Глобальная сеть интернет и библиотеки: конкуренция и партнерство

Суворова В.М., Шмидт М.П.
Internet and Libraries: Competition and Partnership - View in English
Статья в журнале
Об авторах:

Суворова В.М.1, Шмидт М.П.2
1 главный библиотекарь
2 ЦУНБ им. Н.А. Некрасова

 Скачать PDF

Аннотация:

В статье освещаются основные темы, поднятые участниками конференции
«Информационно-мультимедийные технологии в современной библиотеке: вектор развития» 27 марта 2014 года. Среди них: взаимодействие с читателем, электронные ресурсы и услуги, библиотеки в цифровом пространстве.

Ключевые слова:

тенденции, библиометрия, наукометрия, история, задачи, вебометрия, альтметрика, сетеметрия, Scientometrics
Цитировать публикацию:
Суворова В.М., Шмидт М.П. Глобальная сеть интернет и библиотеки: конкуренция и партнерство // Научная периодика: проблемы и решения. – С. 50-55. – doi: 10.18334/np42128

Suvorova, V.M., & Shmidt, M.P. Internet and Libraries: Competition and Partnership. Scholarly Communication Review , 50-55. doi: 10.18334/np42128 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Информационное общество представляет собой новый этап развития человеческой цивилизации, характеризующийся, в первую очередь, высокой скоростью коммуникационных процессов, которая обеспечивается наукоемкими, высокотехнологичными средствами – микропроцессорными технологиями и сетью интернет. Распространение интернет-технологий во все сферы жизнедеятельности становится одним из определяющих факторов социально-экономического развития общества, проявляющихся в формировании аудитории интернет-пользователей, развитии интернет-сообществ. Сеть интернет является средством многократного увеличения скорости осуществления коммуникаций и решает главную проблему информационного общества, заключающуюся в генерации, обработке, передаче постоянного потока и огромного массива информации, которая становится общественным ресурсом.

К концу XX в. специальное коммуникационное оборудование позволило соединить подключенные к нему компьютеры в международные сети, что способствовало появлению глобальной телекоммуникационной вычислительной и информационной среды. Современные библиотеки успешно используют мультимедийные технологии в своей деятельности и решают проблемы оперативного доступа к информации всех категорий пользователей. Характерной чертой библиотек XXI в. является создание электронного пространства библиотек (ЭБП). ЭБП имеет дело с электронными ресурсами, их обращением в пространстве библиотеки и состоит из внутренней составляющей (АРМы и точки доступа для портативных компьютеров, зоны wi-fi внутри «реального» пространства библиотеки, память библиотечных компьютеров, базы данных и веб-сайта библиотеки) и внешней (сервер провайдера электронных ресурсов, телекоммуникационные каналы связи, библиотечные блоги, профессиональные группы в социальных сетях, а также «мобильные библиотеки»).

Успешным решением библиотечных задач становится интеграция библиотек, их возможностей и структур, которые занимаются процессами информатизации и создания электронных информационных ресурсов.

Следствием мирового развития информационных технологий в целом стало повсеместное развитие библиотечных автоматизированных систем. Принцип функционирования и структура компьютера напоминают структуру традиционной библиотеки. Компьютерная технология содержит термины, во многом идентичные с библиотечными: «библиотека исходных модулей», «каталог», «библиотека загрузочных модулей» и т. д. Процесс обслуживания пользователя в персональном компьютере похож на процесс предоставления услуг читателям в библиотеке: поиск данных в каталоге, процесс хранения, классификация параметров, каталогизация и др.

С приходом новых компьютерных и телекоммуникационных технологий значительно расширились возможности библиотек как информационных и культурных центров. Информационные технологии привели к трансформации традиционных функций библиотеки. Существенные изменения произошли и в обслуживании пользователей библиотек, которые получили доступ не только к собственным ресурсам библиотек, но и к электронным сетевым ресурсам, размещенным в интернете.

