Проблемы реформирования ЖКХ: инновационные решения

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Жилищно-коммунальный комплекс России – это многоотраслевой народно-хозяйственный комплекс, который включает в себя более 25 подотраслей и свыше 70 видов экономической деятельности. Деятельность предприятий всех форм собственности на рынке жилищно-коммунальных услуг прямо или косвенно связаны с удовлетворением потребностей населения, защиты прав и здоровья граждан.

Ключевые слова:

Россия, стратегия развития ЖКХ, инновационные решения
Цитировать публикацию:
Проблемы реформирования ЖКХ: инновационные решения – С. 549-567.

Problemy reformirovaniya ZhKKh: innovatsionnye resheniya. , 549-567. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Жилищно-коммунальный комплекс России – это многоотраслевой народно-хозяйственный комплекс, который включает в себя более 25 подотраслей и свыше 70 видов экономической деятельности. Деятельность предприятий всех форм собственности на рынке жилищно-коммунальных услуг прямо или косвенно связаны с удовлетворением потребностей населения, защиты прав и здоровья граждан.

По данным Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой) в жилищно-коммунальном комплексе функционирует более 52 000 предприятий, на которых работает 4,2 млн. человек, обслуживающих 1092 города и 1872 поселка.

Отрасль, основу которой составляет жилищный фонд страны (почти 2,9 млрд. кв. м), имеет очень высокий удельный вес в основных фондах всей экономики. Доля ЖКХ в основных фондах народного хозяйства составляет 26%, этот показатель лишь немного уступает транспорту (29,5%) и промышленности (27,4%).

Износ коммунальной инфраструктуры составляет более 60%, около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок. Износ инженерного оборудования достиг 73%, инженерных сетей – 65%. По данным Госгортехнадзора России, исчерпали нормативные сроки службы более 32% котлов, 28% сосудов, работающих под высоким давлением, 23% трубопроводов пара. Потери тепла при эксплуатации энергетического оборудования и систем теплоснабжения достигают 60% при норме 16%. Надежность систем теплоснабжения в 2,5 раза ниже, чем в европейских странах. Ежегодно заменяется менее 1% сетей вместо минимально допустимых 3%. Количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов выросло за последние 10 лет в пять раз. В год в среднем происходит 70 аварий на 100 км сетей водоснабжения и 200 аварий на 100 км сетей теплоснабжения.

Жилищные условия и нормативы качества коммунальных услуг в России на сегодняшний день не соответствуют уровню европейских стандартов. Средняя обеспеченность жилой площадью населения у нас в 3-3,5 раза ниже, чем в Европе. Более полутора миллионов человек проживают в ветхих или аварийных домах. Количество ветхого жилищного фонда за последние 10 лет возросло почти в два раза. Ветхий и аварийный жилищный фонд составляет около 50 млн. кв. м общей площади, или 2%, в нем проживают 2,3 млн. человек. При ежегодной нормативной потребности в капитальном ремонте жилищного фонда – 4-5% фактически ремонтируется 0,3%.

В Германии за отопительный сезон для одного квадратного метра жилья в среднем расходуется около 7 литров топлива, в Швеции используется 14-18 литров, в России на те же цели тратят 80 литров. Потребление горячей и холодной воды в России в 2-2,5 раза превышает среднеевропейское, а удельное теплопотребление – в 2-4 раза выше, чем в Европе и Америке.

Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики полностью уступил место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых в 2,5-3 раза выше, чем затраты на плановый ремонт таких же объектов.

Финансовое состояние организаций жилищно-коммунального комплекса (ЖКК) продолжает ухудшаться, более 60% организаций убыточны, убытки составляют более 52 млрд. руб. Суммарная кредиторская задолженность достигла к 2006 году 325 млрд. руб., дебиторская – 277 млрд. руб., при этом износ основных фондов превышает 60%, ЖКК страны представляет собой один из слабо развитых секторов предпринимательства.

