Подходы к определению, характеристике и анализу креативной экономики

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Понятие «креативная экономика», довольно широко распространившееся в современном лексиконе и отражающее значительно возросшую роль креативного потенциала как экономического ресурса, остается во многом метафорой. Это связано, во-первых, с многообразием подходов к определению этого понятия; во-вторых, с широтой и разнообразием смыслов, в это понятие включаемых; в-третьих, с отсутствием консенсуса относительно того, как соотносятся в «новой экономике» сферы «креативной экономики», «экономики знаний» («интеллектуальной экономики»), «информационной экономики», «инновационной экономики» и т.п. Возникновение этих понятий связано с трансформацией структуры и качества рабочей силы, изменениями требований рынка, повышением наукоемкости и технологичности производства, перераспределением материальных и нематериальных трудовых затрат на удовлетворение потребностей человека и другими факторами [1;2].

Ключевые слова:

интеллектуальный капитал, креативная экономика
Цитировать публикацию:
Подходы к определению, характеристике и анализу креативной экономики – С. 580-589.

Podkhody k opredeleniyu, kharakteristike i analizu kreativnoy ekonomiki. , 580-589. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Понятие «креативная экономика», довольно широко распространившееся в современном лексиконе и отражающее значительно возросшую роль креативного потенциала как экономического ресурса, остается во многом метафорой. Это связано, во-первых, с многообразием подходов к определению этого понятия; во-вторых, с широтой и разнообразием смыслов, в это понятие включаемых; в-третьих, с отсутствием консенсуса относительно того, как соотносятся в «новой экономике» сферы «креативной экономики», «экономики знаний» («интеллектуальной экономики»), «информационной экономики», «инновационной экономики» и т.п. Возникновение этих понятий связано с трансформацией структуры и качества рабочей силы, изменениями требований рынка, повышением наукоемкости и технологичности производства, перераспределением материальных и нематериальных трудовых затрат на удовлетворение потребностей человека и другими факторами [1;2].

Распространение понятия «креативная экономика» (creative economy) связано с рядом работ, опубликованных в начале этого десятилетия. В первую очередь следует упомянуть статью П. Коя «Креативная экономика» (2000 г.) [3] и книги Т. Бентли «Эпоха творчества» (2000 г.) [4], Дж. Хоукинса «Креативная экономика: Как люди зарабатывают на своих идеях» (2001 г.) [5], Р. Флориды «Становление творческого класса» (2002 г.) [6]. В последней работе, переведенной на многие языки мира (в т.ч. русский) и ставшей весьма популярной, к новому социально-экономическому классу, чья экономическая функция заключается в производстве новых идей, новых технологий, новых знаний, новых продуктов и услуг, отнесен очень широкий спектр специальностей и квалификаций, что, по оценкам автора этой книги, обеспечивает до 40% всех рабочих мест.

Названные работы, написанные в научно-популярном ключе, оказали значительное влияние на формирование весьма широкого понимания креативной экономики как экономического сектора, в котором производятся, распространяются и потребляются продукты и услуги, связанные с творческой деятельностью. На первый взгляд, такое определение кажется вполне «естественным», поскольку оно базируется на прагматическом понимании творчества как продуцирования и разработки новых и потенциально значимых, экономически полезных идей [2]. Вместе с тем, это определение креативной экономики оказывается чрезвычайно широким, поскольку при таком понимании к ней можно отнести рынки продуктов НИР и НИОКР (R&D), технологические инновации в самых разных сферах, кинобизнес, книготорговлю, создание видеоигр, медиарынки, музыкальный и арт-бизнес, рынки рекламных и дизайнерских услуг и продуктов и мн. др. В этих сферах осуществляется генерация и разработка новых идей, создающих экономическую ценность; в большей или меньшей степени требуется вовлечение креативных способностей, которые оказываются источником дохода, получаемого от торговли «творческими» продуктами и услугами, защищаемыми законами об авторских правах, являющихся основным юридическим основанием получения дохода.

