Отечественная университетская периодика в развивающемся диалоге научных школ
Манцерова И.В.1
1 Санкт-Петербургский государственный
политехнический университет
Автор статьи, опираясь на представленный список журналов – ветеранов отечественной научной периодики, поднимает вопрос о необходимости сохранения преемственности историко-культурного наследия отечественной науки, запечатленного на страницах журналов.
Использование наукометрических подходов позволяет расширить представления о научной школе, способствует идентификации научных школ.
В целях популяризации старейших отечественных научных журналов, сохранивших основное название и не прервавших издательскую историю, связь научных поколений и преемственности научных традиций, автор предлагает создать специальную рубрику в журнале «Научная периодика: проблемы и решения».
Ключевые слова:
преемственность, научный журнал, научная публикация, научная периодика, научная коммуникация, научная школа, научное цитирование, университетские традиции, идентификация научных школ, история отечественной журналистикиПриглашаем к сотрудничеству авторов научных статей
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Люди пишут, а время стирает.
Все стирает, что может стереть.
С. Я. Маршак
Идею этой статьи во многом подсказали темы двух публикаций: Л.В. Примака «“Механизация строительства” – один из старейших научных журналов» [1] и Н.А. Нарышкиной-Прокудиной-Горской [2], где автор, анализируя историко-культурное наследие своего рода (на примере жизнеописания предка – изобретателя цветной фотографии С.М. Прокудина-Горского), приводит пример плодотворного научного диалога поколений и стран.
Исследовательское поле отечественной научной периодики междисциплинарно и представляет интерес для широкого круга научных специалистов: историков, философов, культурологов, социологов, лингвистов, библиотековедов, журналистов, экономистов и др.
Отечественные университетские научные журналы фиксируют, сохраняют и транслируют не только опубликованную в них информацию, но и особенности научной речи, стиля изложения, историко-культурные и этические традиции научных школ. В реалиях сегодняшнего времени по-иному звучат слова Ю.С. Васильева и В.В. Чепарухина: «Периодические издания высших учебных заведений содержат ценнейшие научные материалы, поэтому их история заслуживает внимательного изучения как объективная часть истории отечественной науки» [3].
Несмотря на то что традиции российской высшей школы не имеют таких глубоких исторических корней, как традиции европейской школы, а университетские традиции неоднократно прерывались как в XIX веке, так и в XX веке, в отдельные исторические периоды российская высшая школа шла в авангарде развития общества и науки [4]. Расцвет российской высшей школы во многом совпал с пореформенным периодом (1861–1914), который, по мнению академика Ю.С. Пивоварова, был лучшей нашей эпохой [5]. На этот же период пришелся и расцвет отечественной научной периодики, ставшей эталоном для всех последующих журналов.
Среди молчаливых хранителей и преемников публикационных традиций российской науки особую когорту – «Золотой Фонд» – составляют отечественные научные журналы – ветераны научной периодики:
начавшие издаваться в XIХ веке: «Военно-медицинский журнал» (1823); «Горный журнал» (1825); «Железнодорожный транспорт» (1826); «Бюллетень Московского общества испытателей природы. Отдел Биологический» (1829); «Морской сборник» (1848); «Известия Русского географического общества» (1865); «Журнал экспериментальной и теоретической физики “ЖЭТФ”» (1873); «Электричество» (1880); «Записки Российского минералогического общества» (1866); «Математический сборник» (1866); «Почвоведение» (1899);
начавшие издаваться в ХХ веке: «Цемент и его применение» (1901); «Энтомологическое обозрение» (1901); «Известия Томского политехнического университета» (1903); «Труды Санкт-Петербургского политехнического университета» (1904); «Известия СПбГЭТУ “ЛЭТИ”» (1903/1912); «Водоснабжение и санитарная техника» (1913); «Журналист» (1914); «Русский язык в школе» (1914); «Ботанический журнал» (1916); «Зоологический журнал» (1916); «Морфология» (1916);
