Качество – одна из составляющих развития экономики республики Беларусь в условиях трансформируемой экономики

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Беларусь уже тринадцать лет живет как самостоятельное государство. К сожалению, жизнь в стране становится с каждым годом все сложнее. Накапливается много проблем, и довольно сложно в сложившей ситуации крайней неопределенности быстро принять решение по улучшению сложившейся ситуации. В чем корень проблемы, где причины того, что Беларусь не находит и не можем себе обеспечить выход из трудной жизненной ситуации, выход из кризиса?

Ключевые слова:

качество продукции, управление качеством, Республика Беларусь, трансформация экономики
Цитировать публикацию:
Качество – одна из составляющих развития экономики республики Беларусь в условиях трансформируемой экономики – С. 183-184.

Kachestvo – odna iz sostavlyayushchikh razvitiya ekonomiki respubliki Belarus v usloviyakh transformiruemoy ekonomiki. , 183-184. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Беларусь уже тринадцать лет живет как самостоятельное государство. К сожалению, жизнь в стране становится с каждым годом все сложнее. Накапливается много проблем, и довольно сложно в сложившей ситуации крайней неопределенности быстро принять решение по улучшению сложившейся ситуации. В чем корень проблемы, где причины того, что Беларусь не находит и не можем себе обеспечить выход из трудной жизненной ситуации, выход из кризиса? В сложившейся экономической ситуации решить данную проблему возможно через постоянное улучшение качества жизни. Роль и важность качества, как отдельного вида продукции или услуги, так и жизни в целом, для формирования экономики республики Беларусь является на сегодняшний день определяющей.

Качество – главный критерий оценки продукции, работ, услуг, оно определяет уровень жизни каждого человека и общества в целом, являясь индикатором высокого стандарта или уровня совершенства. Оно является объективной необходимостью, имеющей приоритетное значение. Если оставить вопросы качества без внимания сегодня, то возникнет реальная опасность необратимых негативных последствий для всей экономики страны и каждого человека.

Причин, определяющих необходимость повышения качества товаров услуг, работ и в целом организаций много, среди них следует отметить: существенное непрерывное возрастание личных, производственных и общественных потребностей; усложнение продукции и повышение ответственности выполняемых ею функций; увеличение объемов производства и оказываемых услуг и, как следствие, возможный рост стоимости брака и рекламаций со стороны потребителей; неприятие потребителями продукции с относительно невысоким уровнем качества; усиление конкуренции, как на внутреннем, так и внешнем рынках и т.п.

Управление качеством в стране должно стать составной частью единого комплекса государственного управления экономикой. Одиннадцать лет назад, 17 апреля 1992 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь был образован Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь (Госстандарт), который проводит единую государственную политику в области стандартизации, метрологии и сертификации, защищает интересы покупателей и товаропроизводителей в вопросах качества товаров и услуг в стране. С целью повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции и обеспечения защиты интересов потребителя в Республике Беларусь проводится ежегодный конкурс на соискание Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества. Комиссией по присуждению Премии было принято решение о вручении двух поощрительных призов за достижения в области качества.

Внедрение в РБ обязательной и добровольной сертификации обусловлено необходимостью защиты потребителей рынка страны от некачественной и небезопасной продукции, потребностью повышения ее экспортных возможностей, закрепления белорусских товаропроизводителей на рынках дальнего и ближнего зарубежья. За одиннадцать лет в Национальной системе сертификации РБ зарегистрировано более 1120187 сертификатов соответствия, при этом на серийное производство – 5006, на отдельные партии – 19966.

Особого внимания заслуживает сертификация систем качества. В РБ на сегодняшний день 210 предприятий сертифицировали свои системы качества по международным стандартам ИСО 9000, в том числе на 165 предприятиях, подведомственных министерствам и концернам, и 45 на предприятиях «малого бизнеса». Это значит, что их продукция наиболее востребована на внешнем рынке, потому что соответствует международным и европейским стандартам. Следует отметить, что более 30% из них получены в добровольном порядке. Ежегодно в стране выдается более 27 тысяч сертификатов.

За 11 лет работы Госстандарта в РБ сформировалась достаточно объемная база национальных стандартов, на основе которых работают промышленные предприятия, оказываются услуги, совершаются торговые операции. Сегодня количество действующих в РБ стандартов составляет около 163 тыс., из которых более 19 тыс. – межгосударственные, 18 тыс. – международные, более 1,6 тыс. – стандарты РБ.

В ближайшее время предстоит реформирование законодательства по стандартизации и сертификации, обеспечению единства измерений. Его проведение будет способствовать присоединению РБ к ВТО и полноправному участию в международном обмене товарами и услугами. Основными принципами изменений действующего законодательства в области стандартизации и сертификации должны быть: минимизация обязательных требований к продукции, а именно обязательные требования должны предусматриваться только с целью обеспечения безопасности или защиты конкретных групп потребителей, но не потребительского рынка в целом; обязательные требования к продукции должны закрепляться только в республиканском законодательстве, при этом заинтересованные организации и лица должны иметь возможность комментировать такое законодательство на стадии его разработки; целесообразно продумать возможность разделения функций по разработке технических норм с одной стороны, и их применению – с другой стороны между различными органами госуправления.

Управление качеством – должно стать не просто стратегией, а стилем жизни каждого члена организации. Быть на службе у качества и его непрерывное совершенствование – вот что должно стать жизненной установкой для всех без исключения жителей страны.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Рассчитано по данным: Наука України. Стат. збірник. – К.: Міністерство статистики України. – 1996. – с.12, 39; Наукова та інноваційна діяльність в Україні - К., 2001 – 290 с.; Наукова та інноваційна діяльність в Україні - К., 2003. – 340 с.
2. Інноваційний фактор сталого економічного зростання: Зб. Наук. Пр. / НАН України, Ін-т економіки. Редкол.: Л.К.Безчасний (відп. Ред.) та ін. – К., 2002. – 128 с.
3. Уманський С. Cергій Тарута: Часи „набігової економіки” вже не повернуться. // Дзеркало тижня. – 2003. - № 42.