Именно поэтому реформа ЖКХ превратилась в ключевой вопрос государственной социально-экономической политики, в которой должно гармонично сочетаться принятие и реализация экономически оправданных административных, кадровых, технических, технологических, институциональных, финансовых, социальных, политических и других решений и которая обязана сделать население союзниками и главными участниками процессов реформирования этой жизненно важной сферы национальной экономики.

В период реформирования рынка ЖКХ наиболее четко проявился противоречивый характер осуществления государственных функций по управлению предпринимательскими структурами ЖКК, усиленный воздействием системных кризисных тенденций в экономике.

Попытки решить одну проблему усугубляют решение другой проблемы, экономическая поддержка одного из участников рынка жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) вызывает рост недовольства со стороны других.

При этом накопился целый ряд противоречий, которые требуют незамедлительного решения: высокая фондоемкость и низкая производительность труда в сфере ЖКК, рост тарифов на ЖКУ и ухудшение финансового состояния предприятий, высокая степень износа основных фондов и требования нормативного качества ЖКУ, стагнация структурного развития сферы ЖКХ и опережающая динамика развития предпринимательской среды хозяйства страны в целом, пассивность населения в создании новых организационно-правовых форм объединений собственников жилья и необходимость активного участия собственников жилья в управлении жилищным фондом, развитие рыночных отношений в сфере ЖКХ и устаревшая нормативно-правовая база ЖКХ, развитие инновационных технологий в промышленности и отсутствие их трансфера в сферу ЖКХ и, наконец, требования практики и отсутствие научно обоснованной базы управления ЖКХ [1].

Таким образом, необходимость решения указанных противоречий актуализирует проблему приведения сферы ЖКХ к форме, адекватной динамике развития современной предпринимательской среды и учитывающей интересы собственников жилья, ресурсоснабжающих, обслуживающих организаций и государства.

В условиях пробуксовывания реформы ЖКХ, на фоне глобального экономического кризиса функции государства в сфере ЖКХ должны не ослабляться, но усиливаться. Основной целью государственного регулирования на рынке ЖКХ является формирование рыночных механизмов функционирования и развития рынка ЖКУ при поддержании баланса экономических интересов всех субъектов взаимоотношений, в том числе и государства в рамках осуществления его функций. При этом необходимо соблюдение определенных принципов регулирования: соблюдение государственных интересов в сфере ЖКХ, обеспечение защищенности бизнеса в условиях перехода к рыночным отношениям в сфере ЖКХ, обеспечение социальной защищенности населения в период реформирования ЖКХ, обеспечение соответствия нормативно-правовой базы сферы ЖКК проводимым реформам, формирование конкурентных условий на рынке ЖКХ, формирование прозрачной тарифной политики, централизация процесса принятия стратегических решений, децентрализация ответственности за реализуемые решения по уровням управления, минимизация политических, экономических и социальных рисков от реализации внедряемых государственных программ и национальных проектов для государства в целом, бизнеса и населения.

Основой реализации этих принципов является соответствующее нормативно-правовое обеспечение [1, 2].

Наряду с принятием прогрессивного закона Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах», необходимостью принятия широко обсуждаемых законов, таких как законы «О финансовом оздоровлении предприятий ЖКХ», «О концессионных соглашениях в жилищно-коммунальной сфере» (либо внесении изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 № 115 – ФЗ «О концессионных соглашениях»), «О введении в Жилищный кодекс нормы «универсальная жилищно-коммунальная услуга» по обязательному предоставлению минимального набора жилищно-коммунальных услуг в населенных пунктах Российской Федерации, – должен быть подготовлен и принят ряд других законов и нормативных актов. К ним относятся:

– закон «О водных ресурсах и водообеспечении населения», законодательно регулирующий порядок сохранения и использования естественных водных ресурсов и качество воды, потребляемой населением;

– закон «Об управляющих компаниях в жилищной сфере», регламентирующий права и обязанности частного бизнеса и собственников жилья;

