Научные коммуникации в России: реалии и перспективы исследования проблемы

Сайко Е.А.
Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:

Сайко Е.А.1
1 Государственный академический университет гуманитарных наук

 Скачать PDF

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы, актуальные для исследования научных коммуникаций в России, выявляются тенденции в развитии современных научных коммуникаций, атрибутивные для информационной культуры и способствующие повышению их роли в международном научном сообществе.

Ключевые слова:

наука, культура, научные коммуникации, управление системой научных коммуникаций
Цитировать публикацию:
Сайко Е.А. Научные коммуникации в России: реалии и перспективы исследования проблемы // Научная периодика: проблемы и решения. – С. 208-212. – doi: 10.18334/np55189

Sayko, E.A. Научные коммуникации в России: реалии и перспективы исследования проблемы. Scholarly Communication Review , 208-212. doi: 10.18334/np55189 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Осмысление опыта изучения научных коммуникаций в отечественной и зарубежной научной литературе показывает, что комплексных исследований в данной области до сих пор не существует. Известно, что «непрецедентность» любого явления, а, следовательно, отрицательная динамика интереса к нему со стороны ученых, как правило, объясняется следующим:

- все уже изучено;

- проблема не актуальна;

- взгляды, существующие на проблемы, не вызывают сомнения.

Однако в случае с научными коммуникациями в современных социокультурных реалиях в отношении перечисленных критериев, достаточно стереотипных с позиции понимания исследователем научной новизны проблемы, дело обстоит иначе:

- не все изучено, а если и изучено, то подобная практика является фрагментарной, локальной и разрабатывалась в рамках одной отрасли науки либо одной научной дисциплины;

- проблема актуальна, поскольку в ситуации отождествления самого сообщения со способом коммуникации и средством коммуникации (а именно эта тенденция, прогнозируемая в свое время М. Маклюэном, становится приоритетной в настоящий период) возникает множество вопросов, апеллирующих не только и не столько к классификации и типологии научных коммуникаций (и коммуникаций вообще), а к сущностным проблемам научного текста и шире - общения (восприятие текста, его осмысление, представление о тексте, «самопорождение» текста и др.);

- взгляды, существующие на проблему научных коммуникаций, не могут быть аксиоматичны априори, так как коммуникации динамичны по своей сути, поэтому то, как оценивались научные коммуникации «вчера», важно, но недостаточно для их изучения «сегодня», тем более, для прогнозирования перспектив развития «завтра».

Современные тенденции трансформации и диверсификации форм научных коммуникаций, их междисциплинарный характер являются результатами интенсивных процессов глобализации, атрибутами информационной культуры. В свою очередь многообразие способов научных коммуникаций требует концептуализации их современных моделей, разработки адекватных критериев типологизации, осмысления актуальных трендов в области научной экспертизы, оптимизации методов научного рецензирования с учетом отечественного и зарубежного опыта, накопленного в данной сфере. Это может активизировать инновационные процессы в сфере науки и образования в целом, преодолеть онтологические и межкультурные барьеры в научных коммуникациях, значительно расширить пространство отечественных научных коммуникаций, повысить их роль в международном научном сообществе, поддерживать в нем конструктивный межкультурный диалог.

В целом в поле современных отечественных и зарубежных научных исследований проблема научных коммуникаций представляется недостаточно изученной. Прежде всего, не систематизирован историко-культурный и теоретико-методологический опыт, существующий в этой области в России и за рубежом.

Интерес, проявляемый к научным коммуникациям, детерминирован зачастую операциональными целями, связанными с требованиями ВАК к научным публикациям в рамках подготовки кандидатских и докторских диссертаций, научно-квалификационными требованиями к специалистам в сфере науки и образования, предполагающими наличие у них публикаций, входящих в различные международные информационные базы (РИНЦ, Scopus, Web of Science). При этом вопросы качества научных публикаций, научной периодики, научных изданий в целом остаются за пределами внимания российских исследователей.

