Трансформации в современной науке и развитие библиотечных сервисов для поддержки научных исследований

Дедик П.Е.
Transformation Into a Modern Science and the Development of Library Services to Support Scientific Research - View in English
Статья в журнале
Об авторах:

Дедик П.Е.1
1 ФГНУ «Научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского» РАО

 Скачать PDF

Аннотация:

С развитием компьютерных технологий и информационных сетей происходят существенные изменения в науке, процессе производства нового научного знания. Появляется множество организаций, предоставляющих доступ к научной информации и предлагающих услуги и сервисы, ориентированные на поддержку научных исследований. Научные и университетские библиотеки могут оказаться в стороне от основного направления развития науки. Для того, чтобы этого не случилось, следует подойти к задаче развития библиотечных сервисов целостно, имея в виду удовлетворение потребностей научных работников в течение всего цикла исследования: от зарождения и формулирования идеи и поисков источников финансирования до получения результатов и их распространения в научном сообществе. Такой целостный подход позволит наиболее полно использовать преимущества библиотек для их «выживания» в новых условиях. В статье описывается опыт зарубежных библиотек, в которых применяется такой подход. Российским библиотекам следует активно перенимать опыт своих зарубежных коллег.

Ключевые слова:

трансформация науки, научные библиотеки, университетские библиотеки, библиотечные сервисы, сервисы для поддержки научных исследований, потребности научных работников, цикл научного исследования
Цитировать публикацию:
Дедик П.Е. Трансформации в современной науке и развитие библиотечных сервисов для поддержки научных исследований // Научная периодика: проблемы и решения. – С. 28-35. – doi: 10.18334/np3498

Dedik, P.E. Transformation Into a Modern Science and the Development of Library Services to Support Scientific Research. Scholarly Communication Review , 28-35. doi: 10.18334/np3498 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Современный этап развития общества происходит в условиях технологического прорыва, который обеспечил невиданное ранее развитие научной сферы [1]. Высокий уровень использования информационных технологий распространяется как на образ жизни людей, так и на их образование и деятельность. На современном этапе наука претерпевает кардинальную трансформацию своих институтов, которая происходит в условиях изменения системы производства научного знания [2, 3]. По существу, сегодня происходит формирование нового научно-информационного пространства, в качестве материальной основы которого выступают такие информационные ресурсы, как поисковые системы, базы данных, всевозможные виды архивов, телекоммуникационные сети, а также различные информационные программные продукты и сервисы. Информационный обмен начинает приобретать глобальный характер. Мировое научное сообщество вступает в эру сетевых технологий, в которой Интернет становится не просто средой коммуникации, но и средством, при помощи которого создается интерактивная научно-исследовательская инфраструктура. С одной стороны, широкий доступ к информации несколько умаляет роль посредников в ее предоставлении. С другой, современное информационное пространство характеризуется неконтролируемыми и перенасыщенными информационными потоками. В такой ситуации особую роль приобретает проблема взаимоотношений между производителями и распространителями, хранителями и потребителями информации, то есть, «между всеми участниками нынешней системы информационных коммуникаций». В целом организация научных исследований в глобальной сети соответствует методологии традиционной науки, которая формируется на основе постановки проблемы, определения участников проекта, разработки и реализации научной программы, обработки результатов, подведения и обнародования итогов исследования. Однако сегодня научно-исследовательские проекты, опираясь на современные интернет-технологии, создают так называемую виртуальную исследовательскую среду (Virtual Research Environment). По мнению многих ученых, институциональные формы для продвижения научной деятельности в глобальной сети интернет сегодня находятся в начале пути своего развития [2]. Но уже сейчас в качестве новых возможностей можно отметить создание сетевых профессиональных сообществ, научных самопрезентаций ученых (e-Portfolio), распространение научных интернет-блогов, возможности самоархивирования научных данных, создание интернет-лабораторий и виртуальных обсерваторий, организацию «открытого доступа» к результатам научных исследований.

