Роль креатива в повышении производительности и создании рабочих мест

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Творчество, креативность изначально связывались непосредственно с искусством, культурой, с созданием новых художественных образов. В эпоху индустриализма высокая конкуренция потребовала креатива и в промышленном производстве. Однако, несмотря на скорость обновления и внедрения инноваций, за которые необходимо было ухватиться, чтобы удержаться на гребне конкурентной волны, соотношение потребности в людях творческих, способных созидать принципиально новые идеи и умеющих точно без излишеств выполнять работу по заданной схеме, было отнюдь не в пользу первых. Это соответствовало времени.

Ключевые слова:

повышение производительности труда, рабочие места, управление креативностью
Цитировать публикацию:
Роль креатива в повышении производительности и создании рабочих мест – С. 242-248.

Rol kreativa v povyshenii proizvoditelnosti i sozdanii rabochikh mest. , 242-248. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Творчество, креативность изначально связывались непосредственно с искусством, культурой, с созданием новых художественных образов. В эпоху индустриализма высокая конкуренция потребовала креатива и в промышленном производстве. Однако, несмотря на скорость обновления и внедрения инноваций, за которые необходимо было ухватиться, чтобы удержаться на гребне конкурентной волны, соотношение потребности в людях творческих, способных созидать принципиально новые идеи и умеющих точно без излишеств выполнять работу по заданной схеме, было отнюдь не в пользу первых. Это соответствовало времени.

Сегодня креативный подход к решению любых задач условие объективно необходимое. Однако креативность существенно отличается уже от творчества предыдущих столетий или, скажем, творчество приобретает все более и более широкий смысл. Традиционно словом «креативный» обозначали творческие способности отдельного человека, творческую составляющую идеи, научной разработки, проекта, качественно новый подход к процессу, проблеме и т. д. Настоящая эпоха, так называемая эпоха «креативной цивилизации», не требует большего количества талантливых людей, чем прежде, но требует несколько иного, разнообразного осознания действительности и дифференцированного поведения при осуществлении одних и тех же операций. В большей степени возникает необходимость не в создании новых продуктов, а в создании новых способов создания все тех же продуктов, в поиске новых решений для решения все тех же задач, возможности взглянуть на то же самое в ином ракурсе.

Таким образом, креативность становится неотъемлемым компонентом любой деятельности, а сама деятельность выходит на все более сложный социальный и технологический уровень. Востребованность людей с творческим подходом, необходимых для эффективной и успешной деятельности предприятия, обусловлена быстро меняющейся конъюнктурой, важностью быстрой реакции на нужды рынка, приспосабливанием к новым реалиям.

В том, что каждый человек талантлив изначально, человечество убеждено, но талант нужно искать, и удается это лишь некоторым. Креативность же можно перенять, воспитать, развить, ей можно обучиться, хотя для этого тоже нужны соответствующие благоприятные условия. Время, когда с легкостью можно будет утверждать, что в России наступила «эпоха креатива», возможно, придет не скоро. Но переход в эту эпоху уже необходимость, навязанная временем, обусловленная потребностью в дальнейшем развитии, международной интеграцией и т. п.

Сегодня в России с новой жестокостью обострилась проблема роста производительности труда и, неотъемлемо, проблема создания качественно новых рабочих мест. Роль креативных ресурсов в решении этих вопросов очевидна.

Один из способов особенно актуален для России – развитие предпринимательства. Идея не новая, но так и не нашедшая до сих пор воплощения в России. Предпринимательство, в основе которого лежит как раз то самое творчество, и есть тот «креативный класс», который способен сыграть большую роль в экономике и культуре нашего общества.

Без участия государства здесь не обойтись. Креативную деятельность нужно развивать и стимулировать, так как творческие инновации способны реализоваться только в соответствующей среде. Аккумуляция динамизма и обновления приводит к созиданию последующих новых идей, необходимости приспосабливаться к существующим условиям и изменять сами эти условия. Через создание условий и развитие предпринимательства формируется креативный дух общества, который в свою очередь создает динамику и инновационный интерес.

