Определение конкурентоспособности товара на основе расчета потребительского приоритета

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В условиях трансформации экономики республики первостепенное значение в деятельности промышленных предприятий приобретает проблема обеспечения конкурентоспособности товаров. Достижение конкурентоспособности продукции связано с обязательным соответствием ее качества требованиям потребителей, с их уверенностью в возможностях изготовителя обеспечить стабильное качество всей поставляемой продукции, совершенствовать ее согласно изменившимся их требованиям.

Ключевые слова:

конкурентоспособность товара, потребительские предпочтения
Цитировать публикацию:
Определение конкурентоспособности товара на основе расчета потребительского приоритета – С. 189-190.

Opredelenie konkurentosposobnosti tovara na osnove rascheta potrebitelskogo prioriteta. , 189-190. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




В условиях трансформации экономики республики первостепенное значение в деятельности промышленных предприятий приобретает проблема обеспечения конкурентоспособности товаров. Достижение конкурентоспособности продукции связано с обязательным соответствием ее качества требованиям потребителей, с их уверенностью в возможностях изготовителя обеспечить стабильное качество всей поставляемой продукции, совершенствовать ее согласно изменившимся их требованиям.

В современных условиях необходимом постоянное наблюдение за состоянием и степенью удовлетворения потребительского спроса и более гибкое реагирование производства на полученную информацию. Прежде всего, необходимо выявить и глубоко проанализировать уже сложившиеся потребности, изучить объективные закономерности их развития и формирования новых потребностей. Поэтому нужно количественно оценить основные потребности. Разработка перечня требований и определение состава потребительских свойств зависят от назначения изделий и выполняемых ими потребительских функций.

В экономической литературе выделяют два подхода к изучению потребностей. Первый заключается в познании объективных законов развития общественных потребностей, которая давала бы возможность заранее предвидеть, какая структура потребления и производства в будущем окажется для общества более эффективной.

Второй подход состоит в изучении субъективных форм проявления объективных законов развития потребностей. При этом составляются прогнозы развития потребностей на основе изучения реального поведения потребителей с последующем агрегированием полученных данных.

С этой целью изучаются оценки отдельными потребителями системы предпочтений, а также планы покупок на будущее, спрос на отдельные товары и услуги и его изменение под воздействием различных факторов, величина имущества населения, структура и объем реализованных товаров и услуг.

Для нас наиболее интересным представляется второй подход.

Потребители выделяют большое количество качественных параметров, характеризующих товар. При описании потребительских характеристик товара встает вопрос о количестве параметров, описывающих изделие. Дело в том, что большое количество анализируемых параметров повышает результативность опроса, но усложняет задачу опрашиваемого. Поэтому необходим компромисс между объемом информации в анкете и широтой анализа потребительских характеристик.

На первом этапе определяется объем панели.

На втором этапе оценивается компетентность экспертов. Существуют различные приемы оценки компетентности экспертов, выбор которых определяется как характером решаемой задачи, так и возможностями проведения конкретного экспертного опроса.

На третьем этапе составляется дерево комплексной оценки технического уровня товара. При построении дерева учитываются все возможные связи исходных характеристик товара (характеристики второго уровня) с обобщающими показателями (показатели первого уровня).

Задача экспертов состоит в ранжировании предлагаемых характеристик по степени их важности для оценки технического уровня товара.

В результате проведенного ранжирования мы получаем матрицу рангов.

Полученные оценки характеристик или факторов можно считать достаточно надежными только при условии хорошей согласованности экспертов, для чего производится обобщение мнений экспертов (оценка средней степени согласованности мнений экспертов) путем исчисления коэффициента конкордации.

На четвертом этапе эксперты дают оценки значимости характеристикам дерева комплексной оценки технического уровня товара.

На пятом этапе необходимо сформировать матрицу вариантов потребительских свойств товаров. Матрица строится по принципу улучшения характеристик изделия при движении слева направо по ее строкам.

Для описания количественно неформализуемых характеристик вводится либо описание их наличия (да, нет), либо градация этой характеристики (низкая, средняя, высокая). Таким образом, технический уровень товара возрастает при движении слева направо по строкам матрицы.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Рассчитано по данным: Наука України. Стат. збірник. – К.: Міністерство статистики України. – 1996. – с.12, 39; Наукова та інноваційна діяльність в Україні - К., 2001 – 290 с.; Наукова та інноваційна діяльність в Україні - К., 2003. – 340 с.
2. Інноваційний фактор сталого економічного зростання: Зб. Наук. Пр. / НАН України, Ін-т економіки. Редкол.: Л.К.Безчасний (відп. Ред.) та ін. – К., 2002. – 128 с.
3. Уманський С. Cергій Тарута: Часи „набігової економіки” вже не повернуться. // Дзеркало тижня. – 2003. - № 42.