«Бизнес-театр» и «Бизнес-роман», как инструменты креативного менеджмента

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Сегодня, как в нашей стране, так и за рубежом наблюдается тенденция к поиску путей и методов преодоления различных форм духовного, социального и экзистенциального отчуждения, присущих современной эпохе. Эти формы отчуждения связаны, прежде всего, с замыканием в ограниченном поле социальных сценариев, что приносит глубокую психологическую фрустрацию, обусловленную обезличивающим воздействием социокультурной среды, осознанным сожалением о нереализованных потенциях. Появление большого числа различных тренингов и практик, ставящих целью решить указанные проблемы путем пробуждения в человеке стремления к полноценному и продуктивному самовыражению, являются ответом на эту потребность. Данные практики мы можем наблюдать как в частной жизни, так и в бизнесе.

Ключевые слова:

менеджмент, бизнес, креативный менеджмент, бизнес-роман, эвристический менеджмент
Цитировать публикацию:
«Бизнес-театр» и «Бизнес-роман», как инструменты креативного менеджмента – С. 538-548.

«Biznes-teatr» i «Biznes-roman», kak instrumenty kreativnogo menedzhmenta. , 538-548. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Сегодня, как в нашей стране, так и за рубежом наблюдается тенденция к поиску путей и методов преодоления различных форм духовного, социального и экзистенциального отчуждения, присущих современной эпохе. Эти формы отчуждения связаны, прежде всего, с замыканием в ограниченном поле социальных сценариев, что приносит глубокую психологическую фрустрацию, обусловленную обезличивающим воздействием социокультурной среды, осознанным сожалением о нереализованных потенциях. Появление большого числа различных тренингов и практик, ставящих целью решить указанные проблемы путем пробуждения в человеке стремления к полноценному и продуктивному самовыражению, являются ответом на эту потребность. Данные практики мы можем наблюдать как в частной жизни, так и в бизнесе. Появление креативного и особенно эвристического менеджмента, также отчасти связано со стремлением личности реализовать свой творческий потенциал, выразить себя через какой-либо вид деятельности. Другая причина появления креативного менеджмента заключается в высокой динамике технологических и социальных процессов.

В условиях высокой неопределенности и большого количества разнообразных сигналов, обработка их с помощью левополушарных технологий занимает значительное время. Проанализировать все факторы не представляется возможным. Даже если предположить, что это произойдет, к концу исследования информация безнадежно устареет. К тому же, мы в итоге будем иметь дело, с анализом на основе прошлых событий, что не всегда может быть экстраполировано на будущее. Креативный менеджмент находит ответ в использовании возможностей правого полушария, которое способно не только обрабатывать колоссальные массивы информации (не всегда выводя их в сознание), но и предлагать блестящие решения проблем. Причем, наилучшие способы разработки – метафорические, обходящие цензуру левого полушария.

И третья причина, вероятно, заключается в нарождении новой парадигмы бизнеса. Бизнеса, включенного в модель управляемой социокультурной эволюции на базе общественного интеллекта (5).

Креативные техники, которые будут рассмотрены далее, позволяют решать организационные проблемы и находить пути инновационного развития фирм, развивать креативный потенциал сотрудников, создавать модель более «человечного» бизнеса.

Эти техники предполагают глубокое и достаточно длительное включение всех участников в процесс работы, что позволяет затем легче осуществлять внедрение полученного решения, преодолевая барьер инноваций.

Существуют две техники, которые являются сходными по эффектам и алгоритму работы, но строятся на разном материале – литературном или театральном.

Это Бизнес-театр и Бизнес-роман.

Несомненно, данные техники требуют высокой квалификации консультанта. Он должен обладать не только знаниями по управленческому консалтингу и опытом реализации консалтинговых проектов, но и знанием законов литературного творчества, режиссуры, обладать композиционным мышлением.