Недостаточно разработанными представляются и проблемы управления системой научных коммуникаций в условиях информационного общества, в контексте информационной культуры, разрешение которых возможно на основании результатов научных исследований, ориентированных на разработку стратегий развития научных коммуникаций в России, осмысление и обобщение эффективных отечественных и зарубежных моделей и практик, существующих в сфере научных коммуникаций, поиск механизмов, методов и форм поддержки научных коммуникаций на государственном уровне.

Что же касается «вчера» и «сегодня» в освоении проблемы научных коммуникаций, то в отечественной науке эта проблема традиционно исследуется, прежде всего, в области наукометрии, библиометрии [1], научного книгоиздания и книжной культуры [2].

В качестве отдельных аспектов исследования отечественных научных коммуникаций можно выделить следующие: проблемы организации деятельности научного журнала [3], которые актуализируются в России еще со второй половины 19 века в связи с интенсивным формированием сферы научной периодики и, судя по всему, претендуют на статус «вечных»; история создания научного журнала в России и за рубежом [4], проблемы и локальные жанровые особенности научной периодики, вопросы научного редактирования и научного рецензирования [5].

В начале XXI столетия в российском научном сообществе активно обсуждаются вопросы, связанные с качеством научных и учебно-научных изданий, научных публикаций (Сайко, 2006; Ваганов, 2012; Абрамов, 2013), теорией и практикой их рецензирования (Мельников, 2011), публикационной этикой (Абрамов, Кириллова, 2012; Зельдина, 2012; Мельников, Машнинова, 2013), с проблемами и практическими достижениями в освоении и реализации формальных требований, предъявляемых к научным журналам и научным публикациям - тезисам, статьям, монографиям и др. как элементам системы научных коммуникаций [6].

Отметим также, что научные коммуникации изучаются в рамках исследований специалистов ФГБУ науки Научный и издательский центр «Наука» РАН, основные идеи которых излагаются в докладах на ежегодных международных конференциях ФГБУ науки НИЦ «Наука» РАН и отражены в изданных материалах этих конференций. Основные ракурсы обсуждения проблем научных коммуникаций: история книжной культуры, информационная культура [7]; вопросы книгораспространения и книгообмена в России и на пространстве СНГ [8]; аспекты интеграции науки и образования в сфере книжной культуры [9]. Одним из феноменов и эффективных моделей научных коммуникаций в контексте информационной культуры, книжной культуры и научной периодики, важным направлением в деятельности Центра исследований книжной культуры ФГБУ науки НИЦ «Наука» РАН является издание сборника научных статей «Книга. Исследования и материалы» [10], первый выпуск которого состоялся в 1959 году.

Если же говорить о мировой практике исследований в сфере научных коммуникаций, то она ориентирована, в основном, на изучение фундаментальных принципов научных коммуникаций (Поппер, 2010), что во многом обусловлено теоретико-методологическими подходами к данной проблеме, сложившимися, в частности, в рамках истории, философии и методологии науки (Кун, 1977, Кун, 2014).

Особый интерес у зарубежных исследователей вызывают вопросы, связанные с сущностными особенностями целеполагания и принципиальной новизной научных публикаций, эффективностью научных коммуникаций. В современных западных тенденциях научных исследований, посвященных научным коммуникациям, актуализируются такие проблемы, как экспертная оценка и ее формы [11], перспективы развития журналов открытого доступа в пространстве научных коммуникаций (Peterson, Emmett, Greenberg, 2013), публикационная этика (Wager, Fiack, Graf, Robinson, Rowlands, 2009; Shelomi, 2014).

В целом в настоящий период и отечественный и зарубежный опыт, накопленный в сфере исследований научных коммуникаций, представляется недостаточно изученным, нуждается в осмыслении и систематизации, освоении в рамках научного и образовательного пространства и использовании для решения новых проблем и концептуализации моделей научных коммуникаций в реалиях информационного общества.

Если задуматься о сверхзадаче исследований в сфере научных коммуникаций, то они необходимы - для того, чтобы у отечественной науки было достойное, резонансное «завтра».

