Противоречивость творческой деятельности как основного элемента человеческого капитала

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Важность рассмотрения противоречий циклов человеческого капитала определяется тем, что они обуславливали многие социально-экономические проблемы. Рассматривая хозяйственную деятельность человека, можно прийти к выводу, что развитие технологий, происходившее без соотнесения с человеком, приводило к катастрофическим результатам, ставящим под сомнение пользу научно-технического прогресса. Человечество добилось колоссальных достижений в увеличении производительности в первичном и вторичном секторах экономики. Однако это привело к проблемам, связанным с необходимостью перераспределения человеческих ресурсов, высвобождаемых из традиционных отраслей.

Ключевые слова:

человеческий капитал, творчество, творческая деятельность
Цитировать публикацию:
Противоречивость творческой деятельности как основного элемента человеческого капитала – С. 806-814.

Protivorechivost tvorcheskoy deyatelnosti kak osnovnogo elementa chelovecheskogo kapitala. , 806-814. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Важность рассмотрения противоречий циклов человеческого капитала определяется тем, что они обуславливали многие социально-экономические проблемы. Рассматривая хозяйственную деятельность человека, можно прийти к выводу, что развитие технологий, происходившее без соотнесения с человеком, приводило к катастрофическим результатам, ставящим под сомнение пользу научно-технического прогресса. Человечество добилось колоссальных достижений в увеличении производительности в первичном и вторичном секторах экономики. Однако это привело к проблемам, связанным с необходимостью перераспределения человеческих ресурсов, высвобождаемых из традиционных отраслей. В результате проблема безработицы стала одной из центральных задач экономической политики. Нередко задача обеспечения занятости в развитых странах отодвигает на второй план глобальные проблемы мирового экономического развития. Тем самым усугубляются мировые противоречия между развитыми и развивающимися странами, вызванные нежеланием первых видеть данные противоречия и ставящие под угрозу мировую стабильность, в том числе и развитых стран.

Можно поставить под сомнение экономическую целесообразность экспортных и гуманитарных поставок продовольствия из развитых стран в слабые экономики и задаться вопросом о необходимости создания условий странам-импортерам самостоятельно обеспечить себя продовольствием посредством обширного внедрения современных сельскохозяйственных технологий и использования человеческого капитала. В этой ситуации виден прямой экономический интерес развитых стран, которые не хотят терять рынки сбыта и подчиняют развивающиеся страны, при этом производство сельскохозяйственной продукции в развитых странах убыточно и дотируется из бюджета. Не говоря уже о производителях высокотехнологичной продукции, которые не рассматривают серьезно рынки развивающихся стран и ограничивают свою деятельность территориями развитых государств.

Возникает ситуация, приводящая к деформации мировой производственной системы, проявляющаяся в поддержке занятости в развитых странах и острой безработице в развивающихся, что только усугубляет проблему занятости. В результате тормозится самореализация человека как в развитых, так и в развивающихся странах, что обостряет противоречия накопления человеческого капитала.

В то же время следует отметить, что деятельность так называемого третичного сектора также вызывает проблемы реализации человеческого капитала. В данном секторе на сегодняшний день занята большая часть экономически активного населения и производится основная часть ВВП. Задача обеспечения занятости частично отодвинула вопросы полезности разнообразных услуг для человека и общества на второй план. Мы можем наблюдать неоднозначные последствия деятельности финансового, рекламного сектора, бизнеса по обороту недвижимости, торговли и даже инновационного сектора. Конечно, мы не отрицаем необходимость такого рода деятельности, но считаем важным анализ их результатов и принятие адекватных мер по сокращению отрицательных воздействий на человека.

Поэтому предлагаем проанализировать виды человеческой деятельности на основе авторской схемы цикла человеческого капитала (рис.1).

Рис.1. Схема цикла человеческого капитала

Отправным моментом данной схемы является новая потребность, которая требует развития способностей у общества и индивида, удовлетворяющих эти потребности. Затем потребуется реализация способностей в ходе производственного процесса, причем под производственным процессом нужно понимать создание благ, удовлетворяющих потребности человека. Данные блага могут быть созданы как в процессе специализации, кооперации и обмена с другими членами общества, так и на индивидуальном уровне.

Мы рассматриваем способность как производную от потребности. В то же время в литературе можно встретить мнения о необходимости разделения способности к потреблению и производству. К примеру, С. А. Дятлов предлагает разделить способности по данному функциональному критерию, из которого следует, что «между производством, потреблением и инвестированием в человеческий капитал существуют (не только единство), [но и] определенные различия, которые особенно видны, если… их анализировать с точки зрения воспроизводственной динамики. Отличия, во-первых, обусловлены особенностями инвестирования, производства и потребления как различных стадий функционального оборота человеческого капитала. Во-вторых, отличия обусловлены их особенностями как различных элементов структуры производительных способностей индивидуума» [1]. Разделяются две группы способностей и производительных свойств индивидуума: к труду (рабочая сила), к потреблению (потребительская сила). Получается, что функцией рабочей силы является труд, а функцией потребительской силы – потребление, хотя существуют способности, которые могут быть использованы как в потреблении, так и в производстве. Предлагается разделить всю совокупность инвестиций в человека на: 1) способствующие формированию и развитию способностей к труду; 2) способствующие формированию и развитию способностей к потреблению.

