О новых направлениях повышения экономической обеспеченности высшей школы

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В современных условиях, когда рыночные отношения становятся нормой экономического бытия всех слоев общества и элементов экономики, высшая школа практически оказалась даже в худшем положении, чем в прежних условиях советской плановой экономики, когда она финансировалась по остаточному принципу.

Ключевые слова:

рыночные отношения, высшая школа
Цитировать публикацию:
О новых направлениях повышения экономической обеспеченности высшей школы – С. 33-34.

O novyh napravleniyakh povysheniya ekonomicheskoy obespechennosti vysshey shkoly. , 33-34. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




В современных условиях, когда рыночные отношения становятся нормой экономического бытия всех слоев общества и элементов экономики, высшая школа практически оказалась даже в худшем положении, чем в прежних условиях советской плановой экономики, когда она финансировалась по остаточному принципу.

Готовя для общества востребованный и по-прежнему крайне дефицитный продукт, сама по себе высшая школа от этого практически ничего не получает. Престиж работы в ней невысок, оплата труда не достигает среднего уровня по стране в целом. Ситуация такова, что престижность работы в вузе и привлекательность ее для молодых кадров невысока, а кафедры сталкиваются с проблемой подбора кандидатов для поступления в аспирантуру.

Требовать увеличения финансирования или ждать его роста в обозримом будущем не приходится. Также не является выходом и переход на платное образование и получение доходов от платы за обучение.

В этой области следует искать новые формы и источники роста доходов, в первую очередь замыкания на себя тех реальных финансовых потоков, которые сегодня идут мимо собственно ВУЗов, обеспечивая доходы лиц и организаций, имеющих косвенное к ним отношение.

Первым, и сегодня практически используемым источником дохода любого ВУЗа является интеллектуальная собственность, выраженная собственно в марке ВУЗа – брэнде. На сегодняшнем рынке даже понятие «государственный вуз» уже вполне реализуемый брэнд. Объективно собственность на такой брэнд принадлежит государству, если ВУЗ – государственный. Но понятно, что государство не может эффективно его использовать, так как не имеет экономических форм реализации этого брэнда. Поэтому его будут использовать и сейчас используют три категории: частнопрактикующие тем или иным образом преподаватели, студенты и выпускники, вузовские администраторы, исходя из своих представлений о целесообразности и своих интересов

Однако общая коммерческая ценность фирмы не сводится только к брэнду. Существует целый ряд других элементов интеллектуальной собственности, которые должны быть проинвентаризованы и оценены. Само понятие гудвил (goodwill) должно стать объектом учета, исследования и закрепления прав собственности. Тогда и реализация его станет возможна в упорядоченных формах.

Государство не может стать прямым собственником нематериальных активов, так как они существуют только в неразрывном единстве с его носителями. Можно сменить весь коллектив и стафф компании «Кока-кола», от этого ее брэнд потеряет мало. Но если сменить весь преподавательский состав МГУ, МВТУ или МФТИ, то результат будет вполне предсказуем и крайне печален. Именно научная среда, среда общения, интеллектуальные традиции формируют основной гудвил ВУЗа. И собственность на него объективно принадлежит интеллектуальной корпорации ВУЗа, которая должна институциолизироваться и формализовать свои права реального собственника в этой области.

Первым шагом должно стать инкорпорирование учебно-научного персонала и студентов в корпорацию "ВУЗ-инфоинтел", свою долю собственности в ней должен также иметь сам ВУЗ как юридическое лицо. Такая корпорация должна создать собственную инфрастуктуру обслуживания и юридической защиты. Первым проектом должна стать экономическая программа по реализации торговой марки ВУЗа.

Другие направления можно обсуждать на следующем этапе.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Съйкова, И., “Статистически изследвания на зависимости в социално – икономическата област”, “Стопанство”, 1991
2. Bowerman, Bruce L and Richard T.O.Connel, Linear Statistical Mo-dels: An Applied Approach, Boston, MA: PWS – KENT, 2000
3. Gorman, J.W. Selection of Variables for Fitting Equations to Data, Technometrics, 1996