Особенности инвестиционной деятельности предприятий электросвязи

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Инвестирование играет ключевую роль в экономике любой страны и любого предприятия. Фактически оно обуславливает их развитие, определяя на известном отрезке времени показатели роста. В настоящее время инновационный рост невозможен без привлечения инвестиций.

Ключевые слова:

инвестиционная деятельность, инвестирование, электросвязь
Цитировать публикацию:
Особенности инвестиционной деятельности предприятий электросвязи – С. 105-108.

Osobennosti investitsionnoy deyatelnosti predpriyatiy elektrosvyazi. , 105-108. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Инвестирование играет ключевую роль в экономике любой страны и любого предприятия. Фактически оно обуславливает их развитие, определяя на известном отрезке времени показатели роста. В настоящее время инновационный рост невозможен без привлечения инвестиций. Известно, что причины, обуславливающие необходимость инвестиций могут быть сведены к трём основным: обновлению материально-технической базы, увеличению объёмов производства, переходу к инновационным видам деятельности. Важным условием эффективности реализации инвестиционного проекта является обязательный учёт отраслевых особенностей объекта инвестирования, которые существенно влияют на принятие инвестиционных решений в высокотехнологичных отраслях, к которым, несомненно, относится сфера телекоммуникаций. По нашему мнению, инвестиционная деятельность хозяйствующих субъектов рынка телекоммуникаций как совокупность практических действий по реализации инвестиционных проектов должна обязательно учитывать специфические свойства, отражающие особенности отрасли связи: Во-первых, функционирование предприятий электросвязи основано на использовании оборудования (но не его производстве) с инсталляцией (внедрением), настройкой (организацией работы на базе новой техники) и его эксплуатацией. Во-вторых, результатом производственной деятельности телекоммуникационных предприятий всегда является услуга — полезный эффект передачи информации и сообщений от отправителя до получателя. Инвестиционная деятельность в форме капитальных вложений позволяет организовать новые виды услуг или повышать качество ранее предоставляемых услуг, но не приводит к появлению новых вещественных средств или предметов труда. Невещественный характер конечного продукта обуславливает отсутствие в производственном процессе связи сырья и основных материалов, что отражается на удельном весе оборотного капитала. Таким образом, в составе производственных фондов связи на долю оборотных средств приходится примерно 7%, на долю основных производственных фондов около 93%, тогда как в промышленности соотношение между оборотными средствами и основными фондами составляет в среднем 70 и 30 процентов. Незначительный удельный вес материальных затрат и высокие расходы на оплату труда также формируют различия в структурах себестоимости конечного продукта. В-третьих, процесс производства услуг связи неотделим и совпадает во времени с процессом их потребления. Следовательно, результат производственной деятельности (услуги связи) исключает производство бракованной продукции, не может храниться на складе или изыматься из сферы производства и поступать в сферу обращения для реализации. В-четвертых, информация как предмет труда подвергается только пространственному перемещению между отправителем и получателем, а изменение местоположения информации всегда является двусторонним. Для телекоммуникационной сферы существенной причиной, обусловливающей необходимость инвестиций, также является её специфика как высоконаукоёмкой отрасли. При этом результат научно-технического прогресса может отражаться как в усовершенствовании конечного продукта, реализуемого на рынке (средств передачи данных), так и в изменении технологического процесса производства услуги связи, используемого в практической деятельности (технологии передачи данных). Причём существенные изменения технологического процесса, как правило, ведут и к модификации средств передачи данных. Поэтому наряду с общераспространёнными задачами, связанными с созданием нового предприятия, обновлением устаревшего (изношенного) оборудования, созданием новых услуг или переходом к инновационным производственным, управленческим, маркетинговым (например, по продвижению услуг связи на рынок) и прочим технологиям, необходимость в инвестициях возникает в силу инновационного характера самой телекоммуникационной отрасли. Осуществляя деятельность на рынке связи, хозяйствующие субъекты реализуют различные инвестиционные проекты в соответствии с поставленными стратегическими и текущими целями. Мы считаем, что многообразие проектов предприятий электросвязи следует классифицировать на основе единства цели и содержания проекта. Таким образом, мы выделяем следующие проекты, различные в своей сущности: 1.Инвестиционные проекты. 2.Инновационные проекты. 