Комплекс «наука-образование-инновации» как движущий фактор социально-экономического развития
Ключевые слова:
инновации, социально-экономическое развитие, наука, образование, российская экономикаПриглашаем к сотрудничеству авторов научных статей
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Эффективное развитие российской экономики как единого целого должно достигаться на базе разнообразия экономик регионов, несмотря на их чрезвычайную дифференциацию. Для этого нужны надежные прогнозы социально-экономического развития территорий. Между тем, составление прогноза сопряжено с немалыми трудностями. Каждый субъект федерации обладает определенными климатическими, экономическими, этническими, культурно-историческими особенностями, связанными с его географическим положением и наличием природных ресурсов и полезных ископаемых, обеспеченностью рабочей силой, степенью вовлеченности региона во внешнеторговую деятельность страны.
Таким образом, для составления прогнозных документов и планирования на их основе дальнейшего развития того или иного региона должна быть сформирована система количественных и качественных показателей, охватывающих все стороны его экономической и социальной жизни (в том числе, показатели, касающиеся дифференциации между различными районами, инвестиционной привлекательности региона, баланса притока и оттока финансовых средств, использования природных ресурсов и т.д.).
Исходя из перечисленных особенностей, была организована работа ученых-экономистов Северо-Запада по разработке стратегических документов на длительный период.
Образованный в июне 2007 года Межведомственный Северо-Западный координационный совет при РАН по фундаментальным и прикладным исследованиям (МКС) поручил Научному совету МКС по проблемам региональной экономики, социальным проблемам и инновациям разработать проект Стратегии развития комплекса «наука-образование-инновации» Северо-Западного федерального округа России до 2030 года.
Выбор данного направления исследований в качестве первого этапа стратегического планирования социально-экономического развития Северо-Запада не случаен.
Дело в том, что при переходе на инновационный путь развития основными участниками этого процесса становятся научные учреждения, которые при тесном взаимодействии с образовательными учреждениями создают необходимые материально-технические и кадровые предпосылки для выхода на более высокий уровень социально-экономического прогресса страны.
Указанные направления деятельности «наука-образование-инновации» представляют собой не просто три отдельные сферы деятельности, а комплекс взаимосвязанных и взаимообуславливающих друг друга процессов (рис. 1).
Наука и образование в силу своей специфики органически связаны между собой и объективно не могут существовать друг без друга. Решение многих проблем развития научной и образовательной деятельности зависит от их эффективного взаимодействия. Наука обогащает образование новыми знаниями, разрабатывает новые, прогрессивные методы обучения, а образование служит источником, питающим науку молодыми кадрами. Только благодаря ускоренному развитию науки и образования возможны разработка и эффективное применение различных инновационных проектов и программ.
Рис. 1. «НАУКА-ОБРАЗОВАНИЕ-ИННОВАЦИИ» есть комплекс взаимосвязанных процессов
Еще одно немаловажное обстоятельство, вызвавшее выделение сфер науки, образования и инноваций в отдельный блок, - это уникальный научный потенциал Санкт-Петербурга и в целом Северо-Запада. По уровню развития научной и инновационной инфраструктуры регион занимает одно из лидирующих мест в России.
На территории Северо-Западного федерального округа расположены:
- Санкт-Петербургский, Кольский, Карельский научные центры;
- Коми и Архангельский научные центры, которые входят в состав Уральского отделения РАН;
- научно-исследовательские, проектные организации прикладной (отраслевой) науки и высшие учебные заведения, расположенные в субъектах Федерации Северо-Западного федерального округа.
Ответственным исполнителем этого проекта является Институт проблем региональной экономики РАН.
Стратегия развития комплекса «наука-образование-инновации» разрабатывалась в тесном взаимодействии Российской академии наук, аппарата полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе и Ассоциации «Северо-Запад», и входит составной частью в общую концепцию развития Северо-Западного федерального округа.
Разработанная Стратегия комплекса «наука-образование-инновации» (Стратегия НОИ) является принципиально новым документом, не имеющим аналогов в стратегических документах других округов.
