Роль менеджмента в становлении творческой организации

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Делая возможными инновации и поддерживая стремление к ним, руководители должны обладать умом, восприимчивым ко всему новому, демонстрировать стремление к развитию и управлять усилиями персонала, нацеленными на освоение нового. Инновации чаще всего ассоциируются с разработкой новой продукции, однако они также подразумевают и необходимость в развитии новых услуг или разрешении проблем, связанных с процессами и внутренней системой организации. Отправной точкой для любого новшества могут стать следующие причины: новый взгляд на вещи, внесение изменений в традиционный метод или объединение простых вещей новым или другим способом. В каждом из этих трех случаев следует признать, что статус-кво не единственный путь. Если не вести активного поиска, научных исследований, наблюдений и не быть готовым взглянуть на те или иные возможности с другой точки зрения, невозможно сделать открытие. Многие «новые» продукты и услуги на самом деле представляют собой всего лишь новые комбинации.

Ключевые слова:

творческая энергия, менеджмент, новаторская концепция развития, виртуальная организация
Цитировать публикацию:
Роль менеджмента в становлении творческой организации – С. 356-361.

Rol menedzhmenta v stanovlenii tvorcheskoy organizatsii. , 356-361. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Делая возможными инновации и поддерживая стремление к ним, руководители должны обладать умом, восприимчивым ко всему новому, демонстрировать стремление к развитию и управлять усилиями персонала, нацеленными на освоение нового. Инновации чаще всего ассоциируются с разработкой новой продукции, однако они также подразумевают и необходимость в развитии новых услуг или разрешении проблем, связанных с процессами и внутренней системой организации. Отправной точкой для любого новшества могут стать следующие причины: новый взгляд на вещи, внесение изменений в традиционный метод или объединение простых вещей новым или другим способом. В каждом из этих трех случаев следует признать, что статус-кво не единственный путь. Если не вести активного поиска, научных исследований, наблюдений и не быть готовым взглянуть на те или иные возможности с другой точки зрения, невозможно сделать открытие. Многие «новые» продукты и услуги на самом деле представляют собой всего лишь новые комбинации.

Новаторство предполагает также нечто большее, чем просто яркие новые продукты и изобретения. Открытие творческих подходов во многом зависит от умения людей использовать преимущества многочисленных возможностей, которые возникают для решения проблем, улучшения процессов внедрения новых технологий или усовершенствования того, что уже существует. Это может быть как поэтапное улучшение уже существующего товара, так и своевременный отклик на появление новой возможности, которую вы изучаете впервые. Новаторство также может предполагать новый способ применения уже известного решения или же может быть оригинальным решением уже знакомой задачи.

Если в недавнем прошлом во многих организациях творческую или новаторскую роль отводили в основном лишь работникам научно-исследовательских и проектных подразделений, то сейчас следует исходить из того, что разработка творческих решений должна происходить на всех рабочих местах. Надежда на то, что талант нескольких специалистов или гениальных одиночек будет способствовать открытиям, может привести к тому, что так необходимые организации творческие решения, повышающие ее конкурентоспособность, могут быть найдены слишком поздно или же не будут найдены вовсе. Поиск стратегических решений комплексных проблем и подходов к использованию появившихся возможностей дальнейшего эффективного развития организации, требует коллективного творчества, талантов, знаний и упорной работы многих людей внутри и за пределами организации.

Необходимость определения, стоящей перед организацией, проблемы или случайно возникшая идея, позволяющая получить реальную выгоду, могут стать началом инновационного процесса, появления творческих решений и развития этой идеи до следующего уровня. Возникновение инновационного процесса может быть также связано с решением какой-либо проблемы, напрямую затрагивающей человека. Творческое мышление в этом случае активизируется, поскольку личная заинтересованность как бы подталкивает к скорейшему решению проблемы и возникновению идей. В другом случае идею и возможность создания новшества и решения, возникшей перед вами проблемы, может заметить тесно сотрудничающий с вами человек. В обоих случаях идеи, о возможности решения той или иной проблемы или же какого либо улучшения, возникают как часть повседневной жизни людей. Вполне возможно, что и другие люди замечали подобные проблемы и раньше или даже задумывались над их решением, но на этом все и заканчивалось.

Поиск решений требует не только рождения новых идей, но и их эффективного применения: новые методы, привычки, устройства, подходы, комбинации или изменения в технологическом или организационном процессе. Новые идеи важны и они появляются в нашей жизни в более чем достаточном количестве. Но в большинстве случаев людям, увлекшимся идеями, так и не удается добраться до основной части инновационного процесса – внедрения эффективного решения в практику, так как эффективные решения требуют экспериментирования с идеями создания уникальных связей, поиска необходимой работающей комбинации и лишь затем фактического внедрения.

Творческие решения являются результатом упорного труда и процесса, состоящего из многих этапов. Руководитель организации имеет возможность разработать идею до первоначальной концепции, запустить процесс исследований и испытаний, создать пилотную модель, а затем окончательную форму, которая получит широкое распространение. У него есть и другая возможность: финансировать того, кто будет руководить проектом. Но и в том, и в другом случае могут возникнуть непредвиденные неожиданности, так как придется сталкиваться с вопросами, для решения которых еще нет заданных ответов или стандартных способов и, наоборот, будет много неизвестного и новых областей для исследования. Могут возникнуть трудности, которые не были предусмотрены и не могли быть предусмотрены из-за быстроты меняющейся внешней среды. Для преодоления этих препятствий потребуются творческие подходы и новые методы, способность быстро реагировать на ту или иную ситуацию, проявлять компетентность и ответственность на всех уровнях. Поскольку время между возникновением идей и их воплощением в жизнь сокращается, способность руководителя быть новатором становится большим конкурентным преимуществом для организации. Однако руководителю недостаточно иметь видение перспектив развития организации – важно как оно реализуется.

