения, в значительной степени обусловленных деформацией представлений об экономической природе финансовых отношений по поводу формирования и использования ресурсов. Прежде всего, эти внутренние причины связаны с недостатками в осуществлении отечественными банками функций финансового посредничества в рамках создания устойчивой ресурсной базы, ориентированной на долгосрочные, стабильные источники.

Ключевые слова:

банковская система, кризис, кредитно-финансовая сфера, финансовое посредничество, финансовые инновации
Цитировать публикацию:
Изменение сущности финансового посредничества банков как вида предпринимательской деятельности – С. 102-105.

Izmenenie sushchnosti finansovogo posrednichestva bankov kak vida predprinimatelskoy deyatelnosti. , 102-105. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Кризисные явления в российской банковской системе зримо свидетельствуют о наличии внутренних причин данного положения, в значительной степени обусловленных деформацией представлений об экономической природе финансовых отношений по поводу формирования и использования ресурсов. Прежде всего, эти внутренние причины связаны с недостатками в осуществлении отечественными банками функций финансового посредничества в рамках создания устойчивой ресурсной базы, ориентированной на долгосрочные, стабильные источники. До недавнего времени традиционным для большинства российских банков способом управления финансовыми ресурсами являлся способ, который обеспечивал объединение всех привлеченных и собственных ресурсов в общий финансовый пул с распределением его в те виды активных операций, которые определялись относительно благоприятной для банков конъюнктурой финансового рынка вне зависимости от источников формирования финансовых ресурсов и сроков их привлечения. Такая деятельность во многом и предопределила последствия финансового кризиса для банковской сферы экономики нашей страны.

Сегодняшняя ситуация и задачи посткризисного развития экономики требуют переосмысления сложившихся стереотипов по вопросам, связанным с местом и ролью коммерческих банков и банковских продуктов. Прежде всего, необходимо продолжить процесс преобразования банковской системы с изменением парадигмы развития банковского финансового менеджмента с традиционной «кредитно-депозитной» на «инвестиционную», ориентированную на долгосрочные и стабильные источники финансирования банковской деятельности. Потребности модернизации посткризисной отечественной экономики вызывают необходимость разработки модели банковской системы нового типа. Разработка такой концептуальной модели всего банковского сектора и деятельности коммерческих банков по формированию ресурсной базы из собственных и привлеченных финансовых ресурсов должна основываться как на общемировых тенденциях развития банковского дела, так и на национальных особенностях. По нашему мнению, в основе трансформации роли и места коммерческих банков должно находиться принципиальное изменение сферы их функционирования как финансовых посредников, ориентированной на поиск долгосрочных источников обеспечения банковской деятельности и укрепление партнерских отношений кредитных организаций и ее вкладчиков (инвесторов). Вопросы развития банковского дела в новых условиях хозяйствования приобретают особую значимость, поскольку банк призван, в первую очередь, разрешать противоречия между накоплением свободных денежных средств у одних участников экономических отношений и потребностью в дополнительном финансировании других. При этом банки должны быть не просто посредниками, сводящими интересы данных субъектов, и зарабатывать на трудностях клиентов, а становиться центрами сосредоточения денежных ресурсов, их трансформации в банковский капитал путем направления в наиболее важные сектора экономики, трансформироваться из депозитно-кредитных и финансовых учреждений в коалицию инвесторов, объединенных общими целями и задачами. Главным в системе финансового посредничества должна стать рациональная модель построения долгосрочных отношений «банк-клиент» способная решить ряд проблем хозяйствующих субъектов (как инвесторов, так и заемщиков) в современной экономике.

Финансовое посредничество следует воспринимать как вид предпринимательской деятельности, ориентированной, прежде всего, на долгосрочные перспективы, необходимость которого обусловлена целью достижения совпадения интересов тех, кто предлагает денежные средства, и тех, кто в них нуждается в определенное время и в определенном объеме.