Если художественное или музыкальное творчество требуют значительного времени для освоения инструментов (самого умения рисовать или играть на музыкальном инструменте), то техники, связанные со словом и телом более благодатны. Как правило, культурного опыта и импульса к развитию достаточно, чтобы человек мог вовлечься в данный проект и продуктивно в нем работать. Люди, лишенные способности к выражению своих мыслей посредством языка и тела встречаются так же редко, как и гении. Гораздо чаще мы можем встретиться с отсутствием желания развиваться и пребыванием в рамках жестких социокультурных сценариев.

Важными особенностями применения данных техник является длительное вовлечение в процесс виртуальных изменений. Процесс действия в новых условиях осуществляется его «персонажем», а не самим сотрудником, что снижает сопротивление сотрудника переменам.

Несомненно, данные методы (как, собственно, и другие методы креативного и эвристического менеджмента), применимы лишь для организаций и людей, готовых и стремящихся к изменениям.

Бизнес-театр. В настоящее время бизнес-театры стали популярными, что, как уже говорилось, является адекватным ответом на обезличивающее воздействие социокультурной среды.

Известны следующие их основные формы:

  • театр спонтанности Морено, социодрама;
  • презентационный театр - обучение навыкам публичных выступлений;
  • плэйбэк театр - интерпретация и проигрывание ситуации «клиента» профессиональными актерами
  • event-театр -проект, направленный на развлечение, сплочение и другие аспекты, связанные, прежде всего, с корпоративной культурой организации)
  • корпоративный театр (КТ) как временный или постоянный проект в организации, направленный на решение задач и проблем.
  • Речь в нашем исследовании пойдет о последнем типе театра. Несмотря на то, что он уже присутствует на российском рынке, объем решаемых им задач пока невелик, что связано как с молодостью российского консалтингового рынка, отсутствием достаточного числа специалистов, так и с малым количеством по-настоящему инновационных фирм. Спрос на данный вид услуг находится в стадии формирования.

    Названия, кроме устоявшихся «театра спонтанности Морено» и «плэйбэк –театра», пока условны. Мы применяем их, чтобы различать в нашей работе. Тем не менее, автору они кажутся достаточно обоснованными.

    Метод КТ не отрицает ценности других видов бизнес-театра. Каждый из них выполняет свои задачи в работе с организациями. При этом, вероятно, формат КТ способен в наибольшей степени способствовать раскрытию творческого потенциала сотрудников, подготавливать организацию к изменениям, разрешать различные типы орг. проблем и выстраивать альтернативные сценарии будущего.

    Давайте рассмотрим наш театр подробнее.

    Театральная постановка является воплощением одного из возможных сценариев развития будущих событий. «Актер» погружен в эту реальность, проживает ее в образе своего персонажа. Слово «актер» мы берем в кавычки, так как в нашем случае «актерами» являются сотрудники организации. При этом «актер» ведом «логикой поведения персонажа». Что это значит? Персонаж, помещенный в определенный социо-культурный контекст, разрешает драматический конфликт, исходя из того, что было бы для него наиболее органичным. Михаил Чехов говорит о двух типах активного ожидания таким образом: «В одном случае вы обращаетесь к своему рассудку. Вы анализируете чувства образа и стараетесь узнать о них, как можно больше. Но чем больше вы знаете о переживаниях вашего героя, тем меньше чувствуете вы сами. Другой способ противоположен первому. Его основа – ваше воображение. Задавая вопросы, вы хотите увидеть то, о чем спрашиваете. Вы смотрите и ждете. Под вашим вопрошающим взглядом образ меняется и является перед вами, как видимый ответ. В этом случае он продукт вашей творческой деятельности. И нет вопроса, на который вы не могли бы получить ответа» (11).

    Так как мы используем театральные технологии для поиска творческих решений, мы используем правополушарную технику активного ожидания.

    Система Михаила Чехова используется для работы в режиме КТ, так как она строится на гораздо более полном отделении себя от персонажа, чем, например, система Станиславского. Ведь актеры в КТ, являясь сотрудниками компании, действуют в среде более для них агрессивной или просто значимой. Поэтому разотождествление помогает им снять психологическое напряжение и максимально раскрепоститься.