В своей работе руководителю приходится сталкиваться с двойной необходимостью – решать неотложные вопросы или же использовать важнейшие возможности и строить организационную культуру, которая станет опорой для претворения его важнейших усилий. Следует признать, что без решения неотложных вопросов руководителю невозможно обойтись до тех пор пока он не создаст такой рабочий коллектив, сотрудники которого возьмут их решение на себя, предоставив ему возможность заняться перспективными, важнейшими вопросами, определяющими будущее организации. При этом, руководителю необходимо создавать условия, вдохновляющие других людей на творческий подход, использовать их способности для решения возникающих со временем задач, принимая во внимание тот факт, что творческие решения могут и должны возникать во всех подразделениях организации, а не только у нескольких сотрудников. Опыт показывает, что наилучших результатов можно добиться, если вовлечь в работу разнообразные группы людей, способные понять взаимозависимости, связи и долгосрочные значения для всей организации, невзирая на разделяющие их границы. Разные люди нужны не только потому, что у некоторых из них хорошо получается воспроизводить идеи, проверять их и проводить эксперименты, но также и потому, что только в группе можно предвидеть потенциальные следствия успешного решения. Команда разнообразных сотрудников помогает понять, каким образом решение задачи в одной области может создать проблемы в другой, и предпринимает шаги к тому, чтобы избежать этих проблем.

Сегодня дальнейшее развития современных организаций должно обеспечиваться комплексом мер, направленных на активизацию творческого процесса, к которым следует отнести:

- постоянное повышение творческого и интеллектуального потенциала как отдельных работников, так и руководства и всего персонала организации в целом;

- создание условий, позволяющих наиболее полно развиваться творческим способностям персонала;

- создание высокой технологии разработки новой продукции на основе информационно-инновационной системы управления творческим процессом и системой НИОКР в рамках непрерывного инновационного процесса.

В свою очередь, создавая условия для работы, при которых сотрудничество и экспериментирование станут нормой и будут иметь прочную основу, руководителям следует придерживаться следующих принципов.

1. Инновации требуют внимания. Без этого инновационные идеи либо никогда не воплотятся в решения, либо решения не принесут особого результата, а само внимание должно быть сосредоточено на важнейших задачах.

2. Следует привыкнуть к «нечеткой логике». Руководителям придется постоянно продвигаться вперед и принимать решения даже с неизвестными величинами, сомнениями и неполной информацией. Поэтому руководителям необходимо учиться в процессе своей деятельности и использовать разнообразные знания, умения, навыки и таланты членов своего трудового коллектива и людей за его пределами, чтобы правильно расставить приоритеты.

3. Процесс принятия решения необходимо разделять на этапы. Решение должно разрабатываться шаг за шагом и, при этом, необходимо проводить больше исследований, использовать больше ресурсов, проявлять больше смелости. Вспоминая свои первые усилия (возьмем в качестве примера освоение садовых участков), люди часто признаются, что если бы они знали, как это будет сложно, или представляли себе, сколько времени, сил и ресурсов уйдет на это, они, возможно, никогда и не взялись бы за это дело. Следует помнить, что неизбежные издержки – важная часть инновационного процесса. Постепенная разработка проекта помогает создавать обязательства, поэтому надо добиваться разрешения обнародовать свой проект поэтапно и заимствовать ресурсы на его осуществление по мере разработки решения.

4. Быть готовым к нехватке финансирования, но не останавливаться из-за этого перед началом инновационного процесса и привыкнуть к мысли о скудности ресурсов и необходимости заимствовать и просить то, что необходимо для проведения полноценного исследования. Разработка любой ценной творческой идеи, как правило, требует большего труда и усилий, тем это предполагалось вначале. Однако уже первые полученные успехи позволяют облегчить доступ к ресурсам.

5. Постоянно учиться и объединять полученные знания. Проявление любопытства и стремление к учебе – это путь к приобретению глубоких знаний, повышению профессиональной компетентности. Возникновение ценных творческих идей часто является следствием глубокого погружения в изучение интересующего предмета или проведения исследований и получения знаний в смежных областях знаний. Поэтому необходимо постоянно стремиться к пополнению знаний, объединению информации и знаний, полученных из разных источников.

6. Не всегда оправдано стремление стать единственным автором ценной творческой идеи. Не следует забывать и о других людях, предоставлять им возможность разделить с вами успех, а также помнить, что эти люди могут стать авторами необходимых вам идей и оказать нужную поддержку в осуществлении желаемого.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Валентай С. Контринновационная среда российской экономики // Вопросы экономики.- 2003.- № 10.
2. Гохберг Л. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики» // Вопросы экономики.- 2004.- № 7.
3. Известия. - № 41 от 13.08.2009.
4. Клепач А., Смирнов С., Пухов С., Ибрагимов Д. Экономический рост России: амбиции и реальные перспективы // Вопросы экономики.- 2002.- № 8.
5. Кочетков Б.Г. Национальная инновационная способность США: опыт формирования в 1980-2000 гг. // США.- 2001.- №5.
6. Мильнер Б.З. Управление знаниями.- М.: ИНФРА-М, 2003.
7. Эдвинссон Л. Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях.- М.: ИНФРА-М, 2005.
8. Ясин Е., Яковлев А. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики // Вопросы экономики.- 2004.- №7.