начавшие издаваться в советский период, после 1917 года: «Успехи физических наук» (1918); «Вопросы статистики» (1919); «Клиническая медицина» (1920); «Вестник машиностроения» (1921); «Международная жизнь» (1922); «Вопросы философии» (1922); «Доклады академии наук» (1922); «Гигиена и санитария» (1922); «Стоматология» (1922); «Промышленное и гражданское строительство» (1923); «Отечественные архивы» (1923); «Терапевтический архив» (1923); «Астрономический журнал» (1924); «Теория и практика физической культуры» (1925); «Стекло и керамика» (1925); «Этнографическое обозрение» (1926); «Вопросы истории» (1926); «Цветные металлы» (1926); «Стандарты и качество» (1927); «Биология в школе» (1927); «Каучук и резина» (1927); «Хлебопродукты» (1927); «Известия Российского государственного педагогического университета им А.И. Герцена» (1928); «Журнал прикладной химии» (1928); «Энергетик» (1928); «Тракторы и сельскохозяйственные машины» (1930); «Механизация и электрификация сельского хозяйства» (1930); «Станки и инструмент» (1930); «Электрические станции» (1930); «Электротехника» (1930); «Гидротехническое строительство» (1930); «Оптический журнал» (1931); «Известия Всероссийского научно-исследовательского института гидротехники им. Б.Е. Веденеева» (1931); «Разведка и охрана недр» (1931); «Кокс и химия» (1931); «Вестник Российской Академии наук» (1931); «Сталь» (1931); «Безопасность труда в промышленности» (1932); «Заводская лаборатория. Диагностика материалов» (1932); «Архитектура и строительство России» (1933); «Бюллетень экспериментальной биологии и медицины» (1936); «Вестник древней истории» (1937); «Металлы» (1937); «Механизация строительства» (1939); «Военно-исторический журнал» (1939); «ALMA MATER (Вестник высшей школы)» (1940); «Вестник Московского государственного лингвистического университета» (1940); «Журнал Московской Патриархии» (1943); «Черная металлургия» (1944); «Промышленная энергетика» (1944); «Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 1: Математика. Механика. Астрономия» (1946)…
Представленный список, не претендуя на абсолютную полноту, содержит научные журналы, начавшие издаваться с 1-й половины ХIХ в. По 1-ю половину ХХ в., сохранившие свое основное название и не прервавшие издательскую историю до настоящего времени (все названия актуальны и зарегистрированы в РИНЦ – Манцерова И.В.).
Внимательный читатель отметит не только разнообразие журналов, по названиям которых можно проследить основные вехи истории развития страны и отечественной науки, но и указанные в скобках даты начала выпуска. Соотнеся их с историческими событиями, происходившими в стране и в мире, трудно переоценить гражданский и профессиональный подвиг их авторов и редакционных коллективов. Накануне Первой мировой войны начал издаваться журнал «Русский язык в школе». На время Великой Отечественной войны пришлось начало выпуска «Журнала Московской Патриархии» (1943), журналов «Промышленная энергетика» (1944) и «Черная металлургия» (1944). В 1946 году еще не отменили продовольственные карточки (их отменили в 1948 г.), а в университете на берегах Невы уже выпустили научный журнал: «Вестник» (тогда – Ленинградского университета)…
В тот исторический период ни перед авторами, ни перед редакциями журналов не стояла задача повышения индекса цитируемости и публикационных показателей. В тот исторический период результаты научных исследований не называли «научным продуктом» и не рассматривали как конкурентоспособный объект.
XXI век запустил маховик глобализации и Болонского процесса, а в России – реформы всей системы отечественного образования, качественно изменил цели и задачи научной периодики.
Наука реализуется в каждом учебном и научном заведении. Особое место в этом процессе занимают университеты. Как высший тип учебных заведений университет – это такое учреждение, образовательный процесс в котором ведется через науку и на базе науки, пронизан научным содержанием; в научном отношении — это совокупность сложившихся в нем научных школ. Университет отличается прежде всего наличием личностей, лидеров, ученых-новаторов, которые «обрастают» учениками. Перспективы науки всегда определялись перспективами ведущих научных школ. Особенно это характерно для нынешнего, XXI столетия, когда все отрасли мировой науки достигли выдающихся (на данное время) высот, когда любые научные задачи и проблемы требуют объединения усилий ученых, зачастую различных отраслей науки, образования коллективов ученых…В этом отношении научная школа – уникальное образование, в котором обеспечивается непрерывность научного процесса, происходит развитие научного знания на базе достигнутого с четко вырисовываемой перспективой [6].