    Как выглядит проект КТ на практике?

    В работе задействованы три ключевых фигуры или три группы фигур.

    Первая – это консультант, в задачи которого входит координирование работы в соответствии с рабочей целью. Консультант, кроме того, поставляет необходимую экспертную информацию.

    Вторая – режиссер, под руководством которого и осуществляется написание и постановка пьесы. Режиссер следит за композицией пьесы, разворачиванием действия, логикой героев.

    Третья – это «актеры», сотрудники, которые в наибольшей степени влияют на данный процесс и будут включены затем в проведение изменений. Они участвуют в разработке «будущей реальности», а затем воплощают ее в спектакле.

    Если консультант владеет навыками режиссуры, первая и вторая роли могут быть объединены.

    Этап работы.

    Этап первый. В процессе работы консультанта с первым лицом и менеджментом компании, формулируется та или иная проблема, требующая творческого решения и образ желаемого результата. Например, необходимо при слиянии двух компании, «слить» также и две корпоративные культуры, максимально безболезненно «породнить» их. Образ результата: единая компания с людьми, разделяющими общие ценности, использующие одни и те же коммуникативные модели и т.п.

    Этап второй.

    «Актеры» начинают под руководством режиссера разработку персонажей.

    Сначала создается пространство с помощью прописывания каждым актером индивидуальной «экспликации» - мизансцены с точки зрения того или иного персонажа. В результате работы над экспликацией, «актер» начинает осваивать логику поведения своего персонажа. Второй этап – примерка персонажа (как ходит, говорит, дышит и т.п.). По сути - это «надевание» образа на себя. С этого момента «актер» живет жизнью своего персонажа.

    Третий этап – работа над этюдами, взаимодействиями персонажей, что происходит в форме направленной импровизации. После каждого этапа работы происходит разбор ситуации и ее проблематизация. В процессе работы могут появляться и проигрываться альтернативные сценарии, из которых затем выбирается один.

    На третьем этапе каждый «актер» уже глубоко погружен в состояние активного ожидания того, как поведет себя «его» персонаж в предлагаемых обстоятельствах. По сути, он просто следует за его энергией. «Актеры» вступают во взаимодействие друг с другом, строя сначала серию этюдов, а затем и целый спектакль.

    Несомненно, на этом этапе очень важна работа консультанта и режиссера. Консультант дает необходимые знания и удерживает цель, режиссер управляет композицией спектакля и работает, по сути, в эвристическом ключе, проблематизируя участников, обсуждая, почему именно такова логика поведения персонажа. Данная работа привносит в жизнь участников игру, творчество, самовыражение, расширение границ сознания, создания новых сценариев собственной жизни.

    От участников на этом этапе требуется готовность к умственной работе, снятие ложной установки «на шедерв» (сразу сделать гениально), наличие импульса к продуктивному самоизменению, интерес к поставленной задаче.

    Четвертый, заключительный этап работы – спектакль по сценарию, выбранному в качестве либо наиболее желаемого, либо наиболее вероятного (в зависимости от задачи). К этому времени «актеры» уже глубоко прожили сценарий, впитали его. Мы получили креативную команду для внедрения изменений в компании. Если спектакль показывается другим сотрудникам, тогда для них это будет формат плэйбэк театра. По сути, все изменения происходят в процессе работы надо пьесой. Какие орг. проблемы могут быть решены с помощью КТ? Это подавляющее количество проблем, связанных с жизнью организации: вопросы стратегического и тактического управления, работа со структурой и культурой компании, вопросы внутренних и внешних коммуникаций и т.п.

    Сложность техники заключается в том, что в идеале консультант и режиссер должны действовать как единое целое, а, следовательно, взаимопроникать в сферы действия друг друга. Идеально, если бы две роли были объединены в одном человеке. При этом, несомненно, обучение режиссуре и литературному творчеству требует времени и сил. Пока крайне мало консультантов по управлению, владеющих основами режиссуры, способных полноценно вести данные проекты. Если же в проект приглашается театральный режиссер, возникает проблема его компетентности в области орг. консультирования, включенности в бизнес-среду.

