Докторское образование в структуре квалификаций европейского высшего образования
Ключевые слова:
высшее образование, высшая школа, квалификация специалистовПриглашаем к сотрудничеству авторов научных статей
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Увеличение прозрачности и сравнимости квалификаций является одним из главных и необходимых условий развития Болонского процесса. Именно поэтому первостепенное значение всегда уделялось созданию и развитию открытой и гибкой европейской структуры квалификаций, основанной на прозрачности и взаимном доверии.
Первая структура квалификаций европейской Области высшего образования была принята конференцией, прошедшей в Бергене в 2005 году. На семинаре в Копенгагене (январь 2005 г.) рабочая группа по Болонскому процессу предложила основанную на так называемых «Дублинских дескрипторах» следующую структуру описаний требований к выпускникам третьего цикла общеевропейского пространства высшего образования [1]:
Квалификации третьего цикла (доктор) присуждаются выпускникам, которые:
В Европейской Квалификационных рамке (EQF) предусмотрено 6 уровней, по каждому из которых представлено описание результатов обучения – знаний и навыков, относящиеся к квалификациям на соответствующем уровне. Каждое описание цикла предлагает общее утверждение типичных ожиданий достижений и способностей, связанных с квалификациями, которые представляют конец этого цикла.
Первый цикла в структуре Болонского процесса - бакалавриат - соответствует 6 уровню Квалификационной рамки Европейского пространства Высшего образования (EQF), второй цикл – магистратура – соответствует 7 уровню EQF,
В соответствии с Европейской Квалификационной рамкой результатами обучения на докторском уровне являются «знания в самой продвинутой границе области работы или исследования в междисциплинарной сфере, а также самые продвинутые и специализированные навыки и методы, включая синтез и оценку, требуемые для решения критических проблем в исследовании и/или новшестве и позволяющие пересматривать существующее знание или профессиональную практику.» [2]
В России с 2006 года ведется работа по разработке Национальной рамки квалификаций. Проект «Национальная рамка квалификаций Российской Федерации» [3] представляет собой таблицу характеристик квалификационных уровней (дескрипторов). Таблица содержит девять квалификационных уровней, при этом шестой квалификационный уровень соответствует бакалавриату, 7 – магистратуре и подготовке по специальностям ВПО, 8 уровень – аспирантура и 9 уровень - докторантура.
Первые восемь уровней квалификации соответствуют уровням Европейской рамки квалификаций. Девятый уровень отражает традиционную специфику классификации квалификационных уровней в Российской Федерации. К нему относятся, например, ученые со степенью доктора наук.
Структура описания уровней квалификации в Национальной рамке квалификаций Российской Федерации задается аналогично Европейской рамке квалификаций: используются обобщенные показатели «знания – умения – общая компетенция». При этом каждый из них сопряжен с показателями профессиональной деятельности: наукоемкостью, сложностью, широтой полномочий и ответственностью.
В проекте российской национальной рамки квалификации обозначены общие компетенции, сложность деятельности и ее наукоемкость в аспирантуре и докторантуре.
В аспирантуре – это руководство деятельностью (в том числе, инновационной) с принятием ответственности за результат на уровне организации; определение стратегии деятельности организации; решение проблем технологического или отраслевого уровня, видение альтернативных подходов к решению; исследования и разработки, значимые для конкретной отрасли; синтез междисциплинарных научных знаний (в том числе, инновационных) и опыта.
В докторантуре – это руководство деятельностью (в том числе, инновационной) сотрудников с принятием ответственности за результат в масштабах отрасли; определение стратегии деятельности на уровне отрасли и на стыке отраслей; решение проблем методологических, исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности отрасли; управление информационными потоками; синтез знаний междисциплинарного, межотраслевого и инновационного характера.
В ходе болонского процесса изменились принципы построения образовательных стандартов и программ. Основой их построения стали необходимые результаты обучения. Каждый из этих элементов требует отдельного внимания. Так, в подготовке научных кадров особенно важен компетентностный подход к их оцениванию и определению компетенций в рамках триады «требования к подготовке – содержание образовательной программы – результаты обучения».
Основу компетенций докторского образования должны составлять:
Компетенция «умения решать проблемы» необходима на многих уровнях от самого простого и наиболее технического до самого высокого. Очевидно, любая диссертация или научно-исследовательская работа, представленная для докторантуры, должна демонстрировать способность обучающегося идентифицировать и решать многие различные проблемы. Тем не менее «умение решать проблемы» на самом высоком уровне подразумевает способность идентифицировать, определять и осмыслять проблемы по отношению к обществу, находить методы исследования, обнаруживая и предлагая эффективные решения.
Предметно-ориентированные компетенции - это те, которые должны быть развиты студентами / соискателями, занятыми в определенной дисциплинарной или тематической области. Именно предметная область - рассматриваемая в международном контексте сотрудничества – определяет ключевые предполагаемые результаты обучения для каждого уровня. [4]
Докторские программы должны гарантировать развитие всех предметно-ориентированные компетенций на высоком уровне. Подразумеваются не только инструментальные или технические компетенции, необходимые для выполнения определенной научно-исследовательской работы, но также и знание теории и методологии, которая может быть полезной в будущих проектах.
