Роль информации и библиотек в развитии педагогической науки и образования
Маркарова Т.С.1
1 Научная педагогическая библиотека
им. К.Д. Ушинского
В современном научном сообществе большую роль играют степень и качество информационного сопровождения и обеспечения деятельности ученых. Уровень профессиональных достижений отечественной педагогики и модернизация системы российского образования диктуют необходимость создания научно-образовательного пространства, отвечающего современным требованиям и способствующего развитию и оптимизации педагогической науки. Однако инновационные процессы должны происходить с учетом законов традиционной науки и с соблюдением принципа преемственности.
Ключевые слова:
кластерный анализ, модернизация образования, новые информационно-коммуникационные технологии, информационно-коммуникативное взаимодействие, инфосфера, семантическая обработка, теория информации, педагогическая информация, интеграционные процесПриглашаем к сотрудничеству авторов научных статей
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Сегодня «модернизация» – ключевое слово в современном российском лексиконе. Особую значимость модернизация приобретает в науке. При этом толкование этого термина имеет достаточно широкий диапазон. В узком смысле под модернизацией понимается прежде всего придание научно-практическим процессам инновационного характера. В широком понимании и, на наш взгляд, более корректном, речь идет о необходимости достаточно серьезных системных изменений во всех фундаментальных и отраслевых сферах научной жизни общества с соблюдением принципа преемственности традиций. Еще одной характерной особенностью современной науки является усиление интеграционных процессов.
В процессе модернизации педагогической науки и образования происходит совершенствование научной деятельности и образовательного процесса как на основе гармоничной интеграции педагогических традиционных и инновационных технологий, так и в не меньшей мере на основе использования новых информационно-коммуникационных технологий в создании и распространении научно-образовательной информации.
В эпоху развития информационного общества в России совершенно правомерно говорить о существовании инфосферы и о разработке информационно-коммуникативного взаимодействия как актуальнейшей из задач государства. Накопленные обществом массивы информации превосходят необходимые для ее обработки индивидуальные возможности человека. Это явление, получившее название «информационного кризиса», заключается в том, что пользователь в состоянии ознакомиться с ничтожно малым количеством источников, вышедших в последнее время и отражающих актуальные проблемы определенной научной отрасли. Понятие «наука» в настоящее время определяется как сфера исследовательской деятельности человека, функцией которой является выработка и систематизация информации об объектах самого разнообразного характера. С середины 20-го столетия наблюдается интенсификация исследований, происходящих на стыке наук. Увеличение направлений исследований привело к лавинообразному росту получаемой информации, динамика которой изменяется по экспоненте. Специалистам различных профессий приходится решать многочисленные задачи, отличающиеся большой интеграционной (междисциплинарной) направленностью и слабой информационной структурированностью. Перспективы в разрешении «информационного кризиса» связаны, прежде всего, с возможностями обработки информации с учетом информационно-коммуникационных технологий и предоставлением оперативного доступа к ней в различных режимах с набором универсальных и специфических сервисных решений.
Если раньше (80-е годы прошлого столетия) ученые, особенно западные, уделяли особое внимание экономической и социальной сферам информационного общества, проблемам власти и управления, то теперь (и это в большей степени характерно для российской науки) концепция информационного общества разрабатывается с акцентом на проблемы образования. При переходе к информационному обществу, инфраструктуру которого составляют информационные и телекоммуникационные сети, происходит качественное изменение всех сфер жизни общества, а также его системы ценностей. Знание, информация, образование выступают системообразующими ценностями, без которых невозможно существование информационного общества. По нашему мнению, в содержание понятия «педагогическая информация» входят как культурно-исторический научный пласт, так и становление и развитие современной образовательной системы с новейшими педагогическими концепциями, проблемами и разработками. Научно-информационные процессы, с точки зрения философской методологии, взаимообусловлены и многофакторны, и такое раскрытие понятия «педагогическая информация» позволяет учитывать все научные факторы и достижения и построить четкую причинно-следственную связь между историей педагогики и современным состоянием педагогической науки. И если ученые-педагоги разрабатывают научные методологии и концепции (т.е., создают и потребляют научную информацию), то библиотеки призваны обеспечивать и поддерживать информационную составляющую научной деятельности. Актуальным становится реализация новых моделей учебного процесса, ориентация на самостоятельную работу потребителей образовательных услуг, коллективные формы обучения, формирование образовательных потребностей и компетентностей [1]. В современной практико-ориентированной теории информации условно можно выделить три уровня существования и функционирования информационных процессов:
• уровень накопления информации (сбор, хранение и сохранность);
• уровень обработки информации (систематизация, кодирование);
• уровень моделирования информации (структурирование, семантико-синтаксическое сопровождение информационных блоков);
• уровень сервисных технологий (предоставление оперативного доступа к информации, набор поисковых функционалов).
В современную эпоху кибертехнологии (информационно-коммуникационные технологии) активно применяются не только в сфере информационных услуг, но и в информационном обеспечении науки, образования и почти всех отраслей производства [2]. Это значительно облегчает обработку, сортировку, хранение информации и способствует эффективному обмену информационными ресурсами между различными организациями, странами и пользователями. Данная технологическая задача решена путем:
• разработки универсального конвертера, позволяющего преобразовывать исходные тексты наиболее популярных форматов в обычный плоский текст;
• разработки автоматизированного алгоритма формирования логико-лингвистического портрета (ЛЛП) текстового фрагмента;
• разработки адаптивного рубрикатора библиографии (АРБ) и программного обеспечения для его сопровождения и использования;
• увязки указанных новых элементов в единый технологический процесс.