Реалии нового информационного общества выдвигают новые требования к деятельности ученых и исследователей. Как уже подчеркивалось выше, ускорение темпов научной работы требует обеспечения возможности оперативного доступа к необходимой информации. Также в условиях проведения научных исследований довольно часто возникает необходимость мобильной смены тематики исследований, переключения их на новые предметные области. Роль временных научных коллективов, состоящих из специалистов различного профиля, которые работают в рамках одного гранта, приобретает сегодня все больший размах. Решающее значение также в процессе производства нового научного знания приобретают сетевые взаимодействиями с членами профессионального сообщества. Однако нередко потребности науки находятся в определенной степени дисбаланса с требованиями к ее развитию со стороны финансирующих организаций. К примеру, сегодня существуют довольно жесткие требования к наличию публикаций по результатам проведенных исследований в международных базах данных. В то же время, для оперативного распространения результатов научных исследований необходимо осваивать новые модели, минуя традиционные способы публикации в рецензируемых научных журналах.

Разработаны разнообразные программные средства, работающие в режиме онлайн. Это средства для анализа и визуализации данных, системы, позволяющие легко конструировать всевозможные средства для проведения опросов и сетевых исследований, разнообразные системы управления цитированием и библиографическими ссылками (citation manager) и многое другое.

Традиционно библиотеки были важнейшими участниками научного процесса, обеспечивая исследователей необходимой информацией. Однако сегодня, когда появилось большое число посредников, предоставляющих, помимо библиотек, доступ к научной информации, многие научные и университетские библиотеки оказываются в довольно сложном положении. Исследователи и научные работники почти не посещают библиотеки; они плохо представляют себе, какие услуги могут им предложить библиотеки в значимых для них областях деятельности. Ценность библиотечных профессионалов как посредников при обеспечении доступа к информации, сегодня не очевидна для пользователей, которым предоставлена возможность самостоятельно искать необходимую информацию 24 часа в сутки. Далеко не всегда преподаватели и научные сотрудники университетов понимают, что наличие научным образом сформированных, тщательно отобранных коллекций научных информационных ресурсов является важнейшим условием повышения эффективности обучения и научных исследований, ведущихся в университетах.

Многие библиотечные специалисты понимают необходимость уделять больше внимания развитию библиотечных сервисов, в том числе таких, которые ориентированы на поддержку научных исследований (research support services) [4–7]. Сами исследователи ожидают от предоставляемых библиотеками сервисов прямого эффекта при решении разнообразных задач, возникающих в процессе научной деятельности. В современных условиях определяющее значение приобретает уникальность предложения библиотечных сервисов и их соответствие потребностям научного сообщества. Потому библиотечные услуги и сервисы сегодня становятся показателем значимости и эффективности той или иной библиотеки, выступая в качестве их отличительных особенностей. При этом как контент, так и сущность таких сервисов все более ориентированы на современные информационные системы и программные средства, а не на традиционные для библиотек объекты, такие как книги, журналы, рукописи и т.п.

В редакционной статье для журнала «College & Research Libraries» [8] профессор Университета штата Иллинойс (Urbana-Champaig, США) отмечает целый ряд библиотечных сервисов, которые можно считать удачными находками, характерными для реализующих эти сервисы библиотек:

– Виртуальный центр знаний (Virtual Knowledge Centre) в библиотеке Утрехтского университета (Нидерланды), http://www.uu.nl/university/library/EN/services/Pages/VKC.aspx;

– Центр авторского права (Copyright Advisory Office) в библиотеке Колумбийского университета (США), http://copyright.columbia.edu/copyright/copyright-in-general;

– Центр цифровых научных публикаций (Office of Digital Scholarly Publishing) библиотеки Государственного университета штата Пенсильвания (Penn State University, США), http://www.libraries.psu.edu/psul/odsp.html;

– Славянский справочно-информационный центр (Slavic Reference Service) в библиотеке штата Иллинойс ( University of Illinois at UrbanaChampaig, США), http://www.library.illinois.edu/spx/srs.html;

– Систему MyResearch в библиотеке Университета Чарльза Дарвина (Carles Darvin University, Австралия), http://learnline.cdu.edu.au/myresearch/process/research.html.

Сегодня сервисы научных библиотек должны соответствовать разнообразию потребностей тех научных сообществ, на работу с которыми ориентирована та или иная библиотека. Как сделать библиотечные сервисы востребованными, какой должна быть концепция их развития, а также информационное и кадровое обеспечение.

Как показывает анализ публикаций в зарубежной профессиональной печати, весьма перспективным является такой подход к построению системы сервисов для поддержки научных исследований, при котором библиотеки ставят своей задачей стать частью современной исследовательской инфраструктуры. Без тщательного анализа всего процесса научных исследований, без понимания всех связанных с этим процессом потребностей научных работников и исследователей библиотеки не смогут разработать и предложить сервисы и услуги, которые будут реально востребованы их пользователями.

