Методологические подходы к инновационному развитию крупных городов Российской Федерации

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Экономика России переходит к новой стадии. О необходимости перевода экономики на инновационный путь развития и создания национальной инновационной системы говорится в «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологии до 2010 г. и дальнейшую перспективу». Для экономики знаний или неоэкономики характерно возрастание роли науки и образования в развитии общества.

Ключевые слова:

Россия, развитие городов, российская экономика, инновационное развитие региона
Цитировать публикацию:
Методологические подходы к инновационному развитию крупных городов Российской Федерации – С. 58-76.

Metodologicheskie podkhody k innovatsionnomu razvitiyu krupnyh gorodov Rossiyskoy Federatsii. , 58-76. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Экономика России переходит к новой стадии. О необходимости перевода экономики на инновационный путь развития и создания национальной инновационной системы говорится в «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологии до 2010 г. и дальнейшую перспективу». Для экономики знаний или неоэкономики характерно возрастание роли науки и образования в развитии общества. Наиболее характерными признаками происходящих перемен являются [1]:

- увеличение удельного веса высокотехнологичного сектора в продукции обрабатывающей промышленности;

- рост доли высокотехнологичных отраслей в валовой добавленной стоимости;

- увеличение размера инвестиций в сектор науки и образования.

Устойчивый экономический рост в современных условиях неразрывно связан с инновационной стратегией развития экономики, и, в первую очередь, крупных городов. Отличительная особенность современного мира – глобальные перемены в развитии городов. Высокая скорость процессов урбанизации привела к значительным расхождениям между потребностями и ожиданиями, имеющимися ресурсами и интенсивностью их использования. Существующая инфраструктура города, такая как, например, жилищный фонд, дороги, социальная сфера и др. не справляется с удовлетворением интересов растущего населения городов, увеличивающиеся доходы которого подразумевают возрастание потребностей и повышение запросов к обеспечению высоких стандартов качества жизни. Более того, в силу объективных причин, во многих крупных городах, как, например, в Новосибирске, проблемы транспортной системы или проблемы жилищного фонда не решить стандартным увеличением темпов строительства жилого фонда или дорожной сети. Назрела реальная необходимость перехода от экстенсивного пути развития крупных городов к интенсивному. Необходима постановка инновационных, перспективных задач, разработка и реализация инновационных программ и проектов в рамках ключевых подсистем для обеспечения эффективного, комплексного и устойчивого развития всей системы крупного города.

В настоящее время в области экономического развития на основе инноваций существует несколько научных теорий, базирующихся на системном подходе и выделяющих как один из основных факторов экономического роста территорий — институциональный фактор.

Одним из ведущих направлений современной теории инновационного развития является концепция технологических укладов, авторами которой, являются российские ученые, в частности, С. Глазьев и Д. Львов [2, 3]. Исследования закономерностей долгосрочного экономического развития были обобщены в теорию технологических укладов, под которыми понимают целостные комплексы технологически сопряженных производств и соответствующих им технико-экономических парадигм, происходящий периодически процесс последовательного замещения которых определяет «длинноволновой» ритм современного экономического роста. В ходе каждого структурного кризиса и каждой депрессии, сопровождающих процесс замены одного технологического уклада другим, открываются новые возможности экономического успеха. В фазе депрессии наблюдается несоответствие между возникающей новой технико-экономической парадигмой и сложившейся институциональной структурой, а ее преодоление предполагает всеобщее изменение социального поведения и институтов в соответствии с условиями произошедших технологических сдвигов. Наряду с технологическими изменениями переход к каждой новой технико-экономической парадигме, соответственно выход из депрессии к новому этапу экономического роста, включает формирование новых форм организации производства, новых навыков и умений, новой структуры совокупного продукта, новой структуры инвестиций, наконец, новых типов инфраструктуры, обеспечивающих соответствующие производственные условия. Каждый переход к очередному технологическому укладу сопровождается технологическим кризисом большей или меньшей глубины, тем не менее, смена доминирующих технологических укладов приводит к существенным изменениям в организации производства и, как следствие, в международном разделении труда. Таким образом, экономическая динамика интерпретируется как неравномерный процесс последовательного замещения технологических укладов.