Электронный каталог является одним из самых востребованных пользователями информационных ресурсов библиотеки. Для оперативного получения информации в любой географической точке необходим только доступ в интернет, и заказанные документы можно предоставить в электронном виде.

Лучшие библиотеки мира и России обеспечивают открытый поиск в электронном каталоге без регистрации. Кроме того, во многих библиотеках есть сводные электронные каталоги, которые отражают совокупные ресурсы многих библиотек. Например, в Санкт-Петербурге создан сводный каталог публичных библиотек города, объединившихся в Корпоративную сеть общедоступных библиотек (КСОБ СПб). Электронное объединение сети публичных библиотек города Москвы осуществляется на библиотечно-информационном портале «БиблиоГород», где можно ознакомиться с ресурсами, услугами и мероприятиями библиотек.

Сегодня особенно интересны коллекции электронных изданий, дополнительно раскрывающие возможности современных библиотек, и собственные медиаресурсы библиотек, которые могут быть представлены в виде аудио- и видеоархива и мультимедийных выставок.

Cервисы и услуги интернета предоставляют качественно и количественно новые возможности справочно-библиографической работы для пользователей всех категорий. Совместное участие библиотек в современных видах информационно-библиографической деятельности значительно повышает эффективность и оперативность предоставления информации для пользователей и дает многим небольшим библиотекам равные возможности с крупными центральными библиотеками. С использованием интернета библиотеки активно участвуют в национальных проектах по созданию электронного контента, многие библиотеки имеют возможность проводить интерактивные телеконференции различной тематики.

Использование мультимедийных возможностей глобальной сети позволяет совершенствовать номенклатуру предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов; помогает успешно социализировать личность и развивать ее творческий потенциал, а также способствует формированию комфортной библиотечной среды.

В профессиональном библиотечном сообществе активно обсуждаются тенденции и преимущества, которые дает использование информационно-коммуникационных технологий. С их развитием произошло переосмысление роли и значения библиотеки и книги в современном обществе, что привело к изменению мотивации чтения. Практика показывает, что чтение разных видов литературы сменяется информационным чтением и быстрым усвоением информации. Возникает вопрос: «Заменит ли электронная книга бумажную?» Дилемма «бумажная книга» или «электронный контент» может рассматриваться в двух аспектах: во взаимосвязи и противопоставлении.

Между тем, при увеличении цифрового контента критерии отбора электронной информации сформированы недостаточно. Для благополучного существования в электронной информационной среде необходимо обладать рядом возможностей, позволяющих определять достоверность информации, создавая новые форматы распространения знаний, и целенаправленно формировать читательскую компетентность населения.

Рекомендации ЮНЕСКО по формированию национальной информационной политики предлагают в целях демократизации доступа к информации обеспечить развитие и создание библиотек как цифровых, так и традиционных, пропагандировать ценность чтения и книг, поощряя книгоиздание и книгораспространение путем разработки национальных планов чтения. Не стоит противопоставлять традиционные библиотеки электронным, так как все они пропагандируют ценность чтения и книг.

Цифровая эпоха вносит большие изменения и трансформацию традиционного библиотечного института. Cовременная парадигма технологических коммуникаций стремительно изменяет форму общения людей, информационную культуру, что, в свою очередь, ускоряет темп библиотечной деятельности.

Появление интернета в библиотеках положительно сказалось на предоставлении новых библиотечных услуг: электронная выдача документов, использование электронного читательского билета, электронное оповещение читателей (информирование о новых поступлениях, мероприятиях, услугах), возможность бронирования, продления и доставки документов через сайт и т.п.

Поэтапное внедрение инноваций в библиотечно-информационное обслуживание населения позволяет пользователям получить возможность доступа на расстоянии к широкому спектру библиографических, полнотекстовых, фактографических и реферативных баз данных собственной регенерации.

Увеличение числа пользователей и спрос на электронную доставку документов влечет за собой необходимость библиотечно-информационного дистанционного обслуживания, а также перевода в цифровой контент фонда библиотеки и формирования базы полнотекстовых документов.