Исследовательский цикл (research life cycle) (рис. 1), который сегодня используется во многих профессиональных публикациях – не что иное, как циклическая модель для структурирования различных видов деятельности, связанных с процессом создания нового научного знания. Достижения в программном и аппаратном обеспечении предоставляют провайдерам и потребителям информации новые возможности и различные связанные с информацией сервисы. Исследователи быстро адаптируются к продуктам, которые легки в употреблении и могут способствовать повышению эффективности их научной работы. Исследователи отмечают, что им приходится постоянно сталкиваться с все возрастающим количеством документов и наборов данных, относящихся к проводимым исследованиям. Хотя некоторые университеты предоставляют новые сервисы для улучшения управления научными данными и документами, многие исследователи выражают озабоченность, что результаты научных исследований в дальнейшем могут стать недоступными, если не предпринять специальных усилий для их сохранения.

Рис 1. Схема исследовательского цикла (research life cycle)

Согласно ряду публикаций [5, 6, 9], за рубежом неоднократно проводились исследования, направленные на выявление потребностей ученых на всех стадиях исследовательского цикла. Эти потребности зависят от целого ряда факторов, таких как область исследований и исследовательский стаж, политика государства в отношении науки и многое другое. Можно, однако, сформулировать виды деятельности и связанные с ними потребности, с которыми постоянно приходится сталкиваться научным работникам в процессе выполнения их исследований. Анализ публикаций в зарубежной профессиональной печати показывает, что для каждого из приводимых ниже видов деятельности можно указать конкретные библиотеки, в которых сотрудники оказывают исследователям соответствующую помощь и поддержку в том или ином виде.

Перечислим эти направления деятельности и потребности:

1. Инициация новых исследований, формулирование заявок на получение грантов, составление планов исследований и смет предполагаемых расходов.

Пожалуй, этот вид деятельности только начинает рассматриваться библиотеками как возможная сфера для своего участия и поддержки исследователей.

2. Поиск новой информации, идентификация источников, релевантных тематике предполагаемого исследования.

Традиционно в этой области наиболее часто исследователи обращались за помощью в библиотеки. Однако развитие поисковых систем интернета постепенно приучает даже серьезных ученых к прагматичному подходу «good enough» («не ищи лучше того, что уже нашел»). Сотрудники библиотек должны здесь в полной мере реализовать свой опыт навигаторов в научном информационном универсуме. Только в этом случае в основание предполагаемого исследования будет заложен прочный фундамент, который является необходимым условием получения высоких научных результатов.

3. Управление информацией, относящейся к проводимому исследованию.

Все возрастающие объемы документов и наборов данных требуют от исследователей много времени и сил для их упорядочивания и хранения. Один из наиболее часто осуществляемых видов поддержки – работа со списками литературы и библиографическими справками; довольно часто библиотеки предлагают обучающие семинары и тренинги по программным библиографическим системам типа EndNote, RefWorks, Mendeley и др.

4. Управление данными, получаемыми в ходе исследований и их «курирование».

В профессиональной печати сейчас даже появился термин «data curation», который означает хранение и обслуживание научных данных [10]. Здесь имеется в виду деятельность по организации, упорядочиванию, анализу, хранению, обеспечению доступа и информационной безопасности, а также возможность многократного использования данных в будущем. Использование данных исследований становится все более интенсивным. Это связано с тем, что особенно в междисциплинарных исследованиях разным ученым часто требуется работать с одними и теми же данными, причем желательно в режиме онлайн. В литературе высказывается мнение, что хорошая организация хранения и обеспечение регулярного доступа к имеющимся научным данным открывает грандиозные возможности для получения нового научного знания. Однако главным препятствием на этом пути сегодня становится отсутствие оптимальных систем метаданных и надежных электронных хранилищ информации. Отметим, что такая область управления информацией, как метаданные, традиционно является прерогативой библиотечных специалистов. В ряде библиотек они принимают активное участие в создании и информационном наполнении репозиториев, которые создаются для долговременного хранения научных данных и результатов научных исследований.

5. Еще одним важным направлением является профессиональное общение и обмен информацией при помощи телекоммуникационных каналов; формирование и использование сетевых профессиональных сообществ.

