Через открытую программную издательскую платформу к интеграции в мировое научное сообщество: решение проблемы оперативной публикации результатов научных исследований

Прокудин Д.Е.
Through an open software publishing platform for integration into the global scientific community: addressing rapid publication of research results - View in English
Статья в журнале
Об авторах:

Прокудин Д.Е.1
1 Санкт-Петербургский государственный университет

 Скачать PDF

Аннотация:

В статье анализируются основные проблемы, существующие в научной издательской деятельности, которые не позволяют в полной мере удовлетворять таким требованиям, как широкий охват аудитории, актуальность, полнота представляемой для опубликования информации и пр. Как возможный путь их решения предлагается использование издательской программной системы с открытым исходным кодом Open Journal System. Показаны основные ее особенности и преимущества по отношению к другим подобным системам.

 

Ключевые слова:

информационно-коммуникационные технологии, информатизация научной деятельности, издательская деятельность, электронные издательские системы, электронные научные издания
Цитировать публикацию:
Прокудин Д.Е. Через открытую программную издательскую платформу к интеграции в мировое научное сообщество: решение проблемы оперативной публикации результатов научных исследований // Научная периодика: проблемы и решения. – С. 13-18. – doi: 10.18334/np36109

Prokudin, D.E. Through an open software publishing platform for integration into the global scientific community: addressing rapid publication of research results. Scholarly Communication Review , 13-18. doi: 10.18334/np36109 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Одним из основных видов научно-исследовательской деятельности является оперативная публикация научных статей, отражающих актуальные результаты деятельности исследователей. Это в равной степени относится как к академическим ученым и исследователям, так и к вузовским преподавателям. К тому же подобные публикации должны удовлетворять таким важнейшим требованиям, как достоверность, актуальность и полнота, чего достичь за счет выпуска периодики на бумажном носителе в нашей стране в полном масштабе не представляется возможным. К основным проблемам можно отнести следующие.

Во-первых, многие ученые проводят исследования, результаты которых актуальны для России (в крайнем случае, для постсоветского пространства), поэтому публикации, их отражающие, издаются только в русскоязычной научной периодике. Это же относится и к сборникам научных трудов и многочисленным трудам различных конференций, имеющих местное, региональное и федеральное значение, в которых требования зачастую не предполагают наличие аннотаций и ключевых слов не только на английском, но и на русском языке.

Во-вторых, небольшие тиражи (иногда до 1000 экземпляров) не способствуют распространению новых взглядов и идей, так как расходятся в максимально узком кругу специалистов. А некоторые исследователи в связи с этим в принципе не могут быть в курсе последних тенденций их предметной области.

В-третьих, далеко не все научные издания следуют на курс интеграции в мировое издательское пространство – не имеют международных идентификаторов (ISSN, ISBN) и других общепризнанных атрибутов.

В-четвертых, недостаточно полно существующие научные издания присутствуют в ведущих научных библиотеках России (не говоря уже о зарубежных). Это справедливо прежде всего для «местечковых» изданий, особенно если они выходят в свет без присвоения ISBN или ISSN.

В-пятых, некоторые издания можно отнести к разряду конъюнктурных [1], которые либо нацелены на коммерческую деятельность (система аттестации научно-педагогических кадров и требования к своим работникам со стороны руководства отечественных вузов создает для этого такие благодатные условия), либо публикуют материалы «для галочки» (по этому могут отсутствовать реальное научное рецензирование, редактирование или проверка на заимствования). Хотя и в этих изданиях публикуются вполне приличные с научной точки зрения материалы.

