Докторское образование в структуре квалификаций европейского высшего образования

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Увеличение прозрачности и сравнимости квалификаций является одним из главных и необходимых условий развития Болонского процесса. Именно поэтому первостепенное значение всегда уделялось созданию и развитию открытой и гибкой европейской структуры квалификаций, основанной на прозрачности и взаимном доверии.

Ключевые слова:

высшее образование, высшая школа, квалификация специалистов
Цитировать публикацию:
Докторское образование в структуре квалификаций европейского высшего образования – С. 492-497.

Doktorskoe obrazovanie v strukture kvalifikatsiy evropeyskogo vysshego obrazovaniya. , 492-497. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Увеличение прозрачности и сравнимости квалификаций является одним из главных и необходимых условий развития Болонского процесса. Именно поэтому первостепенное значение всегда уделялось созданию и развитию открытой и гибкой европейской структуры квалификаций, основанной на прозрачности и взаимном доверии.

Первая структура квалификаций европейской Области высшего образования была принята конференцией, прошедшей в Бергене в 2005 году. На семинаре в Копенгагене (январь 2005 г.) рабочая группа по Болонскому процессу предложила основанную на так называемых «Дублинских дескрипторах» следующую структуру описаний требований к выпускникам третьего цикла общеевропейского пространства высшего образования [1]:

Квалификации третьего цикла (доктор) присуждаются выпускникам, которые:

  • продемонстрировали глубокое понимание тематики изучаемой области и владение навыками и методами исследования в данной сфере;
  • продемонстрировали способность задумать, разрабатывать, реализовывать и адаптировать реальный процесс исследования;
  • внесли существенный вклад своими оригинальными исследованиями, ряд результатов которых получил отклик в национальных и зарубежных изданиях;
  • способны к критическому анализу, оценке и синтезу новых идей;
  • могут общаться с коллегами и обществом в целом в своей области профессиональных знаний;
  • смогут содействовать технологическому, социальному и культурному развитию в обществе, основанном на знании.
  • Европейская Структура Квалификаций для непрерывного обучения (EQF) - вторая структура квалификаций перехода с одного цикла образования на следующий в европейской системе образования. Она была разработана европейской Комиссией и зарегистрирована в 2008 году президентами Европейского парламента и Совета Европейского союза.

    В Европейской Квалификационных рамке (EQF) предусмотрено 6 уровней, по каждому из которых представлено описание результатов обучения – знаний и навыков, относящиеся к квалификациям на соответствующем уровне. Каждое описание цикла предлагает общее утверждение типичных ожиданий достижений и способностей, связанных с квалификациями, которые представляют конец этого цикла.

    Первый цикла в структуре Болонского процесса - бакалавриат - соответствует 6 уровню Квалификационной рамки Европейского пространства Высшего образования (EQF), второй цикл – магистратура – соответствует 7 уровню EQF,

    В соответствии с Европейской Квалификационной рамкой результатами обучения на докторском уровне являются «знания в самой продвинутой границе области работы или исследования в междисциплинарной сфере, а также самые продвинутые и специализированные навыки и методы, включая синтез и оценку, требуемые для решения критических проблем в исследовании и/или новшестве и позволяющие пересматривать существующее знание или профессиональную практику.» [2]

    В России с 2006 года ведется работа по разработке Национальной рамки квалификаций. Проект «Национальная рамка квалификаций Российской Федерации» [3] представляет собой таблицу характеристик квалификационных уровней (дескрипторов). Таблица содержит девять квалификационных уровней, при этом шестой квалификационный уровень соответствует бакалавриату, 7 – магистратуре и подготовке по специальностям ВПО, 8 уровень – аспирантура и 9 уровень - докторантура.

    Первые восемь уровней квалификации соответствуют уровням Европейской рамки квалификаций. Девятый уровень отражает традиционную специфику классификации квалификационных уровней в Российской Федерации. К нему относятся, например, ученые со степенью доктора наук.

    Структура описания уровней квалификации в Национальной рамке квалификаций Российской Федерации задается аналогично Европейской рамке квалификаций: используются обобщенные показатели «знания – умения – общая компетенция». При этом каждый из них сопряжен с показателями профессиональной деятельности: наукоемкостью, сложностью, широтой полномочий и ответственностью.