Во-первых, выделен комплекс «наука-образование-инновации». Хотя вопрос взаимодействия научно-технического и научно-образовательного потенциала представлен, например, в Стратегии экономического развития Сибири. Стратегическое планирование развития в едином комплексе науки, образования и создания условий для внедрения инноваций позволит объединить финансовые и интеллектуальные ресурсы научных учреждений региона, сформировать единую базу для дальнейшего развития инновационных направлений в увязке с вопросами развития образования.
Во-вторых, расширены горизонты стратегического планирования до 2030 года. Как известно, в целом по стране концепция долгосрочного развития охватывает период до 2020 года и в соответствии с постановлением Правительства РФ к 1 августа 2009 года должен быть подготовлен проект до 2030 года. Иными словами, общероссийский документ по срокам приравняется к нашему проекту Стратегии.
И, наконец, в-третьих. В рассматриваемом документе одним из крупных проектов и программ окружного масштаба предложен проект создания системы управления качеством в СЗФО. Данное предложение основано на современном мировом подходе «управления через качество», позволяющем добиться положительных результатов по всем направлениям социально-экономического развития.
Говоря об инновационном развитии, необходимо отметить, что наряду с научно-техническими инновациями существует еще один тип – инновации в управление, которые в последнее время приобретают все более весомое значение.
Мировая практика подтверждает, что без грамотного управления невозможно добиться положительных результатов ни в одном виде деятельности. Поэтому в Стратегии нами предусмотрен ряд мероприятий по внедрению современных методов управления качеством.
Обобщение всех предложений, поступивших из разных источников: от академических и отраслевых институтов, органов исполнительной власти и других организаций, позволило сформировать следующий перечень крупных проектов и программ:
Формирование общей среды и условий развития комплекса НОИ:
В Стратегию развития НОИ включены следующие приоритетные тематические направления исследований и разработок в СЗФО:
ü глубокая переработка полезных ископаемых (древесины, нефти, газа);
ü альтернативные источники энергии (солнечной, ветровой, приливной, водородной, биоэнергетика, плавучие АЭС);
ü производство наноматериалов для электроники, судостроения, медицины;
ü композитные материалы для турбин, ядерной, водородной энергетики;
ü морские технологии (судостроение, навигация, гидродинамика и др.);
ü информационные технологии (программные продукты, элементная база, телекоммуникации);
ü биотехнологии и технологии здоровья человека;
ü обновление энергетического комплекса Северо-Запада России (генерирующих мощностей, передающих сетей и др.);
ü экологическая безопасность (мониторинг воздушной, водной среды, предупреждение, обеззараживание);
ü технологии по освоению нефтегазовых месторождений на арктическом континентальном шельфе.
Результаты проведенных исследований перспектив развития комплекса «наука-образование-инновации» СЗФО представлены в виде сводных таблиц.
Таблица 1 содержит прогноз основных показателей по развитию науки в СЗФО на период до 2030 года.
Таблица 1
Прогноз основных показателей по развитию науки в СЗФО
Показатель |
2006 г. |
2020 г. |
Рост
2020 г. к 2006 г. (раз) |
2030 г. |
Рост 2030 г.
к 2006 г. (раз) | |
Численность персонала,
чел. |
активный вариант
|
103635
|
142055
|
1,37
|
150294
|
1,45
|
инерционный вариант
|
-
|
119974
|
1,16
|
131968
|
1,27
| |
Внутренние текущие затраты,
млн. руб. |
активный вариант
|
36599
|
153705
|
4,2
|
336614
|
9,2
|
инерционный вариант
|
-
|
42367
|
1,16
|
46604
|
1,27
| |
Затраты на приобретение оборудования,
млн. руб. |
активный вариант
|
1097
|
4611
|
4,2
|
10098
|
9,2
|
инерционный вариант
|
-
|
1301
|
1,18
|
1398
|
1,27
|
Прогноз динамики этих показателей выполнен по двум сценариям: инерционному (исходя из тренда за период 2000-2006 гг.) и активному (исходя из темпов роста по Санкт-Петербургу). Как видно из таблицы 1, к 2030 году численность персонала научных организаций может вырасти на 45% или на 27% в целом по округу, в то время как текущие затраты на научно-исследовательские работы и конструкторские разработки, а также на приобретение оборудования вырастут в 9,2 раза (по активному сценарию) и лишь на 27% - по инерционному варианту. Иными словами – при инерционном варианте развития рост объемов исследований и приобретаемого оборудования будет пропорционален росту численности персонала, тогда как при активном сценарии за счет существенного роста оснащенности научных организаций отдача каждого сотрудника будет в несколько раз превышать сегодняшний уровень, будет достигнут рост научных исследований в несколько раз.