К основным характеристикам научной школы можно отнести известность в научном сообществе; высокий уровень исследований, их оригинальность; научную репутацию; научные традиции; преемственность поколений. Представителей научной школы объединяют общие духовные и социальные ценности, проявляющиеся в мотивации научной деятельности, нравственный этос, характеризующий социально-психологический климат и межличностные отношения между учеными и руководителем школы, особый стиль научного мышления, побуждающий к творчеству [16].
Говоря о стиле научного мышления как способе постановки научных проблем, научной аргументации и дискуссии, изложения результатов научного исследования, мы включаем в это понятие канонические представления о допустимых и недопустимых формах и способах научного изложения, об идеальных образцах научного творчества [12, с. 158-159].
Исследователи в области социологии, психологии, психолингвистики указывают на существование национальной (идиоэтнической) специфики стилей мышления (германской, саксонской, англо-американской, французской, японском и др.) [12, с. 160].
В этом контексте научные школы, являясь целостным социальным и культурным явлением, обладают определенными функциями, нормами, языковыми особенностями, способами и формами коммуникации [11].
Одной из распространенных форм научных коммуникаций является опубликование статьи в научном рецензируемом журнале. В современной российской действительности это, как правило, журналы из Перечня Высшей аттестационной комиссии (ВАК), достаточным условием вхождения в который определено «включение текущих номеров научного периодического издания или его переводной версии на иностранном языке в хотя бы одну из систем цитирования Web of Science, Scopus, Web of Knowledge, Astrophysics, PubMed, Mathematics, Chemical Abstracts, Springer, Agris, GeoRef».
С целью более успешного позиционирования российской науки в международном пространстве, Президентом РФ был издан Указ, в результате исполнения которого должно произойти «увеличение к 2015 году доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных “Сеть науки” (Web of Science), до 2,44 процента» [9].
Зарубежные библиографические базы данных и научные журналы, индексируемые в них, предъявляют ряд требований, которые вступают в противоречие с национальными и научно-публикационными традициями, с официальными стандартами, ГОСТами и внутренними редакционными правилами. Однако если противоречия такого рода преодолимы, то выдвигаемые требования к качественному составу цитируемой литературы – о преимущественном использовании источников со сроком издания не позднее последних 10 лет – ведут к утрате преемственности научных школ и научных традиций. Следуя этим требованиям, отечественным ученым рекомендуется ссылаться на статьи своих зарубежных коллег, опубликованных в зарубежных журналах, и публиковать их на иностранном языке. Ссылки на оригинальные источники, указанные кириллицей, в редакциях зарубежных журналов не воспринимаются, по этому они должны в обязательном порядке транслитерироваться и содержать пометку (rus).
«Провокация» состоит в том, что, формально выполняя требования по использованию источников, изданных в определенный временной период, авторы, стремясь повысить свои личные показатели цитирования, осознанно и целенаправленно исключают из упоминания колоссальный пласт ранее опубликованной научной и образовательной литературы, созданной отечественными учеными. Результаты научных исследований, методики и технологии, труд целых поколений оказывается невостребованным. Если в отношении новых научных направлений, возникающих на стыке традиционных наук, такая ситуация понятна, то в отношении гуманитарных, общественных и социальных наук наметились явно дискриминационные тенденции.
Распространившаяся практика материального стимулирования российских ученых за публикации в иностранных журналах мотивирует утечку самых «продвинутых» за пределы отечественного рынка периодических изданий и уменьшает редакционные портфели отечественных научных журналов [10].
Наука интернациональна, она не может существовать в замкнутой системе только одной страны, одной научной школы, одного языка. По целому ряду объективных причин происходят смена научных поколений, миграция ученых.
Социолог А.С. Мищенко [8], исследуя процессы международной маятниковой миграции ученых и изменения этоса российской науки, обращает внимание на основную проблему для российской науки: встраивание в мировую науку, которое предусматривает принятие норм, правил, ценностей, в соответствии с которыми функционирует наука в странах, перешедших на путь инновационного развития. При общности главной цели – свободе научного творчества – в России и за рубежом средства ее достижения отличаются. Эти отличия выражаются в: принципах формирования научных коллективов; в коммерционализации научной деятельности (в наметившемся переходе от академической науки к корпоративной науке); бюрократизации научной работы; формализации межличностных отношений и в специфике научных коммуникаций.