А что будет после «завтра»?! Размышления о перспективах, изрядно удаленных во времени, не оставляют пространства для иллюзий, а побуждают к необходимым, хотя и недостаточным мерам, способствующим тому, чтобы понятия «научное сообщество», «научная этика», «научная эрудиция», «научный диалог» (конструктивный и не ведающий границ…) не оказались в положении «архаизмов» или «неологизмов» с точки зрения их употребления в научном дискурсе. В этом смысле весьма ценным представляется профессиональный и устойчивый интерес исследователей к научным коммуникациям.

[1] Акоев, М.А., Маркусова В.А., Москалева О.В., Писляков В.В. (2014). Руководство по наукометрии: индикаторы развития науки и технологии (250 с.). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та.

[2] Васильев, В.И. (1998). Издательская деятельность Академии наук в ее историческом развитии (от зарождения до наших дней). М.: Наука; Сухомлинов, М.И. (1885). Материалы для истории Императорской Академии наук. Санкт-Петербург.; Васильев, В.И.(2015). Академическое книгоиздание военных лет. Исследования и материалы (Сб. 102, с. 5-19). М.: Наука.; Ермолаева, М.А. (2014). Особенности формирования основ культуры книги в первой четверти XVIII в. Книга в информационном обществе. Материалы XIII Международной конференции по проблемам книговедения (Москва, 28-30 апреля 2014 г). (С. 456-458). М.: ФГБУ науки НИЦ «Наука» РАН.; Ермолаева, М.А. (2015). Современные исследования книжной культуры: основные тенденции и перспективы. Культура, искусство и управление: современные проблемы научных исследований (материалы «круглого стола»). Книга. Исследования и материалы: Сб. научных статей (С. 173-174). М.: Наука; Родаева, М.Р. (2011). Английская наука второй половины XVII века как культурно-исторический феномен (Автореф. дисс. … канд. ист. наук). Саратов.

[3] Пекарский, П. (1867). Редактор, сотрудники и цензура в русском журнале 1755–1764 годов. Санкт-Петербург.; Ханова, А. (2004). Первый журнал в мире – «Journal des Savants»: история создания. Научно-культурологический журнал, 12.; Абрамов, Е.Г., Зельдина, М.М. (2015). С чего началось издание научного журнала в мире и в России? Научное издание международного уровня - 2015: современные тенденции в мировой практике редактирования, издания и оценки научных публикаций Материалы 4-й Международной научно-практической конференции. (С. 5-9) Санкт-Петербург.; Абрамов, Е.Г., Зельдина, М.М. (2014). Информационное обеспечение научно-публикационной отрасли (на примере журнала "Научная периодика: проблемы и решения"). Обсерватория культуры, 5, 123-125.

[4] Сайко, Е.А. (2012). «Логос» в пространстве отечественной и европейской книжной культуры. Круглый стол «К 300-летию М.В. Ломоносова»: обзор. Книга. Исследования и материалы: Сб. научных статей. М.: Наука.

[5] Соловьёв, В.И., Рябинина, Н.З. (1993). Редакторская подготовка периодических изданий. М.: МГУП; Плющ, М.А. (2006). Развитие реферативных журналов как средства научной коммуникации (Автореф. дисс. … канд. техн. наук). Москва; Козлова, Е.Б. (2008). История печатных средств информации. Москва: МГУП.

[6] Гладкова, З.В. (2011). Свободный доступ к научным публикациям как современная тенденция развития научной коммуникации. Современные проблемы науки и образования, 6; Мельников, О.Н., Машнинова, Ю.В. (2012). Фундаментальная модель организации рыночного обмена знаниями. Российское предпринимательство, 14, 94-99; Ракитов, А.И., Арутюнов, В.С., Юревич, А.В. и др. (2012). Науковедческие исследования. М.: РАН ИНИОН; Максимов, В.И. (2005). Стилистика и литературное редактирование. М.: Гардарики; Российская наука и СМИ. (2014). Материалы международной интернет-конференции. М.: Директ-медиа.