– закон о внесении изменений в закон РФ «О естественных монополиях» в плане включения в качестве естественно-монопольной деятельности – деятельность городских инфраструктур водо- и теплоснабжения, канализации и управления отходами;

– закон «О тарифном регулировании организаций коммунального комплекса»;

– закон «О сервейинговых (управляющих) компаниях в жилищной сфере»;

– закон «Об обязательном страховании жилья»;

– закон о внесении изменений в налоговое законодательство в части исключения из налогооблагаемой базы управляющих организаций и товариществ собственников жилья коммунальных платежей и накоплений на капитальный ремонт, а также средств, поступающих на предприятия ЖКК в соответствии с инвестиционными программами.

Существует также настоятельная необходимость законодательного введения национальных стандартов безопасности теплоснабжения и газоснабжения и др. Кроме того, необходимы соответствующие изменения в налоговом и бюджетном законодательстве, в гражданском, земельном и жилищном кодексах. Кроме того, в целях совершенствования механизмов создания объединений собственников жилья (в том числе, товариществ) и управления жилищным фондом, целесообразно внести изменения в законодательство, касающиеся решения вопросов содержания общей собственности объединения собственников жилья, перевода ее в долевую собственность членов объединения. Необходимо также создать механизмы стимулирования создания объединений собственников жилья и их ассоциаций:

– по объектам муниципального жилищного фонда, переданного в ТСЖ, законодательно оформить механизм передачи нежилых помещений из муниципальной собственности в собственность объединения;

– законодательно обязать власти проводить капитальный (выборочный капитальный) ремонт жилых помещений при передаче их из муниципальной собственности в собственность объединений;

– законодательно обязать поставщиков централизованных услуг определять тарифы только после консультаций с ассоциациями объединений жильцов;

– разработать и принять простые механизмы кредитования собственников помещений многоквартирных домов для оплаты капитального ремонта имущества, находящегося в долевой собственности. Сегодня управляющие компании готовы предоставлять собственникам рассрочку на оплату капитального ремонта, но их возможности ограничены, а гарантий возврата инвестиций нет;

– обязать власти оказывать финансовую помощь жилищно-коммунальным предприятиям (в случае ее необходимости) лишь после консультаций с ассоциациями жильцов;

– отменить процедуру регистрации ТСЖ как некоммерческой организации, поскольку это существенно усложняет порядок регистрации, но при этом не дает никаких льгот в сфере налогообложения.

Для успешного реформирования ЖКХ необходимо создание единой нормативно-правовой базы, основанной на продуманных и взаимосвязанных законодательных и нормативных актах.

Не менее важную роль в реформировании ЖКХ играет его информационное обеспечение. Анализ состояния информационного обеспечения системы управления ЖКХ крупнейших мегаполисов страны Москвы и Санкт-Петербурга выявил следующие проблемы.

– отсутствие единого подхода к решению задач управления на основе учета взаимодействия всех управляемых процессов территории или отрасли с макро- и микропроцессами, происходящими в пределах и за пределами управляемого субъекта;

– растущее неудобство для жителей, вынужденных общаться с каждым из участников городского хозяйства в отдельности, что влечет за собой неоправданные временные и социальные затраты;

– преобладание подходов к решению задач управления на основе территориального или ведомственного принципа, что приводит к несогласованным решениям;

– отсутствие связи между процессами учета потребления ресурсов и процессами проведения расчетов на всех административных уровнях участников сферы городского хозяйства, резко снижающее экономическую эффективность внедрение систем автоматизации;

– многократное дублирование однотипных данных в различных территориальных и отраслевых системах;

– отсутствие актуальной и объективной статистики о текущем состоянии сферы городского хозяйства, необходимой органам исполнительной власти, для принятия наиболее эффективных управленческих решений;

–отсутствие единого и доступного информационного пространства.