Перспективы развития образования показаны в таблице 2. Здесь приведены прогнозные данные о динамике численности выпускаемых специалистов с высшим образованием (рост почти в 2 раза) и со средним профессиональным образованием (рост на одну треть). Что касается специалистов высшей научной квалификации, то здесь планируется не только существенное увеличение численности аспирантов и докторантов, но и значительное повышение процента защитивших диссертации.
Таблица 2
Прогноз основных показателей по развитию образования в СЗФО
Показатель
|
Ед. изм.
|
2000
|
2006
|
2010
|
2015
|
2020
|
2030
|
Выпуск специалистов учреждениями высшего профессионального образования
|
Тыс. чел.
|
71,0
|
130,2
|
131,8
|
127,4
|
128,2
|
130,4
|
Выпуск специалистов учреждениями среднего профессионального образования
|
Тыс. чел.
|
48,5
|
56,5
|
55,8
|
59,2
|
62,4
|
63,7
|
Численность закончивших аспирантуру, всего
|
Чел.
|
3636
|
4363
|
4450
|
4581
|
-
|
6457
|
в том числе с защитой диссертации
|
Чел.
|
1003
|
1347
|
1780
|
2290
|
-
|
4843
|
Численность закончивших докторантуру
|
Чел.
|
249
|
235
|
240
|
249
|
-
|
348
|
в том числе с защитой диссертации
|
Чел.
|
76
|
66
|
108
|
149
|
-
|
278
|
Подобная динамика во многом будет определяться перечисленными ниже мероприятиями по модернизации системы образования:
ü формирование единого образовательного и кадрового пространства для выделенных приоритетных научно-инновационных, производственно-технологических кластеров;
ü структурная перестройка региональных систем подготовки кадров: создание многоуровневых научно-образовательных комплексов, определение базовых вузов и колледжей для формирования системы непрерывного профессионального образования, укрепление связей учреждений науки, образования и бизнеса;
ü усиление сетевого взаимодействия образовательных, научных, производственных организаций, институциализация межрегиональных и внутрирегиональных кластерообразующих связей;
ü оптимизация структуры и профилей подготовки кадров в системе профессионального образования СЗФО, введение системы государственного заказа на подготовку кадров, подготовка по интегрированным профессиям, сопряженным образовательным программам, создание системы сертификации квалификаций специалистов комплекса НОИ СЗФО;
ü укрепление учебно-производственной, лабораторной базы образовательных учреждений, развитие механизмов соучредительства образовательных учреждений, софинансирования образовательного процесса в ВУЗах и учреждениях профессионального образования;
ü институциональная перестройка управления образовательными системами комплекса НОИ СЗФО с созданием совета ректоров ВУЗов СЗФО и ассоциации директоров учреждений ПО, органов государственно-общественного управления комплексом НОИ по приоритетным производственных кластерам СЗФО.
Прогноз развития науки и образования позволяет оценить также перспективы развития инновационной деятельности в Северо-Западном регионе. В таблице 3 приведены основные показатели этого развития.
Таблица 3
Прогноз основных показателей по развитию инновационной деятельности в СЗФО
Показатель |
2006 г. |
2020 г. |
Рост 2020 г.
к 2006 г. (раз) |
2030 г. |
Рост 2030 г.