[7] Васильев, В.И. (2012). Культурно-историческое пространство и книжная культура: к вопросу об эволюции воззрений (по материалам исследований и публикаций последних лет). Книжная культура: Опыт прошлого и проблемы современности: к 285-летию основания Академической типографии в России: Материалы V Международной научной конференции (Москва, 24-26 октября 2012 г.) (Т.1; Ч.1; С. 5 – 17). М.: Наука; Васильев, В.И., Ермолаева, М.А., Бакун, Д.Н., Николенко, А.В. (2011). О критериях и деятелях книги и книжной культуры Академии наук XVIII – XIX вв. Историко-культурное взаимодействие на пространстве СНГ в контексте развития книгоиздания, книгообмена и науки о книге: Материалы Международной научной конференции (Киев, 4-6 октября 2011 г.)(С. 89-95). Киев: Академпериодика; М.: Наука.

[8] Васильев, В.И., Ермолаева, М.А. (2011). Сотрудничество исследователей России и Беларуси в области изучения книжной культуры: основные тенденции и перспективы. Историко-культурное взаимодействие на пространстве СНГ в контексте развития книгоиздания, книгообмена и науки о книге: Материалы Международной научной конференции (Киев, 4-6 октября 2011 г.). Киев: Академпериодика; М.: Наука.

[9] Сайко, Е.А., Вдовина, Н.В. (2011). Научные коммуникации и научное книгоиздание в контексте современного социогуманитарного знания. Историко-культурное взаимодействие на пространстве СНГ в контексте развития книгоиздания, книгообмена и науки о книге: Материалы международной научной конференции. Киев–Москва; Сайко, Е.А., Вдовина, Н.В. (2013). Издания Научного совета РАН «История мировой культуры» в аспекте динамики книжной культуры: тенденции и практики. Научное и культурное взаимодействие на пространстве СНГ в контексте развития книгоиздания, книгообмена и науки о книге. К 285-летию академического книгоиздания в России. Материалы межд. науч. конф. Москва, 6-8 ноября 2013 г. (С. 171-175). М.: Наука; Сайко, Е.А. (2013). К проблеме интеграции науки и образования в пространстве книжной культуры. Книжная культура в контексте международных контактов: Материалы международной научной конференции (Минск, 16-17 мая 2013 г.) (С. 66-74). Минск; Москва: Наука; Сайко, Е.А. (2014). Книжная культура в процессе интеграции науки и образования: проблемы и тенденции. Книга. Исследования и материалы: Сб. научных статей (Сб. 100; С. 46-55). М.: Наука; Сайко, Е.А. (2015). Культура, искусство и управление: современные проблемы научных исследований (предисловие к материалам «круглого стола»). Книга. Исследования и материалы: Сб. научных статей (С. 172-173 и др.). М.: Наука.

[10] Ленский, Б.В. (2012, в 2 т.). Книговедческий сборник «Книга. Исследования и материалы»: накануне нового юбилея. Книжная культура: Опыт прошлого и проблемы современности: к 285-летию основания Академической типографии в России: Материалы V Международной научной конференции (Москва, 24-26 октября 2012 г.) (Т. 1; Ч. 1.; С. 225- 233). М.: Наука.

[11] Birukou, A., Wakeling, J.R, Bartolini, C., Casati, F., Marchese, M., Mirylenka, K., Osman, N., Ragone, A., Sierra, C. and Wassef, A. (2011). Alternatives to peer review: novel approaches for research evaluation. Front. Comput. Neurosci, 5:56. doi:10.3389/fncom.2011.00056; Hodgkinson, M. (2009, May 6). Open peer review & community peer review accessed at http://journalology.blogspot.com/2007/06/open-peer-review-communitypeer-review.html; Hunter, J. (2012). Post-Publication Peer Review: Opening Up Scientific Conversation. Frontiers in Computational Neuroscience, 6, 63. http://doi.org/10.3389/fncom.2012.00063



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
Абрамов, Е.Г. (2013). Признание модели журналов открытого доступа как способ повышения качества научных публикаций в России. Научная периодика: проблемы и решения, 2 (14), 4-8.