Возросшая активность библиотек в социальных сетях дает позитивные результаты для пропаганды библиотек как центров культуры и чтения. Значительное расширение спектра библиотечно-информационных ресурсов обеспечивает доступ к подписным электронным документам: диссертациям и авторефератам, центральной и региональной прессе, журналам различных областей знаний, правовым базам данных.

Мы уже привыкли к мобильным коммуникациям, которые вошли в современную жизнь и охватили все ее сферы. Участие в коммуникативной коллективной среде стирает грани между работой, общением и отдыхом. В досетевом времени все библиотечные компоненты распределялись вокруг стационарного фонда. С изменением библиотечного пространства появилась возможность поддерживать гибкие и социально-ориентированные способы работы мобильных средств. Библиотечные модели коммуникаций изменяются в соответствии с представлениями о пространстве и способами его использования. Библиотека в сетевом режиме, с одной стороны, становится более доступной, с другой – повышает значение социальной сети как способа развития библиотечных услуг.

Библиотечное сообщество активно осваивает пространство интернета как дополнительную площадку для общения с коллегами и пользователями. Социальные сети рассматриваются как еще одна возможность осуществления библиотечного обслуживания в двух аспектах: как пространство для традиционных библиотечных услуг и как инструмент для создания новых форм взаимодействия с пользователями. Современные библиотеки, проводя мониторинг социальных сетей, формируют общую картину присутствия той или иной библиотеки в виртуальном пространстве для определения стратегии. Одним из главных моментов анализа библиотеками социальных медиа является привлечение так называемых «лидеров мнений» – людей, которые пользуются особым влиянием в сети. Они, как правило, обладают активной жизненной позицией и проявляют заинтересованность в распространении своих знаний и советов, их необходимо привлекать для положительного позиционирования библиотеки.

Для современного поколения глобальная сеть стала местом постоянногообщения. Используя возможности библиотечных сетевых сообществ, библиотеки должны быть ориентированы на развитие творческой активности пользователей, поддержку в стремлении самостоятельно производить электронный контент.

Стратегии продвижения в социальных сетях имеют общую схему, по которой идет общение с клиентом. Однако присутствие библиотеки в интернете должно опираться на четко сформулированные цели, задачи работы библиотеки в целом, на отлаженную систему технологических процедур, систему мотивации сотрудников, нормы общения с читателем. Блоги, пройдя необходимые этапы развития, все увереннее становятся наиболее авторитетным ресурсом в профессиональных вопросах. Это новые организмы, которые находят возможность наладить симбиоз между новой средой блогов и традиционной средой коммуникации. Задача библиотек — добавить в библиотечное пространство инструменты социальных сетей, тогда реальное и виртуальное пространство библиотек будет комфортным для пользователей, и они будут видеть в них качественно новые возможности информационной и социальной поддержки.

За последнее время немногие специалисты занимались проблемами обслуживания пользователей через мобильные устройства, в России эта форма обслуживания находится на стадии размышления, в то время как за рубежом ведется активное внедрение мобильных библиотечных услуг. Использование телефонов, смартфонов, портативных персональных компьютеров, планшетников в дистанционном обслуживании пользователей позволяет получать информацию в режиме 24/7, находясь везде, где доступна сотовая связь.

Обслуживание через мобильные устройства – одно из перспективных направлений библиотечно-информационной деятельности. Современным библиотекам надо подстраиваться под развивающие коммуникационные технологии, чтобы идти в ногу со временем, совмещая виртуальное и традиционное обслуживание. Функции образования и мобильных библиотек совпадают, во-первых, в привлечении неохваченных отдаленных районов для обучения, во-вторых, в предоставлении различных видов обучения (контентное, ситуационное, персонализированное и др.). Мобильность, знания и обучение взаимосвязаны, и ими необходимо грамотно управлять. Увеличенный поток информационного массива не всегда доступен вне пространства организации культуры. Между тем, подключаемость и простота использования Всемирной паутины через мобильные устройства продолжает совершенствоваться.