Однако для отечественного научного сообщества до сих пор характерно наличие определенных барьеров в отношении использования различных программных средств и сервисов для научной коммуникации; в частности, в отношении социальных сетей и инструментов в духе Web 2.0. В этой области библиотеки могут с успехом использовать свой богатый опыт в развитии информационной культуры пользователей.

6. Анализ и выявление новой информации из данных, получаемых в ходе научных исследований, в частности, выявление различных эмпирических закономерностей из экспериментальных данных.

Этот род деятельности в целом ряде библиотек рассматривают как перспективную область для развертывания различных поддерживающих сервисов. Однако при этом все большую актуальность приобретает задача по развитию у сотрудников библиотек соответствующих профессиональных способностей и навыков.

7. Подготовка и написание отчетов, статей, аналитических записок и их распространение и продвижение в научном сообществе.

Сотрудники многих библиотек оказывают помощь исследователям в решении таких вопросов, как «где опубликовать», «в какой форме опубликовать», «как привлечь внимание к публикации». Важную роль для развития научного знания играет освоение исследователями новых моделей научных коммуникаций, которые отличаются от традиционного способа публикации научных результатов в рецензируемых журналах.

8. Интеллектуальная собственность, научный приоритет и другие требования, которые относятся к научному статусу.

Учитывая сложную систему требований, которые должны выполнить исследователи по отношению к финансирующим исследования организациям, библиотеки могут и должны оказывать помощь в разъяснении прав авторов по отношению к издательствам, возможности использования информации других исследователей, вопросов интеллектуальной собственности и научного приоритета, проблемы плагиата и т.п.

9. Оценка качества, востребованности исследований и их влияния на прогресс науки.

Государственная политика в области науки, реализуемая во многих странах, включая Россию, требует от научных работников подтверждения важности их работы и ее влияния на развитие соответствующей области знания. В этой сфере возможности участия библиотек и их сотрудников очень велики. В качестве методов возможного участия могут стать библиометрические исследования, например, о количестве публикаций, шкалах и индексах цитирования, включая знаменитый индекс Хирша и т.п., ориентация в многочисленных научных журналах в зависимости от импакт-фактора, а также определение других наукометрических показателей.

10. Коммерциализация результатов научных исследований.

Эта область еще мало используется библиотеками для создания и продвижения поддерживающих услуг и сервисов. Однако в некоторых библиотеках сотрудники совместно с членами исследовательского сообщества уже проводят маркетинговые исследования, направленные на коммерциализацию и продвижение результатов научной деятельности. Особое внимание здесь уделяется поддержке исследователей в обеспечении их авторских прав и охраны интеллектуальной собственности.

В целом можно отметить, что в зарубежных научных и университетских библиотеках в природе и содержании услуг и сервисов для поддержки научных исследований произошел существенный сдвиг. Если традиционные услуги затрагивали в основном формирование специализированных информационных коллекций, поиск информации и некоторые элементы информационного менеджмента, то сегодня сервисы становятся более разнообразными и технологически насыщенными, они далеко уходят за пределы деятельности, непосредственно связанной с обеспечением доступа к информации.

В многочисленных российских исследованиях, посвященных выявлению потребностей научных сотрудников, в чистом виде задача проведения полного анализа потребностей на всех стадиях исследовательского цикла пока не ставилась. Тем не менее, в ряде российских университетов уже создаются сервисы, которые относятся к разным стадиям цикла исследований. Например, в Белгородской универсальной научной библиотеке создан и успешно действует Патентно-информационный центр. (http://www.bgunb.ru/pic/index.html). При библиотеке Севастопольского национального технического университета (СевНТУ) на платформе Dspace сформирован репозиторий, который используется как открытый архив научных публикаций сотрудников университета (http://sevntu.com.ua/jspui/) [11].

В библиотеке по естественным наукам РАН (БЕН РАН) разработаны специальные библиометрические сервисы [12]. Если раньше инструменты, которые использовались в библиометрических исследованиях, в основном касались печатных библиографических указателей или первоисточников, то сегодня они основываются на различных электронных источниках информации. Политематические базы данных, например, Web of Science (Thomson Reuters) и Scopus (Elsevier) имеют целый ряд возможностей, которые используются как для исследования состояния той или иной научной области, так и для проведения анализа цитируемости отдельных специалистов. Сегодня вся предоставляемая данной библиотекой БЕН РАН библиометрическая информация является востребованной у большинства пользователей, а потому это направление здесь рассматривают как одно из наиболее перспективных в деятельности современных научных библиотек.