Такое жесткое разделение производства и потребления выводит из экономического анализа важную связь между первым и вторым блоком нашей схемы (рис.1). Рассмотрение потребительской сферы человека независимо от производственной делает последнюю автономной, для развития которой важно использование человеческого капитала только как ресурса, что может приводить к серьезным дисбалансам в экономике. Кроме того, наблюдается процесс индивидуализации производства из-за расширения творческой деятельности, поскольку творчество представляет собой процесс удовлетворения потребности в открытии и создании нового. Одновременно творчество созвучно производственному процессу по созданию нового. Полученный результат приносит не только материальное удовлетворение, но и все в большей степени моральное.

В то же время рост производительности труда в традиционных отраслях, удовлетворяющих в основном насущные потребности, без которых человек не может воспроизводить себя биологически и социально, необходимо рассматривать как возможность для появления и реализации новых циклов человеческого капитала. Значение традиционных отраслей падает, поскольку рост производительности труда заставляет эти отрасли выталкивать излишки рабочей силы из-за невозможности задействовать их. Экстенсивный рост объективно ограничен потреблением, с одной стороны, и возможностями окружающей среды - с другой. Поэтому мы можем встретить мнения о том, что человечество будет вынуждено перейти на 25 часовую рабочую неделю [2].

Наши схемы цикла могут быть представлены в виде слоеного пирога. Нижние циклы – это традиционные секторы, значение которых в экономической жизни общества убывает из-за снижения задействованных ресурсов и возрастает значение новых форм потребления, вклад которых в ВВП увеличивается. Уменьшение занятости в формальном секторе экономики произойдет путем отказа от полной занятости, что в принципе не должно сказаться отрицательно на функционировании человеческого капитала из-за удовлетворенности основных материальных потребностей человека. Нематериальные же потребности могут быть удовлетворены и вне традиционной сферы занятости.

Об этом эффекте говорит Р. Флорида, называя его эффектом «постдефицита». В эпоху аграрного и индустриального развития человек функционировал в условиях дефицита. Современный же человек существует в эпоху изобилия, что делает его более независимым от капитала и господствующих институтов. Он начинает относиться более терпимо к другим потребностям, представителям других групп и признает возможность другой модели поведения. Смещаются акценты ценностей его деятельности: от выживания к самовыражению, что отвергает необходимость роста материального производства и ставит необходимость развития способностей человека, реализуемых вне сферы материального производства.

В развитых обществах наблюдается терпимость к разнообразной деятельности человека, начиная от сексуальной и заканчивая самой творческой деятельностью. Сама творческая деятельность, бывшая делом чудаков от науки и изобретателей, находившаяся на периферии индустриального мира, перемещается в центр современной экономики благодаря терпимости. Как отмечает Р. Флорида, в центрах творческой деятельности наблюдается высокая концентрация нестандартно мыслящих и поступающих индивидуумов. Конечно же тут нет прямой связи между творчеством и нестандартным поведением, это говорит лишь о том, что в данной среде потребности человека просто не подавляются, а это дает возможность проявиться человеку во всем своем многообразии [3].

Исходя из вышесказанного на основе нашей схемы (рис.1) можно выделить следующие основные противоречия цикла человеческого капитала, приводящие к деформации экономической системы:

  • Противоречие между разнообразными потребностями и необходимостью развития человека.
  • Противоречие между потребностями и способностями человека.
  • Противоречие между потенциальными и используемыми способностями.
  • Противоречие между потреблением и производственными способностями человека, приводящие на макроэкономическом уровне к кризисам перепроизводства и циклическому характеру динамики экономического роста.
  • Первое выделенное нами противоречие является, отправным и его наличие влияет на деформацию экономической системы. Можно привести много примеров деструктивных потребностей, начиная от табакокурения, употребления наркотиков, алкоголя и т.д. Сюда же можно отнести и примеры избыточного потребления, вредного для человека. Обширное распространение данных деструктивных потребностей может нанести серьезный вред обществу или полностью уничтожить его. Поэтому в обществе поощряются потребности, которые позволяют развивать человека, и ограничиваются приносящие вред. Инвестирование в потребности происходит в процессе социализации человека, когда он перенимает основные правила потребления. В то же время из рассмотренных выше идей Р. Флориды следует, что происходит смена ценностных установок, то есть возникает ситуация, когда, в принципе, личности можно все новое, поскольку не сформировались новые правила (возможно, адекватные методы), ограничивающие деструктивные потребности. При этом важно не подавлять творческую деятельность человека. Старые ценностные установки уже ограничивают и полезные потребности, при снятии которых становятся возможными новые формы самореализации человека. Безусловно, это означает необходимость внимания к потребностям человека, требующим на современном этапе выработки соответствующих ограничителей деструктивных потребностей и создания условий для развития и реализация развивающих потребностей.