Следующий подход к территориальному экономическому развитию с участием инноваций изложен в теории кластеров. Впервые основы кластерного подхода были применены Н.Д. Кондратьевым при исследовании динамики нововведений. Н.Д. Кондратьев показал, что нововведения появляются группами, то есть, кластерами и распределяются по времени неравномерно [4]. Позже Й. Шумпетер, связал проявляющиеся в низкочастотных колебаниях конъюнктуры длительные отклонения экономики от состояния равновесия с периодически происходящей концентрацией нововведений в кластеры и с их дальнейшим синхронным распространением [5].

Наибольший вклад в развитие теории кластеров внес американский ученый М. Портер [6]. Данная теория основана на том, что наиболее конкурентоспособные в международных масштабах фирмы одной отрасли обычно сконцентрированы в одном регионе, а это связано с волновой природой инноваций, которые распространяются наиболее конкурентоспособными компаниями и затрагивают поставщиков, потребителей и конкурентов данных компаний. Следовательно, конкурентоспособность страны следует рассматривать через призму международной конкурентоспособности ее кластеров, т.е. объединений фирм различных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. При этом на первый план выходит способность этих кластеров эффективно использовать внутренние ресурсы.

Согласно теории М. Портера, кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, государственные органы управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга.

Важной отличительной чертой кластера является его инновационная ориентированность. Наиболее успешные кластеры формируются там, где осуществляется или ожидается «прорыв» в области техники и технологии производства с последующим выходом на новые «рыночные ниши». Переход от одной базисной инновации к их объединению в виде кластера — это не просто формальная процедура, но переход к качественной категории, относящейся к макроуровню.

Кластерный подход, первоначально использовался только в исследованиях проблем конкурентоспособности, а в настоящее время может применяться при решении обширного круга задач, в частности, при анализе конкурентоспособности территорий (государства, региона, крупного города) или отрасли; при разработке программ развития крупных городов.

Концепция формирования национальных (государственных) инновационных систем (НИС) получила свое развитие в 80-90-х гг. прошлого века. Основными разработчиками концепции национальных инновационных систем (НИС) стали К. Фримен (1987), Б. Лундвалл (1992), Р. Нельсон (1993) [7].

Авторы концепции НИС отвели важную роль процессам обучения и накопления знания, особо уделяя внимание их институциональному аспекту (т.е. организациям, принципам и формам, в которых происходят эти процессы) и непосредственному влиянию институционального контекста инновационной деятельности на ее содержание и структуру.

Под национальной инновационной системой понимается совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы [8].

Существующие на сегодняшний день национальные инновационные системы различных стран (США, Японии, большинства стран — членах ЕС) существенно отличаются друг от друга. Анализ НИС позволяет обнаружить отсутствие связей внутри системы, которые препятствуют технологическому развитию и инновациям. В последнее время концепция НИС получила развитие как на мезоуровне (возможность объединения НИС в гиперсистемы обсуждалась на заседании Европейского совета в Лиссабоне в 2000 г.), так и на региональном уровне. В частности, в 2004 г. обсуждался проект создания регионального сегмента национальной инновационной системы в Московской области. Следовательно, создание инновационных систем может быть рекомендовано при формировании территориальной инновационной политики и может являться действенным инструментом территориального развития.

Основное содержание рассмотренных теорий и возможность их применения при разработке стратегии и политики экономического развития на основе инноваций, представлены в таблице 1 [7].

Таким образом, инновации являются одним из определяющих факторов долгосрочного экономического развития территории. Главным условием для этого является целенаправленное формирование и эффективное функционирование инновационной системы крупного города (ИСКГ), которая должна разрабатываться в рамках инновационной системы РФ и региона.