Для реализации основных целей реформирования ЖКХ необходимо решение задач, которые определяют содержание и успешное функционирование как информационного обеспечения системы управления ЖКХ, так и неразрывно связанной с ней системы автоматизации городского хозяйства. Перечислим эти задачи.

1. Разработка организационной структуры информационного взаимодействия административных и технических регламентов субъектов хозяйственных отношений жилищно-коммунального комплекса мегаполиса.

2. Разработка единых информационных требований к субъектам хозяйственных отношений ЖКХ.

3. Интеграция в единый информационный и телекоммуникационный массив разнородных территориальных и отраслевых информационных ресурсов.

4. Организация доступа субъектов хозяйственных отношений ЖКХ к единому информационно-телекоммуникационному массиву ресурсов на основании заявленных требований, и исходя из строго регламентированных прав доступа.

5. Структурная интеграция современных и перспективных платежных средств и систем идентификации (социальные карты и пр.).

6. Обеспечение доступности информации о функционировании ЖКХ за счет широкого применения таких современных средств коммуникации, как цифровая телефония, глобальная сеть Интернет и т. д.

7. Поэтапное внедрение автоматизированных систем коммерческого учета поставок и потребления энергетических ресурсов с использованием их данных при расчетах с населением.

8. Создание и развитие информационных систем, обеспечивающих безопасность зданий и сооружений самыми современными техническими средствами, включаю системы присутствия и видеонаблюдения.

9. Внедрение в систему управления ЖКХ ГИС-технологий, использующих геоинформационные системы. ГИС позволяет проводить мониторинг состояния жилищно-коммунального хозяйства. Например, с помощью космической съемки можно отслеживать процессы изменения территории: новые постройки, изменение дорожной сети и т.п.

При успешном решении всех вышеперечисленных задач можно ожидать положительных результатов, таких как

– создание информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для осуществления системы адресной защиты и механизмов социальных гарантий, предоставляемых малообеспеченным гражданам;

– возможность осуществления жителями контроля за расходованием собственных средств и средств бюджета, предоставляемых в виде льгот и субсидий;

– прозрачность взаимоотношений между жителями и поставщиками ресурсов и услуг;

– реализация прав на доступ к информации о деятельности территориальных, окружных и городских органов власти и подчиненных структур;

– расширенное участие жителей в общественной жизни, и как следствие расширение свобод и выравнивание иерархии власти;

– повышение уровня общественной безопасности в городе,

– общий рост эффективности принятия управленческих решений на всех уровнях городской администрации,

– формирование позитивного отношения жителей города к реформе ЖКХ.

Важную роль в развитии всех направлений реформирования сферы ЖКХ играет кадровое обеспечение. К проблемам подготовки кадров для малого и среднего бизнеса в ЖКК следует отнести следующие:

– не разработаны общие подходы и стандарты в разработке и реализации учебных программ как для начинающих, так и для опытных предпринимателей;

– несовершенна учебно-материальная база для организации и проведения учебного процесса;

– на многих объектах инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства отсутствуют квалифицированные преподавательские кадры.

В результате работодателю и специалисту трудно сориентироваться в качестве образовательных услуг, квалификации специалистов. Большую роль в решении этих вопросов, на наш взгляд, должны играть региональные объединения работодателей промышленников и предпринимателей.

Для выработки единой системы подготовки кадров для МСП Санкт-Петербурга и региона необходимо решить следующие первоочередные задачи.

1. Проанализировать потребность рынка Санкт-Петербурга и региона в квалифицированных кадрах по подготовке предпринимателей и руководителей малых и средних предприятий сферы ЖКХ.

2. Определить перечень объектов инфраструктуры, занимающихся поддержкой малого и среднего бизнеса через систему бизнес-обучения, провести их классификацию по формам и видам поддержки.

3. Проанализировать потребности объектов инфраструктуры по подготовке кадров для малого и среднего бизнеса в подготовке специалистов (тренеров, консультантов, экспертов и т.д.), в развитии учебно-материальной базы, программном обеспечении.

