Инновации как фактор экономического роста для укрепления конкурентоспособности предприятий

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Важной проблемой современного этапа развития экономики Украины является выпуск конкурентоспособной продукции, укрепление конкурентных позиций отечественных предприятий как на национальном, так и на мировом рынке. Ключевым фактором развития предприятия и экономики в целом становятся инновации, которые станут составной частью промышленной стратегии. В рыночной экономике инновации - это мощнейший инструмент конкурентной борьбы, который позволяет обойти конкурента за счет освоения эффективного технологического процесса или выход с новой продукцией на новые рынки а также нахождение рыночной ниши.

Ключевые слова:

инновации, экономический рост, конкурентоспособность предприятий
Цитировать публикацию:
Инновации как фактор экономического роста для укрепления конкурентоспособности предприятий – С. 141-143.

Innovatsii kak faktor ekonomicheskogo rosta dlya ukrepleniya konkurentosposobnosti predpriyatiy. , 141-143. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Важной проблемой современного этапа развития экономики Украины является выпуск конкурентоспособной продукции, укрепление конкурентных позиций отечественных предприятий как на национальном, так и на мировом рынке. Ключевым фактором развития предприятия и экономики в целом становятся инновации, которые станут составной частью промышленной стратегии. В рыночной экономике инновации - это мощнейший инструмент конкурентной борьбы, который позволяет обойти конкурента за счет освоения эффективного технологического процесса или выход с новой продукцией на новые рынки а также нахождение рыночной ниши.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется , как конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта , внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам . В данной связи, для предприятия инновации могут выступать как: продуктовые / новые или улучшенные виды продукции/ ;процессные / новые или улучшенные производственные процессы, технологии, структура управления, организация метода производства/ ; рыночные /новые сферы внедрения продукции/ ; потребительские /удовлетворение текущих запросов потребителя и формирование новых в перспективе/. В практике предприятия эти виды инноваций переплетаются между собой.

К кардинальным изменениям развития внутреннего рынка Украины приводят, в первую очередь, наукоемкие отрасли и технологии. Среди них можно выделить, такие как: информационные системы, мехатроника, оптоелектроники, современные композитные материалы, космические отрасли, медпрепараты. Организационные инновации, например, реализация программы енергосбережения, переработка сельскохозяйственной продукции.

Инновации являются результатом творческой предпринимательской деятельности всех подразделений предприятия. На их внедрение оказывает влияние как силы фирмы так и внешние факторы, такие как: государственное регулирование, экологические требования, кооперация с другими предприятиями. Инновации имеют свой жизненный цикл, который начинается с зарождения идеи и завершается внедрением товара на рынок. В этом цикле можно выделить следующие этапы: поиск идей, отбор идей, экономический анализ, разработка товара, испытание товара в условиях рынка, внедрение на рынок, контроль за внедрением на рынок.

Стратегические решения по инновациям должны соответствовать общим целям предприятия, а именно: стратегии предприятия и производства. Определяющими для инновационного процесса служат следующие стратегические решения : выбор типа рынка, выделение сегментов рынка, нахождение ниши; выбор технологии; выбор товаров и услуг; решения относительно кооперации в разработках, производстве и сбыте; установление объема продаж. Существенным моментом внедрения инноваций на отечественные предприятия является преимущество иностранных продуктовых или технологических инноваций по сравнению к отечественным, даже когда последние не уступают по уровню. В целях повышения эффективности внедрения инноваций в производства целесообразно искать внешние источники, например в таких формах кооперация в разработках, приобретения патентов и лицензий, совместные исследования с другими предприятиями, обмен научно-технической информацией путем участия в конференциях, выставках, ярмарках, а также трансфер знания. Влияние современных технологий на конкурентоспособность предприятий повышает требования к возможностям технологического трасфера. Специфика инноваций связана с рисками. К ним относятся : рыночный или коммерческий риск / степень оригинальности концепции и ее сложности/; технологический риск / техническая осуществимость инноваций/; стратегический риск / степень однородности с рынком и технологиями/. По нашему мнению, “истинная “ инновация в практической деятельности предприятий редкое явление. Как показывает зарубежный опыт, возможны следующие стратегии: стратегия реактивной инновации. Это мгновенная имитация / “первая секунда”/, которая немедленно реагирует на изменение в рыночно среде благодаря компетентности руководства и гибкой производственной и организационной структуры; стратегия проактивной инновации, которая состоит в планировании новой продукции поэтапно, Данная стратегия присуща предприятиям новаторам с высоким научно-техническим потенциалом, имеющих возможность тиражировать инновации, а также наличие интенсивной сбытовой деятельности.

Анализируя инновационные процессы на Украине , на наш взгляд, преимущество отдается продуктовым инновациям чем технологическим . Освоение новой продукции происходит путем интенсивного использования существующего оборудования и технологий. Для большинства предприятий инновация- это модификация существующего товара. Такой тип инновационного развития узкие границы и в практической деятельности не в состоянии поддерживать конкурентоспособность отечественных предприятий.

Инновационный процесс требует стратегического планирования и управления новшеством для расширения рынка и удовлетворения существующих и потенциальных потребностей.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инноваций. – М.: Филинь, 1997
2. Кардаш В.Я. Товарна інноваційна політика: Навчальний посібник. – К.: КНЕУ, 1999
3. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. / Пер. с фр. – СПб.: Наука, 1996