Абрамов, Е.Г., Зельдина, М.М. (2014). Информационное обеспечение научно-публикационной отрасли (на примере журнала "Научная периодика: проблемы и решения"). Обсерватория культуры, 5, 123-125.

Абрамов, Е.Г., Кириллова, О.В. (2012). Публикационная этика в научно-исследовательском процессе. Научная периодика: проблемы и решения, 5, 4-8.

Ваганов, А. (2012). Жанр, который мы потеряли: очерк истории отечественной научно-популярной журналистики. Экология и жизнь. М.: АНО.

Васильев, В.И. (1998). Издательская деятельность Академии наук в ее историческом развитии (от зарождения до наших дней). М.: Наука.

Васильев, В.И. (2015). Академическое книгоиздание военных лет. Исследования и материалы (Сб. 102, с. 5-19). М.: Наука.

Гладкова, З.В. (2011). Свободный доступ к научным публикациям как современная тенденция развития научной коммуникации. Современные проблемы науки и образования, 6.

Зельдина, М.М. (2012). Международные организации по этике научных публикаций. Научная периодика: проблемы и решения, 2(6), 16-20. doi: 10.18334/np2673.

Кун, Т. (1977). Структура научных революций. С вводной статьей и дополнениями 1969 г. М.: Прогресс.

Кун, Т. (2014). После «Структуры научных революций»: сборник статей. М.: АСТ.

Левитин, К.Е. (2012) Научная журналистика как составная часть знаний и умений любого ученого. Экология и жизнь. М.: АНО.

Мельников, О.Н. (2011) Рецензирование как фактор повышения качества научной информации. Научная периодика: проблемы и решения, 2, 20-23.

Мельников, О.Н., Машнинова, Ю.В. (2012). Фундаментальная модель организации рыночного обмена знаниями. Российское предпринимательство, 14, 94-99.

Мельников, О.Н., Машнинова, Ю.В. (2013). Роль информационной этики в создании экономических продуктов. Научная периодика: проблемы и решения, № 1 (13), 6-13.

Плющ, М.А. (2006). Развитие реферативных журналов как средства научной коммуникации (Автореф. дисс. … канд. техн. наук). Москва.

Поппер, К. (2010). Логика научного исследования. М.

Ракитов, А.И., Арутюнов, В.С., Юревич, А.В. и др. (2012). Науковедческие исследования. М.: РАН ИНИОН.

Родаева, М. Р. (2011). Английская наука второй половины XVII века как культурно-исторический феномен (Автореф. дисс. … канд. ист. наук). Саратов.

Сайко, Е.А. (2006). Исследования по теории и истории культуры: особенности подготовки научно-квалификационной работы. Научный текст в культур-диалоге эпох: лингвокультурологическая парадигма (Вып. V). М.: МАКС Пресс.

Ханова, А. (2004). Первый журнал в мире – «Journal des Savants»: история создания. Научно-культурологический журнал, 12.

Birukou, A., Wakeling, J.R, Bartolini, C., Casati, F., Marchese, M., Mirylenka, K., Osman, N., Ragone, A., Sierra, C. and Wassef, A. (2011). Alternatives to peer review: novel approaches for research evaluation. Front. Comput. Neurosci, 5:56. doi:10.3389/fncom.2011.00056

Hunter, J. (2012). Post-Publication Peer Review: Opening Up Scientific Conversation. Frontiers in Computational Neuroscience, 6, 63. http://doi.org/10.3389/fncom.2012.00063

Peterson, A.T., Emmett, A., Greenberg, M.L. (2013). Open Access and the Author-Pays Problem: Assuring Access for Readers and Authors in a Global Community of Scholars. Journal of Librarianship and Scholarly Communication 1(3):eP1064. doi 10.7710/2162-3309.1064

Shelomi, M. (2014). Editorial Misconduct - Definition, Cases, and Causes. Publications, 2, 51-60. doi:10.3390/publications2020051

Wager, E., Fiack, S., Graf, C., Robinson, A., Rowlands, I. (2009) Science journal editors’ views on publication ethics: results of an international survey. Journal of Medical Ethics, 35:6, 348-353. doi:10.1136/jme.2008.028324