Методика инновационно-креативного развития бизнеса: «Инновационный бизнес-инкубатор»

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Переход на инновационный путь развития на сегодняшний день является первостепенной задачей для российской экономики. Решение этой задачи требует комплексного подхода, обеспечивающего грамотное распределение ресурсов для создания и развития мощной региональной инновационной системы. Одним из важных аспектов развития системы является ее кадровая составляющая, которая в свою очередь зависит от качественной и адекватной современным темпам развития системы подготовки кадров. В выступлении В.В. Путина 8-го февраля 2008 года на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» было отмечено, что стратегия инновационного развития страны должна опираться на одно из главных конкурентных преимуществ – на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом. Переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал.

Ключевые слова:

бизнес, бизнес-инкубаторы, инвестиции в человеческий капитал, инновационно-креативная экономика, инноватор
Цитировать публикацию:
Методика инновационно-креативного развития бизнеса: «Инновационный бизнес-инкубатор» – С. 248-253.

Metodika innovatsionno-kreativnogo razvitiya biznesa: «Innovatsionnyy biznes-inkubator». , 248-253. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Переход на инновационный путь развития на сегодняшний день является первостепенной задачей для российской экономики. Решение этой задачи требует комплексного подхода, обеспечивающего грамотное распределение ресурсов для создания и развития мощной региональной инновационной системы. Одним из важных аспектов развития системы является ее кадровая составляющая, которая в свою очередь зависит от качественной и адекватной современным темпам развития системы подготовки кадров. В выступлении В.В. Путина 8-го февраля 2008 года на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» было отмечено, что стратегия инновационного развития страны должна опираться на одно из главных конкурентных преимуществ – на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом. Переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Развитие человека – это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это сегодня и в долгосрочной перспективе наш абсолютный национальный приоритет. Развитие национальных систем образования становиться ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей. Сфера образования должна стать базой для расширения научной деятельности. В свою очередь наука также обладает значительным образовательным потенциалом. Надо оказывать содействие талантливым молодым людям, ведущим активную исследовательскую деятельность, помогать им успешно интегрироваться в научную и инновационную среду. Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов. Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии. Данное выступление подтверждает необходимость внедрения и использования в образовательном процессе передовых методов и технологий. Значительных результатов помогают достигать применение интерактивных методов обучения таких как, тренинги и деловые игры. Эффективность данных методов обучения подтверждает высокая степень усвоения пройденного материала на занятиях. Согласно проведенным исследованиям люди способны помнить 20% прочитанного, 30% услышанного, 40% увиденного, 50% сказанного, 60% сделанного.

90% из того, что услышали, увидели, сказали и сделали.

Форма деловой игры предпочтительна, когда речь идет о многосложном процессе, который труден для восприятия при формальном его описании. Из определения инновационной деятельности следует, что это комплексный процесс, состоящий из целого ряда направлений деятельности, успех которого зависит во многом от слаженного функционирования всей системы. Поэтому целесообразно проводить занятия по профильным дисциплинам в этой области, с использованием интерактивных методов обучения.

Межрегиональный ресурсный центр представляет бизнес-игру «Инновационный бизнес-инкубатор», которая дает возможность моделирования процесса прохождения инновационной бизнес-идеи от ее зарождения до внедрения в виртуальном пространстве игры. Данная технология позволяет акцентировать внимание на актуальной проблеме, не решенной до сих пор, по сокращению разрыва между высшей школой, наукой и производством. Принципы построения данной бизнес-игры дают возможность продемонстрировать в игровом процессе большой эффект от реальной интеграции науки, промышленности и инновационно-инвестиционных структур.

Бизнес-игра «Инновационный бизнес-инкубатор» позволяет в тренировочных условиях управлять инновационными процессами. Для того чтобы игра была максимально приближена к реальным условиям бизнеса, предполагается привлечение экспертов-практиков, имеющих опыт ведения инновационной деятельности. В качестве участников игры планируется приглашение выпускников и слушателей Президентской программы подготовки управленческих кадров, в качестве представителей реального сектора экономики, имеющих опыт предпринимательской деятельности, а также желающие попробовать себя в инновационной деятельности и студентов старших курсов факультета инноватики Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Игра состоит из трех этапов: первый этап посвящен введению в терминологию, чтобы все участники вкладывали одинаковый смысл в понятия, и формированию команд разработчиков инновационных проектов. Во втором этапе команды выбирают из предложенных технологий для коммерциализации ту, которую в течение игры должны будут превратить в бизнес-идею, проработать и представить в качестве инновационного проекта. Задача третьего этапа командам-разработчикам инновационных проектов провести презентацию своего проекта и «продать» бизнес-идею потенциальным инвесторам, выдержав конструктивную критику экспертов.