Эти и многие другие проблемы отечественного научного сообщества постепенно начинают решаться. Так, базовым интегрирующим элементом всей системы научных публикаций на сегодняшний день является проект Научной электронной библиотеки (НЭБ) [1] и развернутый на ее основе Российский индекс научного цитирования (РИНЦ). Однако все проблемы такой проект решить пока не в состоянии, так как издания в него попадают на добровольной основе издателей и даже те из них, которые помещены в НЭБ достаточно давно, имеют лакуны и не представлены в полной ретроспективе архивов. А со сборниками научных статей и трудов научных конференций вообще ситуация плачевная – в свое время особенно никто не задумывался о заключении издательского договора, поэтому даже издатели этого вида научной литературы не могут размещать в НЭБ такие материалы. Да и как получить согласие на размещение полного текста статьи или тезисов, если участники разбросаны по всей стране (или даже живут в других странах), а сама публикация появилась в «лохматом» году? Кто в этом случае будет заниматься поиском людей и согласованием с ними возможности размещения текста в открытом доступе в репозитарии НЭБ? Многие периодические научные издания и конференции имеют сайты в интернете, на которых представлены электронные версии печатных изданий (опять же, и они не обладают полнотой представленных архивов, некоторые из них выходят на коммерческой основе и не предоставляют материалов в открытый доступ). Существуют также полностью электронные научные сетевые издания, которые обладают такими свойствами, как оперативность публикаций (на сайтах некоторых указываются сроки в 14 дней с момента поступления рукописи статьи в редакцию), т.е. обеспечиваются актуальность и максимальный охват аудитории в совокупности с политикой открытого доступа [2, 3, 4, 5].

К основным преимуществам издания научных журналов в электронной форме можно отнести следующие:

• максимальный охват читательской аудитории за счет доступности в сети интернет;

• постоянный открытый доступ ко всем номерам журнала (зависит от редакционной политики);

• потенциальное увеличение числа авторов за счет возможности самостоятельной отправки материалов;

• снижение затрат на издание – из издательского цикла исключаются полиграфические услуги;

• сокращение сроков выхода номеров – номер выходит в свет после размещения статей (электронный оригинал-макет) на сайте журнала;

• практически неограниченный объем номеров журнала за счет представления в электронной форме;

• минимальное число сотрудников, занятых в текущей издательской деятельности (практически необходим один человек, выполняющий обязанности технического редактора, верстальщика и издателя), что не исключает работы редактора и редакционной коллегии по организации издательского портфеля, осуществления рецензирования и формирования номеров.

Можно выделить и многие другие аспекты [5], позволяющие в том числе повысить библиометрические показатели как самих электронных изданий, так и авторов, в них публикующихся.

Тем не менее даже такие электронные научные издания не всегда удовлетворяют всем современным международным требованиям. Помимо этого, разработка собственного программного обеспечения или адаптация существующей CMS-системы [2] влекут за собой различные издержки: как разовые, так и постоянные, связанные с необходимостью технической поддержки и обновления программного обеспечения.

Но существуют и другие подходы к выбору соответствующего программного обеспечения. Так, например, уже с 2002 года существует и успешно развивается программная платформа Open Journal System (OJS) [6], явившаяся результатом инициативы группы Public Knowledge Project (University of British Columbia) при поддержке Social Sciences and Humanities Research Council of Canada, Max Bell Foundation, Pacific Press Endowment и MacArthur Foundation, а ее постоянное развитие осуществляется Public Knowledge Project в партнерстве с Canadian Center for Studies in Publishing и Simon Fraser University Library. Это программное обеспечение является свободно распространяемым с открытым программным кодом [3].

Систему OJS отличают гибкость и масштабируемость, заключающиеся в возможности использовать одну инсталлированную программную платформу для издания сразу нескольких электронных научных периодических изданий [4]. При этом каждый журнал получает собственный URL, а также настраиваемый дизайн. OJS позволяет как одному редактору управлять всеми аспектами журнала и сайта, так и обеспечить работу распределенной команды редакторов. Важной особенностью системы является возможность любому регистрирующемуся в конкретном журнале человеку предложить себя редактору в качестве рецензента, что позволяет расширить круг рецензентов и использовать их добровольную инициативу (надо только помнить, что ответственность за компетентность рецензента несет редакция). На платформу OJS можно как перенести материалы существующего научного журнала, т.е. создать его электронную версию, так и создать новый электронный научный журнал. К основным преимуществам издательской платформы OJS можно отнести то, что:

• не требуется специальных знаний web-программирования. Создать профессиональный сайт собственного электронного журнала и стать его главным редактором может любой исследователь, возглавляющий то или иное инновационное научное направление, имеющий признанную научную школу;

• для авторов предоставляется специальный интерактивный инструмент, облегчающий процедуру подачи материалов и отслеживания этапов рассмотрения и публикации статей;

• специальные сервисы облегчают редакции общение с авторами статей и их рецензентами;

• наличие адаптивности дает возможность легкой настройки системы, отражающей потребности отдельного учреждения или научного сообщества;

• публикуемые материалы, как и сами номера, практически не ограничиваются по объему;

• существует возможность обсуждения представленных статей на сайте издания;

• возможность использования в одном журнале одновременно нескольких языков интерфейса расширяет читательскую аудиторию (при этом необходимо предусмотреть размещение статей и другой информации на соответствующих языках).