Это существенно повышает производительность труда как на этапе ввода данных, так и в процессе анализа найденных текстовых фрагментов и является подготовительным, но необходимым этапом семантической обработки текста. Семантическая обработка означает:
• обработку неструктурированной информации из различных источников;
• единый визуальный интерфейс пользователя и унифицированная технология создания и ведения документов;
• многофункциональность доступных видов аналитической обработки текста;
• автоматическое аннотирование статей;
• автоматическое рубрицирование источников;
• динамический анализ тематической структуры текстов (кластерный анализ);
• создание семантических карт связей объектов;
• частотный анализ информационных материалов.
В этих условиях задачей научной педагогической академической библиотеки, такой как ФГНУ «НПБ им. К.Д. Ушинского» РАО, является комплексная поддержка новых информационных технологий и телекоммуникаций в сфере образования и педагогической науки России, информационное обеспечение инновационного цикла создания наукоемкой продукции и технологий, системы его (цикла) поддержки управления. Цель данной задачи – построение единого информационно-образовательного пространства путем межведомственной, межкорпоративной, междисциплинарной координации и интеграции как ресурсов, так и специалистов (создателей и пользователей) [3].
Единое информационно-образовательное пространство (ЕИОП) понимается нами как интегрированное средство накопления, хранения, обработки и распространения информации, педагогически целесообразно организованное. Единство системы научно-педагогической информации достигается путем соблюдения следующих условий:
• выделение информационного объекта, создание его имиджа;
• проведение лингвистического анализа, создание базы метаданных;
• классификация информационных объектов;
• описание информационных объектов;
• определение параметрических характеристик объекта;
• создание базы данных информационных объектов с учетом системных спецификаций.
Следовательно, современные тенденции развития российского образования ставят перед создателями и распространителями образовательно-информационных ресурсов, в частности, перед отраслевыми (педагогическими) библиотеками, задачу формирования такого единого образовательного научно-информационного потенциала, который был бы адекватен современным возможностям мирового информационного развития, включая вопросы, связанные с расширением национального информационно-образовательного пространства, повышением эффективности использования научно-образовательных информационных ресурсов и активизации информационного сотрудничества в научно-педагогической деятельности.
Контентно-ресурсное наполнение ЕИОП должно ориентироваться на основные приоритетные направления современной педагогической науки и развитие образования. Например, такие как:
• прогнозирование и проектирование инновационных процессов в образовании;
• оценка эффективности работы научно-педагогических и образовательных учреждений;
• выявление инновационного научно-педагогического потенциала;
• разработка концептуальной и методологической основы для учебных программ;
• мониторинг научной динамики и практико-ориентированных проблем современной педагогики;
• определение рыночного сегмента – групп реальных и потенциальных пользователей по конкретным признакам в соотношении с ресурсным объемом ЕИОП, конкретными потребностями пользователей и формой обслуживания.
Как и всякая система, система образования имеет инфраструктуру, включающую, как правило, объективно складывающуюся совокупность образовательных учреждений, органов управления образованием, академических учреждений, ресурсных центров и других образовательных организаций, находящихся во взаимодействии друг с другом, поддерживаемым информационно-коммуникационной структурой, которой, на наш взгляд, может стать единое информационно-образовательное пространство.
Базовыми критериями библиотечноинформационного сервиса в условиях единого информационно-образовательного пространства, на наш взгляд, являются:
• ситуационная полезность для пользователя;
• комфортность (удобство получения/пользования информацией);
• избирательность (адресность, индивидуализация вплоть до персонификации, приобретает особую актуальность в условиях академических библиотек);
• стабильность (постоянный характер информационного обслуживания);
• особый уровень качества;
• оперативность предоставления информации;
• гибкость (приспособляемость) но -менклатуры в соответствии с динамикой потребительского спроса;
• исчерпывающая полнота запрашиваемой информации;
• объективная социальная и/или экономическая выгода для библиотеки [4].
Итак, одной из сущностных целей деятельности специализированной академической библиотеки, такой как ФГНУ «НПБ им. К.Д. Ушинского» РАО, становится обеспечение дружественной, комфортной коммуникационной среды, способствующей оптимизации научно-педагогической и образовательной деятельности; корректному научному общению как внутри одной коллаборации, так и в межотраслевом сообществе. Наиболее эффективно и оперативно эта цель достигается благодаря объединению доступных интеллектуальных и материально-технических ресурсов, а также вследствие особой настроенности на позитивные результаты.
Издание научных монографий от 15 т.р.!
Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Винер Н. Информатика, язык и общество. – М.: Наука, 1983. – С. 238–248.
Электронное информационное пространство для науки, образования, куль туры: материалы Всероссийской Интернет-конференции, Региональной научно-практической конференции, 14–15 октября 2008 г. – Орел, 2008. – 168 с.
Клюев В.К. Управленческая экономика российской библиотеки. – М., 2007. – 384 с.
Markarova, T.S. The Role of Information and Library in Development of Pedagogy and Education. Scholarly Communication Review , 31-34. doi: 10.18334/np35103 (in Russian)