Использование кредитов для измерения трудоемкости обучения по докторским программам.
Достаточно распространено мнение о том , что докторское образование должно четко отличаться от первого и второго циклов высшего образования в Болонском процессе, тем что не должно сверхрегулироваться и соответственно не должно быть никакой европейской системы кредитов или аккредитации на докторском уровне. [5]
Если принять каждый кредит приблизительно за 25-30 часов работы студентов или соискателей, можно разумно использовать общий показатель, допускающий, что трехлетние докторские программы можно выполнить за время, эквивалентное 180 кредитам ECTS, а четырехлетние докторские программам за время, эквивалентное 240 ECTS. Вместе с тем, министрами в Бергене было рекомендовано не регламентировать третий цикл слишком жестко, но в то же время, обучающийся имеет право обучаться по такой программе, в которой он сможет выполнить необходимую работу в отведенное время. Четко и рационально организованные программы, основанные на широком наборе необходимых компетенций, которые будут приобретены, принесут огромную пользу (табл.1.)
Таблица 1
Шаблон/образец программ третьего цикла [6]
Элемент программы
|
Предложения по рассматриваемым элементам
|
Заполняется согласно требованиям конкретного учреждения, принимая во внимание законодательную базу.
|
1. Введение в Докторскую программу
|
Как программа вписывается в профиль и миссию данного учреждения? Каковы ее сильные стороны? В каких областях программа имеет преимущество перед другими? Рассмотреть главные исследовательские группы, наиболее разработанные/разрабатываемые темы и какие есть пробелы. Есть ли международные сети, совместные степени и т.д.? Оценить, где начинающие «доктора» смогут работать, и на какой должности.
|
|
2. Профиль и вид степени/программы
|
Академическое определение степени.
Профессиональная деятельность, которую выпускники будут в состоянии выполнить, и степень ответственности, которую они будут в состоянии взять на себя |
|
3. Предполагаемые результаты обучения и компетенции
|
Рамки Европейской квалификации в целом:
1) продемонстрировать системное понимание области исследования и мастерство владения навыками и методами исследования, связанного с конкретной областью; 2) продемонстрировать способность думать, проектировать, осуществлять и соотносить осуществляемый процесс исследования с академической целостностью; 3) внести вклад в науку благодаря проведенному оригинальному исследованию, которое расширило границу знания, способствовало существенному развитию предмета исследования; некоторые из таких исследований заслуживают рецензируемых публикаций на национальном или международном уровнях; 4) проявить способность к критическому анализу, оценке и синтезу новых и сложных идей; 5) уметь общаться с экспертами, с широким кругом академического сообщества и с обществом вообще в своих областях знания; 6) быть в состоянии продвинуть, в пределах академических и профессиональных контекстов, свои технологические, социальные или культурные достижения в обществе, основанном на знании |
Настройка общих компетенций для соответствующих уровней, а также специальных компетенций
|
4. Трудоемкость/учебная нагрузка и ECTS
|
180-240 кредитов (25-30 часов студенческой работы за зачетную единицу), из которых отдельная часть присуждается при защите диссертации или проекта, и другая часть за различные модули и плановые занятия, когда они подлежат оценке, и соискатель демонстрирует обладание данными компетентностями.
|
|
5. Обучение, преподавание
и оценка |
Определение среды обучения и методов оценки исследовательской среды и методов оценки работы (например, еженедельный семинар с другими докторантами, организованный, в свою очередь, соискателями, председательствование на собрании, проведение дискуссий, доклад; или проведение лабораторных работ, в которых демонстрируются и повторяются определенные методы и приемы).
|
|
6. Повышение качества
|
Какие процедуры (самооценка, внешняя оценка, участие соискателей и т.д.) позволяют гарантировать качество программы?
|
|
[1] Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего образования: методическое пособие. − М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.
[2] Doctoral studies in Europe: excellence in researcher training. – League of European research universities (LERU), 2007.
[3] Проект Национальная рамка квалификаций Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.firo.ru/component/option,com_docman/task,doc_download/gid,220/lang,ru/
[4] Gonzalez J., Isaacs K., Wagenaar R.Applying the tuning approach to third cycle studies. – 2008.
[5] Doctoral studies in Europe: excellence in researcher training. – League of European research universities (LERU), 2007.
[6] Gonzalez J., Isaacs K., Wagenaar R.Applying the tuning approach to third cycle studies. – 2008.
Издание научных монографий от 15 т.р.!
Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
2. Дьячук П.П. Динамические компьютерные системы управления и диагностики процесса обучения. – Красноярск, 2005.
3. Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебное пособие. – М.: ООО «Дом педагогики», 2006.
4. Латышев В.Л. Интеллектуальные обучающие системы: теория и технология создания и применения. – М.: Образование и Информатика, 2003.
5. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование. – М.: Наука, 2002.
Doktorskoe obrazovanie v strukture kvalifikatsiy evropeyskogo vysshego obrazovaniya. , 492-497. (in Russian)