Таблица 1

Методологические подходы к территориальному инновационному развитию

Теории экономического развития
Основные представители
Содержание с точки зрения инновационного развития
Возможность применения при разработке инновационной стратегии
1
2
3
4
Теория больших конъюнктурных циклов
Н.Д. Кондратьев
Переход к новому циклу связан с волной значительных научно-технических изобретений и нововведений. Теория больших конъюнктурных циклов взята за основу развития теории инноваций
Используется для определения путей преодоления кризисов за счет инновационного обновления капитала, что может быть использовано при выработке инновационной стратегии
Теория инноваций
Й. Шумпетер
Обосновывает, что именно нововведение (инновация) составляет основу экономического роста. Инновации выводят из равновесия экономическую систему, стимулируя экономический рост как приспособление к шоку; под воздействием процессов конкуренции экономическое равновесие восстанавливается
Определяется роль инноваций как фактора экономического роста территорий. Связь инновационного развития с волновой теорией позволяет закладывать основы инновационной политики различной продолжительности
Г. Менш
Депрессия играет роль генератора условий для появления инноваций. Инновационные пики приходятся на середину фазы депрессии и вслед за ними через определенный период происходят подъемы экономической активности
Исследования могут быть положены в основу разработки долгосрочной инновационной стратегии территории, учитывающей долгосрочные возможности технического развития, а в фазах депрессии кризиса направленной на минимизацию потерь за счет инвестирования в радикальные инновации
А. Клайнкнехт
Развивает идеи влияния депрессии на появление инноваций. Считает инновации рискованными, однако во время депрессии на смену стратегии максимизации прибыли приходит стратегия минимизации потерь и неопределенности, поэтому инвестиции в традиционные технологии становятся более рискованными (из-за насыщения рынка), чем в радикальные нововведения

П. Друкер
Во время конъюнктурных потрясений следует использовать предпринимательское управление, т. е. внедрение систематизированной организационной структуры, долгосрочное планирование, применение управленческой информации и контроля. Нововведение может быть успешным, если оно подкрепляется сконцентрированными и скоординированными действиями всех заинтересованных сторон
Теория может быть применена при разработке стратегии территориального развития. Поиск инновационных возможностей и формирование их эффективных комбинаций в существующих экономических условиях являются основой инновационной стратегии
Теория полюсов роста
Ф. Перру
Формирование полюсов экономического роста происходит в центрах и ареалах экономического пространства, там, где размещены предприятия динамично развивающихся отраслей, производящие новые товары и услуги. Эти территории становятся полюсами притяжения факторов производства, что, в свою очередь, приводит к концентрации предприятий, возникновению и росту промышленных центров
Теория используется при разработке региональных программ, при создании СЭЗ, технополисов, технопарков
Ж. Будвиль
Полюсами роста могут выступать не только совокупности предприятий лидирующих отраслей, но и конкретные территории (населенные пункты), выполняющие в экономике страны или региона функцию источника инноваций и прогресса
X. Ричардсон
Ключевую роль играет региональная агломерационная экономика, которая стимулирует технический прогресс и рост производительности труда и оказывает сильное воздействие на процессы размещения предприятий
Теория регионального жизненного цикла

Экономическая политика территории должна быть сконцентрирована на создании благоприятных условий для инновационной стадии на наименее развитых территориях, поскольку на стадии появления новых продуктов (инноваций) наиболее благоприятным местом для их размещения являются большие города. Производство, находящееся в периферийных регионах, создаст риск для небольших городов, когда вслед за стадией насыщения происходит снижение или прекращение производства до тех пор, пока не появятся другие инновации в больших городах
Обосновывается необходимость формирования благоприятных условий на территории, в частности, в виде создания образовательных и научных центров: технопарков, технополисов, наукоградов и т.п.)
Концепция технологических укладов
С. Глазьев, Д. Львов
В ходе структурного кризиса и депрессии, которые сопровождают процесс замещения одного технологического уклада другим, открываются новые возможности экономического успеха. Несоответствие между возникающей новой технико-экономической парадигмой и сложившейся институциональной структурой предполагает всеобщее изменение социального поведения и институтов в соответствии с условиями произошедших сдвигов. Выход из депрессии к новому этапу экономического роста наряду с технологическими изменениями включает создание новых форм организации производства, новых навыков и умений, новой структуры совокупного продукта и инвестиций, новых типов инфраструктуры
Обосновывается необходимость соответствия институциональной структуры происходящим технологическим сдвигам и технико-экономическим принципам (парадигмам)
Теория кластеров
М. Портер
Роль точек роста внутреннего рынка для всей экономики государства выполняют кластеры — организация одного успешного кластера становится импульсом для образования новых кластеров, что приводит к повышению международной конкурентоспособности страны. Важной отличительной чертой кластера является его инновационная ориентированность.
Кластерный подход, может применяться при анализе конкурентоспособности
территорий (государства, региона, муниципального образования) или отрасли; при разработке программ регионального развития
Концепция национальных инновационных систем
К. Фримен,
Б. Лундвалл,
Р. Нельсон
Национальная инновационная система — совокупность различных институтов, которые совместно и каждый в отдельности вносят свой вклад в создание и распространение новых технологий, образуя организационно-правовую основу, служащую правительствам для формирования и реализации политики, влияющей на инновационный процесс.
Обосновывается определяющая роль государства в функционировании НИС. Результаты анализа процессов, происходящих в НИС, должны учитываться при разработке промышленной и инновационной политики. Концепция НИС получает развитие как на мезо-, так и на региональном уровне

