Особая роль планирования в рыночных отношениях

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Анализируя характер экономической политики России в области экономики, большинство ученых, принадлежащих к консервативно-классическому крылу (Абалкин, Аганбегян. Мильнер, Глазьев и др.) считают, что причиной стремительного развития таких стран как Япония. Китай, Ю Южная Корея и др. является правильное управление со стороны государства. В России государство сразу же «ушло» из экономики и в ней стали осуществляться радикальные либеральные реформы, так называемая шоковая терапия.

Ключевые слова:

планирование, рыночные отношения
Цитировать публикацию:
Особая роль планирования в рыночных отношениях – С. 57-59.

Osobaya rol planirovaniya v rynochnyh otnosheniyakh. , 57-59. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Анализируя характер экономической политики России в области экономики, большинство ученых, принадлежащих к консервативно-классическому крылу (Абалкин, Аганбегян. Мильнер, Глазьев и др.) считают, что причиной стремительного развития таких стран как Япония. Китай, Ю Южная Корея и др. является правильное управление со стороны государства. В России государство сразу же «ушло» из экономики и в ней стали осуществляться радикальные либеральные реформы, так называемая шоковая терапия.

Стереотип мышления по поводу рынка по Адаму Смиту (ХУ1 - XIX вв.) в основе учения которого лежало- laissez faire, абсолютное невмешательство государства в деловую жизнь, заставил сегодняшнюю Россию отказаться от контроля и планирования. Правильно ли это? Метод laissez faire (метод проб и ошибок) обусловлен дарвиновской теорией борьбы за существование и служит оправданием для существования стихийного (дикого) рынка, бесчеловечной конкуренции, права на частную собственность. Первым человеком, которого называют отцом научного управления (конец XIX в.), Ф. Тейлор (не говоря о более позднем учении - кибернетике), придавал исключительное значение процессу управления начиная с мелочей, кончая государством. Особую роль в управлении он отводил планированию. В книге ''Принципы научной организации производства" он писал: "На заводе или на фабрике ничего, ровным счетом ничего нельзя делать, как Бог на душу положит. Все, даже всякая мелочь, должно быть предварительно исследовано научно. Все формы, условия и приемы надзора за ней, руководство ею - все должно быть заранее предвидено, целесообразно построено и точно установлено" Данная теория базировалась на собственном опыте, интуиции и собственных умозаключениях

В конце XX века появилась, разработанная автором данной статьи универсальная теория самоуправления и управления, в которой названы и научно обоснованы объективные законы существования, которым подчиняется вся природа. Согласно этим законам условиями существования любой системы, является реализация главной (самосохранение) и функциональной (сохранение вышестоящей системы, в которую данная входит как часть) целей системы посредством самоуправления и управления, состоящими из двух составляющих: программирования, средством которого является информация и действия посредством энергии.

Рыночная экономика является не целью, а средством гибкого оперативного управления в производственной сфере. Она не исключает ни планирования, ни управления, а делает их более гибкими и оперативными. Только благодаря научному управлению общество по численности равное численности нашей страны, а по территории, занимающее площадь самой маленькой области России, Япония, не имеющая никаких природных ресурсов, занимает по всем показателям первое - второе место в мире.

Стремительные темпы развития японской экономики в послевоенные годы и, в частности, в последние 30 лет, когда Япония вышла на второе место по экономической мощи среди капиталистических держав обусловлены исключительно высокой ролью интеллекта общества, умело осуществляющее в Японии общегосударственное планирование социально-экономического развития страны, отдельные элементы которого заимствованы из опыта социалистической, советской экономики. В отличие от жесткого социалистического планирования. при котором утвержденный план экономического развития страны приоорс!^! силу закона и становился обязательным для всех звеньев экономики, общегосударственное экономическое планирование в Японии носит индикативный характер и представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономической структуры на выполнение этих программ в общенациональных интересах.

К выводу о полезности и эффективности таких программ в условиях рыночной экономики японские специалисты пришли в 50-х годах, когда было положено начало общегосударственному экономическому планированию в Японии, разработки и осуществления общегосударственных средне и долгосрочных программ экономического развития. Непосредственным результатом этого вывода и явилась разработка первого общегосударственного плана развития японской экономики, поставившего две основные цели -добиться экономического самообеспечения страны и полной занятости.

С начала экономического планирования в Японии, было разработано тринадцать общегосударственных программ (планов) социально-экономического развития страны. Планы направлены на решение самых насущных и неотложных проблем, стоящих перед Японией в тот или иной конкретный период ее социально-экономического развития. В процессе разработки общегосударственных планов принимают участие все правительственные учреждения и, прежде всего, министерство финансов и министерство внешней торговли и промышленности. К составлению планов привлекаются также многие научно-исследовательские организации, значительный круг наиболее опытных специалистов и экспертов. Однако главную координирующую и совещательно-исполнительскую роль в их разработке играет Управление экономического планирования (УЭП) и Экономический совет. В Управлении, возглавляемом начальником в ранге государственного министра, насчитывается около 600 специалистов в области экономики и планирования. Экономический консультативный совет состоит из 250 членов. Имеется еще много структур по планированию. Экономические планы в зависимости от сложившихся условий пересматриваются и заменяются новыми. Как видно из анализа этих планов, приведенных в статье «Японский опыт макроэкономического планирования» [4] большинство действовавших экономических планов, несмотря на их досрочную замену новыми, по основным показателям роста экономики были значительно превзойдены или почти выполнены в более короткий период времени. Досрочная замена действующего плана новым объясняется именно этим обстоятельством, а, следовательно, необходимостью разработки новых ориентиров, отвечающих изменившимся условиям внутри и внешнеэкономического развития. [4]

Показателен пример Китая. Интеллект в Китае выполняет свою функцию -программирование. В этом государстве не отказались, как это случилось в России, от планирования. Долгосрочные цели экономического и социального развития, вытекающие из целей построения коммунизма, в Китае не изменились. Но в отличие от жесткого планирования, которое исключало рыночные отношения, они перешли к различным (необходимым в любой системе) видам прогртжирсшания. В Китае существует три вида планирования: директивное (стратегическое), направляющее (текущее) и рыночное регулирование (оперативное планирование).

Таким образом, с точки зрения теории управления затянувшийся кризис в России является следствием некачественного и неправильного государственного управления, игнорирования планирования, от которого государство отказалось. Это свидетельствует в переходе управления на бессознательный уровень, инструментом которого является метод проб и ошибок, что привело к беспорядку, хаосу, к криминализации государства.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Послання Президента України до Верховної Ради України «Про внутрішнє і зовнішнє середовище України у 2002 році.» // Економіст. – 2003. - № 5. – с. 21-83.
2. Янукович В. «Програма діяльності кабінету Міністрів України» // Економіст. – 2003. - №4. – с.35-47.
3. Гальчинский А. Десять лет – что дальше? // Зеркало недели. – 2001. - №39.
4. Статистичний щорічник України за 2002 рік. Держкомстат України. – К.: “Консультант” – 2003. – с.32.