Амортизационная политика, как инструмент активизации инвестиционной деятельности предприятий

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В развитых странах органы государственного управления среди важнейших инструментов активизации инвестиционной деятельности широко используют амортизационную политику. Во время экономического кризиса в США в 1970-1975рр. значительную стабилизирующую роль сыграла новая амортизационная политика, которая базировалась на расширении масштабов использования ускоренной амортизации.

Ключевые слова:

инвестиции, инвестиционная деятельность, амортизационная политика
Цитировать публикацию:
Амортизационная политика, как инструмент активизации инвестиционной деятельности предприятий – С. 131-132.

Amortizatsionnaya politika, kak instrument aktivizatsii investitsionnoy deyatelnosti predpriyatiy. , 131-132. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




В развитых странах органы государственного управления среди важнейших инструментов активизации инвестиционной деятельности широко используют амортизационную политику. Во время экономического кризиса в США в 1970-1975рр. значительную стабилизирующую роль сыграла новая амортизационная политика, которая базировалась на расширении масштабов использования ускоренной амортизации. В первые два года после ее введения наблюдался настоящий инвестиционный бум. Был зарегистрирован ежегодный прирост инвестиций в сравнительных ценах в размере 8-10% [1].

В свою очередь в Украине амортизация не рассматривается, как активный фактор активизации инвестиционных процессов, а наоборот, о чем свидетельствуют 1993-1994 года когда предприятия были вынуждены направлять в бюджет 25% начисленных амортизационных отчислений, в дальнейшем изменялась ставка указанных отчислений в зависимости от размера дефицита бюджета.

Исходя из необходимости активизации, как обновления основных фондов (степень износа которых в 2002 г. составил 47,3% (в промышленности 50,4%)), так и инвестиционной деятельности необходимо остановиться на тех вариантах амортизационной политики, которые смогут решить проблемы инвестиционного характера. Теоретически различают экономическую и налоговую (фискальную) амортизацию.

Для начала рассмотрим короткое описание наиболее распространенных методов начисления амортизации (обычно используются эти методы или их комбинации):

- линейная амортизация характеризуется возможностью включать в расходы производства равные частицы от стоимости актива на протяжении всего предварительно установленного срока его службы;

- „метод уменьшающего остатка” предусматривает отнесение на расходы в каждом периоде фиксированной частицы от остаточной стоимости актива на начало текущего периода.

В Украине используется второй метод. Если рассмотреть мировой опыт, то характерным является сочетание 2-х методов: сначала „метод уменьшающего остатка”, а затем линейный.

Естественным является вопрос, который из методов начисления амортизации приводит в условиях налогообложения к меньшим искажениям инвестиционных решений. Точнее, при котором из методов и при каких условиях легче обеспечить начисление амортизации, близкое к экономической.

Проведем анализ, используя одинаковые нормы амортизации за двумя методиками. В качестве примера для сопоставления этих методик амортизации предлагается принять месячную норму списания для новой четвертой амортизационной группы в размере 5 % балансовой стоимости ( подпункт 8.6.1 пункта 8.6 статьи 8 в редакции законов Украины „О налогообложении прибыли предприятий” от 24.12.2002 г. № 349 - ІV ). Стоимость амортизационной группы условно примем за 100 грн.

При сравнении остаточной суммы, высчитанной на основе двух методов можно сделать следующие выводы :

1) применение „метода уменьшающего остатка” в первом квартале дает возможность списать большую стоимость оборудования;

2) дальше тенденция изменяется и по окончанию 20 месяцев, при применении линейного метода, накопленная амортизация достигает 100 у.е. и группа списывается с баланса;

3) при применении „метода уменьшающего остатка”, по окончанию 20 месяцев, сумма накопленной амортизации находится только на уровне 60 у.е., и дальше функция остаточной стоимости следует до бесконечности ( приблизительно 208 месяцев), поскольку в соответствии с подпунктом 8.3.8 пункта 8.3 статьи 8 закона Украины „О налогообложении прибыли предприятий” от 24.12.2002 г. № 349 – ІV, амортизация основных фондов группы 4 проводится к достижению балансовой стоимостью группы нулевого значения [2].

Следовательно, амортизация согласно „метода уменьшающего остатка” не отвечает целям стимулирования инвестиционной активности. Таким образом, государство получает дополнительные доходы посредством налогообложения расходов предприятия, частью которых являются расходы на закупку и модернизацию оборудования, что негативно влияет на их финансовое состояние.

С другой стороны, активизация инвестиционной деятельности с помощью амортизации возможна при условиях, когда налоговые скидки, которые получают субъекты ведения хозяйства с применением ускоренной амортизации, не будут использоваться как трансферты. Они должны иметь форму долгосрочных беспроцентных кредитов, которые в будущем будут возвращаться государству благодаря эффективному инвестированию и увеличению на этой основе налоговой базы и налоговых платежей.

[1] Обновление основного капитала США. М., "Прогресс". 1977, 314с.

[2] Закон України “Про внесення змін до Закону України “Про оподаткування прибутку підприємств” від 24.12.2002р., № 349-IV.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инноваций. – М.: Филинь, 1997
2. Кардаш В.Я. Товарна інноваційна політика: Навчальний посібник. – К.: КНЕУ, 1999
3. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. / Пер. с фр. – СПб.: Наука, 1996