к 2006 г. (раз) |
Затраты на технологические инновации, млн. руб.
|
22825,8
|
93100
|
4,0
|
167600
|
7,3
|
Удельный вес инновационной продукции, %
|
3.6
|
18.1
|
|
43.4
|
|
Уровень инновационной активности, %
|
9.1
|
24.9
|
|
42.3
|
|
Затраты на технологические инновации должны вырасти в 7 с лишним раз, при этом удельный вес инновационной продукции, т.е. выпускаемой не более 3-х лет, в общем объеме производства увеличится с 3,6 процента до 43,4 процентов. По уровню инновационной активности будут достигнуты следующие результаты: если сегодня инновационно активным является каждое 11-ое предприятие, то в 2030 году таким будет почти каждое второе.
Совершенно очевидно, что комплекс НОИ СЗФО располагает мощным научным, инновационным, кадровым потенциалом, позволяющим успешно решать задачи социально-экономического развития Северо-Запада.
Вместе с тем, комплекс еще не представляет собой единую систему взаимодействующих субъектов академической и отраслевой науки, образовательных учреждений различного уровня и подчиненности, инновационных и исследовательских центров, крупных производств и т.д.
Не в полную силу взаимодействуют между собой и учреждения самого комплекса НОИ (университеты, научные центры, академические институты).
В последние годы наметились некоторые позитивные тенденции в развитии комплекса НОИ СЗФО. Среди них – выделение приоритетных направлений исследований и конкретных проектов, вокруг которых объединяются научные, образовательные, производственные организации, создание новых институциональных форм отношений, интегрирующих образование и науку, инновации и производство (наукограды, технопарки, центры трансфера технологий и пр.). Важным аспектом развития комплекса НОИ СЗФО является начавшаяся децентрализация научной, инновационной деятельности, формирование научно-производственных кластеров, сетевых инновационных структур, объединяющих субъекты научно-инновационной деятельности за пределами Санкт-Петербурга (таблица 4).
Таблица 4
Основные типы комплексообразующих связей субъектов научно-инновационной и образовательной деятельности в СЗФО
Тип комплексообразующих связей
|
Научно-инновационный профиль кластерных связей
|
Субъекты СЗФО (основные участники)
|
Радиально ориентированные межрегиональные комплексообразующие связи
|
Судостроительный кластер
|
Санкт-Петербург, Архангельская обл., Мурманская обл.
|
Машиностроительный кластер
|
Санкт-Петербург, Вологодская обл.
| |
Кластер информационных и коммуникационных технологий
|
Санкт-Петербург, Республика Карелия, Новгородская обл.
| |
Кластер нанотехнологий
|
Санкт-Петербург,
Республика Коми | |
Кластер ядерных технологий
|
Санкт-Петербург, Ленинградская область, Новгородская обл.
| |
Кластер автомобилестроения (формирующийся)
|
Санкт-Петербург,
Вологодская обл. | |
Горизонтально ориентированные межрегиональные комплексообразующие связи
|
Кластер сберегающих технологий лесопользования
|
Республика Карелия, Республика Коми
|
Кластер развития технологий рыболовства и рыбоводства
|
Архангельская обл., Мурманская обл.
| |
Лесопромышленный кластер
|
Ленинградская область, Санкт-Петербург, Республика Карелия
| |
Регионально локализованные комплексообразующие связи
|
Гидропонные технологии
|
Республика Карелия
|
Агробиологические технологии
|
Вологодская обл.
| |
Геоэкологические основы устойчивого развития
|
Калининградская обл.
|
Как известно, инновационный технологический кластер представляет собой экономически активный блок предприятий, конкурентоспособных в долгосрочной перспективе благодаря технологической специализации, отраслевой гибкости и универсальности.
Кластер объединяет владельцев инновационных технологий независимо от форм собственности и размера предприятий, формируя единую технологическую платформу соответствующего отраслевого профиля на базе лучших мировых, в том числе, инновационных технологий. Ее дальнейшее развитие нацелено на достижение глобальной конкурентоспособности в определенном перечне приоритетных отраслей.
Кластер должен вести активную совместную работу с органами государственной законодательной и исполнительной власти по вопросам развития инновационной деятельности.