    Вторым противоречием выступает несоответствие потребностей человека его способностям. Данное противоречие является движущей силой человеческого капитала, его мотивационным фактором. В то же время следует отметить, что каждое общество задает стандарт потребления, невозможность достижения которого в течение долгого времени вызывает у человека синдром бедности, который не мотивирует, а угнетает его. Это может проявляться в низкой активности или асоциальном поведении (то есть когда развиваются противоречащие закону и морали способности человека), поскольку человек не может достичь задаваемых параметров потребления.

    Третьим противоречием выступает различие между потенциальными и используемыми способностями человека. Данное противоречие частично рассматривалось в работах предыдущих исследователей человеческого капитала и экономического роста [4]. Однако оно выражалось только в «несоответствии между общественными потребностями в определенной структуре кадрового потенциала и индивидуальными предпочтениями, способностями и склонностями человека» [5]. Разрешение данного противоречия только на уровне способностей без соотнесения их с предыдущими выявленными нами противоречиями может привести к деформации экономического роста.

    Данный анализ необходим, но он рассматривает узкий круг вопросов, связанных только с рынком труда, исключая циклы человеческого капитала. В то же время новые циклы человеческого капитала могут происходить вне рынка, причем видоизменяя характер труда, в том числе и на рынке труда. Поскольку терпимость к многообразию потребностей человека приводит к тому, что они не могут быть удовлетворены в условиях массового производства, человек сам ищет способы их удовлетворения, комбинируя ресурсы, предоставляемые обществом, фактически превращая удовлетворение потребностей в некий индивидуализированный производственный и предпринимательский процесс.

    К тому же попытки применить все накопленные способности человека могут привести к такой ситуации в процессе производства, когда более важной становится занятость определенными видами экономической деятельности, а не качественное удовлетворение потребностей. Будут возникать ситуации, когда объективно необходимая переподготовка человеческого капитала будет заменяться защитой старых производственных процессов, в продукции которых общество нуждается все меньше и меньше.

    Это будет приводить к следующему противоречию: несоответствию произведенного валового продукта его потреблению. В разрешении лишь этого противоречия будет заключаться попытка обеспечения экономического роста без анализа вопросов его необходимости. Это приводит к деформации экономического роста, начинающегося с потребительской сферы человека и фиксируемой лишь на макроуровне несоответствием произведенного продукта потребностям общества. Поскольку экономический анализ сконцентрировался преимущественно на несоответствии агрегированного спроса и предложения, то попытки балансирования сосредотачиваются на форсированном стимулировании агрегированного спроса и увеличении эффективности экономики. Но такой подход к экономическому росту существенно его ограничивает. Без создания и развития новых потребностей, развивающих человека, экономический рост имеет свои пределы, выход за которые на сложившейся потребительской платформе способен нанести непоправимый ущерб обществу.

    Противоречия, которые наблюдаются в макроэкономической динамике, уходят своими корнями в потребности человека. При этом каждое противоречие, накладываясь на предыдущее, искажает производственные и потребительские отношения. В современной экономике развитых стран наблюдаются эффекты «постдефицита», показывающие ограниченность экономического роста, основанного на совершенствовании и расширении традиционных отраслей производства. Удовлетворение потребностей, обеспечиваемых традиционными отраслями, приводит к тому, что, с одной стороны, увеличение производительности труда приводит к высвобождению работников из данных отраслей, а с другой - меняется направленность традиционной схемы функционирования экономической системы (производство → потребление). Поскольку удовлетворены базовые потребности, которые не подвержены изменениям, встает необходимость поиска новых форм потребления, делающих потребность отправной точкой инвестирования в человеческий капитал. Наличие в обществе нестандартных форм потребления свидетельствует о терпимости развитых обществ к его разнообразным проявлениям, обусловленным необходимостью современного общества принимать творческую деятельность во всем её многообразии положительных и отрицательных сторон, отодвигая стандартизированные производственные процессы на второй план. В то же время это ставит вопросы о пользе данных потребностей для человека и уменьшении их отрицательного влияния. Причем необходимость внимания к данным вопросам увеличивается в связи с резким ростом способностей человека, которые могут нанести серьезный вред экологии и обществу и поставить человечество на грань выживания. Этим и объясняется сложность природы человеческого капитала и противоречивость его воздействия на современный экономический рост.

    [1]Добрынин А.И., Дятлов С. А., Конов В.А. , Курганский С. А. Производительные силы человека: структура и формы проявления. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. 1993. - С.112-113.

    [2]Широков А. Будущее в тумане. Человечеству придется переселиться на другие планеты 14.10.2008 [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rbcdaily.ru/index6.shtml свободный.

    [3] Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. – М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2007. – С. 98-100.

    [4]Щербатых М. А. Инвестиции в человеческий капитала как фактор экономического роста: их оценка и динамика [Электронный ресурс]: Дис….канд. экон. наук: 08.00.01. – М.: РГБ, 2003. – С.71-92.

    [5]Там же, С. 72.



    Издание научных монографий от 15 т.р.!

    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
    В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



    Источники:
    1. Статистический ежегодник Вологодской области, 2000 г. – Вологда: Б.и., 2001.
    2. Статистический ежегодник Вологодской области, 2006 г. – Вологда: Б.и., 2007.