Суть инновационной системы можно охарактеризовать как целостную совокупность взаимодействующих социальных институтов и организаций, осуществляющих превращение научных знаний в новую конкурентоспособную продукцию и услуги в целях обеспечения социально-экономического роста [9].

Основными элементами инновационной системы на уровне государства являются (рис. 1):

- подсистема генерации научно-технических знаний (научные организации и вузы);

- подсистема применения и использования научно-технических знаний (сфера инновационной деятельности);

- подсистема поддержки и распространения инноваций (государственная поддержка инновационной деятельности, инновационная инфраструктура, венчурный капитал и др.).

Рис. 1. Основные элементы инновационной системы РФ

В России инновационная система пока не сложилась. Ее основные элементы: научно-техническая сфера - предприятия - инновационная инфраструктура — разбалансированы, функционируют автономно друг от друга. Промышленность России, базирующаяся, в основном, на технологиях индустриального этапа, по свидетельству экспертов, практически не посылает импульсов науке. Неразрывная связь между наукой и производством, без которой немыслимо развитие постиндустриальной («новой») экономики, в нашей стране пока отсутствует [9].

Учитывая масштабы нашей страны и существенное различие ее регионов и городов по уровню и возможностям социально-экономического развития, а также состоянию научного потенциала, эффективно решить проблему построения в России инновационной системы только из центра практически невозможно. Необходимо активное участие крупных городов в данном процессе.

В процессе развития научных концепций о формировании и эволюции инновационных систем разных уровней на протяжении последних нескольких десятилетий основное внимание уделялось особенностям их функционирования в рамках государства. И лишь относительно недавно (5-6 лет назад) отдельные российские авторы обратили свой исследовательский интерес в сторону развития подобной системы в границах определенных территорий. В то время как в Европе проблемы эффективного инновационного развития территорий исследуются с начала 1990-х годов (в рамках принятия Маастрихтского договора (1993 г.) основной задачей ставилось — достижение консолидации стран ЕС и входящих в них регионов в социальном и экономическом плане за счет ускоренного технологического развития [10, 11]).

В развитие концепций региональных инновационных системы свой вклад внесли такие исследователи как: В.В. Иванов, А.Ф. Суховей, И.М. Голова, Н.И. Иванова, П. Линдхольм, С. Клесова, С. Никитенко. Однако сформированная на данный момент теоретическая и методологическая база по вопросу создания эффективной инновационной системы крупного города недостаточна для того, чтобы эффективно отследить все инновационные процессы, протекающие в рамках системы на уровне крупного города.

На основе анализа основных концепций территориальных инновационных систем, разработанных российскими и зарубежными учеными можно несколько выводов [16].

  • Большинство моделей имеет достаточно устойчивую совокупность структурных элементов: система генерации знаний, образование, инфраструктура, государственная поддержка, производство наукоемкой инновационной продукции, рынок (в некоторых моделях), кластеры (в некоторых моделях).
  • Практически во всех моделях ряд институциональных взаимосвязей определяется последовательностью инновационной цепочки, т.е. первым элементом следует генерация и трансформация знаний (элемент «наука», что тождественно появлению и зарождению идеи в инновационной цепочке), а завершается реализацией инновационной продукции на рынке (через элемент «инновационная инфраструктура»).
  • Практически все модели обладают высокой степенью обобщения, благодаря чему трудно выявить специфику того или иного региона (наличие развитого научно-образовательного комплекса, структуру промышленности и т.д.).
  • Во многих концепциях слабо проанализирована роль данной системы как элемента системы более высокого порядка.
  • Особенностью России является неравномерность социально-экономического, в том числе инновационного развития ее городов и регионов. В РФ 89 субъектов Федерации, однако в число лидеров по уровню инновационного развития входит порядка десяти регионов (табл. 2) [12].