Однако отметим, что отнесение этих и других сфер бизнеса к креативной экономике оказывается в то же время довольно проблематичным и не очень продуктивным для ее анализа, поскольку все эти сферы не базируются только на новых идеях и творчестве. Названные отрасли могут развиваться как на основе действительно творческой деятельности, так и ее имитации, т.е. выполнении вполне стандартных процедур, применении стандартных технологий и т.д. Приведенный подход к определению креативной экономики хорошо демонстрирует, что понимание «творческих профессий» и, соответственно, «творческого бизнеса» базируется в основном на стереотипах. Например, очень немногие компании, осуществляющие архитектурные или дизайнерские проекты, являются «творческими», поскольку, в большинстве случаев, они предлагают заказчикам вполне стандартные проекты, требующие стандартных материалов, комплектующих, технологий и т.п. Как отмечал архитектор и дизайнер Фредерик Кислер (Frederick Kiesler), лишь 5-15% архитектурных работ можно назвать творческими, все остальное – имитация.

Роль творчества как ресурса современной экономики сегодня очевидна, но вопрос о том, как оценивать «креативную экономику» и экономическое влияние «творческого ресурса» остается актуальным.

Формирование понятия креативной экономики тесно связано с терминами «креативный бизнес» (creative business) и «креативные отрасли» (creative industries). Эти термины вошли в научный оборот во второй половине 1990-х гг. для обозначения видов «творческой деятельности», до этого не рассматривавшихся с коммерческой точки зрения, но вклад которых в национальную и мировую экономику стал проявляться все более заметно.

Считается, что исторически первой классификацией видов деятельности, определяющих креативную экономику, стал список «креативных отраслей», опубликованный Департаментом по культуре, информации и спорту Великобритании (UK DCMS) в 2001 г. [7]. В этот список были включены сферы бизнеса, «требующие творчества, мастерства и таланта, способствующие росту благосостояния и созданию рабочих мест на основе создания и использования интеллектуальной собственности». К числу таких сфер были отнесены следующие «креативные отрасли»: реклама, архитектура, торговля произведениями искусства и «народного творчества», дизайн, модельный бизнес, создание кино- и видеопродукции, музыка и концертно-развлекательный бизнес, печать и книготорговля, разработка программного обеспечения, телевидение и радио, создание видео- и компьютерных игр.

Такой подход к определению креативной экономики на основе выделения «креативных отраслей», в которых «творческий вклад», как кажется, наиболее значителен, сегодня довольно распространен в разных вариантах, поскольку он позволяет количественно оценивать масштабы «креативной экономики» и отслеживать динамику ее развития, анализировать, как эти отрасли и их продукты проявляются в экономическом развитии регионов и стран, в какой степени присутствуют в международной торговле, как влияют на трудовые отношения, миграцию, внутренние и внешние инвестиции и т.д. Соответственно, появляется возможность характеризовать креативную экономику вполне традиционными экономическими показателями (доля ВВП, занятость и заработная плата, экспорт и импорт и др.).

Другим вариантом данного подхода является «символическая» модель креативной экономики [8], согласно которой культура трансформируется в экономике и бизнесе по следующим уровням:

- ядро культурной индустрии: реклама, кинопродукция, Интернет, музыка, издательский бизнес, телевидение и радио, видео- и компьютерные игры;

- периферийная культурная индустрия: арт- и шоу-бизнес;

- пограничная культурная индустрия: потребительская электроника, мода, программное обеспечение, спорт.

Эта модель в определенной степени отражает традиционный подход к разграничению «высокой» и «массовой» культуры.

Дальнейшим развитием данной модели стала модель «концентрических окружностей», использованная для анализа креативной экономики ЕС [7] и выделяющая в креативной экономике:

- ядро: литература, музыка, исполнительское и визуальное искусство, кино, музеи и библиотеки;

- периферийную креативную индустрию: исторический туризм, издательский бизнес, звукозапись, телевидение и радио, видео- и компьютерные игры;

- сопутствующие отрасли: реклама, архитектура, дизайн, мода.