Развитие творческого начала, коренящееся на инстинкте самореализации, самовыражения, имеет в своей основе и задачу обеспечения достойного уровня благосостояния. Стремление к экономии затрат (людских, финансовых, энергетических), к повышению дохода в расчете на единицу затраченных ресурсов приводит к росту медийных производств, деятельности в сфере финансов, связи, транспорта, производств, ориентированных на культуру. Дальнейший переход на более высокий уровень организации и поддержания деятельности - строительство, крупные торговые и сервисные предприятия, сопряжен с покупкой дорогостоящего оборудования, и, как следствие, с ростом производительности труда, с созданием большого количества качественно новых рабочих мест. Эффект очевиден.

Творчество внедряется в повседневную жизнь, в придумывание и развитие разнообразных проектов, способных стать основой доходной деятельности, будь то нетрадиционные виды торговли или консалтинга, создание игр для компьютеров или мобильных телефонов, рекламы на костюмах для собак и т. п.

Влияние креативных ресурсов на развитие экономики и общества в целом, а именно на экономику отдельных городов, изучалось многими американскими и британскими исследователями (Р. Флоридой, Дж. Коткиным, Ч. Лэндри). Их выводы вызвали множество симпатий и споров, в том числе и между собой. Однако, факт положительного влияния креативных ресурсов на экономику как источника предпринимательства остается объективным.

Некоторые оптимисты уверенно заявляют, что для развития данного сценария в России практически все есть и светлое будущее скоро нам откроется, а самое главное, «высокообразованное, природно-талантливое наше общество буквально готово к рывку». Между тем, как уже говорилось выше, для запуска подобного механизма необходимо сначала создать креативную среду, а затем регулярно ее поддерживать, что по сути уже является креативной задачей. В отличие от Европы и США, прилагающих огромные усилия для стимулирования предпринимательства, в России поддержка предпринимательства заканчивается, как правило, «словесной мишурой». Однако насущность проблемы заставляет каждый раз с новой силой говорить об этом.

Быть креативным – значит быть гибким, нестандартно и оригинально мыслить, быть способным к самообучению, саморазвитию, самостоятельности, находить выход из безвыходных ситуаций т. д. Безусловно, все эти качества есть продолжение накопленного знания, умения и навыков, профессионального опыта. В настоящее время люди с подобными характеристиками нужны не только для бурного всепоглощающего предпринимательского старта. Важно, чтобы эти черты были присущи каждому, кто выполняет те или иные управленческие функции на уже созданных и работающих предприятиях.

В условиях современного кризиса и сокращающихся производств проблему наращивания производительности труда и создания рабочих мест предстоит нейтрализовать не только посредством предпринимательства. Решение или избежание данных проблем с различной успешностью свидетельствует о степени креативности руководящей команды.

Сегодня, когда многие еще исходят из убеждения, что рост производительности труда и создание новых рабочих мест это задачи взаимоисключающие и их решение осложняется общемировой тенденцией спада, особенно актуально указать на зависимость исхода решения обозначенных задач от способности творчески подходить к проблеме и принятию управленческих решений. Отход от устаревших стереотипов и традиционных методов здесь как никогда важен.

Рост производительности и процесс создания рабочих мест не антагонистичны, но и не имеют между собой какой-либо устоявшейся взаимозависимости, предоставляя простор для творчества любого уровня сложности. Действительно, влияние роста производительности труда на процесс создания рабочих мест по странам, регионам, предприятиям существенно отличается. Более того, внедрение одной и той же техники или технологии на однопрофильных предприятиях может привести: к увеличению рабочих мест; к сокращению рабочих мест; количество рабочих мест может остаться неизменным. Все зависит от конечных целей предприятия и профессионализма менеджеров в достижении этих целей.

Если новые технологии используются для сокращения рабочих мест, ради экономии на зарплате, то рост производительности труда будет невысоким, а конкурентоспособность предприятия на рынке уменьшится.

Если в обществе хорошо налажена работа профсоюзов, то занятость на предприятии не изменится, новая техника будет выполнять работу, а рабочие продолжат получать зарплату. Производительность в этом случае изменится в меньшей степени.

Если внедрение новой техники и технологий направлено непосредственно на повышение производительности труда и рост производства, то предприятие будет расти, и будет расти количество рабочих мест.