    Глубокий организационный эффект данного метода достигается за счет продолжительного вовлечения всех действующих лиц в процесс изменений. Система связей и паттернов, которая действовала в организации до этого, расшатывается, что подготавливает почву для внедрения инноваций. «Сопротивление материала» резко снижается.

    Несомненно, сам формат КТ также может вызвать сопротивление, но обычно эмоциональная насыщенность процесса столь высока, что очень скоро сопротивление исчезает, уступая место удовольствию и творчеству.

    Хочется заметить, что технология КТ включает в себя на различных этапах другие виды театральных технологий. Так, на этапе разработки этюдов возможна работа в режиме психодрамы или социодрамы. При подготовке спектакля можно дополнительно проводить обучение актерскому мастерству, движению, речи, что лишь усилит выразительность и будет полезным для участников. На этапе показа, как уже было сказано, для остальных сотрудников организации спектакль будет выглядеть как плейбэк театр.

    Что происходит с людьми в работе над проектом?

    При работе над спектаклем у участников возникает состояние «потока», высокой концентрации и одновременно расслабленности. Появляется ощущение перехода на более высокий уровень энергетики, полета, счастья. Переживание этого состояния помогает участникам не только раскрыть свой собственный потенциал, но и стать генераторами инновационно-креативной среды в компании.

    По сути, подсознание «актера» обрабатывает огромные массивы информации, но выдает их не в виде упорядоченных левополушарных алгоритмов, а в виде эйдетических образов, метафор, растянутых во времени. В результате работы над спектаклем сотрудники компании способны разрешить даже очень сложные организационные проблемы, например, такие как, разработка Vision, орг. культуры, реструктуризация компании, разрешение конфликтов, оптимизация бизнес-процессов, изменение отношения к клиентам, поиск новых путей развития бизнеса и многие другие.

    Так как театр позволяет проживать жизнь своего персонажа, осваивать другую реальность, это дает сотруднику возможность получить первичное переживание, которое долго остается в его душе и продолжает работать на развитие как организации, так и личности.

    Бизнес-роман. Бизнес-роман (БР) – но это может быть и повесть, и рассказ - является, по сути, бумажной версией КТ. Если бизнес-роман пишется как художественный кейс консультантом, то он является бумажной версией плэйбэк-театра. Но нас интересует роман, написанный самими сотрудниками, что предполагает тогда те же эффекты, что и КТ – максимальная вовлеченность в процесс, расширение границ сознания, изменение моделей поведения, отношений, пониманий и т.п.

    Жанр БР мы наблюдаем сейчас либо как производственный роман (например, у Хейли), либо как бизнес-кейс, обучающая литература.

    В чем отличие этих форматов от жанра БР?

    В производственном романе, как правило, автор осмысляет и интерпретирует некую известную ему или смоделированную ситуацию. И читатель может обнаружить в тексте ответы на свои вопросы, увидеть способы решения его рабочей проблемы.

    Художественный кейс – это, по сути, методическое пособие, в котором используется сюжет. Герои сюжета попадают в сложные ситуации (проблематизация) и затем как-то выбираются из них (решение). Читатель либо сам отыскивает это решение, а затем его знакомят с верным ответом, либо сразу может прочитать его. Попутно хочется заметить, что данный жанр автор считает чрезвычайно полезным для обучения, особенно для дистанционного, где вовлечение, по определению, меньше.

    В предлагаемом автором случае БР создается на реальном материале компании. В работу может вовлекаться группа сотрудников, задействованных в решении какой-либо организационной проблемы или поиске инновационных путей развития компании. Так же, как и в КТ, действие создается в предлагаемых обстоятельствах в соответствии с логикой поведения персонажей.

    Текст в данном случае является картой внутреннего мира каждого участника. Эти миры пересекаются в коллективной работе, изменяя свои характеристики и параметры, рождая новые смыслы, новые реальности, и в итоге, новую территорию.

