Возможные пути оптимизации процесса приватизации в Беларуси

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Одной из специфических черт сложившейся в Беларуси экономической системы является то, что с самого начала присутствует тесная связь частного капитала с государством. Можно сказать, что все крупнейшие белорусские капиталы так или иначе выросли из взаимосвязи с государственной властью различных уровней. В концепции участия государственных представителей в АО с государственным капиталом необходимо предусмотреть весь комплекс компонентов, обеспечивающих кардинальное повышение эффективности их управленческой деятельности: круг обязанностей при принятии и реализации решений по управлению воспроизводством и эффективным использованием капитала; систему стимулов за конечные результаты их деятельности; экономическую ответственность за ущерб собственности в связи с неквалифицированным выполнением их функций; систему повышения уровня их квалификации; систему отбора на конкурсной основе и т.д.

Ключевые слова:

приватизация, Республика Беларусь, дерегулирование
Цитировать публикацию:
Возможные пути оптимизации процесса приватизации в Беларуси – С. 231-233.

Vozmozhnye puti optimizatsii protsessa privatizatsii v Belarusi. , 231-233. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Одной из специфических черт сложившейся в Беларуси экономической системы является то, что с самого начала присутствует тесная связь частного капитала с государством. Можно сказать, что все крупнейшие белорусские капиталы так или иначе выросли из взаимосвязи с государственной властью различных уровней. В концепции участия государственных представителей в АО с государственным капиталом необходимо предусмотреть весь комплекс компонентов, обеспечивающих кардинальное повышение эффективности их управленческой деятельности: круг обязанностей при принятии и реализации решений по управлению воспроизводством и эффективным использованием капитала; систему стимулов за конечные результаты их деятельности; экономическую ответственность за ущерб собственности в связи с неквалифицированным выполнением их функций; систему повышения уровня их квалификации; систему отбора на конкурсной основе и т.д.

Практика реформирования показала, что действующая схема преобразований не в полной мере учитывает интересы субъектов хозяйствования. Вот почему в Беларуси выработаны новые принципы преобразования государственных унитарных предприятий. Начиная с 2002 года, в Беларуси началось акционирование крупных промышленных комплексов. Только в концерне «Белнефтехим» в акционерные общества преобразовано 19 объектов, в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия – 29 объектов, в Министерстве промышленности – 25 объектов, в Министерстве архитектуры и строительства – 7 объектов. По одному предприятию преобразовано в министерствах информации и торговли, в концернах «Белгоспищепром», «Белтопгаз», «Белресурсы». Новое в белорусской приватизации – это создание акционерных обществ с 100-процентным государственным капиталом на предприятиях нефтехимического комплекса (занятость 60 тыс. человек): новополоцких «Нафтан» и «Полимир», гродненского предприятия «Азот», бобруйского «Белорусский шинный комбинат», гродненского «Химволокно», могилевского «Химволокно» [1]. Исключительно важны социально-экономические условия, предполагающие сохранение предприятия как юридического лица, взаимодействие инвестора с администрацией, органами управления по вопросам развития объектов социальной сферы предприятия, обеспечение социальных гарантий и занятости, а также предоставление другим инвесторам участвовать в акционировании. При этом контрольный пакет акций на первом этапе сохраняется в собственности государства. Привлечение инвестиций будет осуществляться на этапе реализации принадлежащих государству акций, а также посредством второй и последующих эмиссий.

Необходимо оптимизировать приватизационный процесс путем обеспечения качественно новых стимулов инновационной активности. Предлагается выделить пять типов государственных предприятий: региональные и национальные естественные монополии, в которых управление государственным пакетом осуществляет коллегия представителей государства (остаются в государственной собственности); - акционерные общества, доминирующие на отдельном рынке и подлежащие реструктуризации в интересах формирования конкурентной среды. Такие общества контролируются путем закрепления в собственности государства контрольного пакета акций или «золотой акции» (формируют корпоративную частную собственность); - акционерные общества, акции которых могут быть переданы в холдинги или другие объединения предприятий (в том числе финансово-промышленные группы) с сохранением у государства «золотой акции» (формируют финансово-корпоративную частную собственность); - акционерные общества, пакеты акций которых могут быть переданы в управление субъектам местной власти; - все остальные акционерные общества, акции которых могут быть проданы или выставлены на конкурсы по доверительному управлению. Предложенная структура может обеспечить формирование качественно новых стимулов инновационной активности, это оздоровит существующую экономическую структуру и, в первую очередь – государственный сектор экономики.

Снижение доли убыточных производств в результате структурной санации экономики позволит сделать приватизационный процесс более эффективным. Для осуществления структурной санации предлагается разбить все белорусские предприятия и отрасли, по меньшей мере, на две группы и использовать для них различные механизмы регулирования. В первую группу должны войти системообразующие предприятия, которые работают на стабильных внутренних и мировых рынках, имеют низкие показатели эффективности и нуждаются в бюджетной поддержке для удержания рынка и сохранения рабочих мест. Вторую группу составят предприятия, потенциально привлекательные для частных инвесторов уже в действующих условиях (растущие рынки, нормальная эффективность и т.д.).

Поскольку судебные процедуры банкротства в условиях массовой неплатежеспособности и убыточности практически бесполезны, расширить применение внесудебных процедур на основе принципа "капитал - за долги". С этой целью создать Государственный имущественный комитет (по опыту Венгрии), который будет рассчитываться за долги госпредприятий имуществом любых других государственных предприятий. При этом решение о санации или ликвидации предприятий будут принимать кредиторы или инвесторы данного предприятия.

Необходимо создать Совет по дерегуляции экономики по разработке благоприятных условий для развития малого бизнеса и самозанятости населения (упрощение регистрации, существенное снижение величины уставных фондов и количества лицензируемых видов деятельности и т.д.). На 2-3 года разрешить индивидуальный и семейный бизнес при оформлении патента за символически низкую плату, что позволит сформировать такие формы частной собственности как: индивидуальная трудовая, индивидуальная наемно-трудовая, корпоративная;

Сосредоточение внимания на высокотехнологичных производствах, их научном обеспечении, развитии, совершенствовании системы образования, и подготовки интеллектуально насыщенных трудовых ресурсов должно быть приоритетным в экономической политике государства. В такой ситуации быстрое экономическое развитие может оказаться вполне возможным при относительно низких темпах роста материального производства. У нашей страны есть реальный шанс ускорить развитие всех форм частной собственности, сделав упор на развитие интеллектуальной собственности. Формирующаяся взаимосвязь и взаимообусловленность прогресса технологий и прогресса личности обеспечит устойчивость возникающей системы собственности по отношению к практически любым внешним факторам.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. http://www.president.gov.by/