Это особый, специфический вид предпринимательской деятельности. По экономической сути финансовое посредничество представляет собой процесс создания и обмена новых обязательств на основе установления и налаживания деловых связей по обеспечению интересов сберегателей и инвесторов с помощью механизма межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного и ссудного капитала. Исходя из этого, финансовые посредники — это субъекты, в чьи функции входит установление и налаживание вышеназванных связей. Причем цели деятельности у разных финансовых посредников могут несколько отличаться по конечному результату, а также по методам и способам достижения этого результата.

Основными задачами для коммерческих банков как финансовых посредников в поскризисной экономике должны стать работа, направленная на сохранение сберегателей-вкладчиков, развитие и стимулирование сберегательного поведения граждан, целенаправленные действия по трансформации денежных сбережений в долгосрочные инвестиции.

Современное состояние российских банков — практически зеркальное отражение состояния отечественной экономики. Это в частности, сказывается на одной из важнейших проблем, которая в связи с финансовым кризисом все более обостряется: смещение ресурсов банков к краткосрочным ресурсам, преобладанию краткосрочного кредитования. Изначально эта проблема порождена «разрушением институтов сбережения населения, а в целом финансовой неустойчивостью и деструктивной финансовой и денежно-кредитной политикой». Причем разрушение системы сбережения, выражающееся в политике правительства и Центробанка РФ по ограничению ставок коммерческих банков по привлечению депозитов, продолжается и в настоящее время, приобретая черты «заботы» о снижении ставок кредитования.

Рост вкладов (депозитов) физических лиц в 2009 году отдельными аналитиками воспринимается как безусловная победа антикризисных мер правительства и ЦБ РФ, результат укрепления доверия населения к банковской системе и показатель преодоления кризиса банковской ликвидности. Безусловно, увеличение размера депозитов физических лиц, охваченных системой страхования вкладов до 700 тыс. рублей, в определенной мере повлияло на изменение объема привлеченных кредитными организациями вкладов (депозитов) физических лиц. Однако эта мера в большей мере предотвратила отток вкладов из коммерческих банков и «волнения населения по поводу сохранения своих вкладов». По нашему мнению, в течение 2009 года увеличение объема депозитов населения на 1 триллион рублей (на 01.01.2010 вклады (депозиты) физических лиц составили 6998751 млн. руб.) в основном обусловлено увеличением ставок коммерческих банков по привлекаемым финансовым ресурсам. Кроме того, «угроза безработицы, которая стала сегодня очень реальна, заставила людей менять свое «сберегательное поведение». Если ранее население было ориентировано на то чтобы тратить, то сегодня многие предпочитают положить деньги в банк. Следует отметить, что в 2009 году при росте реально располагаемых денежных доходов населения страны на 1,9% расходы на покупку товаров и оплату услуг снизились на 5,9%.

В структуре привлеченных коммерческими банками вкладов депозитов наблюдается тревожная тенденция снижения доли долгосрочных вкладов со сроками хранения свыше трех лет. Так за минувший год сумма таких вкладов в рублях и иностранной валюте возросла лишь на 57 миллиардов рублей и составила 477181 млн. руб., при этом их доля в общем объеме привлеченных кредитными организациями вкладов снизилась с 7,1% (на 01.01.2009) до 6,8% (на 01.01.2010). По-прежнему значительной в составе привлеченных средств остается доля вкладов до востребования — на 01.01. 2010 данные средства составили 1016704 млн. руб. или 14,5% от общего размера вкладов (депозитов) размещенных в коммерческих банках. Основу вкладов составляют депозиты на срок от 1 до 3 лет, доля которых в объеме привлеченных средств населения практически не изменилась. С учетом того, что средства населения в течение прошлого года практически перестали поступать в другие сегменты финансового рынка (ценные бумаги, доли в ПИФах и проч.) и депозиты банков превратились, по сути, в единственный доступный для населения источник размещения свободных денежных средств, успехи коммерческих банков по привлечению финансовых средств населения выглядят довольно скромно.