4. Разработать единые подходы и стандарты в подготовке кадров, определить приоритетные направления, осуществлять координацию действий по подготовке кадров для МСП.

5. Организовать отбор и подготовку перспективных преподавателей, тренеров и консультантов, имеющих соответствующий опыт и намерение продолжать работу в сфере подготовки кадров по малому и среднему бизнесу и составить по ним базу данных.

6. Способствовать созданию современного методического обеспечения, в т.ч. базовых образовательных и консалтинговых программ подготовки кадров для сферы малого и среднего предпринимательства (провести профессионально-общественную аккредитацию) и сделать их доступными для руководителей предприятий, предпринимателей и объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

7. Организовать проведение конкурсов среди исполнителей образовательных проектов, по итогам которых провести отбор объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства на получение заказа по подготовке кадров для малого бизнеса. Основными критериями отбора должны стать: наличие положительного опыта обучения специалистов по подготовки кадров для малого бизнеса, наличие учебно-материальной базы, преподавательских кадров и учебных программ, поддержка со стороны администрации. В дальнейшем эти объекты инфраструктуры должны стать базовыми и модельными по обучению специалистов в различных областях подготовки кадров для малого бизнеса.

8. Разместить в Сети на соответствующем сайте информационную базу данных по подготовке кадров, нахождению доноров и инвесторов, обмену опытом работы центров делового обучения по кадровому обеспечению МСП.

9. Привлечь дополнительные ресурсы на развитие системы подготовки кадров для малого и среднего бизнеса за счет местных и зарубежных источников (фандрайзинг).

В целом, для решения вышеизложенных задач и разработки Единой системы в организации подготовки кадров для малого и среднего бизнеса, в том числе ориентированных на жилищно-коммунальное хозяйство, на территории Санкт-Петербурга необходимо определить головную организацию, которая могла бы комплексно подойти к решению поставленных задач.

Такой организацией мог бы быть ГУ «Санкт-Петербургский межрегиональный ресурсный центр», который создает на своей базе Инновационно-методический центр подготовки кадров для МСП в сфере ЖКХ.

Этот Центр должен выполнять следующие задачи:

– разработка Единой системы подготовки кадров для МСП;

– определение приоритетов, выработка рекомендаций по основным направлениям работы в области подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;

– координация деятельности в сфере развития и продвижения инновационных технологий МСП в сфере ЖКХ;

– координация деятельности участников Единой системы подготовки кадров и оценка результатов;

– разработка Положения о порядке проведения конкурсов среди исполнителей образовательных проектов.

Деятельность Инновационно-методического центра в целом будет способствовать инкубации научно-технических проектов и малых технологических фирм, ориентированных на проблемы ЖКХ, всесторонней поддержки инновационного предпринимательства, системному подходу по оказанию информационных, образовательных и консалтинговых услуг для малых предприятий, в том числе в сфере ЖКХ.

Большую роль в деле повышения квалификации кадров для ЖКХ играют также проводимые научно-практические семинары для специалистов ЖКХ, в частности, по сертификации персонала и услуг предприятий ЖКХ региона, в частности для Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Это связано с тем, что система добровольной сертификации персонала и услуг является эффективным инструментом повышения качества жилищно-коммунальных услуг и механизмом инициации и поддержки инновационных процессов.

Грамотная инновационная политика предполагает не только внедрение инноваций на предприятиях отрасли, но и создание механизмов их адаптации и развития в существующей структуре производства. Очевидно, что инновации – это основной механизм, обеспечивающий эффективное развитие производства и поддержание экономического потенциала.

В этой связи возникает целесообразность и объективная необходимость создания отраслевых региональных инновационных Центров по реформированию ЖКХ, основными направлениями деятельности которых могут быть следующие.

1. Организация и проведение исследований, оценка состояния и перспектив развития системы управления качеством в сфере жилищно-коммунального хозяйства мегаполиса.