Особенности современной научной коммуникации определяются сложившейся ситуацией языкового неравенства – доминированием английского языка как средства международного научного общения. Эту ситуацию характеризуют еще как англо-американскую монокультурность… Выбор английского языка как вербализация научного результата – это выбор преимущественного положения на «рынке сбыта научного труда». Выбор английского языка почти автоматически означает, что вербализованные в тексте идеи становятся частью научного диалога в международном масштабе. Публикации на ином языке (русском, немецком, испанском etc.) – это однозначный риск оказаться на периферии общественного внимания… Вопрос… о монолингвизме в научной коммуникации ставится в последние годы не только в связи с антиглобалистскими настроениями и тяготением к национальной идентичности… этот вопрос недвусмысленно проецируется на оценку качества знания, представляемого в рамках одной языковой монокультуры [12].
Справедливости ради необходимо заметить, что и в далекие «доболонские» времена издавались переводные версии отечественных журналов: так, например, архив базы Inspec содержит переводные версии журнала «Труды Санкт-Петербургского политехнического университета» на трех языках: «Annales de l’Institut Polytechnique de St. Petersbourg» (фр.), «Berichte der St. Petersburger Polytechnische Institut» (нем.) «Proceedings of the Polytechnic Institute “Peter the Great”» (англ.) (по данным архива Inspec Archive – List of Journals, by Original Publication Country, сovered between 1898 and 1968) [13].
С развитием системы финансовой поддержки научных исследований актуализировалась необходимость идентификации научных школ [6]. Проблема перешла из теоретической области в практическую. Возросла и приобрела особую значимость роль современных библиотек: не только сохранение и обработка источников, но и содействие в разрешении проблемы идентификации научных школ, обусловленной разночтениями в определении понятий «научная школа», «научный коллектив», их временной и географической разбросанностью.
Профессор Т.В. Захарчук, исследуя проблемы идентификации научных школ, проанализировала два основных подхода к идентификации и характеристике научных школ (историко-научный и социологический) и отметила, что в последнее время традиционные методы сбора информации успешно дополняются наукометрическими методами. Наукометрический (в том числе библиометрический) подход основывается на том, что основная деятельность ученых и научных коллективов отражается в публикациях как самих субьектов деятельности, так и всего мирового научного сообщества. Поэтому изучение всего мирового потока документов позволяет получать объективную информацию, характеризующую различные аспекты научной деятельности, в том числе и деятельность научных школ. Использование наукометрических подходов позволяет расширить представления о научной школе, точнее определить ее состав и подтвердить у нее наличие тех или иных признаков. Для решения таких задач возможно использование различных библиометрических методов: анализ диссертационных исследований, соавторство публикаций, взаимное цитирование и социтирование опубликованных работ [15].
Используя традиционные проверенные методы, огромную работу в деле сохранения и популяризации научного наследия проводят университетские библиотеки. Так, в Санкт-Петербургском политехническом университете достойное место занимает публикация «Библиографических обзоров» [14], структурированно представляющих источники разных лет, демонстрирующих издания по истории отечественной науки, политехников всех исторических эпох.
На сайтах и на страницах некоторых журналов представлены краткие очерки об их истории. Зачастую они написаны формально по юбилейному поводу. Такие полномасштабные работы как историко-аналитический обзор авторов Ю.С. Васильева и В.В. Чепарухина «От “«Известий» до «Трудов»” [3], опубликованный в журнале академического уровня – большая редкость. Чаще статьи об истории университетских журналов там же и публикуются. Из общего ряда принципиально выделяется и заслуживает отдельного внимания инициатива редакционного коллектива «ЖЭТФ», создавшего “Золотой архив”статей журнала за все годы выпуска, и «Письма в ЖЭТФ», сформировавшего Золотой фонд журнала, где размещены на русском и английском языках расширенные аннотации статей, публиковавшихся в журнале и имеющих самый высокий индекс цитирования, за всю историю журнала.