    Каждый крупный город Российской Федерации вносит определенный вклад в инновационную составляющую общероссийской инновационной системы. Неравномерность российских регионов по уровню инновационного развития требует дифференцированного подхода при разработке и реализации стратегии построения инновационных систем крупных городов (ИСКГ).

    С нашей точки зрения, именно изучение инновационной системы крупного города обеспечивает тот необходимый уровень детализации научного знания, который позволяет учесть специфику и особенности каждой отдельной территории в рамках государства, а значит — создает объективные предпосылки для более эффективного управления системы в целом.

    Таблица 2

    Регионы-лидеры по инновационному потенциалу

    Регион
    Федеральный округ
    Ранг региона
    Инновационный
    потенциал
    Инвестиционный потенциал
    Москва
    Центральный
    1
    1
    Московская обл.
    Центральный
    2
    3
    Санкт-Петербург
    Северо-Западный
    3
    2
    Нижегородская обл.
    Приволжский
    4
    6
    Свердловская обл.
    Уральский
    5
    4
    Ленинградская обл.
    Северо-Западный
    6
    21
    Самарская обл.
    Приволжский
    7
    8
    Новосибирская обл.
    Сибирский
    8
    18
    Челябинская обл.
    Уральский
    9
    14
    Республика Татарстан
    Приволжский
    10
    9

    В качестве исходной основы инновационной типологии регионов и городов может быть положено их общепринятое деление на субъекты РФ, региональные ассоциации экономического взаимодействия, муниципальные образования, в частности, крупные города. Основанием для определения инновационного типа или амплуа города является преобладающий тип функции, выполняемой инновационной сферой города в процессе проведения инновационного процесса, в пределах общего функционального континуума. На основании производительно-потребительного критерия можно выделить три типа инновационных амплуа [13]: город-генератор инноваций; город-транслятор-преобразователь инноваций; город-адсорбент инноваций.

    Первый тип предполагает наращивание инновационного потенциала и разработки новшеств. В этом амплуа город способен выступать в роли производителя, потребителя и экспортера элементов нового технологического уклада. Второй тип закрепляет за городом роли восприятия, адаптации инноваций к формам, доступным для массового потребления, апробации. Третий тип характеризуется ориентированностью на широкое использование адаптированных инноваций и превращение их в элемент образа жизни населения.

    Совершенно очевидно, что стратегия устойчивого инновационного развития в разных городах должна быть различной. Так, в городах-генераторах инноваций она должна строиться, в основном на создании благоприятных правовых, финансово-экономических и организационных условий для активизации инновационных процессов и укреплении взаимосвязей между имеющимися и вновь создаваемыми элементами инновационной системы: наукой, производством, сферой образования, природной средой.

    Для городов – доноров инноваций главный акцент стратегии должен быть сделан на стимулировании процессов модернизации и диверсификации производства, а также расширение и укреплении научных и деловых связей этих городов с городами-генераторами инноваций.

    Основная задача создания инновационной системы крупного города — обеспечить условия для устойчивого экономического, социального и экологического развития крупного города на основе эффективного использования интеллектуального потенциала, генерации, распространения и реализации новых знаний.

    Для решения этой задачи, прежде всего, должна быть разработана и законодательно утверждена муниципальная инновационная политика, предусматривающая приоритетное развитие научно-технологического комплекса и высокотехнологичной промышленности, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции на внутреннем и внешнем рынках. Основные принципы формирования муниципальной инновационной политики [14]:

    - системный подход к формированию муниципальной инновационной политики;

    - самостоятельное формирование инновационных систем крупных городов с учетом специфики территорий и последующей интеграцией в единую систему;

    - согласованность муниципальных, региональных и федеральных приоритетов;

    - приоритетное развитие фундаментальной науки, высшего образования и высокотехнологичной промышленности. По мнению ряда исследователей [15] к категории высокотехнологичной продукции в настоящее время принято относить такую продукцию, при производстве которой уровень наукоемкости (доля затрат на исследования и разработки, отнесенная к результатам производства) которых составляет не менее 3,5%. В случае если доля затрат на науку более 8,5%, то данное производство является ведущей наукоемкой технологией;

    - концентрация ресурсов на приоритетных направлениях с четким определением источников финансирования.