Все эти темы обсуждались 27 марта 2014 года на Межрегиональной ежегодной научно-практической конференции «Информационно-мультимедийные технологии в современной библиотеке: вектор развития», которая прошла 4-й раз в ЦУНБ им. Н.А. Некрасова при поддержке Российской библиотечной ассоциации и Департамента культуры города Москвы.

Руководитель Департамента культуры города Москвы С.А. Капков в письме к участникам конференции подчеркнул ее значимость в модернизации библиотек. Приветственные письма в адрес участников направил президент РБА В.Р. Фирсов, а также руководитель МГБЦ Максим Фетисов.

Докладчики конференции (В.В. Дуда, и.о. ректора АПРИКТ; Б.Р. Логинов, генеральный директор Национального информационно-библиотечного центра «ЛИБНЕТ», канд. тех. наук; М.В. Гончаров, директор Центра развития и поддержки интернет-технологии ГПНТБ России, канд. тех. наук; Е.В. Линдеман, зам. ген. директора ГПНТБ России, канд. техн. наук; Н.В. Браккер, эксперт Российского комитета программы ЮНЕСКО «Информация для всех»; С.Н. Гринченко, гл. научный сотрудник Института проблем информатики РАН, проф., доктор технических наук; А.А. Пелипенко, гл. науч. сотрудник НИИЦ Московского психолого-социального университета, проф, доктор философских наук; А.В. Пурник, вед. специалист, руководитель проекта «Электронное чтение и электронные книги» РГБМ и др.) охватили широкий круг проблем, связанных с деятельностью библиотек в цифровом пространстве. «Экранная» эволюция и новая естественность, филогенез информационных технологий и трансформация мышления, электронные коллекторы и уровни доступа, цифровые ресурсы и традиционные носители, европейская электронная библиотека «Европеана» и российские учреждения культуры, легальный контент и пиратство, HTML-5 и инфографика – все это стало предметом дискуссии специалистов.

В контексте современных процессов преобразования библиотек с целью упрощения доступа к фондам, оптимизации бюджета библиотек, привлечения и качественного обслуживания пользователей эксперты озвучили такие стратегии, как:

• развитие Национальной электронной библиотеки как единого портала c расширенным набором сервисов для большого числа пользователей;

• более тесное сотрудничество библиотек и IT-специалистов в создании единой системы межбиблиотечного поиска и технологии единого электронного абонемента;

• обеспечение удаленного доступа к электронным книгам и медиа-ресурсам «в один клик» с введением различных категорий доступа в зависимости от авторских прав: (бесплатный, платный и через идентификацию пользователя);

• унификация государственных заданий для библиотек;

• распределение приоритетов при оцифровке изданий в зависимости от спроса.

В рамках конференции состоялся Круглый стол «Библиотека в социальных сетях: «за» и «против», ведущей которого выступила Оксана Динеева, заместитель директора по обслуживанию читателей ГПИБ, канд. ист. наук. Участники говорили о качестве контента, нормативно-правовом обеспечении деятельности в социальных медиа, ответственной коммуникации с пользователями. Коллега из Государственной научной библиотеки Банска Быстрица (Словакия) поделилась опытом успешных проектов в SMM.

Онлайн-трансляция на библиотечно-информационном портале «Библиогород» (www.bibliogorod.ru) позволила специалистам из регионов РФ присоединиться к участникам конференции. В режиме телемоста в конференции приняли участие специалисты библиотек Новосибирска, Тюмени, Пензы и Чебоксар.

К конференции был подготовлен на CD-ROM информационный сборник «Профессиональные штудии», серия «В помощь специалисту публичной библиотеки», выпуск 7 «Глобальная сеть Интернет и библиотеки: конкуренция и партнерство», в который включен список рекомендательных документов. Тезисы докладов участников 4-й Межрегиональной научно-практической конференции будут отражены в сборнике материалов на электронном носителе.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241