Наиболее развернутым вариантом подобного подхода к определению креативной экономики на основе выделения «креативных отраслей» является классификатор Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD). В него входят 236 позиций, соответствующих «креативным товарам и услугам» в таких областях, как дизайн, визуальное искусство, издательский бизнес, музыкальный и кинобизнес, новые технологии аудио- и видеозаписи, реклама и маркетинг, архитектура, исследования и разработки (R&D), а также товары в т.н. «сопутствующих отраслях» (related industries), к которым относятся компьютеры, фото- и видеокамеры, телевизоры и другие товары, необходимые для производства, распространения и потребления креативных товаров и услуг. Согласно данной модели, креативный бизнес определяется как «производство и распространение товаров и услуг, основанное, в первую очередь, на творчестве и интеллектуальном капитале, ориентированное на создание экономической ценности и получение дохода на основе рыночных продаж в рамках законов о защите интеллектуальной собственности».

Анализ UNCTAD креативного сектора экономики разных стран и регионов концентрируется преимущественно на данных об экспорте и импорте «креативных товаров и услуг» (creative goods and services). Обобщенные результаты за 1997-2005 гг., в частности показывают следующую динамику развития торговли креативными товарами по группам стран (рис. 1, 2). Эти результаты демонстрируют, что стремительный рост объемов торговли креативными продуктами начинается с 2001 г. За период 2000-2005 гг. торговля креативными товарами и услугами в среднем возрастала на 8,7% (для сравнения – средний рост мирового ВВП за этот период – 5%). Мировой экспорт креативных продуктов и услуг достиг в 2005 г. 424,4 млрд долларов что составило 3,4% объема всей мировой торговли (в 1996 г. – 227,5 млрд.) [7].

Темпы роста мирового экспорта всех услуг составили за 2000-2005 гг. в среднем 12%, а темпы роста экспорта многих креативных услуг были существенно выше, например, 22% – реклама и 19% – архитектурные и дизайнерские услуги. В абсолютных значениях здесь подавляющее доминирование у развитых стран и ряда развивающихся, в первую очередь Китая. Но большинство развивающихся стран заметно отстает в мобилизации своего творческого потенциала. Например, на страны Африки приходится менее 1% мирового экспорта креативных продуктов, хотя относительный рост наблюдается примерно на том же уровне, что и в развитых странах мира. Экспорт креативных товаров и услуг из развивающихся стран вырос с 29% (1996 г.) до 41% (2005 г.), причем на долю Китая приходится 19%. Доля развитых стран – 58%, стран с переходной экономикой (республики бывшего СССР и «новые» европейские государства, не вошедшие в ЕС: Албания, Хорватия, Македония, Босния и Герцеговина, Сербия и Черногория) – 1%. Если отдельно рассматривать экспорт креативных услуг, то развитые страны обеспечивают 82%, развивающиеся – 11%, страны с переходной экономикой – 7%. Доля развитых стран в экспорте товаров в секторе музыки и аудио-видео продукции – 90%, книгоиздательства – 80%, дизайна – 50%. В странах с переходной экономикой абсолютным лидером в экспорте данных категорий товаров является Россия. Если рассматривать экспорт всех креативных продуктов в целом, Россия здесь также является лидером среди стран с переходной экономикой (52,2% от экспорта соответствующих продуктов всех стран с переходной экономикой, что, однако, составляет всего 0,49% соответствующего мирового экспорта). Наша страна является и основным импортером креативных продуктов в этой группе стран (44,82% и 0,76% соответственно). Рост объемов торговли креативными товарами в целом по группе стран с переходной экономикой за период 1997-2005 гг. составил около 300%, по группе развивающихся стран – около 180%, а по группе развитых стран – порядка 160% [7].

К сожалению, на настоящий момент отсутствуют достаточно систематизированные данных для того, чтобы развернуто проследить влияние кризисных явлений в мировой экономике за последние 1,5-2 года на «креативные отрасли», хотя общие тенденции достаточно очевидны. Снижение объемов продаж продуктов «основного» производства приводит к уменьшению затрат на рекламу и другие сопутствующие отрасли креативной экономики; наблюдается тенденция уменьшения доходов от предоставления туристических и дизайнерских услуг, и т.д. Однако детальное сравнение влияния кризиса на «креативные» и «традиционные» отрасли экономики разных стран из-за недостаточности имеющихся статистических данных пока не проводилось.