И все же, приведенные выше примеры использования современных библиотечных сервисов в целом производят впечатление довольно мозаичной картины. Таким образом, вряд ли можно говорить о целостной политике развития и продвижения подобных сервисов для поддержки научных исследований в российских научных и университетских библиотеках.

Именно поэтому сегодня становится актуальным изучение успешного опыта тех зарубежных библиотек, в которых поставлена задача разработки и продвижения в академическом сообществе сервисов и услуг, которые относятся именно к исследовательскому циклу в целом, т.е. ко всем его стадиям. Среди зарубежных университетских библиотек наибольшего успеха в реализации концепции создания сервисов для поддержки научных исследований достигли такие учреждения, как: библиотека Charles Darvin University (http://www.cdu.edu.au/library/), библиотека University of New South Walles (http://library.unsw.edu.au/), библиотека Swinburne University of Technology (http://www.swinburne.edu.au/lib/).

Тот факт, что все три указанные университета оказались австралийскими – случайное совпадение. Но это совпадение, вероятно, отражает то известное обстоятельство, что в Австралии давно и последовательно оказывается государственная поддержка развитию университетской науки и всемерному внедрению инноваций.

Систему сервисов библиотеки Swinburne University of Technology можно назвать, пожалуй, наиболее удачным примером продвижения услуг и сервисов для поддержки научных исследований. Здесь используются новейшие достижения системы обработки, распространения, а также хранения, поиска и анализа научной информации. Центральное место в них занимают инновационные технологии, которые способствуют обмену информацией. Поддержка научных исследований в таких направлениях, как обеспечение доступа к сетевым информационным хранилищам или проблемы консультирования по коммерциализации научных исследований, обеспечиваются совместно с такими подразделениями, как IT–департаменты [13]. Благодаря всем этим мерам обеспечивается вся практическая цепочка в предоставлении непрерывного цикла услуг в процессе проведения научных исследований.

Во-первых, здесь делается ставка на обеспечение оперативного доступа научных сотрудников к постоянно развиваемым коллекциям научной информации, включающим ведущие периодические издания. Во-вторых, создание собственных информационных репозиториев (institutional repository) гарантирует поддержку распространения результатов исследований уже после их публикации, обеспечивая равноправный доступ всех пользователей к научной информации. В-третьих, оказывается помощь в продвижении результатов исследований. К примеру, создаются web-страницы публикаций для сотрудников факультетов, причем их содержание еженедельно обновляется в соответствии с обновлением контента репозитория. Подобная инициатива для многих исследовательских групп уже заменила публикации ученых на собственных веб-сайтах. В-четвертых, по завершении исследований, библиотечные сотрудники оказывают помощь с публикацией результатов исследований в академических журналах. Например, силами сотрудников библиотеки Swinburne издаются три научных журнала, два из которых находятся в открытом доступе. Публикация в научных изданиях включает в себя поддержку и помощь с адаптацией под поисковые системы, поддержку в обеспечении авторских прав авторов исследований, распределение ISSN для периодических изданий и ISBN для одноразовых выпусков монографий, а также управление подписками. И, наконец, в пятых, исследователям оказывается поддержка в продвижении результатов исследований, оценке их значимости для поисков источников финансирования при подготовке новых заявок на гранты. Отметим, например, что сотрудниками библиотеки поддерживается в актуальном состоянии web-страница (http://www.research.swinburne.edu.au/grants-contracts), на которой размещена информация об объявленных в Австралии грантах, научных конкурсах и контрактах. Многие университетские библиотеки не обеспечивают – или, по крайней мере, не продвигают – услуги и сервисы, нацеленные на помощь исследователям в подготовке заявок на гранты. Хотя каждая успешная заявка на грант нуждается в хорошей идее, все же большая часть заявки пишется ради формы и состоит в корректном формировании списка публикаций и максимизировании их воздействия через оценки цитируемости. Деятельность в области оценивания результативности и влияния исследований в применении к поискам источников финансирования предоставляет библиотекам большую возможность показать свою востребованность и значимость как в производстве «доходной части» научных исследований, так и в продвижении их результатов.

Уже имеется ряд прецедентов, когда сотрудники библиотеки Swinburne University of Technology, наряду с исследователями, выступали как равноправные члены творческих коллективов при подаче заявок на научные гранты. Поэтому здесь рассматривают процесс подготовки заявки на грант как хороший шанс для исследователей использовать сервисы, которые разработаны и поддерживаются библиотекой.