В бизнес-игре планируется участие не менее трех команд разработчиков инновационных проектов, смешанного состава из представителей Президентской программы и студентов старших курсов факультета инноватики. Также на всем продолжении игры будут работать независимые бизнес-консультанты, задачей которых будет инспектирование работы групп разработчиков и оказание необходимой консультационной поддержки. Эксперты консультанты будут приглашены из числа выпускников Президентской программы, имеющих опыт и необходимую квалификацию по ведению инновационной деятельности. В качестве судей проекта будут выступать эксперты-инвесторы, задача которых будет выявить наиболее перспективный инновационный проект и выделить виртуальное финансирование на его реализацию. В состав команды инвесторов-экспертов будут приглашены к участию представители высшего управленческого звена российского наукоёмкого бизнеса и представители государственной службы, в чьей компетенции находятся вопросы инновационного развития региона.

Рис. 1. Бизнес-игра «Инновационный бизнес инкубатор»

Перед началом работы необходимо сформировать эффективные команды, которые впоследствии могут показать высокие результаты. Неотъемлемой частью игры является сплочение команды или teambuilding. Команды разработчиков инновационных проектов будут сформированы в соответствие с классическими принципами построения временных коллективов для решения конкретных задач. В основе формирования команд будет положено распределение ролей в команде по М. Белбину.

Также на этапе введения в игру для участников будет проведен мини мастер-класс по основам теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Данная дисциплина имеет огромное значение в реализации инновационной деятельности. Анализируя развитие научно-технического прогресса в историческом аспекте, основоположник этой теории Г.С. Альтшуллер выявил закономерности в развитии. Эти законы выявлялись путем изучения больших массивов информации и историй развития. Первоначально были сформулированы законы развития технических систем, которые в последствии распространили на область развития науки. Законы описывают конкретные тенденции развития, которые могут быть использованы при прогнозировании будущих, создании новых и совершенствования имеющихся систем. Знание законов развития позволяет с высокой степенью достоверности определять оптимальные направления и пути эволюции систем, технологий целенаправленно управлять их эволюцией или по крайней мере не тормозить процесс развития, как это часто происходит без знания и понимания законов развития. Знакомство с основами ТРИЗ и проведение нескольких упражнений, направленных на активизацию нестандартного мышления, позволит участникам отойти от так называемой «инерции» мышления и проявить креативность, основанную на знаниях в проектировании и проработке инновационных бизнес-идей, которые в конечном итоге им предстоит представить на суд экспертов и «продать» инвесторам.

Наиболее отличившимся участникам игры может быть оказана поддержка: для выдающихся студентов эта поддержка может быть выражена в содействии в трудоустройстве, а для выпускников Президентской программы может быть оказана поддержка по реализации инновационных проектов приоритетных для развития экономики города.

Участие в деловой игре «Инновационный бизнес-инкубатор», моделирование реальных процессов инновационной деятельности и управление ими позволит игрокам получить полное представление о структуре инновационных процессов, их последовательной увязке, типичных проблемах, которые предстают на пути реализации инноваций, также дадут возможность участникам проявить креативность и применить полученные знания для создания инновационного продукта. Все презентации инновационных проектов будут записываться на видеокамеру и будут подарены участникам по окончании игры. Также в завершении деловой игры экспертами консультантами при помощи профессиональных психологов будет представлены результаты процедуры ассесмента, проводимого с первых минут игры. Таким образом, будет представлен подробный анализ «работы» команд в целом и характеристики каждого игрока в отдельности течение всего проекта, с указанием сильных и слабых сторон. Видео запись и профессиональные советы экспертов помогут участникам оценить со стороны свои выступления, провести работу над ошибками и самое главное получить мощный заряд для собственного инновационного развития. Только специалисты, способные мыслить креативно, способны внести ощутимый вклад в инновационное развитие экономики региона.

Бросить вызов стереотипному мышлению и доказать самому себе, что ты можешь быть инноватором – вот главный девиз этого проекта.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Блом Р., Мелин Х., Сарно А., Сарно И. (2008) Менеджеры и менеджмент в России: реальность и перспективы. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.
2. Managers in Russia: Still So Different? edited by R. Blom, Aleksanteri Series 3:2008
3. Коровицына Н. От изучения социальных трансформаций к обновленным восточноевропейским исследованиям. Социологические исследования, Том 11, С. 13-22.
4. Радаев В. (2007) Корпоративное управление в современной России: опыт и перспективы. – Москва: Национальный совет по корпоративному управлению.
5. Руус Й., Пайк С., Фернстрем Л. Интеллектуальный капитал: практика управления / Пер. с англ. под ред. В.К. Дерманова. СПб.: Высшая школа менеджмента;, Издат. дом С.-Петерб. ун-та, 2007
4. Верховская О.Р. Предпринимательская активность в России // Российский журнал менеджмента. 2008. Т. 6, № 1 (в соавторстве с Дорохиной М.В.)