    Главной целью формирования инновационной системы крупного города является создание научно-технических и технологических, социально-экономических и правовых условий и механизмов для обеспечения устойчивой динамики роста экономики и уровня жизни населения на основе структурной перестройки экономики города и увеличения доли продукции с высокой добавленной стоимостью.

    Построение ИСКГ должно включать как минимум два уровня [13]:

    1) верхний уровень ИСКГ, направлен на обеспечение условий реализации крупных федеральных и региональных инновационных корпоративных и государственных проектов;

    2) нижний уровень ИСКГ, обеспечивает стимулирование инновационных процессов в малом и среднем бизнесе, включая трансфер передовых технологий, которые были только созданы или уже существуют.

    Факторы и условия развития инновационной системы крупного города представлены на рис. 2.

    Рис. 2. Модель развития инновационных систем крупных городов

    Данная типологическая модель является эффективным инструментом для анализа инновационной системы крупного города, так как позволяет оценить происхождение и структуру ресурсных потоков, пронизывающих систему, дает возможность спрогнозировать риск при функционировании и развитии системы от влияния тех или иных внешних факторов, позволяет выявить особенности каждой территории с помощью построения профилей инновационного развития крупного города.



    Издание научных монографий от 15 т.р.!

    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
    В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



    Источники:
    1. Макаров В. Контуры экономики знаний // Экономист, № 3, 2005.
    2. Глазьев, С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития [Текст] / С.Ю. Глазьев. - М.: Влад-Дар, 1993.
    3. Львов Д.C. Эффективное управление техническим развитием. – М.: Экономика, 1990, г.
    4. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры. // Вопросы конъюнктуры. 1925. Т. I. Вып. 1. — С. 28-79.; Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. — М., 1993. — С. 24-83; Большие циклы экономической конъюнктуры. Доклад. // Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. — М., Й. Шумпетер. - М.: Прогресс, 1982
    5. Портер М.Э. Конкуренция / Пер. с англ. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2000. – 495 с.
    6. Freeman Ch., Clark J., Soete L. Unemployment and the Technical Innovation: A Study of Long Waves and Economic Development. L., 1982.
    7. Милькина И.В. Теоретические основы формирования стратегии инновационного развития территорий // Инновации, № 10, 2007. – С. 81-87.
    8. Мануйлова Е.П. Инновационное развитие региона: формирование региональных образовательных кластеров // Инновации. № 7, 2007. – С. 75-78.
    9. Татаркин А.И., Суховей А.Ф. Построение инновационной экономики в РФ: проблемы и перспективы // Инновации, № 7 (105), июль, 2007, С. 13.
    10. David Doloreux, Saeed Parto. Regional Innovation Systems: A Critical Review//International Journal of Innovation Management, № 7, 2003.
    11. Slavo Radosevic. Regional Innovation Systems in Central and Eastern Europe: Determinants, Organizers and Alignments, University of Sussex, Brighton, 2002
    12. Тихомиров С.А. Инновационное направление регионального развития // Инновации, № 7, 2005.
    13. Никонова, Я.И. Организация стратегического планирования устойчивого развития крупных городов: теоретические и методологические аспекты: монография / Я.И. Никонова, М.В. Каркавин, Е.С. Димакова; под общ. ред. А.Г. Ивасенко. – Новосибирск: СО РАН, 2008. – 270 с.
    14. Зубарев А.С., Емельянов С.Г., Борисоглебская Л.Н. Создание региональной инновационной системы – показатель устойчивого развития региона // Инновации, № 7, 2007.
    15. Бендиков М.А., Фролов И.Э. Рынки высокотехнологичной продукции: тенденции и перспективы развития // Маркетинг в России и за рубежом, № 2, 2001.
    16. Чистякова Н.О. Региональная инновационная система: модель структура, специфика // Инновации, № 4, 2007.