Рис. Редакционно-издательский процесс в системе OJS Источник: ИД «Фолиум»: официальный сайт [Электронный ресурс] / URL: http://www.folium.ru

Как показывает практика, система OJS является очень гибким решением для управления изданием журнала, позволяющим обеспечить прозрачность редакционного процесса, а также имеющим механизмы обеспечения индексирования материалов. Система охватывает все аспекты издания онлайн журналов, помогает облегчить ручной труд редакторов, рецензентов и читателей при верстке журнала; осуществляет уведомление читателей; автоматизирует обмен корреспонденцией [9]. Система OJS использует понятие ролей в процессе издания: от технического работника, управляющего настройками журнала, до корректора, который вычитывает гранки. Весь издательский процесс при этом производится на сайте журнала, а основным средством общения имеющих роли его участников является генерирование из стандартных шаблонов и отправка сообщений электронной почты. Весь же издательский процесс можно представить следующей схемой, представленной на рисунке.

В том случае, если статьи в редакцию поступают не только через систему OJS или электронный журнал является электронной версией печатного издания, то можно использовать модуль быстрой загрузки статей, с помощью которого номер можно сформировать из оригинал-макетов в течение нескольких часов. Но такой подход не отменяет весь процесс рецензирования и редактирования рукописей авторов, что является необходимым условия обеспечения качества научной информации.

В системе OJS реализованы механизмы, позволяющие:

• автоматически включать публикуемые материалы в электронные индексируемые научные базы данных (присвоение идентификатора DOI; регистрация в распределенной базе данных исследований, основанной на проекте Public Knowledge Project сбора метаданных для обеспечения улучшенного поиска индексированных данных публикаций);

• экспортировать и выгружать статьи и метаданные в различных форматах для возможности размещения их в различных мировых сервисах (например, DOAJ, Erudit, CrossRef и др.);

• предоставлять пользователям журнала возможность отслеживать публикуемые новости (посредством подписки на ленты в форматах RSS/Atom);

• интегрировать систему OJS с Google Analytics, являющейся системой для анализа траффика компании Google и предоставляющей мощный инструментарий анализа различных статистических данных, относящихся к изданию.

Эти и многие другие функции системы OJS предоставляют мощный инструмент для осуществления издательской деятельности, который в совокупности с простотой использования, открытостью и популярностью позволяет не только оперативно публиковать актуальные результаты научных исследований, но и способствует их распространению в мировой научной среде. А открытость кода позволяет модифицировать систему под свои специфические задачи любому научному коллективу. Необходимо также отметить и то, что переход на автоматизированную издательскую платформу, такую как OJS (или ей подобную), повлечет за собой коренную перестройку всего редакционно-издательского процесса – от подачи рукописи автором и прохождения всех этапов рецензирования и редактирования до верстки номера и опубликования его в системе. Далеко не все готовы к таким кардинальным изменениям в работе. Есть авторы и рецензенты, уровень информационной культуры которых, их знания и умение пользоваться информационно-коммуникационными технологиями не вполне соответствуют современным требованиям, заложенным в автоматизированных издательских системах. Однако переход на эти технологии позволит оптимизировать не только процессы работы самого издателя, но и сделать более эффективной деятельность как авторов, так и рецензентов, сокращая при этом сроки принятия решений, а следовательно, и актуализацию нового научного знания.

[1] Ссылки на конкретные издания по этическим соображениям не приводятся.

[2] Content Management System (CMS) – система управления содержимым. Применяется как программная платформа для создания и управления интернет-сайтами.

[3] Распространяется по лицензии GNU General Public License [7].

[4] Существует аналогичная отечественная платформа, созданная и поддерживаемая Российской академией естествознания [8], но она работает только на сервере Академии и не может быть развернута в другом месте. К тому же не все возможности доступны в бесплатном тарифе, т.е. она является не открытой и условно бесплатной.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241