Кластер выступает организатором промышленной кооперации и трансфера инновационных технологий, предоставляя комплексные технологические услуги диверсифицированному по отраслям кругу товаропроизводителей.
В комплексе НОИ СЗФО наиболее развиты радиально ориентированные межрегиональные комплексообразующие связи, идущие из Санкт-Петербурга. Это обусловлено тем, что исторически основной научный, инновационный, образовательный потенциал формировался в Санкт-Петербурге. Радиально ориентированные межрегиональные комплексообразующие связи объединяют Санкт-Петербург со всеми регионами СЗФО в несколько научно-инновационных и производственных кластеров.
Периферийно ориентированные межрегиональные комплексообразующие связи характерны для локальных научно-инновационных и производственных связей. К их числу можно отнести кластер развития сберегающих технологий природо- и лесопользования (Республика Карелия – Республика Коми), региональный центр трансфера технологий (Республика Карелия – Архангельская область – Мурманская область).
Регионально локализованные комплексообразующие связи характерны в определенной степени для машиностроительного кластера Вологодской области, кластера технологий геоэкологических основ устойчивого развития регионов, развивающегося в Калининградской области и др.
В целом состояние комплекса НОИ СЗФО позволяет сегодня решать текущие задачи социально-экономического развития и подготовки кадров для предприятий приоритетных отраслей экономики СЗФО, однако для решения стратегических задач развития комплекса НОИ СЗФО, реализации крупных проектов, в том числе создания прорывных технологий, необходимо проведение содержательной, институциональной и структурной перестройки этого комплекса.
Стратегия развития комплекса «наука-образование-инновации» Северо-Западного федерального округа России до 2030 года может служить основой для разработки Комплексной научно-технической программы, обеспечивающей развитие Северо-Западного федерального округа до 2030 года (рис. 2).
Нам представляется, что в ней должны быть разработаны программы реализации крупных проектов, программы по приоритетным направлениям развития СЗФО с указанием конкретных мероприятий, источников финансирования, исполнителей и сроков реализации. В этой же Программе должны быть намечены планы перспективных фундаментальных и прикладных исследований для обеспечения дальнейшего прогресса.
Разработка этой Программы запланирована на текущий год.
Мы переходим на качественно новый уровень прогнозирования. И здесь важнейшую роль должны сыграть научные советы МКС, поскольку научно-техническое развитие должно быть привязано к конкретным проблемам и отраслям экономики Северо-Запада.
Рис. 2. Составляющие Комплексной научно-технической программы, обеспечивающей развитие Северо-Западного федерального округа до 2030 года
Научные советы по проблемам естественных, технических и общественных наук МКС:
Научный совет по физике.
Председатель – академик Алферов Ж.И.
Базовая организация – Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе РАН.
Научный совет по химии и материаловедению.
Председатель – академик Терещенко Г.Ф.
Базовая организация - Институт высокомолекулярных соединений РАН.
Научный совет по проблемам рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Председатель – академик Калинников В.Т.
Базовая организация – Кольский научный центр РАН.
Научный совет по проблемам физиологии и медицины.
Председатель – академик Наточин Ю.В.
Базовая организация - Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН.
Научный совет по проблемам биологии и биоресурсов таежных систем.
Председатель – чл.-корр. Титов А.Ф.
Базовая организация – Карельский научный центр РАН.
Научный совет по общественным наукам.
Председатель – чл.-корр. Пиотровский М.Б.
Базовая организация – Институт русской литературы РАН.
Научный совет по проблемам региональной экономики, социальным проблемам и инновациям.
Председатель - чл.-корр. Окрепилов В.В.
Базовая организация - Институт проблем региональной экономики РАН.
Научный совет по проблемам энергетики и транспорта.
Председатель – академик Васильев Ю.С.
Базовая организация - Институт проблем транспорта РАН.
Научный совет по проблемам информатики и процессов управления.
Председатель – чл.-корр. Юсупов Р.М.
Базовая организация – Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации РАН.