3.Текущие проекты. Инвестиционные проекты изначально ориентированы на извлечение прибыли (как объективной и субъективной цели инвестора), следовательно, прибыль является основным критерием оценки эффективности и принятия инвестиционного решения. Осуществляя вложение денежных средств, ценных бумаг, имущественных и прочих прав, имеющих денежную оценку, инвестор стремится извлечь прибыль достаточную для того, чтобы компенсировать потери от инфляции и отказ от использования имеющихся средств на потребление в текущем периоде, а также получить вознаграждение за риск. Например, строительство сети передачи данных в регионе комплексного освоения территорий, портфельные вложения денежных средств в ценные бумаги других предприятий, приобретение оборудования с целью снижения себестоимости, приобретение имущественных (оборудование) и неимущественных (лицензии, патенты) прав, связанных с освоением новых услуг и рынков, и т.д. Очевидно, что производство новых услуг связи обладает инновационным характером как и отрасль телекоммуникаций в целом, однако критерием реализации проекта является прибыль. В экономической литературе, единым критерием, положенным в основу классификации инновационных проектов является новизна, позволяющая реально оценить уровень конкретного новшества или какой-либо их совокупности, а следовательно, определить амплитуду и продолжительность конъюнктурных колебаний. Хозяйственная деятельность субъектов рынка электросвязи обладает высокой инвестиционной привлекательностью в целом. Отличия инновационных проектов от инвестиционных и текущих должны строиться на основе цели и характера новшества как содержания проекта. Таким образом, технологические и реорганизационные нововведения в процессы производства, реализации и управления услугами связи первостепенно ориентированы на достижение иного полезного эффекта. К таким проектам можно отнести приобретение автоматизированной системы расчетов (биллинговой системы), модернизацию оборудования и прочих программных и аппаратных средств, а также другие проекты, не ориентированные на увеличение доходов или сокращение затрат. Текущие проекты играют малую, но важную роль в структуре расходов предприятий электросвязи. Данные проекты носят субъективный характер и в большинстве случаев представляют социально обусловленные инвестиции. В целом это все проекты, имеющие отрицательную чистую текущую стоимость либо не имеющие результативной оценки доходности или новшества инвестиционной деятельности. Например, покупка транспортного средства для руководства, социальные обязательства предприятия перед сотрудниками, реконструкция или строительство офисных помещений с целью создания адекватных условий продуктивного труда, требования органов государственной власти с их возможностью материально влиять на условия деятельности предприятия и др. Как известно, в России к наиболее популярным из различных существующих способов привлечения инвестиций относятся вхождение в уставной капитал компании (стратегическое и финансовое инвестирование) и долговое финансирование. При этом в зависимости от объектов вложения выделяют реальные и портфельные (финансовые) инвестиции. Долгосрочные портфельные инвестиции в основном преследуют стратегические цели инвестора и связаны с участием в управлении предприятием, в которое вкладывается капитал. Обе эти формы привлечения инвестиций широко практикуются в России в области инвестиций на рынке телекоммуникаций. Хотя финансовые инвестиции — относительно самостоятельная форма финансирования, они необходимы в процессе превращения капитала в реальные инвестиции. Так же, как и в современной российской экономике в целом, основной организационно-правовой формой телекоммуникационных предприятий является акционерное общество. Развитие их активов осуществляется путём использования заёмных и привлечённых средств (выпуск долговых и ценных долевых бумаг), поэтому финансовые инвестиции служат одним из каналов поступления капитала в реальную экономику. Цепочка взаимных превращений реальных инвестиций в финансовые получает своё логическое завершение в осуществлении реальных инвестиций, к которым относятся вложения в а) основной капитал, б) материально-производственные запасы, в) нематериальные активы. Для отрасли электросвязи все вышеуказанные положения характерны и, таким образом, она выступает «коллективным игроком» в команде других отраслей экономики. Тенденции развития инвестиционного процесса в целом совпадают с общемировыми направлениями, для которых бурный период слияний, поглощений и связанных с ними инвестиций и ежегодного роста объёмов на 100 и более процентов сменился относительно спокойным процессом. Первопричиной служат кризисные явления, коснувшиеся высокотехнологичных предприятий этой сферы, однако их отраслевые особенности как объекта инвестирования особенно сильно влияют на принятие инвестиционных решений и выступают важным условием эффективности реализации инвестиционного проекта.