Опыт сотрудников технологического университета в Свинбурне является довольно ценным как для мирового сообщества в целом, так и для российских университетов в частности, которым сегодня просто необходимо искать новые возможности по развитию сервисов, ориентированных на поддержку научных исследований. В условиях российской действительности, среди многих проблем, с которыми приходится сталкиваться в процессе развития библиотечных сервисов, наиболее актуальной является проблема соответствия профессиональных навыков и профессиональной подготовки библиотекарей задачам нового времени. Именно потому определенные усилия необходимо сосредоточить именно на планомерной работе по повышению квалификации библиотечных специалистов и даже на преобразовании отдельных структурных подразделений библиотеки. Еще одной важной проблемой остается формирование активной позиции российских библиотек в продвижении имеющихся и вновь создающихся сервисов в академическом исследовательском сообществе. Ведь именно от постоянного развития и совершенствования сервисов и услуг для поддержки научных исследований напрямую зависит роль российских научных и университетских библиотек в процессе создания нового научного знания и их место в современной исследовательской инфраструктуре.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
Юревич, А.В. Наука в современном российском обществе / А.В. Юревич, И.П. Цапенко. — М.: Ин-т психологии РАН, 2010.

Журавлева, Е.Ю. Научно-исследовательская инфраструктура Интернет // Вопросы филосо-фии. - 2010. - 8. – С. 155-166.

Опарина, О.Д. Организация научной деятельности библиотек в Интернете // Библиотековедение. – 2012. – № 5. – С. 30–37.

Казанцева, В. П. Тенденции в обслуживании пользователей библиотеки в современных условиях // Электронная библиотека и современное образование : ресурсы, технологии, управление : мате-риалы Всерос. науч.-практ. конф., 24–28 сент. 2012 г., г. Красноярск / сост. В. П. Казанцева, Н. Г. Шевченко; под. ред. Е. Г. Кривоносовой ; Сиб. федерал. ун-т. – Красноярск : СФУ, 2013. – 178 с. – С. 69-73.

Auckland, M. Re-skilling for Research. An investigation into the role and skills of subject and liaison librar-ians required to effectively support the evolving information needs of researchers (January 2012)
Режим доступа: http://www.voced.edu.au/content/ngv50773.

Byrne, K., McKenzie, C.,Frances, M. E-Research and Libraries: a Perfect Partnership? // Proceedings of the 6th eResearch Australasia Conference, 28 Oct- 1 Nov 2012, Sydney, Australia.

Leuschner, M. Where is the Library in the Digital Workflow of Research // Proceedings of the IATUL Con-ferences. Paper 8. Режим доступа: http://docs.lib.purdue.edu/iatul/2012/papers/8.

Scott, W. Distinctive Signifiers of Excellence: Library Services and the Future of the Academic Library //

College & Research Libraries. – 2011. – vol.42. - №1.

Corrall, S., Kennan, M.A., Afzal, W. Changes in Academic Libraries: Evolution and Innovation in Research Support Services. -
Режим доступа: http://ozk.unizd.hr/proceedings/index.php/lida2012/article/viewFile/74/45.

Земсков, А.И. Data curation – хранение научных данных и обслуживание ими – новое направле-ние деятельности библиотек // Научные и технические библиотеки. - 2013. - №2. - С. 85-101.

Ржевцева, Н. Л., Нутраченко, Е. П.. eSevNTUIR - электронный научный архив университета // Научные и технические библиотеки. - 2011. - №5. - С. 42-46.

Слащева, Н.А., Власова, С.А., Миронова, Н.В. Анализ потребностей ученых и специалистов ЦБС БЕН РАН в информационных услугах научной библиотеки // Иинформационное обеспечение науки. новые технологии. Cб. науч. тр. / Каленов Н.Е. (ред.). - М.: Научный Мир, 2011. - 354 с.- С.100-109.
Режим доступа: http://www.benran.ru/SEMINAR/SEM/Sb_11/sbornik/doc_100.pdf.

Parker, R. What the library did next: strengthening our visibility in research support // Proceedings of the VALA2012 16th Biennial Conference and Exhibition, Melbourne, Australia, 6 - 9 February 2012,
Режим доступа: http://www.vala.org.au/vala2012-proceedings.