2. Выявление, тестирование, натурные испытания инновационных разработок в условиях, аналогичных условиям эксплуатации этих систем в ЖКХ России и внедрение данных разработок в массовую эксплуатацию.

3. Разработка и внедрение нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность структур ЖКХ и деятельность предприятий, участвующих в реализации программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

4. Сертификация и повышение качества услуг предприятий сферы ЖКХ.

5. Подготовка кадров и повышение квалификации персонала предприятий сферы ЖКХ.

Создание таких Центров и аккумулирование на их основе научных, образовательных и административных ресурсов позволит создать систему управления качеством услуг сферы ЖКХ и тем самым дать толчок реализации реформы ЖКХ.

Эти Центры, организованные в федеральных округах, могли бы стать элементами национальной инновационной системы страны, проблемно ориентированными на внедрение инновационных технологий в сфере ЖКХ.

Ярким примером инноваций в сфере ЖКХ на российском рынке является внедрение гибких полимерных теплоизолированных труб для внутриквартальных сетей горячего водоснабжения (ГВС) и отопления. Первые такие трубы завозились из-за рубежа.

Первым российским производителем гибких полимерных теплоизолированных труб стал московский завод "АНД Газтрубпласт" и компания "Полимертепло". Они начали освоение новой продукции в 2002 году по заданию Управления топливно-энергетического хозяйства правительства Москвы (в настоящее время ДТЭХ).

В российских мегаполисах с многоэтажными спальными районами, давление в их тепловых сетях составляет 10 атмосфер. Европейская труба такого давления может просто не выдержать. В 2002 году завод "Газтрубпласт" начал производство гибких полимерных теплоизолированных труб для ГВС и отопления по лицензии крупной швейцарской компании.

Необычным в новой трубе было все, начиная от внешнего вида – на объекты она поступает не прямыми отрезками, как любая другая труба, а свернутая в кольца (бухту) до 350 метров – и, заканчивая технологией монтажа, позволяющей за несколько часов проложить сотни метров теплотрасс.

Плюс полное отсутствие коррозии, возможность укладки прямо в грунт без бетонного лотка, а самое главное – срок эксплуатации, измеряемый десятками лет, в течение которых труба не требует практически никакого обслуживания. Одновременно с началом производства «швейцарских» труб завод начал работу по их адаптации к российским условиям.

Были разработаны и запущены в производство на одном из российских предприятий фитинги (соединительные детали) с «российскими» присоединительными размерами. Разработан и запущен в серийное производство гидравлический прессовый инструмент для монтажа.

Важнейшим шагом стало начало собственного, первого в России производства основного и самого дорогого элемента конструкции новых труб – внутренних труб из так называемого сшитого полиэтилена, способных работать при высокой температуре. Это позволило отказаться от импорта комплектующих и сделало «швейцарскую» трубу полностью российской.

Далее были разработаны и запущены в серийное производство трубы диаметром 140 и 160 мм, отсутствующие в номенклатуре европейских производителей, но наиболее востребованные теплоснабжающими организациями крупных российских городов. Для их транспортировки разработаны и изготовлены специальные полуприцепы, позволяющие доставлять трубу на барабанах к месту монтажа.

И наконец, разработана труба принципиально новой, запатентованной конструкции, не имеющая аналогов в Европе, – с уменьшенной толщиной стенки и кевларовым армированием. По своим эксплуатационным характеристикам она превосходит трубы европейских производителей и полностью соответствует параметрам российских тепловых сетей. Расчеты показывают, что, несмотря на их относительную дороговизну, стоимость построенных из них сетей оказывается существенно ниже, чем при использовании традиционных стальных труб.