    В проекте российской национальной рамки квалификации обозначены общие компетенции, сложность деятельности и ее наукоемкость в аспирантуре и докторантуре.

    В аспирантуре – это руководство деятельностью (в том числе, инновационной) с принятием ответственности за результат на уровне организации; определение стратегии деятельности организации; решение проблем технологического или отраслевого уровня, видение альтернативных подходов к решению; исследования и разработки, значимые для конкретной отрасли; синтез междисциплинарных научных знаний (в том числе, инновационных) и опыта.

    В докторантуре – это руководство деятельностью (в том числе, инновационной) сотрудников с принятием ответственности за результат в масштабах отрасли; определение стратегии деятельности на уровне отрасли и на стыке отраслей; решение проблем методологических, исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности отрасли; управление информационными потоками; синтез знаний междисциплинарного, межотраслевого и инновационного характера.

    В ходе болонского процесса изменились принципы построения образовательных стандартов и программ. Основой их построения стали необходимые результаты обучения. Каждый из этих элементов требует отдельного внимания. Так, в подготовке научных кадров особенно важен компетентностный подход к их оцениванию и определению компетенций в рамках триады «требования к подготовке – содержание образовательной программы – результаты обучения».

    Основу компетенций докторского образования должны составлять:

  • Способность постигать, конструировать, применять и адаптировать комплексные исследовательские процессы со свойственным ученым целостностью.
  • Способность продемонстрировать системное понимание изучаемой области и освоили все навыки и методы исследования, связанные с этой областью.
  • Способность внести вклад в расширение передовых знаний за счет проведения оригинального исследования (для которого потребовалось проделать большой объем работ), основные результаты которого достойны публикации в национальных или международных научных изданиях.
  • Способность к критическому анализу, оценке и синтезу новых и комплексных идей.
  • Способность выступать как специалисты, могущие в рамках своей научной и профессиональной сферы содействовать технологическому, социальному и культурному развитию общества, основанного на знаниях.
  • Способность общаться со своими коллегами, а также представителями более широкого академического сообщества и общества в целом как эксперты в своей области.
  • Общие компетенции формируют основу докторского обучения, например, «способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу», «способность к критике и самокритике» и «способность проводить исследование на соответствующем уровне».

    Компетенция «умения решать проблемы» необходима на многих уровнях от самого простого и наиболее технического до самого высокого. Очевидно, любая диссертация или научно-исследовательская работа, представленная для докторантуры, должна демонстрировать способность обучающегося идентифицировать и решать многие различные проблемы. Тем не менее «умение решать проблемы» на самом высоком уровне подразумевает способность идентифицировать, определять и осмыслять проблемы по отношению к обществу, находить методы исследования, обнаруживая и предлагая эффективные решения.

    Предметно-ориентированные компетенции - это те, которые должны быть развиты студентами / соискателями, занятыми в определенной дисциплинарной или тематической области. Именно предметная область - рассматриваемая в международном контексте сотрудничества – определяет ключевые предполагаемые результаты обучения для каждого уровня. [4]

    Докторские программы должны гарантировать развитие всех предметно-ориентированные компетенций на высоком уровне. Подразумеваются не только инструментальные или технические компетенции, необходимые для выполнения определенной научно-исследовательской работы, но также и знание теории и методологии, которая может быть полезной в будущих проектах.

    Использование кредитов для измерения трудоемкости обучения по докторским программам.

    Достаточно распространено мнение о том , что докторское образование должно четко отличаться от первого и второго циклов высшего образования в Болонском процессе, тем что не должно сверхрегулироваться и соответственно не должно быть никакой европейской системы кредитов или аккредитации на докторском уровне. [5]

    Если принять каждый кредит приблизительно за 25-30 часов работы студентов или соискателей, можно разумно использовать общий показатель, допускающий, что трехлетние докторские программы можно выполнить за время, эквивалентное 180 кредитам ECTS, а четырехлетние докторские программам за время, эквивалентное 240 ECTS. Вместе с тем, министрами в Бергене было рекомендовано не регламентировать третий цикл слишком жестко, но в то же время, обучающийся имеет право обучаться по такой программе, в которой он сможет выполнить необходимую работу в отведенное время. Четко и рационально организованные программы, основанные на широком наборе необходимых компетенций, которые будут приобретены, принесут огромную пользу (табл.1.)