Как видно, здесь представлены только организации РАН, но для более эффективной работы необходимо привлекать отраслевиков. Планируется создание совместных рабочих групп с участием представителей реальных секторов экономики.
Особое значение мы придаем созданию системы управления качеством Северо-Запада России.
Как уже отмечалось, в последнее время важнейшим видом инноваций стали инновации в управление. Они связаны с разработкой и внедрением систем менеджмента качества на всех уровнях управления.
В мире вообще и в Санкт-Петербурге в частности накоплен значительный опыт управления качеством на уровне предприятий и организаций. Нам представляется необходимым эти методы работы распространить на другие уровни управления: муниципальный и региональный.
На рисунке 3 показана организационная схема функционирования региональной системы управления качеством. Она представляет собой совокупность организационной структуры, методов работы, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления административного воздействия на качество в регионе посредством мер оперативного характера.
Функционирование региональной системы управления качеством начинается с формирования политики по данному вопросу законодательными органами субъектов федерации.
Рис. 3. Региональная система управления качеством
Ядром региональной системы являются целевые комплексные научно-технические и социально-экономические программы и, прежде всего, программы «Качество», планы работ по качеству на уровне предприятий, муниципальных образований, городов и региона в целом.
Нормативами для формирования планов и показателей в рамках указанных программ являются: стандарты проживания, стандарты обеспечения жизнедеятельности и стандарты качества жизни населения.
В Санкт-Петербурге эти инструменты, основанные на методах стратегического планирования с использованием стандартизации, эффективно применяются для оптимизации уровня жизни граждан и управления качеством жизни в городе.
Программы «Качество» и другие целевые программы, являясь важнейшим звеном региональной системы управления качеством, формируют содержательную часть, позволяющую определить что, кто и когда должен сделать.
Но для реализации этих планов нужен механизм, состоящий из двух частей: собственно органов управления системой и вспомогательных организаций, содействующих решению проблем качества.
Первая часть механизма действия региональной системы включает административные органы государственного и отраслевого управления, работающие под единым координирующим руководством специально созданных региональных организаций. Их состав, функции и полномочия пока еще не до конца проработаны. Эта задача будет решаться в процессе дальнейших исследований.
Что касается второй части механизма, то она состоит из целой системы взаимодополняющих организаций и учреждений, образующих инфраструктуру управления качеством. Она представляет собой совокупность видов деятельности, необходимых для воздействия на качество посредством мер оперативного характера.
Ведь проблемы управления качеством столь многогранны и сложны, что их невозможно решить в одиночку.
Нужна действенная помощь и поддержка на государственном и региональном уровнях, а также со стороны специализированных организаций, образующих комплекс, необходимый для проведения этих работ. Кроме того, необходимо проведение всесторонней и объективной оценки результатов и состояния дел для принятия обоснованных стратегических решений.
Исходя из этого, в инфраструктуру управления качеством входят организации, выполняющие работы по стандартизации, подтверждению соответствия (сертификации, метрологии, надзору (аудиту), инжинирингу (разработке и применению методов и средств в области качества), консультированию, информационному обеспечению, обучению по вопросам качества и смежным дисциплинам.
Создание региональной системы управления качеством позволит получить следующие результаты:
ü приобщение к мировому опыту и качественно новые прогрессивные формы и методы управления;
ü повышение конкурентоспособности предприятий и организаций, округа в целом;
ü повышение удовлетворенности граждан;
ü улучшение качества жизни.
По нашему глубокому убеждению создание и задействование системы управления качеством Северо-Западного федерального округа РФ откроет новые перспективы в ускорении социально-экономического развития региона.
Издание научных монографий от 15 т.р.!
Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
2. ФЗ «О федеральном бюджете на 2009год и плановый период 2010 и 2011 годов» - www.minfin.ru.
3. Снегирев А.В. Бюджетная эффективность инвестиционных проектов: Препринт. – СПб: СПбГУЭФ, 2002.
Kompleks «nauka-obrazovanie-innovatsii» kak dvizhushchiy faktor sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya. , 434-448. (in Russian)