Это объясняется тем, что при использовании новых труб в корне меняется комплектация – многократно сокращается количество стыков, отпадает необходимость в фасонных деталях, компенсаторах и противокоррозионной защите. Сроки монтажных работ сокращаются с дней и недель до нескольких часов. За счет качественной теплоизоляции из вспененного полиуретана заметно снижается потребление энергоносителей. Кроме того, повышается надежность тепловых сетей даже при хроническом дефиците материальных ресурсов. Важно только правильно использовать эти средства и принимать грамотные технические решения.

Как отмечается в Концепции реформирования городского хозяйства Петербурга на 2004 -2010 гг., около 40% теплосетей отслужили свой срок и требуют замены и только 9% водопроводных сетей изношены менее чем наполовину. В связи с большой степенью изношенности предстоит всеобъем­лющая инвентаризация всех инженерных сетей, по результатам которой необходимо провести реконструкцию старых сетей и создать новую инженерную инфраструктуру.

При этом необходимо использовать опыт российских промышленных компаний, выполняющих особо ответственные работы по диагностированию состояния и очистки газо- и нефтепроводных систем, что позволяет:

– обеспечить эффективное решение конкретных проблем жилищно-коммунального комплекса,

– оценить экономическую эффективность применяемых технологий и их инновационную составляющую,

– решить организационные вопросы.

В связи с этим для грамотной инвентаризации инженерных сетей коммунального хозяйства предлагается новый неразрушающий бесконтактный магнитометрический метод технического диагностирования трубопроводов, адаптированный для нужд ЖКК мегаполиса [3].

Данная система диагностирования создана на базе электронного магнитометра СКИФ серии МБС (МБС-04) с оригинальным программным обеспечением, но, пожалуй, самое главное, что эта система качественно привязана к нуждам городского хозяйства. При этом решаются задачи технического диагностирования магистральных и технологических трубопроводов, а также трубопроводов и систем внутреннего и межпоселкового газо-, тепло и водоснабжения и канализации.

Принцип работы основан на выявлении местоположения дефектов металла за счет регистрации магнитной проницаемости трубопровода при изменении напряжений под действием механических нагрузок или структурных изменений металла. Эффективность выявления дефектов металла сопоставима с аналогичным показателем внутритрубной дефектоскопии, а иногда и выше.

Данная система диагностики позволит эффективно и малозатратно эксплуатировать водо­проводные, канализационные, тепловые и газовые сети, т.к. при постоянном поступлении оперативной информации о техническом состоянии инженерных сетей появляется возможность предотвращать аварии, планировать ремонтные работы, а также осуществлять приемку вновь построенных и отремонтированных сетей.

Бесконтактный магнитометрический метод прошел апробацию на магистральных объектах нефтегазового комплекса России, Узбекистана, и, что важно, на объектах жилищно-коммунального хозяйства Украины, данным методом продиагностировано и паспортизировано более 5 000 км трубопроводов.

Большую роль в обеспечении качества жилищно-коммунальных услуг играет система добровольной сертификации персонала и услуг предприятий сферы ЖКХ [4]. Говоря о гармонизации наших национальных стандартов с международными, необходимо базироваться на подходах и методах систем менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов серии ISO 9000. В тоже время, без внедрения регламентированной Росстроем РФ системы добровольной сертификации в сфере ЖКХ, следующий шаг будет просто невозможно сделать.

Можно говорить об определенных финансовых потоках, которые будут работать в системе сертификации. Если в среднем взять общие сборы за оплату работ по сертификации одного предприятия на уровне 50 000 рублей, то в целом мы выходим на 2-3 млрд руб в год. А это уже суммы, которые требуют очень внимательного подхода к работе системы в целом.

В соответствии со статьей 3. «Закона о техническом регулировании» техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:

- применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

- соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

- независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

- единой системы и правил аккредитации;

- единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

- недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

- недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

- недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию.