Для более широкой профессионально мотивированной аудитории представляют интерес «профессиональные подробности»: как были организованы, как выбирали название журнала, когда было принято решение об издании переводной версии журнала, как, по какому принципу и какой иностранный язык выбирался для переводной версии, как и кем осуществлялся редакционно-издательский процесс (рецензирование, финансирование, распространение), как жили журналы-ветераны, когда они еще не были ветеранами…
В современных условиях, диктующих всем участникам публикационного процесса новые правила, важно сохранить отечественные университетские научные журналы не только как носителей опубликованной информации, но и как участников диалога, связывающего поколения научных школ, обладающих самым большим богатством: высокой научной репутацией.
Завершить статью хотелось бы обращением к коллективу журнала «Научная периодика: проблемы и решения», к главным редакторам других научных журналов, успешно переживших вместе с нашей страной трудные исторические периоды своего развития и сохранивших издание: создать рубрику «Журналы – ветераны научной периодики». Рассказывая в ней об истории создания и развития отечественных научных журналов, о научных школах, запечатлевших на их страницах поиск решений актуальных научных проблем, совместными усилиями мы сделаем эту информацию доступной более широкой аудитории, по служим популяризации отечественной научной периодики.
Издание научных монографий от 15 т.р.!
Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Нарышкина-Прокудина-Горская Н.А. Изучение древних родов России как развивающийся диалог поколений и стран // Труды СПбГТУ. – 2009. – № 509. –С.73-77.
Васильев Ю.С., Чепарухин В.В. От «Известий» до «Трудов». Историко-аналитический обзор (1904-2007) // История науки и техники. – 2011. – № 6. – С. 50–61.
Егоров Ю.Н. Об исторических традициях российской высшей школы // Совет ректоров. – 2014. – № 3. – С. 26-31.
Пивоваров Ю.С. Ещё раз об элитах в русской истории // Россия и современный мир. – 2010. – № 4. – С. 18-47;
Криворученко В.К. Научные школы // Информационный гуманитарный портал Знание. Понимание. Умение – 2011. – № 2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/2/Krivoruchenko_Scholar_Schools.
Павельева Т.Ю. К вопросу об идентификации научных школ // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. – 2011. – № 4. – С. 83-90.
Мищенко А.С. Международная миграция учёных как фактор изменения этоса российской науки // Социология науки и технологий. – 2011. – Т. 2. – № 2. – С.82-89.
Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07 мая 2012 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.youngscience.ru/includes/periodics/news_ani/2012/0507/00007480/detail.shtml.
Манцерова И.В. Научная публикация как отражение гражданской позиции молодого ученого: проблемы и противоречия // Формиране на гражданина и професионалиста в условията на университетското образование//сборник с научни статии 13 Междунар. науч. конф. 2-6 сент. 2013 г., Болгария, Китен. – Втора книга-Том 1 / под ред. проф. Емилии Рангеловой. – Издательство «ЕКС-ПРЕС»: Габрово, 2013: Асоциация на професорите от славянските страни (АПСС) – 2013. – 438 с. ISBN 978-954-490-403-6
Яньшина М.В. Научные школы: социологический подход к анализу // Вопросы культурологии. – 2001. – № 7. – С. 15-19.
Чернявская В.Е. Может ли ученый мыслить национально специфично? Когнитивный стиль как монокультурный феномен // Университетский научный журнал. – 2012. – № 3. – С. 156-163.
Предисловие // Труды СПбГТУ. – № 514. – 2012. – С. 4-5.
Брюханова И.А., Дементьева Е.В. Библиографический обзор по истории Санкт-Петербургского политехнического университета // Научно-технические ведомости СПбГПУ. – 2008. – № 66. – С. 96-108.
Захарчук Т.В. Библиометрические подходы к идентификация научных школ // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – Том: 197. – С. 94–107.
Захарчук Т.В. Традиции как способ реализации воспитательной функции научной школы // Педагогический журнал. – 2012. – № 4. – С. 74-85.
Mantserova, I.V. National University Periodicals in Upcoming Scientific School Dialogue. Scholarly Communication Review , 40-45. doi: 10.18334/np45151 (in Russian)