Еще один подход к выделению «креативных отраслей», составляющих креативную экономику, был предложен Международной организацией интеллектуальной собственности (WIPO). Он основан на учете видов деятельности, связанных с созданием продукции, защищенной авторским правом (copyright industries). В данной модели выделяются три группы отраслей креативной экономики (в контексте этой модели правильнее, пожалуй, говорить о «копирайт-экономике»):

- ядро: архитектура, кино- и видеопродукция, музыка, исполнительское искусство, книгоиздательство, программное обеспечение, телевидение и радио, визуальное и графическое искусство;

- сопутствующие отрасли: аудио- и звукозаписывающие материалы (CD, DVD), потребительская электроника, музыкальные инструменты, фотографическое и копировальное оборудование;

- отрасли экономики, частично связанные с защитой интеллектуальной собственности: архитектура, производство одежды и обуви, дизайн, индустрия моды, товары для дома, игрушки.

Результаты анализа креативной экономики некоторых стран на основе данной модели представлены на рис. 3 [9].

Рис. 3. Показатели творческого сектора экономики некоторых стран (2006 г.)

Как следует из этих результатов, вклад креативного сектора в экономику России, вопреки многим пессимистическим оценкам, достаточно серьезный – более 6% ВВП, тогда как для большинства развитых и развивающихся стран этот показатель составляет 4-5%. Но при этом занятость в творческом секторе нашей страны составляет 7,3%, тогда как в США, например, занятость в этом секторе составляет 8,5%, обеспечивая свыше 11% ВВП.

Таким образом, существующие на сегодняшний день подходы к определению и анализу креативной экономики основываются на выделении «креативных отраслей», в которых экономический результат обеспечивается за счет новых идей, получаемых на основе мобилизации креативных способностей и защищаемых законами об интеллектуальной собственности, и трансформации этих идей в «креативные продукты и услуги», предлагаемые на рынок. Отличие рассмотренных подходов заключается лишь в широте спектра «креативных отраслей», формирующих «креативную экономику». Однако ни один из существующих на данный момент подходов не выделяет действительно «творческий» вклад в экономику. В этом, на наш взгляд, и заключается основная сложность разграничения понятий «креативная экономика» («экономика творчества»), «экономика знаний» и «инновационная экономика». Сферы, определяемые этими понятиями, являются пересекающимися, но не обособленными друг от друга. Например, многие компании довольно успешно внедряют инновации «по шаблону», на основе «приобретенных» идей и технологий, но без активизации и привлечения творческого потенциала собственного персонала. Мы считаем вполне оправданным и целесообразным использование «комбинированных» понятий, появившихся в последние годы и характеризующих «новую экономику». Например, понятие «интеллектуально-креативная экономика» подчеркивает роль интеллектуального капитала и креативных способностей для экономического развития, а понятие «инновационно-креативная экономика» – значимость инноваций и творчества, т.е. эти понятия характеризуют экономический эффект «пересечения» различных, но одинаково важных секторов. Рассмотренные в данной статье классификации отраслей, входящих в «креативную экономику» как раз и отражают момент такого пересечения. Вместе с тем, эти подходы оказываются весьма полезными, поскольку, во-первых, характеризуют изменения в направлениях развития современной экономики, а во-вторых, позволяют оценить и прогнозировать роль и вклад в экономическое, социальное и культурное развитие общества таких факторов, как творческий и интеллектуальный капитал.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Горелов, Н.А. Человеческие ресурсы в креативной экономике / Н.А. Горелов, О.Н. Литун, О.Н. Мельников // Креативная экономика. – 2007. №1.
2. Дубина, И.Н. Управление творчеством персонала в условиях инновационной экономики. – М.: Academia, 2009.
3. Coy, P. ‘The Creative Economy’, Business Week (A special issue: The 21st Century Corporation), 28.8.2000.
4. Bentley, T. The Creative Age. – London: Demos, 2000.
5. Howkins, J. The Creative Economy: How People Make Money from Ideas. – London, Penguin, 2001.
6. Florida, R. The Rise of Creative Class. – N.-Y.: Basic Books, 2002.
7. Creative Economy Report 2008. The Challenge of Assessing the Creative Economy: towards Informed Policy-making. UNSTAD/DITC, 2008.
8. Hesmondhalgh, D. The Cultural Industries. – London, SAGE Publications, 2002.
9. National Studies on Assessing the Economic Contribution of the Copyright-Based Industries // Creative Industries Series. №1. Geneva: WIPO, 2006.