На самом деле, даже в первом случае сокращения рабочих мест может не произойти, так как внедрение новых технологий сокращает затраты труда только на одном производственном участке, в то время как на других участках спрос на рабочую силу будет расти, хотя, возможно, более высокой квалификации. Поэтому количество рабочих мест будет определяться не степенью внедрения новых технологий и темпами роста производительности труда, а той долей рынка, которую способно захватить данное предприятие или отрасль промышленности. А так как мировой рынок не является чем-то неизменным: он растет, расширяется как количественно (географически) так и качественно (изменяется ассортимент товаров и услуг), то, в результате, на всех предприятиях может расти занятость, т.к. растет спрос на продукцию.

Наконец, новые техника и технологии сами по себе не ликвидируют рабочие места, они сокращают необходимое рабочее время. То, что определяет, каким образом меньшее количество необходимого времени приведет к сокращению рабочих мест, относится к вопросу социальной организации труда.

Совершенно другой вопрос, что внедрение высоких технологий приводит к формированию новой профессиональной структуры, а процессы переподготовки и переквалификации трудовых ресурсов протекают значительно медленнее, чем происходит развитие науки и техники. А именно это и определяет востребованность креативных кадров, способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

Тем не менее, не каждый работник может реализовать свои творческие способности на рабочем месте, для этого необходимы соответствующие условия, которые в большинстве случаев определяются менеджментом предприятия. Менеджеры призваны повышать эффективность работы предприятия, стимулируя работников находящихся в их подчинении к более производительному труду, что в свою очередь легко достижимо при раскрытии творческого потенциала подчиненных. Для успешного функционирования предприятие должно не только экономить на затратах, но и укреплять свои позиции на рынке посредством регулярного расширения. То есть, внедрение новой техники и технологий должно сопровождаться качественным совершенствованием и количественным увеличением рабочих мест, обеспечивая стабильный рост. Все это восходит к компетентности управленческого персонала.

Менеджер ответственен за создание креативной среды и, таким образом, за креатив работы самих подчиненных (рост производительности); от его способности предвидеть и выбрать верную стратегию, поддержать или отвергнуть новую идею зависит рост и развитие предприятия (создание новых рабочих мест); следовательно, становится целесообразным оценивать производительность труда управляющего персонала через показатели сохранения и создания новых рабочих мест (в том числе сопряженных) и роста производительности на его производственном участке. Подобный показатель производительности труда менеджера можно взять за основу оценки креативности самого менеджера и использовать в качестве ориентира при назначении заработных плат, премий, стимулирующих надбавок и других поощрительных выплат.

Таким образом, роль креативных ресурсов велика как в успешном развитии отдельных предприятий на рынке, так и в развитии целых отраслей и экономики в целом. Но поскольку креативность необходимо внедрять, обучать, стимулировать, особую значимость приобретает позиция государства как организатора и финансиста инновационно-креативного перерождения общества, а также креатив в работе управленцев, которые располагают определенной властью и авторитетом, полномочиями подавлять или поддерживать креативизм работников, воспитывая новое поколение более свободно и полно мыслящих людей.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Блом Р., Мелин Х., Сарно А., Сарно И. (2008) Менеджеры и менеджмент в России: реальность и перспективы. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.
2. Managers in Russia: Still So Different? edited by R. Blom, Aleksanteri Series 3:2008
3. Коровицына Н. От изучения социальных трансформаций к обновленным восточноевропейским исследованиям. Социологические исследования, Том 11, С. 13-22.
4. Радаев В. (2007) Корпоративное управление в современной России: опыт и перспективы. – Москва: Национальный совет по корпоративному управлению.
5. Руус Й., Пайк С., Фернстрем Л. Интеллектуальный капитал: практика управления / Пер. с англ. под ред. В.К. Дерманова. СПб.: Высшая школа менеджмента;, Издат. дом С.-Петерб. ун-та, 2007
4. Верховская О.Р. Предпринимательская активность в России // Российский журнал менеджмента. 2008. Т. 6, № 1 (в соавторстве с Дорохиной М.В.)