Совершенно очевидно, что посредничество банков в преобразовании «коротких» финансовых ресурсов в «длинные» не способно обеспечить потребности экономики и населения в финансовых средствах, поскольку возможности подобной трансформации имеют свои границы. Решение проблемы привлечения средне- и долгосрочных ресурсов видится лишь на основе создания новых институционально-экономических механизмов формирования устойчивой депозитной базы коммерческих банков в рамках национальной системы сбережений, способных изменить картину финансового посредничества. Перспективы активизации сберегательного поведения населения, по нашему мнению, находятся в следующих областях: 1) банковское гарантирование вкладов; 2) повышение качества обслуживания в банковском секторе экономики; 3) повышение уровня финансовой грамотности населения; 4) пенсионные накопления граждан. Повышение мотивации сберегательного поведения населения предполагает комплекс мер, направленных на совершенствование рынка частных сбережений. Комплекс мер может лежать на макроуровне (совершенствование законодательной базы в сфере сберегательного поведения, совершенствование кредитно-финансовой политики, организационные решения рынка частных сбережений) и на микроуровне, то есть в области банковских технологий (совершенствование уровня банковских услуг и работы персонала, рекламной политики формирования имиджа банка, некоммерческая деятельность банка и пр.).

В посткризисный период модернизации российской банковской системы в целях обеспечения стабильного депозитного финансирования как основы предпринимательской деятельности коммерческих банков, по нашему мнению, необходимо осуществить реализацию ряда мер среди которых можно отметить следующие:

1. Изменение не облагаемой налогами ставки привлечения банковских депозитов до уровня двукратной ставки рефинансирования, установленной Банком России.

2. Дифференциация максимальных размеров страхового возмещения депозитов с приоритетом значительного увеличения данного показателя по долгосрочным вкладам (депозитам). Долгосрочные депозиты в ближайшей перспективе должны быть охвачены системой страхования вкладов в полном объеме по дифференцированной ставке.

3. Приоритетное размещение собственных средств и резервов Банка России на депозитных счетах в российских коммерческих банках.

4. Использование дифференцированной ставки по обязательным нормативам в зависимости от срока привлечения денежных средств коммерческими банками. Долгосрочные депозиты должны облагаться по минимальным ставкам отчислений, поэтому при увеличении данных показателей в посткризисный период, на наш взгляд, целесообразно сохранить ныне действующие ставки — 2,5%. Банку России необходимо отказаться от существующей практики установления единых нормативов обязательных резервов, не зависимых от сроков привлечения средств, субъектов депозитных отношений и валюты депозитов.

5. Изменение ставки налогообложения доходов населения от размещения свободных денежных средств на депозитных банковских счетах. Возможно введение моратория на применение существующей ставки налогообложения в части доходов от долгосрочных депозитов с ограничением налоговых отчислений ставкой подоходного налога.

6. Государственная программа по активизации банковского кредитования должна основываться на материально-вещественной структуре и финансовых ресурсах российской экономике, для чего необходимо заботиться, прежде всего, о сберегательной способности населения и стимулировании данного процесса.

Инвестиционная концепция должна быть заложена в основу будущей депозитной политики коммерческих банков, стать основной стратегией развития отечественной банковской системы и стержнем посреднической деятельности банков, иначе неизбежно повторение банковских кризисов с еще более негативными финансовыми последствиями и усиление зависимости экономики России от внешних источников заимствования.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Рогова О.Л. Истоки системного кризиса российских банков // Банковское дело, 2009, №9.
2. Спицин С.Ф. Искать новые инструменты и новые формы // Банковское дело, 2009, №8.
3. Мехряков В. Российские банки: решение назревших проблем // Аналитический банковский журнал, 2009, №8.
4. Сайт Банка России. - http://www.cbr.ru.