    Таблица 1

    Шаблон/образец программ третьего цикла [6]

    Элемент программы
    Предложения по рассматриваемым элементам
    Заполняется согласно требованиям конкретного учреждения, принимая во внимание законодательную базу.
    1. Введение в Докторскую программу
    Как программа вписывается в профиль и миссию данного учреждения? Каковы ее сильные стороны? В каких областях программа имеет преимущество перед другими? Рассмотреть главные исследовательские группы, наиболее разработанные/разрабатываемые темы и какие есть пробелы. Есть ли международные сети, совместные степени и т.д.? Оценить, где начинающие «доктора» смогут работать, и на какой должности.

    2. Профиль и вид степени/программы
    Академическое определение степени.
    Профессиональная деятельность, которую выпускники будут в состоянии выполнить, и степень ответственности, которую они будут в состоянии взять на себя

    3. Предполагаемые результаты обучения и компетенции
    Рамки Европейской квалификации в целом:
    1) продемонстрировать системное понимание области исследования и мастерство владения навыками и методами исследования, связанного с конкретной областью;
    2) продемонстрировать способность думать, проектировать, осуществлять и соотносить осуществляемый процесс исследования с академической целостностью;
    3) внести вклад в науку благодаря проведенному оригинальному исследованию, которое расширило границу знания, способствовало существенному развитию предмета исследования; некоторые из таких исследований заслуживают рецензируемых публикаций на национальном или международном уровнях;
    4) проявить способность к критическому анализу, оценке и синтезу новых и сложных идей;
    5) уметь общаться с экспертами, с широким кругом академического сообщества и с обществом вообще в своих областях знания;
    6) быть в состоянии продвинуть, в пределах академических и профессиональных контекстов, свои технологические, социальные или культурные достижения в обществе, основанном на знании
    Настройка общих компетенций для соответствующих уровней, а также специальных компетенций
    4. Трудоемкость/учебная нагрузка и ECTS
    180-240 кредитов (25-30 часов студенческой работы за зачетную единицу), из которых отдельная часть присуждается при защите диссертации или проекта, и другая часть за различные модули и плановые занятия, когда они подлежат оценке, и соискатель демонстрирует обладание данными компетентностями.

    5. Обучение, преподавание
    и оценка
    Определение среды обучения и методов оценки исследовательской среды и методов оценки работы (например, еженедельный семинар с другими докторантами, организованный, в свою очередь, соискателями, председательствование на собрании, проведение дискуссий, доклад; или проведение лабораторных работ, в которых демонстрируются и повторяются определенные методы и приемы).

    6. Повышение качества
    Какие процедуры (самооценка, внешняя оценка, участие соискателей и т.д.) позволяют гарантировать качество программы?

    [1] Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего образования: методическое пособие. − М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.

    [2] Doctoral studies in Europe: excellence in researcher training. – League of European research universities (LERU), 2007.

    [3] Проект Национальная рамка квалификаций Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.firo.ru/component/option,com_docman/task,doc_download/gid,220/lang,ru/

    [4] Gonzalez J., Isaacs K., Wagenaar R.Applying the tuning approach to third cycle studies. – 2008.

    [5] Doctoral studies in Europe: excellence in researcher training. – League of European research universities (LERU), 2007.

    [6] Gonzalez J., Isaacs K., Wagenaar R.Applying the tuning approach to third cycle studies. – 2008.



    Издание научных монографий от 15 т.р.!

    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
    В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



    Источники:
    1. Бакушин А.А. Инновационные процессы в технологиях обучения: – М.: Гардарики, 2005.
    2. Дьячук П.П. Динамические компьютерные системы управления и диагностики процесса обучения. – Красноярск, 2005.
    3. Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебное пособие. – М.: ООО «Дом педагогики», 2006.
    4. Латышев В.Л. Интеллектуальные обучающие системы: теория и технология создания и применения. – М.: Образование и Информатика, 2003.
    5. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование. – М.: Наука, 2002.