Таким образом, существует ряд вопросов жизнеспособности организованной «сверху» системы добровольной сертификации. Прежде всего, это отстранение предприятий и организаций ЖКХ от процесса формирования нормативно- правового поля. А ведь уже в настоящее время предприятия и организации ЖКХ объединены в союзы, ассоциации и другие виды объединений. Кому как не им заняться разработкой технических регламентов и стандартов работы своих предприятий. Необходимо уже сейчас подумать о реализации инновационной организационной идеи – образовании некоммерческих партнерств саморегулирующих организаций в ЖКХ, которые бы смогли найти свое место в создаваемой системе.

В предлагаемое некоммерческое партнерство в форме саморегулируемой организации предприятий и организаций ЖКХ «Жилищно-коммунальная палата» могут входить предприятия и организации ЖКХ и другие организации, которые не осуществляют профессиональную деятельность в сфере ЖКХ, но разделяют цели и задачи некоммерческого партнерства. Это государственные и муниципальные органы управления, предприятия и организации сферы ЖКХ, представители законодательных органов власти, представители частного бизнеса, объединения собственников жилья, строительные организации, организации начального, среднего и высшего профессионального образования, отраслевые инновационные центры, СМИ и др. На первом этапе можно создавать некоммерческие партнерства в федеральных округах, а по мере их роста дробить дальше. Эти организации должны быть аккредитованы головным органом по сертификации в ЖКХ РФ «Росжилкоммунсертификация» как органы по сертификации в системе.

Практика работы предприятий и организаций ЖКХ в настоящее время показывает, что они сталкиваются с рядом негативных моментов, которые не могут быть устранены на региональном уровне. Предлагаемые к созданию саморегулируемые организации предприятий и организаций ЖКХ «Жилищно-коммунальные палаты» при условии выхода на региональный и федеральный уровни, исходя из поддержки на уровне Правительства и Госдумы России, могут устранить негативные моменты в реформировании всей сферы ЖКХ.

Смысл идеи – в формировании цивилизованного рынка услуг предприятий и организаций ЖКХ, которые выходят на рынок после аккредитации их органами сертификации. Для этого необходимо решение следующих задач на муниципальном, региональном и федеральном уровнях:

– создание необходимых условий для развития системы Жилищно-коммунальных палат;

– разработка внутренних стандартов, гармонизированных с национальными и международными стандартами и содействие привлечению местных и федеральных финансовых ресурсов, а также зарубежных инвестиций для их реализации;

– совершенствование правовых основ функционирования системы жилищно-коммунальных палат;

– усиление взаимодействия органов по сертификации с муниципальными образованиями и региональными структурами власти;

– совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров;

– организация и развитие системы информационного взаимодействия по всем необходимым вопросам;

– сотрудничество при разработке и реализации региональных программ развития ЖКХ;

– принятие совместных решений по привлечению финансовых и иных ресурсов из бюджетных и внебюджетных федеральных и региональных источников для реализации совместных программ и проектов;

– осуществление «отрицательной обратной связи» в системе;

– координация совместной деятельности по иным вопросам, представляющим взаимный интерес.

Реализация всех высказанных инновационных предложений, безусловно, даст толчок активному реформированию сферы ЖКХ в целом.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Пилявский В.П. Реформирование жилищно-коммунального комплекса мегаполиса: управление качеством услуг: Монография. – СПб.: Астерион, 2008.
2. Пилявский В.П. Вопросы государственного регулирования рынка услуг жилищно-коммунального хозяйства // Регион: Политика. Экономика. Социология, 2007, №№1–2.
3. Пилявский В.П., Саксон В.М. Применение высоких промышленных технологий в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Регион: Политика. Экономика. Социология, 2005, №1.
4. Пилявский В.П., Радченко Л.Н., Головачук В.П. Взаимодействие органов по сертификации персонала и услуг ЖКХ с муниципальными образованиями и региональными органами власти // Социально-экономические аспекты реформирования ЖКХ: Сборник трудов кафедры Предпринимательства и управления ЖКХ СПбГУСЭ / Под ред. А.А. Горбунова. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2005. – Выпуск 1.