Оптовые посредники Украины: проблемы и направления реформирования

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Важной составляющей инфраструктуры товарных рынков является оптовое звено, которое выполняет функции, позволяющие увеличить ценность товара. Однако это возможно, когда оптовый посредник выполняет функции в полном объеме, качественно и своевременно, предоставляет услуги, работает на потребителя, а не только на себя, и когда есть условия для их успешной реализации.

Ключевые слова:

оптовая торговля, Украина, посредническая деятельность, товарные рынки, инфраструктура торговли
Цитировать публикацию:
Оптовые посредники Украины: проблемы и направления реформирования – С. 14-15.

Optovye posredniki Ukrainy: problemy i napravleniya reformirovaniya. , 14-15. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Важной составляющей инфраструктуры товарных рынков является оптовое звено, которое выполняет функции, позволяющие увеличить ценность товара. Однако это возможно, когда оптовый посредник выполняет функции в полном объеме, качественно и своевременно, предоставляет услуги, работает на потребителя, а не только на себя, и когда есть условия для их успешной реализации.

Переход Украины к рыночной экономике обусловил необходимость кардинального реформирования оптовой торговли. За период трансформации в несколько десятков раз увеличилось количество оптовых посредников. Так, если на начало 1991 г. в расчете на один регион (область) Украины приходилось в среднем 60 оптовых пердприятий всех торговых систем, в том числе и потребительской кооперации, то на начало 2003 г. уже насчитывалось 1264 независимых, самостоятельных субъектов хозяйствования. Изменился состав оптовых посредников по формам собственности и организационно-правовым формам хозяйствования. Высокими темпами развивается сеть предприятий, являющихся собственностью международных организаций и юридических лиц других государств. За 2000–2002 гг. их количество увеличилось на 52%, а объем оптового товарооборота – в 2,4 раза. На начало 2003г. таких предприятий насчитывалось 559 ед. Их удельный вес в общем количестве оптовых предприятий составил 0,8%, а в оптовом товарообороте – 4,7%. Получают развитие и совместные предприятия, в том числе с иностранными инвестициями (их уже более 500), которые также способствуют созданию эффективной конкурентной среды в оптовой торговле.

Однако наряду с положительным в развитии оптовой торговли немало изменений, которые не способствуют качественному реформированию этой сферы деятельности. Так, количественный рост оптового звена в основном происходил за счет малых посреднических предприятий. Поэтому сейчас более 50% оптовых посредников имеют численность работников до двух человек.

Почти 90% оптовых посредников не имеют складов, поэтому около 60% оптового товарооборота – это продажа товаров другим предприятиям оптовой торговли.

На предприятиях оптовой торговли Украины сложился крайне низкий уровень обеспеченности оптового товарооборота товарными запасами.

За последние годы произошла деспециализация оптовиков и существенно деформировалась структура оптового товарооборота. Прежде всего в ней значительно сократилась доля потребительских товаров. Сейчас она составляет лишь 25% общего объема оптового товарооборота. Не заинтересованы оптовики в торговле товарами отечественного производства, товарами сложного ассортимента, технически сложными товарами. Среди непродовольственных товаров наибольший удельный вес (более 30%) приходится на оптовую торговлю медикаментами и химико-фармацевтическими товарами, вычислительной техникой и запчастями к ней, парфюмерно-косметическими изделиями. Половина оптового товарооборота по продовольственным товарам приходится на алкогольные и слабоалкогольные напитки, табачные изделия, кондитерские изделия, сахар, рыбу, морепродукты и рыбные консервы. Оптовое звено мало занимается сбытом сельскохозяйственной продукции, чем ограничивает возможности увеличения объемов ее производства, не способствует уменьшению затрат на ее доведение до потребителей, снижению цен на нее и др. Не получили должного развития и оптовые продовольственные рынки, не сформирован эффективный механизм взаимодействия производителей сельхозпродукции и продовольствия с розничной торговлей, не уменьшилось количество посредников-перекупщиков.

Изменения оптового звена мало адекватны изменениям, происходящим в сфере производства и в розничной торговле. Не учитываются процессы глобализации, которые интенсивно развиваются в мировой экономике. Для достижения конкурентных преимуществ создаются различные виды объединений, внедряются высокоэффективные информационные системы, проводятся глубокие маркетинговые исследования товарных рынков не только своей страны, но и внешних. Поэтому страны, которые имеют современное мощное оптовое звено, достаточно легко завоевывают оптовые рынки разных стран, в том числе и Украины.

Актуальность проблемы эффективности функционирования внутреннего рынка Украины заключается и в том, что отношения между его субъектами, как правило, не основываются на таких принципах как сотрудничество, сбалансированность экономических интересов, солидарная ответственность, ориентация на общий конечный результат – на максимальное удовлетворение потребностей потребителя.

Учитывая большую значимость оптового звена в функционировании сферы товарного обращения и экономики в целом, необходимо создать условия для его дальнейшего развития. Методами государственного регулирования следует более активно направлять ее развитие в нужное русло, так как процессы реформирования опта в основном проходят стихийно, без разработки конкретных программ. К числу первоочередных задач следует отнести: создание оптимальной структуры оптовых посредников по функциональному назначению, специализации, размерам, зоне деятельности, организационно-правовым формам хозяйствования; приоритетное развитие крупных оптовых предприятий с полным циклом обслуживания, оптовых продовольственных рынков с аукционной формой продажи товаров, мелкооптовых посредников типа «Кэш энд Кэрри» для обслуживания малых субъектов хозяйствования; создание разных видов объединений, в том числе на принципах франчайзинга; формирование логистических систем на товарных рынках, где оптовое звено должно играть активную роль в управлении товарными, информационными и финансовыми потоками; создание на оптовых предприятиях современных аналитических и прогностических информационных систем; развитие Интернет-коммерции; создание современной складской сети; совершенствование статистической отчетности.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Съйкова, И., “Статистически изследвания на зависимости в социално – икономическата област”, “Стопанство”, 1991
2. Bowerman, Bruce L and Richard T.O.Connel, Linear Statistical Mo-dels: An Applied Approach, Boston, MA: PWS – KENT, 2000
3. Gorman, J.W. Selection of Variables for Fitting Equations to Data, Technometrics, 1996