Стратегия управления образовательным учреждением

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Условием выживания и развития предприятия в длительной перспективе является разработка и реализация успешных стратегий, адаптирующих его к окружению, а также окружения к нему. Адаптация является успешной, если обеспечивает предприятию достижение и сохранение конкурентного преимущества, что является необходимым условием выживания на рынке.

Ключевые слова:

управление образовательным процессом, образовательные учреждения, эффективное управление образовательным учреждением
Цитировать публикацию:
Стратегия управления образовательным учреждением – С. 106-107.

Strategiya upravleniya obrazovatelnym uchrezhdeniem. , 106-107. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Условием выживания и развития предприятия в длительной перспективе является разработка и реализация успешных стратегий, адаптирующих его к окружению, а также окружения к нему. Адаптация является успешной, если обеспечивает предприятию достижение и сохранение конкурентного преимущества, что является необходимым условием выживания на рынке.

Все это в полной мере относится к образовательным учреждениям различного уровня и форм собственности, как субъектам экономической деятельности. Университеты уже осуществляют подготовку специалистов и руководителей для рыночной экономики на платной основе, превратившись в самостоятельный сектор бизнес-образовательных услуг.

Необходимость развития любой образовательной структуры вызвана постоянными изменениями в окружении, поэтому чтобы к ним приспособиться, необходимо ее непрерывно изменять, то есть развивать. Следовательно, обязательным условием выживания субъекта системы образования в длительной перспективе являются успешные адаптационные процессы к непостоянным условиям функционирования. Следует отметить, что адаптация не является пассивной, так как образовательная среда также формирует окружение в соответствии со своими интересами. Поэтому к одной из основных стратегических проблем относится определение того, какие действия и ресурсы надо направить на собственное изменение, а какие – на изменение окружения.

Является ли рост качества образовательного уровня необходимым условием выживания? В результате общего экономического развития большинству рынков присущи тенденции роста. Поэтому вузы, действующие на таком рынке, если не увеличат масштаб деятельности, уменьшат свою долю рынка и в результате исчезнут. На растущем рынке образовательные структуры должны расти как минимум в таком же темпе, как и рынок, для сохранения своей доли или в более высоком темпе для ее увеличения. Достижение доминирующей позиции представляет собой одну из основ конкурентной силы, к упрочнению которой стремится каждая образовательная единица.

Данная проблема выглядит иначе на рынке, который не растет – если это стабильная рыночная ниша или зрелый рынок. В такой ситуации масштаб действий в этом направлении не увеличивается. Поэтому необходимо развивать иные направления деятельности – тогда растет не определенный продукт, а диверсифицируясь, вся образовательная среда. К настоящему времени к элементу диверсификации можно смело отнести бизнес-образование, трансформированное из образования менеджеров и предпринимателей.

Успех образовательного процесса в достижении стратегических целей во многом зависит от профессиональной подготовки профессорско-преподавательского состава и вспомогательного персонала, который осуществляет свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, постоянных изменениях в экономической системе, в среде сильного развития информационных технологий, которые зачастую принципиально меняют не только технологические процессы, но и саму систему управления. Задачи управления персоналом перестали быть второстепенными. В их решении заинтересован каждый хозяйствующий субъект, в том числе и учреждения образования. Все это придает особую значимость управлению персоналом, повышается ответственность кадровых служб перед сотрудниками и аппаратом управления. В условиях конкуренции особенно важным является разработка методик для совершенствования способов увеличения деловой активности профессорско-преподавательского состава и обслуживающего персонала, выявления резервов эффективности в освоении инновационных обучающих технологий. Современные направления управления персоналом от чисто кадровых вопросов, нормативно-методического, делопроизводственного и правового обеспечения управления персоналом переходят непосредственно к самому управлению персоналом. К составляющей диверсификации в данном направлении следует отнести «кадровый менеджмент» или «кадровую стратегию».

Кадровая стратегия становится частью стратегии вузов в связи с растущем значением человеческого фактора в освоении инновационных образовательных технологий и дальнейшем развитии дистанционного и интерактивного обучения. Задачей дальнейшего развития является «привлекательность образования и образовательных услуг», что вписывается в концепции экономики середины 80-х годов ХХ столетия, когда во главу угла уже были поставлены выгоды конкуренции и стратегические позиции успеха в завоевании рынка образовательных услуг. Поэтому под кадровой стратегией следует понимать систематическое установление далеко идущих целей с использованием подходящих мер и с учетом перспективных образовательных целей.

По оценкам западных специалистов кадровый ресурс для образовательной стратегии по степени важности развития «кадрового менеджмента», в зависимости от роли персонала, в ХХ столетии прошел через пять линий развития: бюрократизация (до начала 60-х годов), институционализация (середина 60-х годов), гуманизация (начало 70-х годов), экономия (начало 80-х годов), ориентация на потребителя (заказчика) (с середины 90-х годов).



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инноваций. – М.: Филинь, 1997
2. Кардаш В.Я. Товарна інноваційна політика: Навчальний посібник. – К.: КНЕУ, 1999
3. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. / Пер. с фр. – СПб.: Наука, 1996