    Этот метод можно использовать и в индивидуальной работе консультанта с клиентом, например, руководителем организации, побуждая его находить креативные решения сложных проблем организации.

    Ведь в тексте, если сам герой не может найти творческое решение, может быть введен персонаж, который знает решение (7).

    В работе над текстом важно, чтобы предлагаемая тема не совпадала с кругом привычных образов участников. Важно, чтобы они вышли за пределы «клетки», активно используя другие реальности (исторические, социальные, планетарные и т.п.). Эвристический эффект для каждого участника - расширение границ сознания, что может проявляться, как в появлении новых моделей поведения, так и в новой самоидентификации. Креативный эффект для организации – решение орг. проблем, создание творческой среды в организации, снижение сопротивления переменам.

    Для ряда проектов, может стоять задача передачи нового видения, параметров новой системы другим сотрудникам. Тогда возможно написание по роману сценария и проведение ролевой игры open air, которая позволит «прожить и впитать» новую реальность всему коллективу.

    Какие сложности могут встретиться на пути работы с КТ и КР. И как их преодолеть:

  • Разница в культурном опыте участников. Преодолевается мастерством методологов – консультанта и режиссера, их умением согласовывать выбранную реальность с опытом и особенностями участников.
  • Возможность конфликтов (так как тема является «животрепещущей» для организации – выбор необходимого удаления пространства текста или пьесы от орг. реалий).
  • Недостаток знаний и умений – включение дополнительных занятий и игр. Игр – на чувство стиля, развитие ассоциативного мышления, отработку ролевых позиций. Занятий по актерскому мастерству, пластике и речи.
  • Методы БТ и БР являются широкой «сетью», позволяющей охватить сразу многие вопросы развития организации и личности:

  • нахождение креативных решений тех или иных организационных проблем и задач;
  • развитие инновационного потенциала фирм, снижение сопротивления переменам;
  • сокращение затрат на реализацию той или иной стратегии или модели. «Проживание» той или иной «альтернативной жизни»– это часто более быстрый и менее затратный (по сравнению с аналитическим) способ узнать, будет ли успешной новая реальность;
  • развитие креативности сотрудников, расширение границ их ролевого поведения;
  • как любой другой вид творчества, литературное и театральное, являются формой трансценденции и способствуют духовному росту личности;
  • постепенное изменение текущей парадигмы бизнеса. От агрессивной по отношению к природе (механизма «спроса-предложения») к равновесной, решающей задачу социокультурной эволюции на базе общественного интеллекта.


  • Издание научных монографий от 15 т.р.!

    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
    В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



    Источники:
    1. Альтшулер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Новосибирск: Наука, 1996.
    2. Андерсен-Уоррен М., Грейнджер Р. Драматерапия. – СПб: Питер, 2001.
    3. Боно Э. Латеральное мышление. Пер. с англ. П.А. Самсонов. – Мн.: ООО «Попурри», 2005.
    4. Болдачев А.В.. Новации. Суждения в стиле эволюционной парадигмы. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007.
    5. Ванюрихин Г.И. Креативный менеджмент // Менеджмент в России и за рубежом, 2001, №2.
    6. Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент. Лидерам организации и консультантам по управлению: Учебное пособие. – М.: Дело, 1999.
    7. Дилтс Р. НЛП: Управление креативностью. – СПб.: Питер, 2003.
    8. Лейтц Г. Сыграть свою жизнь на сцене. - М.: Академический Проект, 2008.
    9. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. – М.: Академический Проект, 2001.
    10. Ошо. Творчество. Высвобождение внутренних сил. – СПб.: ИД «Весь», 2000.
    11. Чехов М.А. Путь актера. Жизни и встречи. О технике актера. – М.: Олимп; Астрель; АСТ, 2001
    12. Шевырев А.В. Технологии творческого решения проблем (эвристический подход) или книга для тех, кто хочет думать своей головой. В 3-х т. – Белгород. Крестьянское дело, 1995.