ого процесса, как правило, ведут и к модификации средств передачи данных. Поэтому наряду с общераспространёнными задачами, связанными с созданием нового предприятия, обновлением устаревшего (изношенного) оборудования, созданием новых услуг или переходом к инновационным производственным, управленческим, маркетинговым (например, по продвижению услуг связи на рынок) и прочим технологиям, необходимость в инвестициях возникает в силу инновационного характера самой телекоммуникационной отрасли. Осуществляя деятельность на рынке связи, хозяйствующие субъекты реализуют различные инвестиционные проекты в соответствии с поставленными стратегическими и текущими целями. Мы считаем, что многообразие проектов предприятий электросвязи следует классифицировать на основе единства цели и содержания проекта. Таким образом, мы выделяем следующие проекты, различные в своей сущности: 1.Инвестиционные проекты. 2.Инновационные проекты. 3.Текущие проекты. Инвестиционные проекты изначально ориентированы на извлечение прибыли (как объективной и субъективной цели инвестора), следовательно, прибыль является основным критерием оценки эффективности и принятия инвестиционного решения. Осуществляя вложение денежных средств, ценных бумаг, имущественных и прочих прав, имеющих денежную оценку, инвестор стремится извлечь прибыль достаточную для того, чтобы компенсировать потери от инфляции и отказ от использования имеющихся средств на потребление в текущем периоде, а также получить вознаграждение за риск. Например, строительство сети передачи данных в регионе комплексного освоения территорий, портфельные вложения денежных средств в ценные бумаги других предприятий, приобретение оборудования с целью снижения себестоимости, приобретение имущественных (оборудование) и неимущественных (лицензии, патенты) прав, связанных с освоением новых услуг и рынков, и т.д. Очевидно, что производство новых услуг связи обладает инновационным характером как и отрасль телекоммуникаций в целом, однако критерием реализации проекта является прибыль. В экономической литературе, единым критерием, положенным в основу классификации инновационных проектов является новизна, позволяющая реально оценить уровень конкретного новшества или какой-либо их совокупности, а следовательно, определить амплитуду и продолжительность конъюнктурных колебаний. Хозяйственная деятельность субъектов рынка электросвязи обладает высокой инвестиционной привлекательностью в целом. Отличия инновационных проектов от инвестиционных и текущих должны строиться на основе цели и характера новшества как содержания проекта. Таким образом, технологические и реорганизационные нововведения в процессы производства, реализации и управления услугами связи первостепенно ориентированы на достижение иного полезного эффекта. К таким проектам можно отнести приобретение автоматизированной системы расчетов (биллинговой системы), модернизацию оборудования и прочих программных и аппаратных средств, а также другие проекты, не ориентированные на увеличение доходов или сокращение затрат. Текущие проекты играют малую, но важную роль в структуре расходов предприятий электросвязи. Данные проекты носят субъективный характер и в большинстве случаев представляют социально обусловленные инвестиции. В целом это все проекты, имеющие отрицательную чистую текущую стоимость либо не имеющие результативной оценки доходности или новшества инвестиционной деятельности. Например, покупка транспортного средства для руководства, социальные обязательства предприятия перед сотрудниками, реконструкция или строительство офисных помещений с целью создания адекватных условий продуктивного труда, требования органов государственной власти с их возможностью материально влиять на условия деятельности предприятия и др. Как известно, в России к наиболее популярным из различных существующих способов привлечения инвестиций относятся вхождение в уставной капитал компании (стратегическое и финансовое инвестирование) и долговое финансирование. При этом в зависимости от объектов вложения выделяют реальные и портфельные (финансовые) инвестиции. Долгосрочные портфельные инвестиции в основном преследуют стратегические цели инвестора и связаны с участием в управлении предприятием, в которое вкладывается капитал. Обе эти формы привлечения инвестиций широко практикуются в России в области инвестиций на рынке телекоммуникаций. Хотя финансовые инвестиции — относительно самостоятельная форма финансирования, они необходимы в процессе превращения капитала в реальные инвестиции. Так же, как и в современной российской экономике в целом, основной организационно-правовой формой телекоммуникационных предприятий является акционерное общество. Развитие их активов осуществляется путём использования заёмных и привлечённых средств (выпуск долговых и ценных долевых бумаг), поэтому финансовые инвестиции служат одним из каналов поступления капитала в реальную экономику. Цепочка взаимных превращений реальных инвестиций в финансовые получает своё логическое завершение в осуществлении реальных инвестиций, к которым относятся вложения в а) основной капитал, б) материально-производственные запасы, в) нематериальные активы. Для отрасли электросвязи все вышеуказанные положения характерны и, таким образом, она выступает «коллективным игроком» в команде других отраслей экономики. Тенденции развития инвестиционного процесса в целом совпадают с общемировыми направлениями, для которых бурный период слияний, поглощений и связанных с ними инвестиций и ежегодного роста объёмов на 100 и более процентов сменился относительно спокойным процессом. Первопричиной служат кризисные явления, коснувшиеся высокотехнологичных предприятий этой сферы, однако их отраслевые особенности как объекта инвестирования особенно сильно влияют на принятие инвестиционных решений и выступают важным условием эффективности реализации инвестиционного проекта.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Балдин К.В. и др. Инвестиции в инновации. - М.: ИТК «Дашков и Ко», 2008.
2. Ковалёв В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. - М.: Финансы и статистика, 2002.
3. Пошиваленко Г.П. и др. Инвестиции. - М.: КНОРУС, 2004.
4. Суров С.Ю. и др. Инвестиционный менеджмент. - М.: Приор-издат, 2004.